Тема 26. Возникновение национальных независимых государств
в Азии, Африке, на Ближнем и СреднемВостоке
Образование и развитие независимых государств в Азии. Государственно-правовая эволюция независимых государств Африки. БлижнийВосток и особенности развития независимых государств
Образование и развитие независимых государств в Азии. После Второй мировой войны завершился распад колониальных империй, начало которому было положено еще после Первой мировой войны. В 1918-1923 гг. в странах Азии и Арабского Востока (Индонезии, Индии, Иране, Ираке и т.д.) произошли народные выступления за политическую самостоятельность. В конце 40-х гг. независимыми стали колонии Южной и Юго-Восточной Азии, в 50-х гг.– большинство стран Среднего Востока, в конце 50-х – начале 60-х гг. распалась колониальная система в Африке.
Странам «третьего мира» присуща типология с выделением трех типов государств. Государства, капиталистический уклад в которых стал господствующим (Индия, Тунис, отдельные страны Персидского залива), относились в целом к историческому типу, присущему развитым странам мира. В менее развитых странах, где капиталистические отношения превалировали, типической признавалась «капиталистическая ориентация». Страны, в которых капиталистические отношения отсутствовали, было объявлено о некапиталистическом пути развития с т.н. «социалистической ориентацией».
Страны «капиталистической ориентации» подражали прежним метрополиям, копируя даже внешнюю атрибутику деятельности государственных органов (в заседаниях парламентов, судопроизводстве и т.п.). Правовые системы этих стран имели во многом искусственный характер: продолжали действовать старые акты метрополии, новые законы почти дословно повторяли её законодательство, но большинство населения продолжало жить по нормам обычного права. Во многих странах частично действовало мусульманское право.
Типичным представителем стран с фактически смешанной системой права до сих пор является Малайзия: на территории очень развитого государства (для своего региона и даже в сравнении со многими странами мира) действуют нормы рецепиированного английского права, мусульманского права и малайских обычаев. Классификация источников малазийского права предусматривает их деление на писаные источники права, неписаные источники и мусульманское право. К писаным источникам права относится Федеральная Конституция, конституции штатов, основное и дополнительное законодательство. Неписаные источники включают нормы английского общего права и права справедливости, судебные решения и обычаи, узаконенные судами. Вместе с тем, не все нормы английского общего права и права справедливости являются частью малазийской системы права, а только применимые к местным обстоятельствам. Подробные правила применения этих норм содержаться в различных законодательных актах. Особняком стоит мусульманское или исламское право, некоторые принципы которого применяются в регулировании вопросов земельного права, его нормами регламентируются все отношения между мусульманами в вопросах семейного права (например, женитьбы или развода), а также наследования.
В целом независимость в английских колониях Азии, за исключением Малайи (ныне – Малайзии), была приобретена мирным путем. Индия, Бирма и Цейлон стали независимыми в конце 40-х гг. ХХ в.
В 1947 г. Индия была разделена на Индийский Союз и Пакистан, что отражало общинно-религиозный принцип построения, присущий британской колониальной политике. В составе Пакистана объединились два национально разнородных и географически отдаленных друг от друга района. В 1971 г. на территории Западного Пакистана было образовано государство Бангладеш. Такое положение в целом породило новые столкновения на религиозной и этнической почве, продолжающееся в настоящее время.
Национальная буржуазия Индии, пришедшая к власти, взяла курс на развитие независимой национальной экономики, становление демократии в государстве. Согласно Конституции 1949 г. независимое государство Индии провозглашалось суверенной и демократической республикой с равенством всех граждан перед законом. Последнее положение особо подчеркивалось в Конституции, как и в последующем законе 1955 г. о наказуемости кастовой дискриминации.
По Конституции Индийский союз является федерацией. Если с 1949 г. была принята старая колониальная систематерриториального деления на группы штатов, то в 1956 г., с учетом национальных и языковых особенностей населения, было создано 14 штатов и союзные территории. Впоследствии число штатов увеличилось до 27 в 1997 г. плюс 7 союзных территорий. Правовое положение штатов в Индии неодинаково. Их границы могут изменяться без их согласия. В определенных условиях центральное правительство может сместить избранные органы управления штатов и ввести президентское правление. Это президентское полномочие использовалось уже порядка 100 раз.
По форме правления Индия – парламентарная республика. Высшим законодательным органом является парламент, состоящий из главы государства и двух палат – Народной палаты и Совета Штатов. Народная палата и нижние палаты штатов избираются путем всеобщих прямых выборов; Совет штатов – путем косвенных выборов.
Президент является главой государства. Он избирается особой коллегией и обладает широчайшими полномочиями: законодательной властью, правом назначать премьер-министра и других высших должностных лиц государства, губернаторов штатов, правом досрочного роспуска Народной палаты, правом приостановления действия многих статей Конституции, в перерывах в сессиях парламента может издавать указы, имеющие силу закона и др.
Но некоторые ограничения президентской власти в Индии существуют. Так, согласно поправкам в Конституцию президент действует по указанию правительства Индии во главе с премьер-министром. Оно ответственно перед нижней палатой парламента, к тому же парламент может заставить правительство уйти в отставку через вотум недоверия. Компетенция правительства – Совета министров – в Конституциичетко не определена. По аналогии с другими парламентскими республиками правительство фактически осуществляет полномочия, формально принадлежащие президенту.
Конституция Шри-Ланки 1978 г.отказалась от основных направлений традиционного парламентаризма и наделила президента широчайшими полномочиями. Учитывая напряженную внутреннюю обстановку, в 1988 г. на Шри-Ланке был создан автономный район для тамильского населения, а другие провинции страны получили аналогичные права.
Конституция Индонезии 1945 г., которая действует в настоящее время, провозгласила суверенитет народа. Народный консультативный конгресс является высшим органом государственной власти. Он собирается раз в пять лет для совершенствования конституции, избрания президента и вице-президента. Президент становится главой исполнительной власти – премьер-министром и наделяется широкими полномочиями.
В конце 50-х – 60-х гг. произошло усиление президентской власти, связанное с именем генерала Сукарно. Через массовые репрессии против левых сил была осуществлена перестройка политической системы. До ухода президента Сукарно с политической арены, решающая роль в политическом руководстве принадлежала военным.
Концентрацией власти в руках президента завершились преобразования в 70-х гг. на Филиппинах. После свержения президента Маркоса была принята новая Конституция Филлипин 1986 г.,которая сохранила форму президентской республикии предусмотрела создание двух автономных районов.
«Конституционный авторитаризм» 70-х гг. ХХ в. был присущ и другим странам азиатского региона: Таиланду, Пакистану, Бирме. Решающую роль в общественной жизни и политической власти здесь играет военно-бюрократическая верхушка, прикрывающаяся формальными положениями конституций и проведением не менее формальных выборов.
Государственно-правовая эволюция независимых государств Африки.Первые конституции независимых стран Африки были составлены монополиями и, как правило, закрепляли привилегии племенных вождей, в руки которых переходила власть после мирной её передачи от колониальных чиновников. Однако, ни английская, ни французская государственная модель не отвечали социально-экономическим условиям развития африканских обществ, т.к. здесь, как правило, господствовали докапиталистические и дофеодальные формы общественного развития. Как следствие, в середине 60-х гг. африканские государства подверглись кризису.
Как и в Азии, в 60-70-е гг. в Африке в ряде государств были установлены авторитарные методы правления через военные режимы, которые отменили или приостановили конституции. Но военщина показала себя несостоятельной в делах управления государством, в связи с чем в начале 70-х гг. были ликвидированы террористические режимы и обозначился поворот к демократизации в Уганде, Центральной Африканской Республике, Экваториальной Гвинее. В 80-х гг. гражданское правление было установлено в Судане и Руанде. В Нигерии, Судане и др. государствах гражданские и военные правительства в последующие годы чередовались.
В 60-х гг. на путь «социалистической ориентации» вступили Гана, Гвинея, Мали, в 1970-х их стало вдвое больше, а в 1980-х – втрое. К ним присоединились Ангола, Бенин, Конго, Танзания, Эфиопия и др. Впоследствии многие государства отказались от этого пути развития, и окончательно такая модель развития была отвергнута в 80-90-х гг.
Танзания стала одним из первых государств, вступивших на путь «социалистической ориентации». В 1964 г. возникла Объединенная Республика Танзания в результате объединения Республики Танганьики и Народной Республики Занзибар и Пемба.
Конституция Объединенной Республики Танзании 1977 г. в качестве основной цели обозначила строительство в Танзании социалистического общества. Руководство обществом и государством при этом осуществлялось единственной в стране партией.
Главой государства и правительства являлся президент, наделенный широкими полномочиями. Законодательная власть осуществлялась парламентом, включавшим однопалатное собрание и президента.
По форме государственного устройства Танзания является федерацией, субъектами которой стали Материковая Танзания (Танганьика) и Островная Танзания (Занзибар). Последний занимает особое положение и имеет свою Конституцию 1979 г., органы власти и управления, автономные права в решении ряда экономических и финансовых вопросов.
В последнее время наблюдается тенденция к поиску новых форм развития, сочетания государственных и частных начал в экономике, введена многопартийная система.
В Мозамбике, ставшем на путь «социалистического развития» с 1975 г., коренные изменения произошли в 1990 г., когда в результате реформ была введена многопартийность, упразднена должность премьер-министра, а его функции переданы главе государства, принята программа рыночной экономики. Изменения были закреплены в новой Конституции.
Военно-авторитарный режим в Эфиопии претерпел ряд преобразований в 1984 и в 1987 гг.
В результате, согласно Конституции 1987 г. Эфиопия провозглашалась народно-демократической республикой. Были избраны Национальное собрание, Государственный совет и президент, наделенный обширными полномочиями. Созданы пять автономных образований, а Эритрея наделялась законодательными полномочиями.
Тем не менее, авторитарный режим был свергнут в результате выступления повстанческих группировок, выступающих за переход к демократическому правлению.
В 1993 г. Эритрея вышла из состава Эфиопии и стала самостоятельным государством, а в 1994 г. в Эфиопии была принята новая Конституция. Теперь государство стало парламентской республикой с широкими полномочиями премьер-министра и федерацией в составе десяти штатов. В Конституции прописано право выхода из состава федерации национальностей, образующих штаты.
Самой либеральной конституцией Африки является Конституция Намибии1990 г.В соответствии с ней страна провозглашается демократической и многопартийной, по форме правления – республикой с пропорциональной системой выборов. Исполнительная власть принадлежит президенту, избираемому всеобщим прямым голосованием не более чем на два срока. Смертная казнь в Намибии запрещена законодательно.
Ближний и Средний Восток и особенности развития независимых государств. До приобретения независимости страны Арабского Востока фактически были колониями и полуколониями. Как правило, в качестве традиционной формы правления здесь выступала монархия с абсолютно-теократическим характером. Даже после приобретения независимости абсолютная монархия сохранилась в Саудовской Аравии и в княжествах Аравийского полуострова - Омане и входящих в состав ОАЭ эмиратах.
В Египте до 1953 г., Тунисе – до 1957 г., Йемене – до 1962 г., Ливии – до 1971 г., в Иордании, Кувейте, Бахрейне после приобретения независимости были образованы конституционные монархии. В принятых конституциях было провозглашено создание парламентов, которые, тем не менее, в ряде стран (Кувейт в 1972 г., Саудовская Аравия в 1992 г., Оман в 1996 г.) носили номинальный характер в силу признания всей полноты власти за монархом. В странах действия правовых норм мусульманского фундаментализма (Марокко, Ливия. Иордания и др.) основным источником права является Коран.
До сих пор наиболее острой ситуацией на Ближнем Востоке является арабо-израильский конфликт. Предыстория его такова. До 1948 г. Палестина являлась английской подмандатной территорией. В 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о разделе Палестины с созданием на её территории двух самостоятельных государств – арабского и еврейского. В европейской части страны было создано государство Израиль. Но в другой части страны, поделенной между Иорданией и Израилем, решение ООН не было выполнено. В 60-80-х гг. Израиль захватил часть территорий, принадлежавших арабским государствам. В 1988 г. Национальный Совет Палестины (высший орган палестинского народа) признал Израиль и провозгласил образование Палестинского государства. На территории Израиля создана Палестинская автономия. Реализация принципа «два народа – два государства» наталкивается на значительные препятствия. Израиль долгое время находится фактически в режиме террористической войны, в результате которой погибло множество его жителей. Немало жертв понесли и арабские территории из-за ответных действий Израиля. После смерти непримиримого палестинского омара Ясира Арафата в 2004 г. в регионе наметились тенденции к разрешению конфликта. В урегулировании отношений принимают участие ведущие мировые державы, в т.ч. Россия и США.
Тем не менее, Ближний Восток остается в числе нестабильных и взрывоопасных регионов по ряду других причин. Так, неоднократные вооруженные конфликты имели место между Ираком и Ираном, Ираком и Кувейтом. После военных действий США по отношению к Ираку и режиму Саддама Хусейна, в регионе до сих пор не прекращаются теракты и гибель мирного и военного населения. С 1975 г. Ливан находился в состоянии междоусобной религиозной войны, т.к. государственность его основана на конфессиональных отношениях, а государственные посты распределяются в определенной пропорции между представителями различных религиозных общин. Учитывая сложную обстановку, в Ливане были изменены нормы конфессионального представительства и сформированы новые государственные органы.
Вместе с тем, в регионе имеют место интегративные тенденции. Так, в 1989 г. были созданы Совет арабского сотрудничества и Союз арабского Магриба – региональные межарабские организации, объединены Северный и Южный Йемен и т.д.
Переговоры о воссоединении между Народной Демократической Республикой Йемен (Южный Йемен) и Йеменской Арабской Республикой (Северный Йемен) велись на протяжении многих лет. Причем Южный Йемен стоял на пути «некапиталистического развития» с образования Народной Республики Южного Йемена в 1967 г. и принятием Конституции Народной Демократической Республикой Йемен в 1978 г., закрепившей этот путь. В настоящее время действует Конституция единого Йемена 1992 г.
Таковы основные тенденции в развитии государства и права в странах Азии, Африки и Латинской Америки.
Литература
Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. М., 2002.
История государства и права зарубежных стран / Под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. В 2-х т. М., 2002. Т. 1.
Косарев А. И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. М., 2002.
Крашенинникова Н. А. История права Востока. М., 1994.
Политическая власть и конституция в развивающихся странах. М., 1987.
Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира: Справочник. М., 1993.
Супотаев М. А. Право в современной Африке. М., 1989.
Контрольные вопросы
1. Типология государств «третьего мира». Варианты развития.
2. Смешанная система права (на примере Малайзии).
3. Приобретение независимости государствами Азии и последующее государственное строительство.
4. Эволюция африканских государств.
5. Особенности развития независимых государств на Ближнем и Среднем Востоке.