И сдаче экзамена по дисциплине История России
Экзамен в высшем учебном заведении носит учебно-воспитательный характер и является неотъемлемой частью учебного процесса, его логическим завершением. Подготовка к экзамену содействует обобщению и закреплению знаний, приведению их в стройную систему, а также устранению возникших в процессе занятий пробелов.
Неотъемлемое качество подлинных знаний – их осознанность, осмысленность, умение не только назвать и описать явление, но и объяснить изучаемые факты, указать на их взаимосвязь и отношения, обосновать усвоенные положения, сделать выводы из них, т.е. проявить знания на уровне умений.
Залогом успеха при подготовке к экзамену по дисциплине История России является систематическая работа обучаемого над учебным материалом в течение всего семестра (межсессионного периода), ведение подробного конспекта лекций и необходимых записей при подготовке к семинарским занятиям, систематическая самостоятельная подготовка и активное участие в общественной жизни подразделения и института.
Предварительная подготовка к экзамену начинается в период изучения дисциплины, когда обучаемые самостоятельно дорабатывают конспекты лекций, готовятся к семинарским занятиям, проходят тестирование, готовят доклады, сообщения и рефераты, принимают участие в научно-практических конференциях.
Непосредственную подготовку к экзамену по курсу История России следует начинать за 5-6 дней до его сдачи.
Начиная подготовку к экзамену обучаемым необходимо обратиться к рабочей программе учебной дисциплины. Опираясь на содержание рабочей программы определить для себя необходимый для сдачи экзамена объем информации и уровень готовности к ответу по каждой теме дисциплины, ясно представляя, что является главным в учебном материале, а что второстепенным, изучение которого может быть ограничено уровнем ознакомления и общего представления. Затем, на основе изучения программы, обучаемый разрабатывает конкретный план подготовки к экзамену.
При проработке учебного материала следует сосредоточить внимание на наиболее сложных темах. Более углубленное их повторение целесообразно осуществлять не только по конспекту, но и по учебнику (курсу лекций) и учебно-методическим пособиям. После повторения каждой темы важно делать небольшую паузу для восстановления по памяти ее краткого содержания – тогда логическая последовательность прочитанного легче акцентируется. Рекомендуется по каждому учебному вопросу готовить развернутый план ответа.
При работе с учебным материалом необходимо чаще ставить перед собой вопросы: Что? Где? Когда? Почему? Как? С какой целью? Известно, что они заставляют обучаемого глубже проникать в существо рассматриваемых процессов и явлений и добиваться такого положения, когда число пробелов в знаниях по дисциплине становится все меньше. При этом хорошо помогает прием сравнения.
Недостаточно эффективным методом подготовки является полумеханическое заучивание, так как запоминание здесь носит поверхностный характер.
За день-два до экзамена возможен и групповой способ повторения материала. Это лучше проводить небольшой группой (из двух-трех человек). Ответы на вопросы дает каждый из ее участников. Ответы на поставленные вопросы должны быть вполне исчерпывающими.
В период подготовки к экзамену необходимо работать равномерно и ритмично, избрав для себя оптимальный режим труда и отдыха.
Существенную помощь при подготовке обучаемых к экзамену оказывают групповые и индивидуальные консультации, проводимые преподавателем, где обучаемые получают ответы на вопросы, которые возникли у них в процессе подготовки. При этом необходимо помнить, что консультации не могут возместить знания, не усвоенные в течение семестра (межсессионного периода). Если обучаемый придет на консультацию, не имея представления об учебном материале, пользы от нее не будет.
При подготовке к экзамену по Истории России следует обратить внимание на систематическое получение актуальной политической информации, постоянное проявление интереса к политическим событиям в стране и за рубежом, использование для этого телевидения, прессы, интернет - ресурсов.
Прибыв на экзамен и взяв билет, необходимо внимательно прочитать поставленные вопросы и четко уяснить их смысл, приступив затем к составлению подробного конспекта ответа.
Конспект своего ответа следует рассматривать как план краткого сообщения на заданные вопросы. Целесообразно составлять его в виде тезисов, иллюстрированных при необходимости схемами, графиками, эскизами, основными историческими фактами, характеристиками персоналий. В конспекте ответа обязательно должно быть отражено (показано):
- актуальность данной проблемы на современном этапе;
- краткая предистория проблемы, указанной в вопросе (введение);
- главное содержание проблемы (в т.ч. с указанием источников (документов), где данная проблема характеризуется и кем), в структуре которой должны быть отражены причинно-следственные связи;
- связь проблемы с общественно-политической практикой и профессиональной деятельностью будущего специалиста ГПС МЧС России (там, где это возможно);
- выводы по ответу.
Например, при подготовке ответа на вопрос: «Причины и начало гражданской войны в России» следует, во-первых, отметить, что гражданская война отличается от межгосударственных вооруженных конфликтов тем, что это война между гражданами одного государства, причем в отличие от межгосударственных войн гражданская война не имеет четких хронологических рамок и строго определенных линий фронтов. Во время гражданской войны часто возникает не два, а множество политических сил, противостоящих друг другу и вступающих во временные военно-политические союзы, например союз анархистов и большевиков в борьбе против белого движения на Юге России в 1919 – 1920 гг., который был разорван после разгрома барона Врангеля в Крыму.
Необходимо отметить, что гражданская война отличается крайним ожесточением сторон и сопровождается огромными жертвами среди мирного населения, которое страдала и от «белого», и от «красного» террора, и от разгула бандитизма на территории всей страны.
Во-вторых, необходимо дать определение гражданской войны и выявить комплекс причин ее возникновения в России. Среди них следует выделить социально-культурные, которые стали формироваться еще в период религиозного раскола, и закрепились в эпоху реформ Петра I, который окончательно разделил нацию на русских «европейцев и русских «туземцев». Среди социально-экономических причин следует обратить внимание на проблемы нерешенных аграрного и рабочего вопросов, а также на остроту на их фоне национального вопроса в России.
В-третьих, необходимо отметить, что гражданская война возможна тогда, когда исчерпаны все возможности политических компромиссов. Для того, чтобы дать анализ политических причин начала гражданской войны в России необходимо еще раз изучить программы политических партий в России по решению аграрного, рабочего и национального вопросов и выявить причины невозможности создания в России прочной политической коалиции, нацеленной на продолжение демократических преобразований, начавшихся после Февральской революции 1917 г.
В-четвертых, необходимо указать на роль иностранной интервенции как со стороны стран Антанты, заинтересованных в дальнейшем участии России в первой мировой войне, так и Германии и ее союзников, которых вполне устраивали условия Брест-Литовского сепаратного мирного договора, позволявшего использовать ресурсы России для продолжения войны на Западе. При этом, следует указать, что страны Антанты преследовали собственные национальные интересы, и не стремились к возрождению российской государственности. Наоборот, воспользовавшись гражданской войной, они рассчитывали разделить Россию на сферы влияния, а затем в колонии, и, следовательно, в источники сырья, продовольствия и дешевой рабочей силы.
В-пятых, необходимо назвать основные законодательные акты (декреты) Советского правительства, которые, предлагая радикальное решение основных социально-экономических проблем, фактически ускорили обострение социально-политических противоречий и распад Российской империи. При этом следует отметить, что решение социальных проблем и вопросов модернизации промышленности и сельского хозяйства объективно предполагало более благоприятные исторические условия, нежели последствия первой мировой войны и груз исторических проблем, доставшихся от распавшейся Российской империи.
Надо обязательно отметить, что проблема предотвращения гражданской войны и сегодня чрезвычайно актуальна, так как после распада СССР на рубеже 1980-х – 1990-х гг. Российская Федерация была вынуждена решать целый комплекс задач по модернизации экономики и общества, демократизации политической системы и определения международного положения России как в геополитическом пространстве СНГ, так и среди стран Дальнего зарубежья.
Надо подчеркнуть также, что обеспечение проблем пожарной безопасности в период гражданской войны значительно осложнялось, так для решения указанных задач невозможно было привлечь необходимое количество людских, материально-технических и финансовых ресурсов, а сама обстановка войны постоянно провоцировала новые пожары и техногенные катастрофы.
При подготовке к экзамену не следует стремиться к слишком обширному конспекту излишне, так как это потребует большего времени и не позволит курсанту в должной мере подготовиться к устному ответу. Устный ответ требует умения четко и доходчиво выразить свою мысль с соблюдением логической последовательности изложения материала.
При подготовке к ответу на вопросы обязательно следует в полном объеме использовать средства материального обеспечения и справочные материалы, разрешенные для использования на зачете: рабочую программу учебной дисциплины, атласы, Конституцию Российской Федерации.
Изучение дисциплины История России осуществляется согласно рабочего учебного плана на 1 курсе обучения, что создает серьезную проблему – недостаток базовых знаний, умений и навыков, полученных при обучении в средней школе. Поэтому активная работа во время аудиторных занятий и в часы самоподготовки с самого начала семестра позволит восполнить ранее возникшие пробелы. Чтение художественной исторической литературы во многом позволяет решить данную проблему.
Отвечать необходимо спокойно, продуманно, не торопясь. Бывают случаи, когда из-за волнения обучаемый теряется, не может четко уяснить, с чего начать свой ответ. В этой ситуации вполне можно обратиться за помощью к преподавателю. Иногда человеку достаточно одного ободряющего слова, чтобы он поборол в себе чувство психологического дискомфорта.
Ответы по вопросам должны обязательно завершаться четко сформулированными выводами, из которых преподавателю должно быть ясно, что курсант хорошо разбирается в содержании вопроса, понимает прикладное значение проблемы, может использовать учебный материал в практической деятельности (например – при проведении занятия по общественно-государственной подготовке, беседе, информировании).
Дополнительные вопросы имеют целью не только уточнить некоторые положения, высказанные при ответе, но и выяснить понимание других разделов (тем) курса, не вошедших в билет. В таком случае следует отвечать сжато, предварительно уяснив для себя поставленный вопрос и не проявляя излишней поспешности.
Необходимо помнить, что нельзя терять самообладание, если что-то забыто, упущено при ответе. Преподаватель, задав несколько дополнительных вопросов, всегда выяснит степень случайности неполного ответа.
В целом, экзамен по дисциплине История России способствует формированию и структуризации научных знаний обучаемых, определяет их умение связывать теорию с общественно-политической практикой и будущей служебной деятельностью, повышает ответственность курсантов за состояние учебы по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.
Курс дисциплины История России включает в себя совокупность вопросов по всем историческим этапам: зарождение государственности, ее эволюции в период Киевской Руси, Московского государства, Российской империи, Советского Союза, становления Российской Федерации. У каждого из этих периодов есть свои особенности, тип организации государственной власти, социальных отношений, идеология, культура. Тем не менее, при их изучении и при подготовке к сдаче зачета по всему курсу История России, можно выделить общие черты.
Прежде всего, это то, что в рамках каждой исторической эпохи были периоды реформ и контрреформ, которые сопровождались соответственно периодами сменяющих друг друга процессов модернизации и консервации существующего государственного и общественного строя. В рамках каждой исторической эпохи возникали политические и социально-экономические кризисы, которые, собственно, и становились катализаторами внутриполитических преобразований.
В рамках каждой исторической эпохи Россия переживала периоды кровопролитных войн и периоды относительно мирного сосуществования со своим геополитическим окружением. Поэтому вопросы зачета включают в себя проблемы решения внешнеполитических задач в тот или иной исторический период, связанных, прежде всего, с сохранением государственного суверенитета и защите национальных интересов страны на международной арене.
В вопросах, которые содержатся в билетах на экзамене по Истории, имеются также и такие проблемы – как развитие культуры, идеологии, образования. Эти сферы в жизни общества также имеют свои особенности и требуют системного подхода к их изучению. С одной стороны, они, безусловно, взаимосвязаны с проблемами внутренней политики, а с другой стороны – имеют собственные закономерности развития, которые, в свою очередь, зависят не только от государства, но и от состояния общества, его собственного восприятия окружающего мира. Данное явление сегодня современные специалисты в области гуманитарных наук определяют как менталитет.
Каждый исторический период имеет свою специфическую терминологию, поскольку язык эволюционирует вместе с обществом и государством. Поэтому, чтобы понимать сущность проблемы, которая сформулирована в вопросе на зачете, обучаемым необходимо овладеть специальной исторической терминологией, знать главные исторические категории. В этом случае, при получении билета не возникнет типичная ошибка обучаемого – непонимание сущности того или иного явления или процесса в истории России, а также подмена понятий, присущих вопросам о внутренней и внешней политике, реформах и контрреформах, социально-экономических и политических процессах и т.п.
Для того, чтобы избежать данной ошибки, обучаемым в течение всего срока изучения дисциплины История России необходимо систематически работать со специальным терминологическим словарем.
Каждая тема, каждый из вопросов в курсе История России включает в себя большое количество фактов, событий, статистических данных, и, безусловно, сведения об исторических деятелях. Для того чтобы ответ на экзамене был полным и аргументированным, необходимо систематизировать данную информацию, используя причинно-следственные связи, знание хронологии событий, сопоставляя эти события в пространстве и времени, имея представление о главных замыслах и деятельности основных исторических деятелей: глав государств и отдельных ведомств, полководцев, общественных деятелей и т.п. Информация о них содержится в сборнике тестовых заданий и исторических атласах.
Таким образом, подготовка к сдаче экзамена по дисциплине История России начинается уже в процессе аудиторных и внеаудиторных занятий. Для закрепления и систематизации знаний обучаемым необходимо дополнять свои конспекты лекций информацией из учебных и методических пособий, атласов, исторических и публицистических произведений. Сам процесс закрепления полученных знаний проверяется во время семинарских занятий и в период самостоятельной подготовки к ним, и, безусловно, накануне экзамена.