В чем особенность учения Ф. Ницше о справедливости и о праве

Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) – немецкий мыслитель, представитель иррационализма и волюнтаризма, профессор филосо­фии Базельского университета. Вопросы политики, государства и пра­ва освещаются в таких его работах, как «Греческое государство» (1871), «Воля к власти», «Человеческое, слишком человеческое» (1877), «Поту сторону добра и зла» (1886), «К генеалогии морали» (1887). Учение Ниц­ше очень противоречиво, поэтому к его наследию обращались и реак­ционные, и прогрессивные мыслители. Рассмотрим основные положе­ния его учения.

Источник справедливости – сила и обмен притязаниями. «Спра­ведливость возникает первоначально среди приблизительно одинаково могущественных.. .Где нет точно различимого превосходства в силе и борьба привела бы к бесплодному обоюдному вреду, там возникает мысль о соглашении и об обсуждении взаимных притязаний: первона­чальный характер справедливости есть характер обмена. Каждый удовлетворяет другого тем, что каждый получает то, что он больше це­нит, чем другой... Справедливость есть, следовательно, воздаяние и об­мен при условии приблизительного равенства сил...» («Человеческое, слишком человеческое»).

Обратимость прав и обязанностей. «Наши обязанности – права других на нас. В силу чего они приобрели их? В силу того, что они счи­тали нас способными к договору и к отплате, ставили нас наравне с со­бою, так что они доверяли нам что-нибудь, воспитывали нас, настав­ляли нас на путь, поддерживали нас».

Воля к власти. Воля к накоплению силы и увеличению власти -специфическое свойство всех явлений, в том числе социальных и по­литико-правовых. Причем воля к власти – это повсеместно самая примитивная форма аффекта, а именно – «аффект команды». Соци­ально-политическая история – борьба двух воль к власти – воли сильных видов (аристократии) и воли слабых (толпы). Аристократи­ческая воля к власти – это воля к жизни; рабская воля к власти – во­ля к смерти.

Право производно от воли к власти, от силы. Несостоятельны есте­ственно-правовая доктрина, идеи свободы и равенства. Правомерны привилегии, преимущества и неравенство. «Неправота никогда не за­ключается в неравных правах, она заключается в притязании на «рав­ные» права». Право – результат войны и победы, что исходит еще от «правового инстинкта» древних. Так возникает естественное право по­бедителя. Соответственно праву необходимой обороны следует при­знать и право необходимой агрессии. Право победителя в войне – осно­ва аристократического правопорядка. Право в мирном порядке фиксирует результаты войны различных воль и предполагает согла­шение неких борющихся сил.

Принцип неравенства правовых притязаний. Неравенство прав -условие права вообще. Право есть преимущество. Органическая связь права с насилием определяет отношение к справедливости. Правовая справедливость исходит от различных индивидов и зависит от того, относятся они к аристократическим типам или являются обычными людьми. Человек сам по себе не обладает ни правами, ни достоинства­ми, ни ценностями.

Отрицание народного суверенитета. Реализация его ведет к паде­нию государства, устранению противоположности между «частным» и «публичным». Расширение суверенитета приводит к постепенному вы­рождению здоровых жизненных сил, в конечном счете, к победе много­численной массы угнетенных над немногочисленной аристократией.

Мораль – орудие слабых, рабов против господ для низвержения сильных и установления власти слабых. Образец совершенной политики – макиавеллизм. Стандарты макиавеллистской политики, уже осво­божденной от морали, надо вновь внедрить в сферу моральных оценок и ориентации – как принципы «великой политики добродетели».

Время мелкой политики прошло: двадцатое столетие будет време­нем большой политики – борьбы за мировое господство, невиданных ранее войн. Вокруг понятия политики будет развязана духовная война.

Наши рекомендации