Порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции
Бесспорное значение в деле охраны Конституции имеют нормы, устанавливающие жесткий порядок изменения конституционных положений. Конституция России предусматривает сложный порядок пересмотра и изменения Основного Закона, который имеет цель обеспечивать высокий уровень защиты, прежде всего, отправных, базовых конституционных установлений.
Анализ развития конституционного права, а также теоретические изыскания позволяют выделить в системе охраны Конституции, прежде всего, пресекательно-модификаторское направление. Оно охватывает комплексы различных нормативных и институциональных гарантий, относящихся к модификации действующих конституций. Как указывалось выше правовая охрана Конституции представляет собой систему или совокупность мер, правовых средств, направленных на обеспечение высшей юридической силы, верховенства, стабильности основного закона, а также неукоснительного выполнения конституционных норм. Такими мерами или средствами являются формы правовой охраны, то есть конституционный надзор, конституционный контроль, конституционная ответственность и особый порядок внесения конституционных поправок и изменения Конституции. Установление и закрепление в основном законе такого особого порядка является одним из юридических средств (форм) правовой охраны Конституции, направленным на обеспечение ее стабильности. Нормы, устанавливающие данный порядок, обеспечивают правовую охрану основного закона. Их можно определить как институт внутриконституционной самоохраны.
На определенных этапах общественного развития нашей страны эта проблема в разной степени регулировалась Конституциями. Так, в соответствии с Конституцией РСФСР 1918 г. установление, дополнение, изменение ее основных начал было исключительной привилегией Всероссийского съезда Советов. Основной Закон РСФСР 1925 г. наряду с закреплением такого же положения допускал внесение частичных изменений в Конституцию РСФСР сессиями Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета в период между Всероссийскими съездами Советов. Конституция РСФСР 1937 г. содержала специальную главу XIV «Порядок изменения Конституции», в которой говорилось о том, что единственный орган, который может изменить Конституцию, - это Верховный Совет РСФСР. Аналогичное решение содержалось и в Основном Законе РСФСР 1978 г.
Однако, в конце 80-х - начале 90-х годов в связи с принятием федеративного договора были внесены новшества в раздел о порядке изменения Конституции РСФСР 1978 г. Закреплялось, что изменения и дополнения Конституции производятся Съездом народных депутатов РФ законом, принятым большинством не мене двух третей от общего числа избранных народных депутатов. В таком же порядке производилось временное приостановление действия отдельных статей Конституции. Изменение и дополнение конституционных положений, касающихся федеративного устройства страны, не могли осуществляться в одностороннем порядке и производились по согласованию с республиками, краями, областями, автономными областями, автономными округами, городами Москвой и Санкт-Петербургом в лице Советов народных депутатов.
Анализ этих документов позволяет нам сделать вывод о том, что положения действовавших в России основных законов в области рассматриваемого нами вопроса носили общий характер, и фактически отсутствовала четкая процедура изменения Конституции и принятия нового основного закона. Без решения этих проблем не представляется возможной стабильность конституционного строя, правовой системы страны. Нерешенность этого вопроса привела к тому, что в период 1989-1993 гг. в Конституцию РФ 1978 г. было внесено более 300 поправок, вследствие чего многие ее положения противоречили друг другу.
Действующую Российскую Конституцию необходимо отнести к числу «супержестких».