Тема 18. Государство и право в странах Востока и Латинской Америки в Новое время
Государство и право Японии в Новое время. Государственно-правовое развитие Китая. Образование самостоятельных государств в Латинской Америке и их государственно-правовая эволюция
Государство и право Японии в Новое время. До середины XIX в. Япония представляла собой централизованное феодально-абсолютистское государство. Главой государствасчитался император, но его власть имела лишь номинальное значение. Настоящим военно-феодальным правителем еще с XII в. был сёгун (полководец) - высшее должностное лицо, являвшееся главнокомандующим и начальником всего аппарата государственного управления, сосредоточившее в своих руках исполнительно-распорядительную и законодательную власть, а также фискальные функции. Должность сёгуна была наследственной и традиционно замещалась представителями крупнейших феодальных домов. Опору сёгуната составило сословие буси - воины-феодалы. Высшим его слоем были личные вассалы сёгуна, низшим - мелкое военное дворянство, самураи.
Еще в средние века правительством была установлена система четырех сословий со строгой сословной регламентацией: самураи; крестьяне; ремесленники; торговцы.
Феодальная организация землевладения характеризовалась большим количеством мелких крестьянских хозяйств, находившихся в собственности крупных феодалов, которые с помощью вассалов управляли своими владениями. Крестьянеотдавали князьям в виде поборов и повинностей более половины урожая. В стране непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания. Постепенно в деревне складывалась прослойка «новых помещиков», которая формировалась из среды купцов, ростовщиков, деревенской верхушки, частично из самураев.
В конце XVIII - в первой половине XIX вв. возникли мануфактуры - хлопчатобумажные, шелкоткацкие, однако их развитие тормозили феодальная регламентация, большие налоги, узость внутреннего рынка. Кризис тогукавского сёгуната стал заметным на рубеже XVIII-XIX вв., но особенно явственным - с 30-х годов. Все чаще вспыхивали крестьянские восстания. Сильный удар по авторитету сёгуна нанесло насильственное «открытие Японии» США и европейскими державами в середине ХIХ в.
Под давлением США и европейских государств японское правительство было вынуждено отказаться от политики самоизоляции. В 1853 г. под угрозой применения силы Япония заключила торговый договор с США на их условиях. Вскоре аналогичные договоры были подписаны с европейскими державами. Появилась угроза превращения страны в полуколонию.
К середине XIX в. в Японии сложилась революционная ситуация. Против существующего порядка выступило крестьянство, рабочие, ремесленники, торгово-промышленная буржуазия, самураи, некоторые князья. Были сформулированы задачи движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы.
В октябре 1867 г. в Японии началась так называемая революция Мэйдзи-исин.[19] Так как промышленная буржуазия еще только зарождалась и не сложилась в самостоятельную политическую силу, то во главе движения оказались низшее самурайство, умеренно радикальные круги дворянства, связанные с императорским двором. Борьба за свержение сёгуната велась под лозунгом восстановления власти императора. Был объявлен сбор военных сил, поддерживающих императора
От имени императора в январе 1868 г. руководители движения объявили о свержении правительства сёгуна и образовании нового, во главе с императором. Сёгун выдвинул против них войска, но потерпел поражение и в мае 1868 г. капитулировал. Власть перешла в руки князей и самураев - сторонников императора. Было объявлено о восстановлении императорской власти.
В результате этой революции была ликвидирована феодальная система и образовалось централизованное буржуазно-помещичье государство, страна вступила на путь буржуазного развития.
В сфере экономических отношенийбыли проведены следующие реформы: упразднены цеха и гильдии, а также связанная с ними регламентация ремесла и торговли; провозглашена свобода купли-продажи земли, выбора профессии и места жительства и др.; введено формальное равенство всех сословий перед законом; установлено право частной собственности на землю (все владельцы земли становились ее собственниками); введен единый поземельный налог, заменивший многочисленные феодальные подати. Закрылись все внутренние таможни, вводились единые для всей страны единицы измерения. В 1872 г. был принят закон о всеобщем начальном образовании.
В политическойсфере были аннулированы неравноправные международные договоры; армия реорганизовалась по германскому образцу, а флот - по английскому, была введена всеобщая воинская повинность. Самураи сохранили привилегированное право на занятие офицерских должностей.
В сфере государственного управлениябыли ликвидированы княжества и вместо них созданы префектуры; установлено административно-территориальное деление по губерниям. Учреждены три сословия: бывшие князья и придворная аристократия; дворянство; простой народ, включая торгово-промышленную буржуазию. Также были учреждены министерства по отдельным отраслям управления; создан кабинет министров при императоре как высший орган исполнительно-распорядительной власти. Назначения на должности проводились по конкурсной системе.
С начала 80-х годов в стране развернулось движение за конституцию, объединившее все оппозиционные течения в широкое либерально-буржуазное движение за свободу и народные права. В 80-е годы создаются первые политические партии - либеральная партия (Дзиюто), которая представляла интересы помещиков, средних городских слоев и сельской буржуазии, и партия конституционных реформ (Кайсин-то), в которую вошли представители средних слоев буржуазии, интеллигенции.
В 1889 г. была опубликована Конституция,составленная по образу конституции Пруссии 1859 г., и юридически закрепившая союз между монархией, высшей бюрократией, помещиками и крупной буржуазией.
Императоркак глава государства наделялся исключительно широкими правами - объявлять войну и мир; заключать международные договоры; вводить осадное положение, сосредоточивая в своих руках чрезвычайные правомочия; в качестве верховного главнокомандующего устанавливать структуру и численный состав вооруженных сил, включая оклады личного состава; в сфере государственного гражданского управления определять структуру министерств, назначать, увольнять, определять оклады всех должностных лиц. Император назначал главу исполнительной власти - министра-президента, а по его представлению - остальных министров.
Законодательную властьимператор осуществлял совместно с парламентом. Император созывал и закрывал парламент, отсрочивал парламентские заседания, распускал нижнюю палату - палату депутатов. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без его утверждения и подписи.
Парламентсостоял из двух палат: палаты пэров, в которую входили: 1) принцы императорской фамилии; 2) титулованная аристократия: все князья и маркизы, представители от графов, виконтов и баронов; 3) депутаты, назначаемые императором «за заслуги перед государством»; 4) представители императорской академии наук; 5) выборные представители, избираемые лицами, платящими высший прямой поземельный налог или высшие торговые и поземельные пошлины; и палаты депутатов, которую составляли лица, победившие на выборах. Они избирались на основе высокого возрастного и имущественного ценза. Избирательным правом наделялись только мужчины, достигшие 25 лет.
В первых выборах участвовал 1 % населения, что следует считать нормальным для общества, еще не подготовленного к демократическим процедурам.
Обе палаты и правительство наделялись правом законодательной инициативы. Законопроекты обсуждались палатами раздельно и утверждались абсолютным большинством.
Отдельная глава конституции была посвящена правам и обязанностям подданных. Объявлялись неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собрания и союзов, выбора места жительства, перемещения, свобода от произвольных арестов, равный доступ к гражданским и военным должностям, тайна переписки и т. д.
Конституция способствовала становлению переходной формы государства от абсолютной к дуалистической монархии, в рамках которой происходило стремительное развитие капитализма.
По европейскому образцу создавался кабинет министров, новые титулы знатности: князья, маркизы, графы, виконты, бароны.
В 1890 г. на основе Закона об организации судов произошло упорядочение судебной системы Японии. Теперь она состояла из местных, окружных, апелляционных судов и Верховного суда. Судьи назначались пожизненно из лиц, имевших юридические знания и профессиональный опыт. В соответствии с Законом создан Высший публичный департамент прокуратуры. К прокурорам предъявлялись те же квалификационные требования, что и к судьям, на них распространялся контроль министра юстиции. По Закону об адвокатуре 1893 г. адвокаты стали участвовать в работе суда. Они также находились под жестким контролем министра юстиции и прокуратуры.
Создание большой современной армии и военно-морского флота стало особой заботой нового японского императорского правительства. Этому способствовала важная роль, которую играли влиятельные милитаристские клики, недовольство сотен тысяч самураев, оказавшихся не у дел и т.п. Активным помощником милитаризации страны стал японский парламент, который после японо-китайской войны 1894-1895 гг. стал поддерживать военную политику правительства, увеличивавшего военные ассигнования. Армии, наряду с полицейским аппаратом, отводилась важная роль в охране правящего режима. Милитаристско-экспансионистская государственная политика находила поддержку также у политически активной части японского общества.
Строительство армии и военно-морского флота происходило с помощью иностранных специалистов, в частности, из Англии и Франции. Молодых японцев для изучения военного дела посылали за границу.
Таким образом, к началу ХХ в. японцы практически без всякого заметного вмешательства извне, но с привлечением необходимых для модернизации страны заимствований добились существенных нововведений в политических институтах, правовых нормах и т.д.
Государственно-правовое развитие Китая. В 1644 г. к власти в Китае пришла маньчжурская деспотическая монархия - династия Цин. Верховной властью обладал император. Его власть была неограниченной и наследственной. Высшими органами государственной власти являлись Императорский секретариат и Военный совет.
Высшая исполнительная власть осуществлялась через шесть ведомств (приказов): чинов; налогов (финансовое); церемоний (обрядов); военное; уголовных наказаний; общественных работ.
Местное управление. Территория страны делилась на провинции, области, округа и уезды. Провинции возглавляли два губернатора (военный и гражданский). Областями, округами и уездами управляли начальники при помощи чиновников и старост.
Судебная власть осуществлялась администрацией.
В начале XIX в. европейские страны предприняли попытки давления на закрытый Китай с целью получения новых рынков сбыта, источников сырья («опиумные войны» Англии 1840-1842 гг.). В 1842-1844 гг. Англия, США, Франция подписали с Китаем неравноправные для него торговые договоры. Страна начала превращаться в полуколониальную.
Следствием происходившего стало восстание религиозной секты тайпинов в 1850 г. - Тайпинское восстание. Была создана дисциплинированная повстанческая армия. В марте 1853 г. тайпины захватили Нанкин. Он был переименован в «Небесную столицу».
Повстанцы создали «земельную систему Небесной династии» - программный документ преобразования китайского общества и государства, основанный на идеях «крестьянского коммунизма» (уравнительное распределение земли, отмена арендной платы за землю, борьба с коррупцией).
В результате разногласий внутри движения в 1864 г. Нанкин перешел к цинским войскам. Прошедшие потрясения подтолкнули цинское правительство к проведению реформ. После подавления восстания тайпинов была отменена система двух губернаторов в провинциях (военного и гражданского) и местная власть сосредоточилась в одних руках. В структуре провинциального управления закрепились возникшие в последний период борьбы с тайпинским движением комитеты по восстановлению порядка, состоявшие из главных провинциальных чиновников, а именно: казначея, судебного чиновника, соляного контролера и зернового интенданта. Наместники получили право казнить без предварительной санкции сверху лиц, уличенных в принадлежности к тайным обществам, имеющим целью ниспровержение существующего строя, и «открытых мятежников и разбойников».
Вместе с тем маньчжуры, сохранив господствующее положение, были вынуждены предоставить китайским феодалам, спасшим вместе с иностранцами Цинскую династию, большее число государственных должностей. Характерной особенностью формирования государственного аппарата тех времен являлось расширение открытой продажи должностей, усиление произвола чиновников.
Резко усилившаяся экспансия иностранного капитала в Китай привела к захвату им важнейших позиций в экономике, к возникновению сравнительно сильного и быстроразвивающегося иностранного сектора в экономике. Страна превратилась в полуколонию западных держав.
В 60—80-е гг. XIX в. возникли первые китайские капиталистические предприятия. Первоначально это казенные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, а затем частные предприятия, действовавшие также под контролем государства. Ведущей силой формирующейся национальной буржуазии стали крупные чиновники и помещики. Вторжение в страну иностранного капитала покончило с относительной замкнутостью китайской деревни, приобщило сельское хозяйство Китая к мировому рынку.
После поражения в войне с Японией (1895 г.) активизировалась деятельность патриотических сил. В 1898 г. Буржуазная партия реформ под руководством Кан Ювэея добилась принятия императором Китая Гуансюй серии 50 радикальных указов, касающихся реформирования экономики, управления, образования. Этот трехмесячный период 1898 г. вошел в историю Китая под названием «сто дней реформ». Реформы не были проведены в жизнь из-за дворцового переворота, совершенного вдовствующей императрицей Цыси. Император Гуансюй был арестован, его указы отменены, а реформаторы казнены.
В 1899 г. Китай вновь был потрясен народным восстанием. Это было выступление сельской и городской бедноты в рядах ихэтуаней («отрядов справедливости и согласия»), возникших на базе тайного общества — «кулак во имя справедливости и согласия». Восстание носило главным образом антииностранный характер и продолжалось до 1901 г., будучи усиленным представителями правящих кругов, заигрывавшими с широким народным движением. Осада восставшими посольского квартала в Пекине послужила поводом для вмешательства во внутренние дела Китая ряда европейских держав, царской России и США. В 1900 г. войска интервентов заняли Пекин. Цинский двор капитулировал.
В 1901 г. представителем Цинов был подписан т.н. «заключительный протокол», по которому китайское правительство обязалось выплатить вторгшимся в страну державам огромную контрибуцию, и приняло ряд унизительных условий, закреплявших окончательное превращение Китая в полуколонию. Такие условия усилили всеобщую ненависть народа к маньчжурской династии, и, чтобы притупить ее, Цины вынуждены были предпринять ряд реформ.
Первым практическим шагом в серии реформ была реорганизация Главной канцелярии по иностранным делам, на базе которой вскоре после подавления восстания ихэтуаней было создано Министерство иностранных дел по европейскому образцу. Был упразднен ряд синекур при дворе и в провинциях. В 1903 г. вместо бывшего министерства общественных работ было создано министерство земледелия, промышленности и торговли, перед которым была поставлена задача выработать уставы, регламентирующие деятельность торгово-промышленных предприятий, всячески способствовать притоку капиталов в промышленность и торговлю. В 1905 г. создано министерство полиции, преобразованное в следующем году в министерство внутренних дел (гражданской администрации). В то же время созданы министерства образования, почт и путей сообщения, финансов, армии и права (вместо министерства уголовных наказаний). В 1906 г. учреждено Главное таможенное управление. Судебные органы отделялись от администрации. Судебную систему составили Верховная судебная палата, суды высшей ступени, окружные суды и суды первой инстанции. Одновременно была учреждена прокуратура.
Революционный подъем начала XX в. воплотился в объединение в 1905 г. революционных организаций страны в Союзную лигу (Тунмын хуэй), ядром которой явилось Общество возрождения Китая.
В 1906 г. был обнародован указ о проведении подготовительных мероприятий для перехода к конституционному правлению. В связи с этим в следующем году Цины учредили бюро по составлению и проверке конституции, а также бюро законодательных реформ, сосредоточившее свои усилия на подготовке кодексов. 1 августа 1908 г. был опубликован документ под названием «Основная программа конституции». Подчеркивая незыблемость императорской власти, неограниченность ее прав во всех областях политической жизни, этот документ упоминал, вместе с тем, о предстоящем создании представительного учреждения — парламента, правда, с весьма ограниченными совещательными функциями.
В 1911 г. произошла Синьхайская революция, приведшая к свержению императорской власти и установлению республики. Президентом Китайской республики становится Юань Шикай, который в августе 1913 г. установил в стране свою военную диктатуру.
10 марта 1912 г. собрание представителей провинций, объявившее себя Национальным собранием, приняло Временную конституциюреспублики, предложенную Сунь Ятсеном. Она провозглашала принципы равноправия всего населения и неприкосновенности личности, свободы собраний, печати, вероисповедания, тайны переписки, права принесения жалоб на действие чиновников и т. д.
В качестве высшего органа законодательной власти Конституцией предусматривался парламент в составе нижней палаты и сената. Сунь Ятсен полагал, что конституция будет ограничивать диктаторские поползновения Юань Шикая. Однако этот расчет не оправдался.
На выборах в парламент в декабре 1912 — феврале 1913 гг. большинство мест получил Гоминьдан- Национальная партия, созданная в результате преобразования Союзной лиги. Лидер новой партии Сун Цзяожэнь готовился стать премьер-министром, но по распоряжению Юань Шикая за три недели до открытия парламента был убит.
Юань Шикай игнорировал мнение парламента по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики. В то же время он добивался поддержки со стороны иностранных держав, даже ценой национального предательства. Поэтому в мае 1913 г. Сунь Ятсен призвал народ и войска южных провинций свергнуть диктатуру Юань Шикая. Народное восстание началось в том же году, но потерпело поражение. Сунь Ятсен снова был вынужден покинуть страну.
Юань Шикай, подавив восстание, принял меры для укрепления личной власти. Путем угроз и подкупов он провел через парламент свою кандидатуру в качестве постоянного президента. Парламент был распущен, 14 мая 1914 г. была объявлена новаяВременная конституция, предоставившая президенту диктаторские полномочия.
Кабинет министров становился ответственным уже не перед парламентом, а перед президентом. Отменялись многие демократические институты. В конце 1915 г. было официально объявлено о восстановлении монархии. Накануне этого акта диктатор принял так называемое «21 требование» Японии, направленное на превращение Китая в японскую колонию.
Все это усилило оппозицию диктатуре Юань Шикая. На юге началось новое антиюаньшикайское восстание. Диктатор был вынужден сделать заявление об отказе от монархии, но это не остановило восстания. Вскоре после смерти Юань Шикая в 1916 г. власть оказалась в руках северокитайских милитаристов — генералов, установивших военную диктатуру на подвластных им территориях.
Но революционный Юг не признал власти северных генералов. В сентябре 1917 г. в Гуанчжоу (Кантон) сформировалось военное правительство защиты республики во главе с Сунь Ятсеном.
4 мая 1919 г. в Пекине состоялись демонстрации против политики капиталистических держав в отношении Китая и, в частности, против решения Парижской мирной конференции, санкционировавшей захват Японией провинции Шаньдун.
Дальнейшее развитие китайской государственности происходило под влиянием Коммунистической партии Китая, образованной в 1921 г.
Образование самостоятельных государств в Латинской Америке и их государственно-правовая эволюция.Процесс становления колониальных систем Испании и Португалии в Латинской Америке начался в конце XV—начале XVI в., т. е. в эпоху средневековья. Хотя завоевание «Индий» (так официально именовались испанские колонии) рассматривалось как цивилизаторская миссия обращения в христианство язычников-индейцев, оно осуществлялось в основном военно-феодальными методами.
Традиционная индейская государственность была уничтожена конкистадорами (у майя, инков, ацтеков и т. д.). Земля в колониях официально объявлялась собственностью короны, но фактически с XVI в. она перешла в руки колонизаторов-конкистадоров и католической церкви. Широкое распространение получила система энкомиенды, своеобразной разновидности полукрепостнического, полурабского труда индейцев.
Юридически считалось, что индейские общины, находившиеся на захваченных территориях, передавались под «опеку» латифундистам-энкомендеро. Лишь в XVIII в. под влиянием зарождающегося капиталистического уклада на смену энкомиенде приходит пеонаж — долговая кабала, построенная на полуфеодальных арендных отношениях.
Колониальная администрация в Латинской Америке формировалась исторически по ходу самой территориальной экспансии Испании и Португалии. За 300 лет господства Испании в Америке сложилась самая крупная и прочная по тем временам колониальная империя с чрезвычайно сложной социально-этнической структурой, с единой католической верой и с централизованной системой политического управления. На вершине этой властной пирамиды стоял испанский король.
Общее руководство политикой Испании в колониях осуществляли Торговая палата, а с 1524 г. — созданный при королеСовет по делам Индий, первый специализированный центральный орган колониальной администрации. Этот Совет издавал колониальные законы, назначал высших чиновников, был верховной апелляционной инстанцией для колониальных судов.
Высшую власть в самой Америке осуществляливице-короли, которые как бы олицетворяли собой испанскую корону. Вице-короли командовали вооруженными силами, издавали местные законы, руководили администрацией, закрепляли земли и индейские общины за испанскими переселенцами, контролировали сбор налогов. Их полномочия действительно были королевскими, а потому даже в официальной доктрине Испании вице-королевства рассматривались как находящиеся в федеративном союзе с Испанским королевством (королевства Леона и Кастилии).
К концу XVIII в. в Латинской Америке было создано четыре вице-королевства: Новая Испания (столица Мехико), Новая Гранада (Богота), Перу (Лима), Рио-де-ла-Плата (Буэнос-Айрес).
В колонии, имевшие меньшее значение для испанской короны, назначалисьгенерал-капитаны, которые номинально подчинялись вице-королям, но практически пользовались административной самостоятельностью и получали указания непосредственно от Совета по делам Индий.
К концу XIX в. были образованы генерал-капитанства в Гватемале, Венесуэле, Чили и на Кубе. Впоследствии эти искусственно сложившиеся границы между вице-королевствами и генерал-капитанствами станут основой пограничной демаркации для самостоятельных латиноамериканских государств.
Важную роль в колониальном управлении играли создаваемые при вице-королях или генерал-капитанах судебно-административные органы аудиенции. В провинциях, на которые делились колонии, руководство администрацией, судом, церковью осуществляли губернаторы, которым, в свою очередь, были подчинены коррехидоры, старшие алькальды. В XVIII в. при королях из династии Бурбонов для большей централизации системы управления в провинции назначались интенданты и субделегаты.
Все высшие должности в колониальной администрации в Латинской Америке замещались выходцами из числа испанской феодальной знати, присылаемой в колонию на ограниченный срок (обычно на 3—6 лет). Единственным звеном колониальной администрации, доступным местному дворянству из потомков испанских поселенцев (креолам), было городское управление, где сохранялись некоторые традиции и формы, заимствованные из муниципального самоуправления Испании.
Огромную роль в колониальном управлении Латинской Америкой играла католическая церковь. Папская булла в 1493 г. дала испанским королям право патронажа над церковью в колониях, в частности право назначать на церковные должности. Церковь стала органичной частью колониального аппарата и крупным землевладельцем, сосредоточившим в своих руках одну треть всей пахотной земли колоний.
Пользуясь большой отдаленностью от Испании, чиновники всех рангов колонии проявляли самовластие, осуществляли правотворчество, допускали любые беззакония. Аппарат колониального управления в Латинской Америке отличался бюрократизмом со свойственной ему неэффективностью и коррупцией. К концу XVIII в. в связи с ростом противоречий между метрополией и колониями вице-королевства и генерал-капитанства превратились в своеобразные квазигосударства, постепенно приобретавшие самостоятельное политическое существование.
Испанская администрация стремилась тщательно регламентировать все стороны жизни населения в колониях, разработала для них огромную массу законодательных актов. В 1680 г. был издан Свод законов королевства Индий (9 книг и 6377 законов) — первый в истории официальный сборник колониального права.
Колониальное законодательство закрепляло систему феодальной поземельной собственности (энкомиенды, асьенды, латифундии) и сословное деление общества. Оно проявилось в предоставлении урожденным испанцам и креолам типично феодальных привилегий (дворянские титулы), и в установлении неполноправности индейцев, негров и лиц смешанного происхождения (метисов, мулатов). Но креолы, составлявшие основную часть феодальной знати в Латинской Америке (идальго, кабальеро), по своему правовому положению стояли ниже, чем лица, родившиеся в Испании.
Система управления в Бразилии - колонии Португалии - была идентичной. С XVII в. колониальную администрацию возглавил вице-король, при котором были созданы военное и налоговое ведомства, и которому подчинялся местный аппарат управления. Но колониальная система в Бразилии была менее централизованной, поскольку португальской короне не удалось полностью преодолеть местный сепаратизм.
Политика метрополий порождала недовольство у различных слоев населения (индейцев, метисов, мулатов и т. д.). Но основной оппозицией колониальному режиму стали латифундисты-креолы, а также усиливающаяся местная буржуазия. В колониях постепенно зарождались ростки капиталистических отношений. На этом фоне во второй половине XVIII в. в Латинской Америке пробудилось национальное самосознание — процесс, ускоренный революционной борьбой за независимость США.
Большое влияние на развитие освободительного движения в колониях оказала также французская революция XVIII в. и ее конституционные документы. Это подтолкнуло к восстанию негров-рабов и провозглашению в 1806 г. независимого государства Гаити (бывшей французской части колонии Сан-Доминго).
Война за независимость в Латинской Америке началась после того, как войска императора Наполеона I вторглись в Испанию и сместили законного короля Фердинанда VII (династии Бурбонов). На престол был посажен брат Наполеона Жозеф. Колониальный аппарат на несколько лет лишился связей с метрополией. В 1810 г. начались антииспанские выступления в Каракасе, Буэнос-Айресе, Боготе и других городах.
Освободительная война в колониях прошла два этапа: 1) 1810—1815 гг.; 2) 1816—1826 гг.
К 1815 г. испанской короне после восстановления власти Фердинанда VII удалось вновь установить свою власть на всей территории Латинской Америки, исключая Ла-Плату. Это стало возможным через уступки и распространение на колонии либерально-демократической Кадисской конституции 1812 г., принятой в Испании.
На первом этапе освободительной войны создавались правительственные хунты, которые руководили движением патриотов и становились ядром зарождающейся государственности. В ходе борьбы с испанской армией патриоты вырабатывали конкретные формы организации политической и государственной власти, которыми заменяли старую колониальную администрацию.
По мере успехов освободительной войны (главным образом на втором ее этапе) правительственные хунты или специальные учредительные конгрессы провозглашали независимость отдельных колоний. Как правило, это происходило путем принятия специальных деклараций о независимости. Были утверждены также первые национальные правовые документы, выступавшие иногда в виде временных регламентов или статутов.
К концу освободительной войны на месте бывших испанских и португальских колоний возникли 10 независимых государств: Аргентина, Боливия, Бразилия, Великая Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Центрально-Американская федерация, Чили, Уругвай. Таким образом, все бывшие испанские колонии (за исключением островных владений — испанская часть Сан-Доминго, Куба и Пуэрто-Рико) стали политически самостоятельными государствами.
Война за независимость в Латинской Америке дала развитие этнической интеграции и формированию наций (мексиканской, аргентинской, венесуэльской и т.д.) и соответствующей им национальной государственности.
В результате реформ антифеодального характера в большинстве стран была запрещена работорговля, ограничено или отменено рабство, упразднена подушная подать с индейцев, церковная десятина и т. д. Также отменен сословный строй, упразднены дворянские титулы, торговые и иные феодальные монополии, регламентация производства, была утверждена неограниченная частная собственность, а также свободы предпринимательства и торговли.
В политическую практику молодых государств (по крайней мере, на первых порах) вводились новые абсолютно неизвестные колониальной эпохе политические и правовые институты: выборность государственных органов, процессуальные гарантии личности (право на защиту, презумпция невиновности и т. д.), политические и личные права и свободы граждан. Однако эти преобразования, проводившиеся в разной степени во всех государствах, нигде не привели к коренному изменению основ их социально-экономической, а, следовательно, и правовой структуры.
Помещичьи и клерикальные силы, ставшие у власти в новых государствах, сумели сохранить свои основные привилегии и огромные земельные латифундии. Буржуазные и разночинные элементы, слишком слабые, тесно связанные с церковными и помещичьими кругами, не способны были самостоятельно бороться за осуществление на практике демократических преобразований. Даже многие выдающиеся лидеры освободительного движения (например, С. Боливар) проявили осторожность и непоследовательность при подходе к решению политических и особенно социальных вопросов.
Конституции государств Латинской Америки. Основным политико-идеологическим и правовым кредо во всех новых государствах Латинской Америки былконституционализм. В ранних документах латиноамериканского конституционализма нашли свое отражение передовые политико-правовые идеи и институты своего времени, закрепленные в конституционной практике Испании, Англии, США и Франции.
В первых конституциях латиноамериканских государств прослеживается влияние передовых для своего времени идейреспубликанизма. Однако в ряде государств утверждение республиканского строя проходило в острой борьбе. Так, первая Конституция Аргентины(Конституция Объединенных провинций Южной Америки), принятая в 1819 г. Учредительным собранием, где сильные позиции занимали помещики-монархисты, не затронула вопрос о форме правления. И только по Конституции 1826 г. в Аргентине окончательно утвердилась «республиканская представительная форма».
В Мексике после провозглашения независимости в 1821 г. консервативно настроенное Учредительное собрание намеревалось провозгласить конституционную монархию. Но инициативу в этом вопросе перехватил политический авантюрист Итурбиде, который в 1822 г. после военного переворота объявил себя императором Августином I. Лишь по конституции 1824 г., принятой после нового восстания в армии и свержения непопулярного режима самозванца Итурбиде, в Мексике была провозглашена республика.
Монархия как форма правления утвердилась на долгое время только в Бразилии, где движение за независимость не вылилось в вооруженную борьбу против португальской короны, т.к. последняя сама предприняла конституционные меры, имевшие целью провозглашение независимости при сохранении монархической власти и старой социально-экономической структуры.
Принц-регент Педру, представитель португальской короны в колонии, 1 августа 1822 г. издал манифест о независимости Бразилии, и вскоре был провозглашен конституционным императором страны. После разгона Учредительного собрания и подавления республиканского движения император Педру I октроировал в 1824 г. монархическую Конституцию Бразилии.
Конституция установила своеобразное «разделение властей. В руках императора находилась исполнительная и т.н. регулятивная власть. Под последней подразумевались: назначение сенаторов, роспуск палаты депутатов, право вето в отношении законов, приостановление действия решений провинциальных советов, назначение и увольнение министров и т. д.
Законодательная власть осуществлялась Генеральной ассамблеей, состоявшей из Сената с пожизненно назначаемыми членами и Палаты депутатов, избираемой на 4 года двухстепенными выборами. Из-за высокого имущественного и образовательного ценза участвовать в выборах могли лишь помещики и верхушка буржуазии. Права Генеральной ассамблеи были крайне ограниченны. Конституция декларировала независимость судей, но император мог отстранить их от должности.
Усилившаяся борьба за республику, получившая широкую поддержку бразильского населения, закончилась в 1889 г. падением монархического строя, что было закреплено в республиканской Конституции 1891 г.
В процессе становления национальной государственности и ее конституционного оформления острые разногласия возникали также по вопросам о государственном устройстве и степени административной централизации, о правовом положении отдельных частей (провинций). В целом в период становления латиноамериканских государств возобладали идеи и практикафедерализма (Бразилия, Мексика, Центрально-Американская конфедерация и др.).
Но еще в ходе войны за независимость наиболее дальновидные лидеры освободительного движения (Ф. Миранда, X. Сан-Мартин, С. Боливар и др.) выступали за создание крупных централизованных и унитаристски организованных государств. Они надеялись на то,