Тема 17. Германия в Новое время
Германская империя в Новое время. Право Германской империи
в Новое время
Германская империя в Новое время.«Священная римская империя германской нации» лишь формально представляла собой единое государство. В XVIII в. она состояла, помимо непосредственных владений императора, из 7 курфюршеств, являющихся суверенными государствами, 300 владений имперских князей, епископов, аббатов, территории вольных городов, формально зависимых от императора, а фактически управляемых князьями, епископами, городскими советами, и множества других феодальных владений. Империя скреплялась не столько экономической общностью или общеимперскими органами управления, сколько культурным, языковым и прочим единством ее народов.
Фактором, все больше влияющим на внутриполитическую жизнь империи, становилось крепнущее монархическое государство Пруссии, достигшее во второй половине XVIII в. ранга крупной европейской державы.
Этому во многом способствовала проводимая при прусском короле Фридрихе II (1740—1786 гг.) прогрессивная, по своей сути, политика «просвещенного абсолютизма», сопровождавшаяся упорядочением государственных финансов и судопроизводства, ослаблением внутригосударственных таможенных, цеховых и других феодально-бюрократических ограничений, некоторым улучшением положения крепостных крестьян.
Падение «Священной римской империи германской нации» стало прямым следствием победоносных наполеоновских войн. Было ликвидировано множество мелких феодальных владений, которые или слились, или вошли в крупные монархии. При этом наибольшие территориальные приобретения получили непосредственно зависимые от Наполеона государства: Баден, Бавария, Вюртемберг, Саксония. В 1807 г. было создано крупное королевство Вестфалия.
В 1806 г. шестнадцать формально независимых прирейнских государств были объединены в«Рейнский союз». Впоследствии их число увеличилось.
«Рейнский союз» формально возник как союз монархий, не лишенных государственного суверенитета, но отношения их с Наполеоном строились на сюзереннитетно-вассальных связях зависимости, протектората. В этих государствах были отменены сословные привилегии духовенства и дворянства, личная крепостная зависимость крестьян, реорганизованы судебная и правовая системы, введен в действие Французский гражданский кодекс 1804 г.
Государства «Рейнского союза» объявили о своем выходе из «Священной римской империи», что и предопределило ее распад.
После сокрушительного поражения Пруссии в войне с Францией в 1807 г. (Пруссия сохранилась как государство только благодаря заступничеству русского императора Александра I) процесс возрождения в развалившейся, лишенной половины своих территорий, обложенной огромной контрибуцией стране начался с новой серии реформ.
Самой значительной из этих реформ была отмена в 1807 г. личной зависимости крестьян и введение свободной купли-продажи земли. В 1811 г. был издан указ об условиях выкупа «крестьянских платежей и повинностей», в том числе и не отмененной в 1807 г. барщины. Дворянство получило право заниматься предпринимательской деятельностью. Было введено новое налоговое обложение, распространявшееся частично и на дворян, осуществлена секуляризация церковных земель, отменены цеховые ограничения.
Экономические преобразования сопровождались изменениями в государственном аппарате: введением министерств, начал городского самоуправления и нового территориального деления на провинции.
Проведена была реорганизация армии: в офицерские школы, в частности, был открыт доступ лицам недворянского происхождения. В 1814 г. в Пруссии была введена всеобщая воинская повинность — главное условие осуществления агрессивного милитаристского курса ее внешней политики.
В 1815 г. с окончанием наполеоновских войн создается Германский союз - новое объединение немецких земель, построенное на конфедеративных началах. Вошедшие в союз государства сохраняли независимость, но реальное главенство в этом объединении принадлежало Австрии. В него, кроме Австрии и Пруссии, вошли еще 35 суверенных монархий (впоследствии — 32) — королевств, княжеств, герцогств и 4 вольных города (Франкфурт, Гамбург, Бремен и Любек), между которыми не существовало ни крепких экономических связей, ни единого законодательства, ни общих финансов или дипломатических служб.
Единственным центральным органом власти был Союзный сейм, состоявший из представителей правительств государств, вошедших в союз. Решения Сейма требовали единодушного согласия всех его членов, что достигалось очень редко, что часто парализовало работу этого органа.
С 1816 по 1847 гг. в большинстве германских государств были приняты первые конституции, во исполнение решения Союзного акта 1815 г., которые в основном представляли собой октроированные (дарованные монархами) хартии. По регламентации формы правления эти конституции мало отличались одна от другой. Высшими органами государственной власти, как правило, во главе с монархом являлись: двухпалатный, контролируемый монархом сословно-представительный орган — ландтаг и назначаемое и ответственное перед монархом правительство.
Необходимость создания единого государства стала особенно очевидна в середине XIX в. в связи с завершением промышленного переворота. В отличие от Англии и Франции он начался в Германии задолго до революции в условиях политической раздробленности, при сохранении феодального уклада в значительной части немецкой деревни.
Образование Германского союза не решило проблемыэкономического и таможенногообъединения Германии. Несмотря на то, что в Союзном акте 1815 г. говорилось, что «члены Союза оставляют за собой право обсудить на 1-м заседании Союзного сейма во Франкфурте-на-Майне вопросы торгового и транспортного сообщения», ни на первом, ни на последующих его заседаниях этот вопрос так и не был решен. В этих условиях Пруссия в 1818 г. приняла новый таможенный закон, уничтоживший все таможенные границы в рамках Прусского королевства и провозгласивший свободу передвижения между всеми его провинциями. Этот закон установил также покровительственный таможенный тариф для прусских товаров.
Кроме того, согласно Коммерческой конвенции от 7 (19) декабря 1818 г., заключенной Россией с Пруссией, отменялись всякие ограничения привоза товаров, в частности, шерстяных, кожаных, льняных, а также вводился облегченный транзит товаров другой страны через Россию и Пруссию с уплатой лишь условленных пошлин, который мог быть запрещен лишь с согласия обоих государств. Однако обе стороны сохраняли за собой право налагать консомационные пошлины, т.е. сборы, которые взимались при выпуске товаров на внутренний рынок.
Несмотря на противодействие австрийских властей, Пруссии удалось заключить таможенные соглашения с отдельными германскими правительствами. Итогом стало образование в 1834 г. Таможенного союза германских государств, в который вошло 20 членов Германского союза во главе с Пруссией.
В 1847 г. на конференции Таможенного союза был принят Общегерманский вексельный устав, впервые применивший единообразное регулирование вексельного оборота. Его принятие укрепило позиции Пруссии в правовой сфере, так как основу устава составил прусский проект Вексельного закона.
В 1857 г. на обсуждение Союзного сейма были представлены два проекта Торгового кодекса: прусский и австрийский. Законодатели выбрали в качестве основы лаконичный и ясный прусский проект. В 1861 г. было принято Общегерманское торговое уложение, что окончательно закрепило ведущую роль Пруссии в создании единого экономического и правового пространства Германии.
Достижение государственного единства Германии и стало одной из важнейших задач буржуазно-демократической революции 1848 г. Апогеем революции стало мартовское массовое восстание 1848 г в столице Пруссии Берлине. Король прусский Фридрих-Вильгельм IV, объявивший еще в 1847 г. о созыве объединенного ландтага, в стремлении погасить революцию подписал в марте 1848 г. серию указов. Им была признана необходимость конституционной монархии, создано новое либеральное правительство, провозглашены свободы личности, союзов, собраний, печати и др.
В апреле 1848 г. собрание представителей местных ландтагов выступило с инициативой созыва общегерманского парламента во Франкфурте-на-Майне. Избранное на основе двухстепенной избирательной системы общегерманскоеНациональное собрание открыло свои заседания в мае 1848 г., когда революционное движение уже ослабло, а контрреволюция нарастала. Оно состояло, главным образом, из представителей либеральной буржуазии и умеренной мелкобуржуазной демократии. Большинство из них в качестве своей главной задачи считало принятие конституции объединенной на федеральной основе Германии с закреплением в ней широкого перечня демократических прав и свобод.
Конституциябыла опубликована в 1849 г. с явным запозданием. Главным достоинством Конституции 1849 г., внесшей значительный вклад в историю развития германского конституционализма, явилась разработка правовых основ такой модели федерального государства, которая в наибольшей мере соответствовала и учитывала исторические, политические, социальные условия и задачи, стоящие перед объединенной Германией того времени.
В Германскую федерацию, по Конституции, должны были входить государства и территории Германского союза. При этом субъекты федерации должны были сохранить свою независимость, поскольку она не ограничивалась имперской конституцией, иметь свои конституции и администрацию. Самый большой Раздел II Конституции посвящен «имперской власти», перечню многочисленных полномочий общефедеральных органов, призванных нейтрализовать сепаратистские тенденции, укоренившиеся представления о раздробленности как «национальной черте характера» немцев.
Перед имперскими властями была поставлена задача создания единой дипломатической службы и проведения единой внешней политики. Только имперская власть должна была впредь назначать посланников и консулов, заключать международные договоры. Отдельные немецкие государства имели право заключения договоров с другими немецкими государствами, с не немецкими же — только по ограниченному кругу вопросов, главным образом, частного права. При этом любой договор, «затрагивающий имперские интересы», подлежал утверждению империи (ст. 1, разд. II).
Конституция вместе с введениемединого гражданствапредусмотрела необходимость созданияединого правового пространства, закрепив право и обязанность империи «издавать общие уложения гражданского, торгового, вексельного и уголовного права». При этом утверждался конституционный принцип: любой федеративной формы государственного единства — имперские (общефедеральные) законы стоят выше законов отдельных государств, если за ними точно не оговорено их подчиненное значение (§ 66, ст. 13, разд. II).
Раздел VI Конституции был посвящен широкому перечню «основных прав германского народа» (здесь же закреплялись и правовые гарантии их осуществления).
К их числу относились: равенство перед законом и судом всех германских граждан, в том числе равенство гражданских, уголовных и процессуальных прав (при уничтожении всех сословных привилегий); неприкосновенность личности (при отмене смертной казни, кроме как по приговору военного суда или на основе морского права в случае мятежа); неприкосновенность жилища; свобода слова, печати (при ликвидации цензуры); «полная» свобода собраний, союзов (без разрешения властей, кроме как собраний под открытым небом в случае серьезной опасности для общественного порядка и безопасности); неприкосновенность собственности (при отмене всех личных и поземельных платежей и повинностей феодального характера и конфискации имущества); суд присяжных, несменяемость судей, тайное и гласное судопроизводство и пр.
При всех достоинствах Конституции главным ее недостатком стало то, что она осталась «исписанным листом бумаги». Король Пруссии, которому была предложена корона императора, отверг конституцию под предлогом «незаконности ее происхождения», соглашаясь занять императорский трон не иначе как «по свободному соглашению коронованных правителей, князей и вольных городов Германии». Фиаско революции привело к отказу от многих демократических обещаний. Ландтаг был разогнан, распущены демократические клубы, запрещены собрания и митинги, разоружено гражданское ополчение и пр.
Несмотря на тяжелое поражение, революция не прошла бесследно. Во всех сферах общественной жизни Германии, прежде всего Пруссии, - в экономической, социальной, идеологической, политической — произошли серьезные изменения. Предприниматели могли отныне пользоваться относительно либеральными законами о концессиях, о горной промышленности, особенно при создании акционерных обществ. В 1850 г. вышли законы о выкупе крестьянами земли, которые либо отменяли еще не отмененные феодальные повинности, либо переводили их в категорию капиталистической ренты, и пр.
В Пруссии в 1850 г. была принята Конституция, позволившая в последующие годы создать первые буржуазные оппозиционные партии, использовать ландтаг в качестве публичной трибуны открытой критики правительственной политики. В противовес прусское правительство в 1851 г. принялоЗакон об осадном положении, на основании которого король получил право вводить в стране режим военного правления, если внутренняя или внешнеполитическая обстановка создавали угрозу существующим в стране порядкам.
Личность короляпровозглашалась неприкосновенной (но не священной), в его руках сосредоточивались командование армией, назначение правительства, и, прежде всего,министра-президента, ответственного перед ним, всех высших гражданских и военных должностных лиц, право объявлять войну и мир, заключать договоры (торговые договоры, возлагающие обязательства государства на частных лиц, подлежали одобрению палат).
По этой же схеме определялись отношения короля и палат парламента в сфере законодательства, исходящей из формулы «законодательная власть осуществляется совместно королем и обеими палатами» (ст. 62).
В результате войны с Австрией в 1866 г. Пруссия аннексировала Ганновер, Нассау, Франкфурт и др. земли, увеличив тем самым свою территорию. В том же 1866 г. был упразднен Германский союз и образовался Северо-Германский союз,в который вошли все северогерманские государства, а также ряд западных и южногерманских.
В 1867 г. была принята Конституция Северо-Германского союза, согласно которой вся власть переходила президенту союза - прусскому королю, канцлеру и Общесоюзному рейхстагу. Нижняя палата рейхстага создавалась на основе всеобщего избирательного права.
В 1870 г. Пруссия начала войну с Францией, победоносно закончив ее и заключив в 1871 г. Франкфуртский мир - договор, по которому к Германии были присоединены Эльзас и Лотарингия и получена контрибуция в размере 5 млрд. франков.
Объединение Германии завершилось присоединением Бадена, Баварии, Вюртемберга, Гессен-Дармштадта, что было оформлено договорами, ратифицированными парламентами соответствующих стран. 18 января 1871 года в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I, и таким образом в центре Европы возникло новое государство - Германская империя.
Согласно Конституции Германской империи 1871 г. в состав империи вошли 22 монархии и несколько вольных городов. Главой империи был прусский король, титулованный императором. Он был главой вооруженных сил, назначал чиновников империи, включая главу правительства - имперского канцлера. Императору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция дозволяла ему непосредственное руководство министрами империи и самой Пруссии.
Члены верхней палаты - Союзного совета (бундесрата) - назначались правительствами союзных государств. Бундесрат считался высшим представительным органом, в котором были представлены германские государства. Нормы представительства от каждой земли были установлены в конституции. Пруссию представляли 17 депутатов, остальные государства имели от одного до шести депутатов.
Союзный совет вместе с рейхстагом представлял исполнительную и законодательную власть.Рейхстаг был вначале учредительным собранием, а затем органом, участвовавшим в законодательстве, принятии бюджета и контроле за исполнительной властью. Конституция отводила рейхстагу важное место в законодательном процессе, но фактическая власть рейхстага была небольшой. Законы, принятые рейхстагом, должны были быть утверждены бундесратом. В тех случаях, когда рейхстаг отклонял внесенный правительством законопроект, бундесрат утверждал его в качестве указа.
Имперское правительство было представлено единственным лицом - канцлером. Кабинета министров не существовало.
Сложные социально-экономические процессы на пути исторического развития объединенной Германии XIX в., полном противоречий, непосредственно влияли на частые изменения ее политического режима. Особую роль в этих процессах играл ее канцлер (ранее — министр-президент Пруссии) О. Бисмарк, с именем которого в исторической литературе связывается проведение политики, определяемой противоречивыми понятиями: «революция сверху», «государственный социализм», «реакционный милитаризм», «бонапартизм» (социальное маневрирование) и пр. Для первых лет канцлерства Бисмарка характерно преобладание либеральных методови средств осуществления государственной власти. В это время не только снимается множество феодальных препон для развития предпринимательства и торговли, но и создается общеимперская партийная система, растут рабочие организации, партийная печать.
Ведущей буржуазной партией, задающей оппозиционный тон деятельности рейхстага, становится партия либеральной буржуазии — Национально-либеральная, под влиянием которой находилась в это время и значительная часть рабочего класса. Слева примыкала к ней мелкобуржуазная Прогрессистская партия, которая в 1884 г. сливается с левым крылом Национально-либеральной партии, образуя Немецкую свободомыслящую партию. Особое место в политической системе занимает разношерстная Католическая партия (Центра). Резко настроенная против Пруссии, она преследует партикуляристские цели.
Вместе с ростом промышленного пролетариата в 1869 г. возникает и первая рабочая Социал-демократическая партия (СДРП). В 1875 г. в результате объединения в Готе СДРП и Всегерманского рабочего союза (эзенахцев и лассальянцев) формируется реформистская Социалистическая единая партия Германии(СЕПГ), которая по мере достижения своей организационной и политической зрелости становится во главе международного рабочего движения. Социал-демократы избираются в рейхстаг, их представительство со временем все больше растет. Социалистическая идеология становится господствующей среди рабочего класса, расширяется круг социалистических партийных изданий и пр.
Ситуация меняется в 1878 г., ставшем вехой наступления конца «либеральной эры» канцлерства Бисмарка. Экономические трудности подвигают правительство Бисмарка к проектам кардинальной финансово-экономической реформы, перехода от свободы торговли (главного требования либеральной буржуазии в сфере экономики) к протекционизму, к усилению правительственного вмешательства не только в экономику, но и в другие сферы общественной жизни, в частности пресечения с помощью репрессивного законодательства деятельности социалистов. В это время фактически решается вопрос об установлении в сфере экономики политики «твердой руки» канцлера. В 1878 г. под угрозой очередного роспуска, О. Бисмарк добивается принятия, ранее отклоненного рейхстагом закона «Против общественно опасных стремлений социал-демократов», названного впоследствии «исключительным законом против социалистов».
Закон запрещал все организации, «имеющие целью посредством социал-демократических, социалистических и коммунистических стремлений свергнуть существующий государственный и общественный строй». Запрещались также собрания и печатные издания, пропагандирующие «подобные стремления», сбор средств с этой целью и пр. Полиции и местным властям по их усмотрению предоставлялось право запрещать собрания и распространение политической литературы, объявлять «малое осадное положение» и высылать лиц, «опасных для общественной безопасности», из мест их «вредной деятельности».
На основании закона в 1878 г. было введено «малое осадное положение» в Берлине, в 1880 г. — в Гамбурге, в 1881 г. — в Лейпциге, что дало правительству право выслать из этих центров влияния социал-демократии 500 видных ее представителей. СЕПГ фактически была распущена, но ее фракция в рейхстаге оставалась действующей.
Вильгельм II, претендуя на роль «народного монарха», вопреки сопротивлению Бисмарка в 1890 г. отменил исключительный закон против социалистов, что и стало непосредственной причиной отставки «железного канцлера», а также последующей очередной либерализации политического режима. Законом 1899 г. были отменены ограничения для всякого рода союзов, не выходящих за пределы империи, постановления отдельных германских государств, запрещающих вступление в союзы рабочих, в том числе и в избирательные союзы.
При всех сменах методов и средств осуществления внутригосударственной политики неизменным, однако, оставался внешнеполитический агрессивный курсполуабсолютистского государства Германии. Прусско-германский милитаризм создал в Европе тот тип международных отношений, который вошел в историю XIX — начала XX в. под именем «вооруженного мира», сущностью которого стала систематическая подготовка к локальным войнам, а затем и к мировой войне. Резкая активизация агрессивной милитаристской политики Вильгельма II перед первой мировой войной привела к новому изменению политического режима в стране, к введению новых репрессивных законов.
В 1908 г. был принят закон о союзах и собраниях, названный в народе «исключительным законом против молодежи», который запрещал лицам до 18 лет участвовать в политических союзах, в антивоенной деятельности и пр. После объявления войны сначала России, затем — Франции, в 1914 г. в Пруссии и других землях ужесточились нормы уголовного права против военнообязанных и военнослужащих, были введены осадное положение и военно-полевые суды. Установилась жесткая военная цензура над прессой.
Право Германии в Новое время. Основы современной правовой системы начали формироваться после объединения германских монархий в Северо-Германский Союз, возглавляемый Пруссией, и образования Германской империи. До появления общегерманского законодательства на территории империи продолжали применяться законы и правовые обычаи княжеств, ставших ее частями. Имперская правовая система выросла на законах Пруссии, Баварии и Саксонии, определенное влияние на нее оказало французское право, действовавшее на территории некоторых германских государств.
В XIX в. были приняты Торговое уложение (1866 г.), Уголовное уложение (1871 г.), Гражданское процессуальное и Уголовно-процессуальное уложения (1871 г.), Закон о судоустройстве (1877 г.) и Гражданское уложение (1896 г.), заложившие основу правовой системы Германии.
Во все времена важными источниками права считались акты исполнительной власти, судебная практика традиционно не признавалась источником правовых норм. Многие нормативные акты, принятые вскоре после утверждения империи, сохраняют значение действующих источников права.
Германия 50—60-х гг. XIX в. отличалась глубокой разобщенностью норм гражданского права. Но не только множественность и фрагментарность правовых систем тормозили экономическое и правовое развитие страны. Многочисленные институты и нормы пандектного (римского) права и партикулярного (германского) законодательства были явно устаревшими, не соответствовали новым производственно-рыночным отношениям. Среди них выделялись нормы, охраняющие привилегии королевских и княжеских семей, права дворянской собственности и пр.
Германское гражданское уложение (ГГУ) было принято в 1896 г. в силу необходимости унификации права. ГГУ явился крупнейшей гражданско-правовой кодификацией. Оно насчитывало 2385 параграфов, не считая 218 статей Вводного закона. Уложение построено по так называемой пандектной системе. Для него характерно наличие общей части и сведение гражданско-правовых институтов в отдельные книги: вещное, обязательственное, брачно-семейное и наследственное право.
В качестве субъектов гражданских правоотношенийУложение признавало физических и юридических лиц. Правоспособность физических лиц основывалась на принципе юридического равенства. Совершеннолетие устанавливалось с 21 года. В возрасте от 7 лет до 21 года уложение устанавливало различные степени ограниченной дееспособности.
Германское гражданское уложение называло два вида юридических лиц: ферейны (общества, союзы), под которыми понимались союзы лиц, с которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями. Эти союзы могут быть либо хозяйственными (преследующими цели извлечения прибыли), либо нехозяйственными (преследующими культурные, научные и подобные им цели); учреждения, которые образуются в силу волеизъявлений частных лиц, выделяющих для достижения определенной цели известное имущество. Уложение не определяло содержания правоспособностиюридических лиц, она вытекала из самого факта их образования.
Все вещиУложение делило на земельные участки и движимые вещи, строго различая правовой режим движимых и недвижимых вещей. Германское гражданское уложение называло ряд вещных прав: право собственности, владение, пользование чужими вещами (земельные и личные сервитуты, узуфрукт, право застройки), право на получение известной ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека недвижимости и др.), право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки, право охоты, рыбной ловли).
Основным вещным правом являлось право собственности, хотя с некоторыми ограничениями прав собственника.
Определение обязательствасодержалось в параграфе 241 Уложения: «В силу обязательства кредитор управомочен требовать от должника предоставления. Предоставление может состоять также в воздержании». Наиболее распространенный способ возникновения обязательственных правоотношений - договор. Уложение не давало определения договора, но позволяло выделить его существенные черты: 1) договор понимается как юридическая связь, установленная между несколькими лицами; 2) содержанием договора может быть как положительное действие, так и воздержание от такового.
Договорные отношения по Уложению строились на принципе свободы договора. Предоставляя частным лицам свободу по установлению договорных обязательств, Уложение ставило условия их действительности: 1) соответствие договора законам; 2) дееспособность лиц, заключающих сделку.
Германское гражданское уложение регулировало более 20 видов договоров: куплю-продажу, наем, мену и др.
В качестве основания возникновения обязательств Уложение также признавало деликты. По общему правилу ответственность несло лицо, виновное в причинении вреда. Уложение не признавало имущественного возмещения неимущественного вреда.
Семейное право.Уложение установило единственную законную форму брака гражданский брак. Брачный возраст для женщин - 16 лет, для мужчин - 21 год. Кроме достижения брачной правоспособности, необходимым условием вступления в брак являлось наличие обоюдного согласия на брак. Для несовершеннолетних требовалось согласие родителей. Препятствием для действительности брака было: близкое родство; нерасторжение первого брака; женщине не разрешалось вступать в новый брак в течение 300 дней со дня прекращения предыдущего.
Разводдопускался только в определенных законом случаях. Основаниями для развода были: прелюбодеяние; посягательство на жизнь другого супруга; злонамеренное оставление; грубое нарушение брачных обязанностей; тяжелая болезнь.
Имущественные отношения супруговопределялись брачным договором. Если стороны своим брачным договором не установили иного режима, сохранялась раздельность права собственности на имущество супругов.
Взаимоотношения между детьми и родителямистроились на принципе осуществления родительской власти отцом. Родительская власть переходила к матери лишь после смерти отца или лишения его родительской власти.
Наследственное право. При наследовании по законууложение закрепляло систему парантелл (линий), представляющих собой группу родственников, происходящих от общего предка. Первую парантеллу составляли нисходящие наследники, вторую парантеллу - родители и их нисходящие родственники, третью - дед и бабка, их нисходящие родственники и т. д. Особое положение занимал переживший супруг. При наличии наследников первых двух линий, а также деда и бабки ему предоставлялось право собственности только на часть наследства умершего, если же родственников первой и второй линии, деда или бабки нет, к пережившему супругу переходило все наследство.
При наследовании по завещаниюуложение исходит из принципа свободы завещаний. В целях охраны интересов законных наследников устанавливались некоторые ограничения завещательной свободы. Таким ограничением была обязательная доля.
Характерной чертой германского частного права является его дуализм. Существование здесь наряду с Гражданским еще и Торгового кодекса было обусловлено целым рядом исторических причин, главной из которых стала необходимость создания единообразного правового регулирования торговли в стране с многовековой политической и правовой раздробленностью.
Германское Уголовное уложение1871 г. состояло из трех частей:
в первой части содержались положения о разграничении преступлений, проступков и полицейских нарушений; об ответственности германских граждан в случае совершения правонарушений за границей и другие вступительные положения;
во второй части излагались общие вопросы уголовного права: о стадиях преступления, о соучастии, о смягчающих и отягчающих обстоятельствах;
третья часть включала в себя нормы, касающиеся отдельных видов преступлений, то есть представляла собой Особенную часть.
Преступленияподразделялись Уложением на несколько различных видов. На первом месте стояли государственные - оскорбление императора и местных государей, фальшивомонетничество, основание тайных организаций, участие в союзе, целью которого являлось незаконное противодействие применению законов или мероприятий органов управления. Специальная глава посвящена преступлениям против религии; преступления против собственности и против личности; полицейские нарушения, среди которых Уложение называет широкий круг деяний - изготовление печатей, нарушение правил о выезде за границу, хранение оружия и т. п.
Уложение обязывало каждого немца оказывать содействие полиции. Германское уложение предусматривало суровые наказания:смертную казнь, заключение в рабочем доме, тюремное заключение, помещение в крепость, арест, ограничение в правах, штраф. Основной целью наказания являлось устрашение. Наиболее сурово наказывались лица, совершившие государственные преступления, преступления против религии и против собственности.
Уголовно-процессуальный кодекс 1877 г.Уголовный процессстроился на следующих принципах: 1) состязательность; 2) независимость следственного судьи от прокурора; 3) допущение защиты в стадии предварительного следствия.
Предварительное следствие велось по делам о тяжких преступлениях, в остальных случаях дознание производил прокурор. Допускалось участие защиты на предварительном следствии, однако судья мог запретить сношения адвоката с подследственным, находящимся под арестом. По окончании предварительного следствия прокурор направлял дело в суд, который принимал решение.
Обвинитель и подсудимый (и его защитник) пользовались равными процессуальными правами.
Трудовое и социальное законодательство. Основная тенденция развития германского права в конце XIX в. нашла выражение в его постепенной «социализации», что во многом объяснялось активной позицией социал-демократов в рейхстаге.
В 70-х гг. XIX в. в Германии начинает формироваться особый комплекс норм, регулирующих заключение соглашений между предпринимателями и наемными рабочими по поводу определения рабочего времени и условий оплаты труда (так называемые тарифные соглашения), который впоследствии вместе с другими нормами способствовал созданию новой отрасли права, получившей название «трудовое право».
Первое тарифное соглашение было заключено в Германии еще в 1873 г. в сфере печатной промышленности. Его активными участниками стали профсоюзы, впервые легализованные Промышленным уставом 1869 г. Северо-Германского союза. Наряду с принципом свободы предпринимательства этот Устав закрепил свободу промышленных объединений.
Среди возникших в это время профсоюзовнаиболее активными были так называемые свободные профсоюзы, создаваемые под руководством социал-демократов, наибольшее распространение получившие после отмены в 1890 г. Исключительного закона против социалистов.
Образование в 1918 г. Веймарской республики ознаменовало собой начало нового этапа в становлении трудового права Германии. В центре внимания германского законодательства в этой сфере по-прежнему оставался вопрос о тарифных соглашениях, основывавшихся в этот период на принципе «тарифной автономии». Отныне все условия организации и оплаты труда должны были устанавливаться путем заключения соответствующих коллективных соглашений между объединениями предпринимателей и профсоюзами. Возникший таким образом тарифный договор выступал в качестве единственного правового акта, регулирующего взаимоотношения между владельцем предприятия и рабочими.
Процедура рассмотрения трудовых споров была регламентирована постановлением от 30 октября 1923 г., согласно которому все трудовые споры должны были рассматриваться созданными на паритетных началах комиссиями, во главе которых стоял не принадлежащий ни к одной из сторон независимый председатель. Функции последнего обычно выполняло соответствующее должностное лицо. Поскольку представители работодателя и трудового коллектива часто не могли прийти к согласию, решение принималось председателем комиссии единолично. Особенно активно подобная практика стала применяться в последние годы Веймарской республики.
Параллельно с нормами, регулирующими взаимоотношения между работодателями и наемными рабочими, в конце XIX—XX вв. в Германии развивался особый комплекс правовых норм, получивший здесь специальное название «социальное законодательство».
Первым германским социальным законом стал Закон о материальной ответственности 1871 г. Он установил особую ответственность владельцев железнодорожных предприятий за произошедшие на них несчастные случаи с работниками, занятыми на строительстве и обслуживании железнодорожных путей и составов. Обязанность работодателя в таких случаях возместить ущерб не зависела от вины. Поз