И его торговые связи с зарубежными странами
Самые ранние известия о древнерусских купцах относятся к первой половине IX в. Арабский географ ибн Хордадбех отмечал, что они привозили свои товары в греческие черноморские колонии, спускались по Дону и Волге в столицу Хазарского каганата, по Каспийскому морю на судах и далее посуху на верблюдах доходили до Багдада.
О характере внешней и внутренней торговли на Руси оставили нам сведения русские дореволюционные историки, которые использовали летописные источники. Так, В.О. Ключевский говорит о том, что появлению торговцев-профессионалов способствовало, прежде всего, накопление в руках знати значительных излишков продукции сельского хозяйства и лесных промыслов. Большую роль в развитии торговли играло отделение ремесла от земледелия, возникновение первых городов – крепостей. Среди первых купцов были воины-дружинники варяжского происхождения. «Осаживаясь в больших торговых городах Руси, - писал Ключевский, - варяги встречали здесь класс вооруженных купцов и входили в его состав, нанимаясь конвоировать русские торговые караваны».
Изучая вопрос о внешнеторговых связях Руси, следует иметь в виду, что Киевская Русь занимала выгодное географическое положение, так как по ее территории проходил важный торговый путь «из варяг в греки».
На протяжении длительного времени Русь была торговым партнером Византии, торговля с этой страной составляла ядро хозяйственной деятельности Киевской Руси. Поэтому понятно, что особым покровительством со стороны княжеской власти пользовались купцы, связанные с внешней торговлей – «гости». В.О. Ключевский не без оснований считал, что причиной большинства военных походов первых киевских князей в IX-XI веках на столицу Византии была защита русских купцов, ибо в Царьграде их избивали и даже убивали. Восстанавливая отношения с Византией, Русь закрепляла их условия в документах. Так, договора Олега и Игоря с Византией четко зафиксировали порядок проведения торговых операций, определили место пребывания и содержания русских «гостей» в Константинополе. Согласно этим торговым договорам киевский князь мог ежегодно посылать в столицу Византии любое количество кораблей с послами и «гостями» Приезжие купцы получали от византийцев «месячину», то есть содержание, и могли пользоваться бесплатно банями. Более подробно об этом смотрите материалы Х лекции В.О. Ключевского.
Киевская Русь вела также оживленную торговлю со странами Востока. Через ее территорию проходил торговый путь из Азии через Каспийское море, Волгу до Западной Двины и по Балтийскому морю до острова Готланд. Русь становилась центром транзитной торговли между Западом и Востоком. Сюда доходили товары из Индии и Китая. Киев превращался в один из центров международной торговли. Здесь был главный склад товаров. Более подробно об этом смотрите в Приложении.
Существенный вклад в западную торговлю Киевской Руси вносил Новгород. О том, как осуществлялись деловые контакты со скандинавскими, немецкими, западнославянскими купцами, какие товары покупали новгородские купцы и какие вывозили, смотрите во 2 главе «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. В немецких городах новгородцы имели свои торговые дворы и православные храмы, а западные партнеры строили в Новгороде свои торговые дома и католические храмы.
При изучении вопроса о положении и месте купечества в русском обществе, следует обратить внимание на свод законов «Русскую правду», которая была составлена Ярославом Мудрым. Интересно отметить, что В.О. Ключевский характеризовал «Русскую правду» как «положение о капитале», полагая, что капитал в ней – это «самая привилегированная особа». «Русская правда» защищала собственность, жизнь и имущество купечества. При этом цена жизни купца определялась где-то посередине между ценой жизни боярина, с одной стороны, и смердов, с другой. Так, за убийство княжеского тиуна (управляющего) полагался штраф в 80 гривен, а за убийство людина (свободного человека, в том числе купца) – штраф в 40 гривен, за убийство смерда и холопа – 5 гривен.
Следует обратить внимание на интересные документы (мемуары) арабских географов Ибн Фаллана, Ибн Хардадбеха, описывающих обычаи купцов-русов, сообщающих сведения о поездках славян к Черному морю, на Волгу. Смотрите в Приложении раздел «О русах на Волге».
Большую роль в становлении древнерусской торговли сыграла православная церковь. Со времени принятия христианства торги обычно устраивались в ограде монастырей и церквей, настоятели которых контролировали торговлю, в частности удаляли с торжища нарушителей торговли. Более подробно смотрите в Приложении раздел «Покровительство церкви». Материалы, свидетельствующие об экспорте товаров из Киевской Руси, помещены в разделе «Торговля с Востоком и Западной Европой». Об изменении географии русской торговли в XII-XIII вв. говорят документы «Татарское нашествие» и «Описание Новгородского торга». (См. Приложение)
Таким образом, в IX-XIII вв. в Киевской Руси прослеживался начальный этап зарождения торгового предпринимательства. Развитию внутренней и внешней торговли способствовало выгодное географическое положение страны, через территорию которой проходили важные торговые пути. Русь становилась центром транзитной торговли между Западом и Востоком. На протяжении длительного времени Русь была торговым партнером Византии. Торговая деятельность была связана с опасными переходами по речным и морским путям, по лесам и степям, поэтому долгое время преобладала караванная форма торговли.[4]
6 Объективные и субъективные предпосылки
феодальной раздробленности Руси
На рубеже XI-XIIвв. начался новый этап развития Древнерусского государства, когда оно распалось на ряд самостоятельных земель и княжеств, между которыми шли междоусобные войны. Существовавший в Киевской Руси порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности. После смерти Ярослава Мудрого (1054г.) Киевское государство было разделено между пятью его сыновьями, что, однако, не предотвратило усобицы. К середине XIIв. сложилось 15 княжеств и земель, к началу XIIIв. – около 50 княжеств, в XIVв. – 250. Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности. Власть киевского князя перешла к местным князьям, которые решали с боярами вопросы внутреннего устройства, объявляли войны, подписывали мир и заключали любые союзы.
Феодальная раздробленность была закономерным этапом развития феодальных отношений, свидетельствующим о таком развитии производительных сил отдельных княжеств, которое позволяет им существовать самостоятельно. Экономической причиной перехода Руси к феодальной раздробленности явилось преобладание натурального хозяйства. В вотчинном хозяйстве крупных феодалов-князей производилось все для них необходимое. В этих условиях господства натурального хозяйства и отсутствия прочных экономических связей между отдельными землями Киевской Руси значительно облегчалось отделение от центра, и оно зависело, зачастую, от соотношения военных сил у отделявшегося князя и великокняжеской власти.
Социальной предпосылкой перехода Руси к феодальной раздробленности было развитие феодальных отношений, переход этих отношений на новую ступень, когда на основе княжеских и боярских вотчин вырос новый господствующий слой бояр. Основой экономической власти их становилась эксплуатация зависимых крестьян внутри вотчин. В случае социальных конфликтов боярам на местах необходима была своя, местная власть, способная быстро защитить их интересы, своевременно помочь в их конфликтах с крестьянством.
Процесс феодального раздробления Руси был обусловлен также тем обстоятельством, что дружинники получали земли и становились феодалами. В связи с этим князья стремились укрепить свою власть на местах, а не переходить на новый княжеский стол.
Великий князь в конце XII в. уже не имел ни сил, ни власти, достаточных для того, чтобы приостановить политический распад единого государства. К началу XIII в. на Руси определились три основных политических центра – Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская феодальная республика. О состоянии страны в XI-XIII вв. смотрите главу VII «Истории государства российского» Н.М. Карамзина.
Феодальная раздробленность была закономерным этапом развития феодальных отношений. Она характеризовалась как отрицательными, так и положительными моментами. С одной стороны, распад единого сильного государства ослаблял силы народа в борьбе с внешней опасностью, что особенно трагически сказалось в годы татаро-монгольского нашествия.
С другой стороны, политическое выделение отдельных княжеств из состава Киевского государства создавало условия для развития и укрепления экономических связей на новом, более высоком уровне внутри каждого региона. Поэтому объективными результатами распада Киевской Руси был экономический подъем в тех княжествах, которые менее других подверглись набегам кочевников, быстрое развитие городов. Вокруг городов складывались местные рынки, зарождалось товарное производство. Феодальная раздробленность в последующем создала необходимые условия для объединения Руси на новом, более высоком уровне.
Основные термины:
Мужи – в раннегосударственный период свободные люди.
Смерды – свободные крестьяне-общинники, имевшие свое хозяйство и свою пашню.
Закупы – смерды, взявшие у другого землевладельца ссуду («купу») скотом, зерном, орудиями труда и т.п. и должны отрабатывать на заимодавца до тех пор, пока не отдадут долг. Уйти до этого от хозяина они не имели права. Хозяин нес за закупа ответственность в случае совершения им кражи и т.п.
Рядовичи– смерды, заключившие с землевладельцем договор («ряд») об условиях своей работы на него или пользования его землей и орудиями труда.
Изгои – люди, утратившие свой прежний социальный статус и не имеющие возможности вести самостоятельное хозяйство.
Прощенники – вольноотпущенные («прощенные») холопы. Находились под покровительством церкви, жили на ее земле за повинности.
Холопы – категория феодально-зависимого населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполнявшие различные работы в хозяйстве феодалов. Источниками формирования этого сословия были: пленение, продажа за долги, брак с холопом или холопкой.
Бояре– представители высшего сословия феодалов на Руси, потомки родо-племенной знати, крупные землевладельцы. Пользовались иммунитетом и правом отъезда к другим князьям.
Князья – вожди племен, позже – правители государства или государственного образования в рамках единого государства.
Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.
Вотчина – родовое наследственное владение землей.
Вирник – сборщик виры, т.е. штрафа за убийство.
Глаголица– одна из двух славянских азбук. От кириллицы отличается формой букв.
Емец – сборщик «продажи», т.е. штрафа «за кражу».
Княжий тиун – правитель-наместник князя в городе, занимавшийся делами текущего управления и творивший суд от имени князя.
Мытник– сборщик торговой пошлины – мыта.
Огнищанин – от слова «огнище» - дом, управитель личным хозяйством князя.
Подсека – место среди леса, расчищенное для пашни.
Ряд – договор, соглашение в Древней Руси.
Удел – доля члена княжеского рода в родовом владении.
Вопросы для обсуждения:
1. В исторической литературе христианизация Руси нередко трактуется как процесс, исключительно насильственно осуществленный государством. Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Есть ли различия в процессе крещения языческих племен Прибалтики крестоносцами и аборигенов Америки испанцами?
2. Было ли рабство на Руси?
3. Распад древнерусского государства: упадок ли это или поступательное движение вперед?
4. Роль города на Руси отличалась от той роли, которую он играл в Западной Европе. Почему? В чем состояло это отличие?
5. Вече у восточных славян и Вече Великого Новгорода: общее и особенное (социальный состав, компетенция и роль в общественной жизни).
6. Многие политико-культурные традиции российского общества имеют многовековую историю. Какие из них складывались в VI-ХII вв.?
7. Какова роль православия в формировании сознания человека средневековой Руси?
8. «Древняя Русь была частью европейского мира». Согласны ли Вы с подобной оценкой? Приведите аргументы за или против.
9. Кто и как судил в Древней Руси?
Проблемные задачи:
1. Норманнскую теорию, связывающую возникновение государства славян с влиянием пришельцев-варягов из Скандинавии, часть историков отрицает. Тогда как оценить тот факт, что на заре зарождения государственности на Руси в Новгород были приглашены княжить три брата-варяга – Рюрик, Синеус и Трувор?
2. В житии св. Стефана Сурожского, который долгое время был архиепископом в византийской колонии в Крыму, в городе Суроже (нынешнем Судаке), и умер в 787г., рассказывается о чудесах, сотворенных святым. К ним автор жития относит, в частности, исцеление в Суроже новгородского князя Бравлина, хотя князь пришел в Крым совсем не с целью лечения. «Воинственный и сильный князь Новгорода русского… Бравлин… с многочисленным войском опустошил места от Корсуня до Керчи, с большой силой подошел к Сурожу… сломал железные ворота, вошел в город…», - писал автор.
Не будем рассматривать феномен исцелений князя и его военные походы. Нас интересует вопрос о начале Руси. И здесь, по мнению отдельных авторов, возникает много «но»: и имя Бравлин кажется странным, и Новгорода, по устоявшемуся мнению, тогда еще не существовало и т.д. Однако, судя по описанию, и Новгород уже существовал, и Бравлин в нем уже княжил. Но, заметим, шел VIII в. Как же тогда быть с киевской теорией, связывающей происхождение русского государства с ростом Киева (882)? Поскольку княжение уже предполагает государственность, то, может быть, началом Руси как государственного образования правильнее считать вторую половину VIIIв. (Новгород), а не конец IХв.? Почему «Повести временных лет» доверять можно, а житию св. Стефана Сурожского нет?
3. Огромные русские караваны с товаром, достигавшие Византии по Днепру и Черному морю, греки не пускали в свою столицу Царьград. Русские по полгода проживали в предместьях города, оставаться на зиму в Греции им не разрешалось. Почему существовала такая дискриминация? Ведь не воевать пришли русичи, а торговать.
4. Княгиня Ольга, желая отомстить за убитого древлянами мужа, длительное время проявляла безмерную жестокость: закапывала послов живыми, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями г. Искоростень и т.д. Княгиня не позволила своему сыну Святославу жениться на беременной от него ключнице Малуше. В общем, грехов предостаточно. И тем не менее Ольга канонизирована Русской православной церковью. Почему? За что?
5. Многие историки считают, что Российское государство берет свое начало с 882г. из Киева. Но что же это было за государство, если почти через 90 лет, «оставив стольный Киев, князь (Святослав. – Авт.), хочет жить в Переяславце на Дунае» и только материнская просьба, а затем поражение от византийцев заставляют его вернуться обратно? Причем Святослав уходил из Киева не один – он уводил с собой дружину, огромное по тем временам войско. Так ли уж сильно была развита государственность в Киеве конца X в.?
6. Неоднозначна личность князя Владимира. Он запятнал себя убийством Рогволода и его сыновей, которые никогда не были его врагами. Он изнасиловал дочь Рогнеду и заставил ее быть его женой. Он вероломно уничтожил собственного брата. Он предал своих боевых товарищей – варягов, оказавших ему помощь в захвате власти. Он отличился многоженством: летопись говорит о пяти, так сказать, законных женах и невероятном количестве наложниц князя, которых «было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести на Берестове…». Его грехи еще долго можно было бы перечислять. Но вот любопытно: в памяти народной он остался князем Владимиром Красное Солнышко. В чем тут причина?
7. После смерти Мстислава Великого (1132) все княжества Руси вышли из повиновения Киеву. Казалось бы, такая раздробленность вредила и единству, и развитию. Однако историк Б.А. Рыбаков считает, что феодальная раздробленность – это не распад, не регресс, не движение вспять, а прогрессивная эволюция. Разве такое возможно?
8. Список богов, составивших официальный языческий пантеон после религиозной реформы Владимира в 980 г., включал в основном южных богов. В то же время в него не попал знаменитый Велес. Почему?
9. В условиях дохристианского быта славян человека защищал не князь, а свои, близкие ему люди; так, за убитого мстили отец, братья, дядьки, племянники. Почему не князь, ведь суд тогда мог бы быть более справедливым?
Проблемные задания взяты из книги Степанищева А.Т. «Проблемные задачи по истории России». - М.: Владос, 2001.
Дополнительная литература:
1. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. – М.: «Аграф», 1998.
2. Богуславский В.В. Русь. Рюриковичи: Иллюстр.ист.словарь. М.: Познават.кн. плюс, 2000.
3. Вернадский Г.В. Русская историография. – М.: «Аграф», 1998.
4. Горинов М.М., Лященко Л.М. История России. От древней Руси к императорской России (IX-XVIII вв.). Ч. 1. – М.: Знание, 1994. – С. 9-11
5. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков. IХ – ХII вв. М., 2001.
6. История государства Российского: хрестоматия. X-XIV вв. (Сост. Г.Е. Миронов). – М.: Книжная палата, 1996.
7. История России с древнейших времен до конца XVII в. / Под ред. Сахарова А.Н., Новосельцева А.П. – Гл. 2-7. – М., 1996.
8. Карамзин Н.М. История государства российского. Т.1,3, Гл.7. – М.: Наука, 1989.
9. Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч.1, Т.1, лекции 2,3,9,10. – М., 1987.
10. Литература Древней Руси. Хрестоматия / Сост.: Л.А. Дмитриев, Под ред. Лихачева Д.С. – М., 1990. – С. 112-116
11. Орлов А.С. и др. История России. Гл. 1-6. – М.: Проспект, 1998.
12. Путилов Б. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. СПб., 2001.
13. Рассказы Начальной русской летописи / Науч. ред. Лихачев Д.С. – Новосибирск, 1991. – С. 6-16, 36-42.
14. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси.-М.,1999.
15. Русские (Отв. Ред. В.А. Александров, Н.В. Власова, Н.С. Полищук). – М.: Наука, 1999.
16. Русь и варяги: новый взгляд на историю Европы и Руси. Сб.статей /Сост. Д.А.Андреев.-М.,1999.
17. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.1, Гл. 1,3. – М., 1998.
18. Семенова М. Быт и верования древних славян. М.,2001.
19. Творогов О.В. Древняя Русь: События и люди. СПб.,1994.
20. Хрестоматия по истории России: в 4-х томах. С древнейших времен до XVII в. / Сост.: Бабич И.В., Захаров В.Н., Уколова И.Е. – М., 1994. – С. 13-14.
21. Шмурло Е.Ф. История России (IX-XX вв.). – М.: «Аграф», 1999.
Приложение ii
Документ 1.
«повесть временных лет»
Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто стал в Киеве первым княжить и как возникла Русская земля[5].
Славяне пришли и сели по Днепру.
Так начнем повесть сию.
Сели славяне по Дунаю, где ныне Угорская земля и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по местам, где селились. Так одни пришли и сели на реке по имени Морава, и прозвались моравами, а другие чехами назвались. А вот еще те же славяне: белые хорваты и сербы. Когда волохи напали на славян на дунайских и поселились среди них и стали притеснять их, то славяне те ушли и поселились на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки.
Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по реке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась "славянская".
Был тут путь из Варяг в Греки.
Поляне жили отдельно по горам, что ныне слывут Киевскими. И был тут путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловати, а по Ловати можно выйти в Ильмень, озеро великое. Из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно идти до Рима, а от Рима можно прийти по тому же морю ко Царьграду, а от Царьграда прийти в Понт-море, в которое впадает Днепр-река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на полдень. А Двина из того же леса течет, а идет к подножью и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно идти по Волге в Болгары и в Хвалиссы, а по Двине - в Варяги, из Варяг до Рима.
А Днепр втекает в Понтийское море; это море слывет Русским, - по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петров.
На сих горах будет город великий.
Когда Андрей учил в Синопе и пришел в Корсунь, узнал он, что от Корсуни близко до устья Днепра, и захотел пойти в Рим, и пришел в устье днепровское и оттуда пошел вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам:
- Видите ли горы сии? На сих горах воссияет благодать Божья, будет город великий, и воздвигнет Бог в нем много церквей.
Он взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и пошел по Днепру вверх.
Пришел к словенам, где ныне стоит Новгород, и увидел живущих там людей: каковы их обычаи и как моются и хлещутся в банях - и дивился на них. И пошел в Варяги, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и сказал им:
- Удивительное видел я в Словенской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, разожгут их докрасна, и разденутся донага, и обольются квасом кожевенным, и возьмут прутья молодые, и бьют себя сами, и до того себя бьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обольются водою студеною и так оживут. И творят это каждый день, никем не мучимые, но сами себя мучат, и так совершают омовенье себе, а не мученье.
Те же, слышав это, удивлялись. А Андрей, побыв в Риме, пошел в Синоп.
И были три брата - Кий, Щек и Хорив.
Поляне жили отдельно и управлялись своими родами. И были три брата: один, по имени Кий, и другой - Щек, а третий - Хорив, и сестра их Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне спуск Боричев, а Щек сидел на горе, которая нынче зовется Щековица, а Хорив - на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили город во имя брата своего старшего и назвали его Киевом. Был кругом города лес и был бор велик, и ловили там зверей. И были те мужи мудры и смышлены, и назывались они полянами, от них поляне в Киеве и до сего дня.
Некоторые же, несведущие, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: "На перевоз, на Киев". Если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду. А Кий этот княжил в роде своем и ходил он к царю, и великие почести воздал ему, говорят, этот царь. Кий, вернувшись в свой город Киев, тут и кончил жизнь свою, и братья его, Щек и Хорив, и сестра их Лыбедь тут же скончались. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты.
После смерти Кия, Щека и Хорива род их стал держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у словен в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От них же произошли кривичи, которые сидят в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск, там и сидят кривичи, от них же и северяне… Вот кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, после же называемые волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печора, ямь, литва – эти говорят на своих языках.
Радимичи же и вятичи от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой Вятко, и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко с родом своим на Оке, от него прозвались вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Имели они свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждый - свой нрав. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество: сидели они прежде по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне. Вот почему греки называли их "Великая Скифь"…
После смерти трех братьев стали обижать полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары на горах этих, в лесах, и сказали:
- Платите нам дань.
Посовещались поляне и дали им от дыма по мечу. И отнесли хазары мечи к князю своему и к старейшинам своим и сказали им:
- Вот, нашли мы новую дань.
Те же спросили:
- Откуда? Они же ответили:
- В лесу, на горах, над рекою Днепром.
Опять спросили старцы хазарские:
- А что дали?
Они же показали мечи.
И сказали старцы:
- Не добрая это дань, княже. Мы доискались ее оружием, острым с одной стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи: придет день, когда они будут собирать дань и с нас и с иных земель.
И сбылось все: сперва властвовали, после же над самими властвуют, ибо владеют русские князья хазарами и до нынешнего дня.
С этой поры начнем и числа положим.
В лето 6360 (852), когда начал царствовать в Греции Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот с этой поры начнем и числа положим.
В лето 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен новгородских, и с мери, со всех кривичей, а хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.
В лето 6370 (862). Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было в них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе:
- Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву.
И пошли за море, к варягам, к руси. Те варяги называли себя русью, как другие зовутся свеи, а иные норманы, другие готы, так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь:
- Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами.
И собрались трое братьев со своими родами и взяли с собою всю русь и пришли. И сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - люди новгородские от рода варяжского, а прежде были словене.
После же двух лет умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в тех городах – пришельцы, а первое население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере - весь, в Муроме – мурома, и теми всеми владел Рюрик.
Было у Рюрика два мужа, не родичи его, но бояре, Аскольд и Дир. И отпросились они в Царьград с родом своим. И пошли они по Днепру, и когда плыли мимо, увидели на горе городок. И спросили:
- Чей это городок?
Тамошние же жители ответили:
- Было три брата - Кий, Щек и Хорив, они построили городок этот и умерли, а мы, их род, тут сидим и платим дань хазарам.
Аскольд и Дир остались в городе том, собрали у себя много варягов и начали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
Начали братья Кирилл и Мефодий составлять славянскую азбуку.
Был един народ славянский: и те славяне, что сидели по Дунаю, покоренные уграми, и моравы, и чехи, и ляхи, и поляне, которых теперь называют русь. Для них ведь, первых, для моравов, созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же грамота и у руси, и у болгар дунайских.
Когда славяне жили уже крещеными, князья их, Ростислав, Святополк и Коцел, послали к царю греческому Михаилу, говоря:
- Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас и истолковал святые книги, ибо не знаем мы ни греческого языка, ни латинского. Одни учат нас так, а другие иначе, от того не знаем ни начертания букв, ни их значения. Пошлите нам учителей, которые могли бы нам рассказать о книжных словах и о смысле их.
Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им речи славянских князей. И сказали философы:
- Есть муж в Солуни, именем Лев. У него два сына, искусные философы, разумеющие славянский язык, Кирилл и Мефодий.
Царь, узнав об этом, послал в Солунь ко Льву, говоря:
- Пошли к нам скорей сыновей своих, Кирилла и Мефодия.
Лев вскоре послал их и, когда они пришли, сказал им:
- Прислала ко мне послов Славянская земля, прося себе учителя, который мог бы им истолковать священные книги.
И уговорил их царь и послал в Славянскую землю. Когда же братья Кирилл и Мефодий пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол, Евангелие и Псалтырь и другие книги. И собрали хороших скорописцев и перевели все книги полностью с греческого языка на славянский в шесть месяцев, начав в марте, а закончив 26 октября.
А славянский язык и русский - одно, ибо от варягов прозвались русью, а сперва были славяне. Хотя и назывались полянами, ибо в поле сидели, но у них была славянская речь, а язык славянский - един. Это будет мать городам русским.
В лето 6387 (879). Умер Рюрик, передав княжение свое Олегу - родичу своему и отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.
В лето 6390 (882). Пошел Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей – и пришел к Смоленску, и принял власть в городе, и посадил мужей своих. Придя к горам к Киевским, узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. И спрятал он воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к горам, неся ребенка Игоря. И послал сказать Аскольду и Диру:
- Мы – гости, идем в Греки от Олега и от княжича Игоря. Выходите к нам, к родичам своим.
Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру:
- Не князья вы, и не княжеского рода, но я княжеского рода.
А когда вынесли Игоря, сказал:
- Вот он, сын Рюрика.
И убили Аскольда и Дира, и отнесли на гору, и погребли их на горе, где ныне Ольмин двор. На той могиле Ольма поставил церковь святого Николы. А Дирова могила за церковью святой Ирины.
И сел Олег, княжа в Киеве, и сказал Олег:
- Это будет мать городам русским.
И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами.
Были у Олега варяги и словене и прочие, прозывавшиеся русью.
Этот Олег начал города ставить и установил дани словенам, и кривичам, и мери; установил и варягам давать дань от Новгорода триста гривен в лето, мира ради, что и давали варягам до смерти Ярослава.
В лето 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал с них дань по черной кунице.
В лето 6392 (884). Пошел Олег на северян и победил северян, и возложил на них дань легкую - и не дал им платить дань хазарам, говоря:
- Я их противник, и нам ни к чему им платить.
В лето 6393 (885). Послал Олег к радимичам, спрашивая:
- Кому дань даете?
Они же ответили:
- Хазарам.
И сказал им Олег:
- Не давайте хазарам, но платите мне.
И дали Олегу по щелягу, как раньше хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.
И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда.
В лето 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов - всех их называют греки "Великая Скифь". И с этими со всеми пошел Олег на конях и на кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду. Греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать. И много убийства сделал около города, и разбил много палат, и церкви пожег. А тех, кого брали в плен, одних иссекали, других же мучили, иных расстреливали, а иных в море бросали. И много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.
И поведал Олег своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к Олегу:
- Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь.
И остановил Олег воинов, и вынесли ему греки яства и вино, но не принял Олег вина, ибо оно было отравлено. Испугались греки и сказали:
- Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас от бога.
И приказал Олег грекам давать дани на две тысячи кораблей, по двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей; а потом дать дани для русских городов: прежде всего для Киева, а затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов, ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.
И согласились на это греки, и начали они просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. И обещали греческие цари уплачивать дань. И давали друг другу присягу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили к клятве по закону русскому, и клялись те оружием своим и Перуном, богом своим, и Велесом, богом скота, и утвердили мир.
И сказал Олег:
- Сшейте для руси паруса из паволок, а словенам - полотняные.
И было так. И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда, показуя победу, и пошел от греков. И подняла русь паруса из паволок, а словене - полотняные, и разодрал их ветер. И сказали словене:
- Возьмем свои холщовые паруса, не дали словенам парусов из паволок.
И пришел Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными < ... >
И поставил Владимир кумиры на холме.
И начал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за двором теремным: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, и Стрибога, и Симаргла, и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвами своими.
Владимир посадил Добрыню, дядю своего, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы, как богу.
Идите к болгарам, к немцам и к грекам, испытайте веру их.
В лето 6494 (986). Пришли болгары Махметовой веры и немцы от папы из Рима, а после них хазарские евреи, и хвалили каждый закон свой. Затем прислали греки к Владимиру философа. Он много говорил о жизни и смерти, о добре и зле, о бытии всего мира. И запасти Владимиру на сердце слова эти. Но он хотел еще узнать о всех верах и сказал:
- Подожду еще немного.
В лето 6495 (987). И созвал Владимир бояр своих и старцев и сказал им:
- Вот приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш". После приходили немцы от папы: и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, они хулили все законы, а свой восхваляли. Что же вы посоветуете, что ответите?
И сказали бояре и старцы:
- Знай, княже, что своего никто не хулит, но хвалит. Если хочешь доподлинно узнать, то пошли своих мужей, пусть разузнают, кто как служит Богу.
И была люба речь князю и всем людям: избрали мужей славных и разумных, числом десять, и сказали им:
- Идите к болгарам, к немцам, и к грекам, испытайте веру их.
Пошли русские послы к болгарам, к немцам и к грекам. Когда они возвратились, созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им:
- Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними. – И обратился к послам: Говорите