Раздел 4. Государство и право Новейшего Времени XXв.
Учебные цели:
Знать новые тенденции в развитии государства в XX в.
Обратить внимание на регулирующую роль государства в связи с развитием ГМК. Уяснить опасность тоталитарных режимов.
Уметь объяснить активность интеграционных процессов и их воздействие на современных государств.
Основные тенденции развития государства и права зарубежных стран в XX в.
Экономический подъем в странах Европы в конце XIX в., усилил уровень концентрации производства и капитала и способствовал развитию капиталистических монополий. Во всех развитых капиталистических странах возникали союзы капиталистов: картели, синдикаты, концерны, тресты. Бурное развитие капиталистических отношений вызвало обострение противоречий и в начале XX в. привело к началу очередного экономического кризиса, который повлек за собою массовый крах мелких и средних предприятий. Но монополии сумели не только выдержать этот кризис, но и стали господствовать в экономике. Англия, Франция, Голландия превратились в государства-рантье. Их буржуазия получала большую часть своих доходов от вывоза капитала и от эксплуатации народов колоний, полуколоний и зависимых стран.
Одновременно в странах Европы возрос милитаризм, создавались огромные армии и военно-морские флоты. Военные расходы великих держав в начале XX в. увеличились на 60% по сравнению с предыдущим десятилетием. В целом капитализм в начале XX в. рос неизмеримо быстрее, чем раньше. Но его развитие становилось все более неравномерным: одни страны вырывались вперед, другие начинали отставать. Обострилась борьба за рынки сбыта. Начался экономический раздел мира. Усилилась погоня капиталистических государств за колониями, которые приобретали новое значение для капиталистической экономики как источники сырья, как рынки сбыта готовой продукции, как сфера вывоза капитала, как гарантия для монополий против случайностей борьбы с соперниками,
Обстановка в самих капиталистических странах становилась все более напряженной: росла дороговизна, уменьшалась заработная плата рабочих, усиливалась классовая борьба, увеличилось число стачек. Начали создаваться военные союзы. Окончательно оформился Тройственный союз (1882), в который вошли Германия, Австро-Венгрия и Италия, и Антанта (1904—1907), куда вошли Англия, Франция и Россия.
Великобритания.
В начале XX в. в стране к власти пришли консерваторы. Новой чертой политической жизни было присоединение кконсерваторам либералов-юнионистов. Правительство сделало уступку рабочему классу и приняло закон об ответственности предпринимателей за несчастные случаи на производстве. В 1902 г. был принят закон о школьном образовании, вводивший контроль над школами.
В 1905 г. появилась новая — лейбористская — партия, которая уже в 1906 г. добилась успеха на парламентских выборах, завоевав 29 мест. В стране усилилось рабочее движение. Чтобы снизить его накал в 1906 г., был принят новый закон о компенсациях при несчастных случаях на производстве, который расширил действие прежнего закона. В 1908 г. парламент установил 8-часовой рабочий день для горняков, занятых под землей. Одновременно вводились пенсии для престарелых рабочих, которые выдавались по достижении 70-летнего возраста. В 1911 г. был принят закон о страховании рабочих на случай болезни и безработицы (45% средств поступало от самих рабочих, 33% — от предпринимателей, 22% — от государства).
В мае 1911 г. палата общин приняла «Билль о реформе палаты лордов»: палата лордов окончательно потеряла возможность вмешиваться в бюджетные вопросы. Любой закон, утвержденный палатой общин, входил в силу даже при несогласии лордов, если палата общин утверждает его на трех сессиях подряд. В остальном лорды сохранили свои права и привилегии. Закон установил 5-летний срок деятельности парламента и вводил жалованье депутатам.
Франция.В начале XX в. продолжалось развитие Третьей республики. К власти пришли радикалы, которые в своей программе провозглашали борьбу против клерикализма, светское образование, демократизацию политических учреждений республики и армии, изменение налоговой политики в пользу трудящихся, фабричное законодательство, пенсии рабочим и т.д. Вместе с радикалами усилились и социалисты, которые сформировали левый блок и образовали коалиционное правительство (1902—1905). Новое правительство начало борьбу против католических конгрегации (в их руках было много учебных заведений, большая собственность). Более трех тысяч конгрегации закрыто, а их имущество было конфисковано. И хотя правительство радикалов ушло в отставку, проект об отделении церкви от государства в 1905 г. был принят обеими палатами парламента и вступил в силу.
В 1906 г. радикалы снова получили большинство на выборах. Лидер партии Ж.Клемансо стал во главе Совета министров и учредил Министерство труда. Новому правительству пришлось работать в обстановке обострившейся классовой борьбы: рабочие, учителя, государственные служащие требовали повышения заработной платы, улучшения своего положения. В 1909 г. кабинет Клемансо ушел в отставку, а сам он порвал с радикальной партией. В 1909 г. сформировалось новое «независимое» правительство Бриана, которое провело закон о рабочих и крестьянских пенсиях. Средства на пенсии составлялись частично из взносов самих рабочих. Пенсии назначались с 65 лет.
В 1912 г. к власти пришло правительство Пуанкаре, выдвинувшего задачу создания «великой и сильной Франции». Вскоре началась подготовка к войне. В том же году Франция установила протекторат над Марокко и начала там военные действия. В 1913 г. Пуанкаре был избран президентом Франции и поручил формирование правительства Бриану, который в это время уже возглавлял партию республиканских социалистов. Был принят закон о продлении срока военной службы с 2-х до 3-х лет, что увеличило армию Франции на 160 тысяч человек.
Германия.Динамично развиваясь, Германия в 1900 г. обогнала Англию по выплавке стали и чугуна и заняла 2-е место в мире после США. В стране быстро шла концентрация капитала и промышленности. В 1909 г. девять берлинских банков управляли 83% всего банковского капитала. Немецкий банк был представлен в 200 промышленных предприятиях. Шло активное сращивание банковского капитала с промышленным. Германскому капиталу был нужны сферы приложения, он нуждался в колониях. В конце XIX в. Германия захватила небольшие участки территории Китая и ряд островов в Тихом океане. В начале XX в. она устремилась на Ближний Восток.
В начале XX в. в Германии управляла консервативная юнкерская партия. В 1900 г. был принят новый таможенный тариф, который был назван ростовщическим, так как он дал юнкерству прибыль, но внутри страны повысил цены на хлеб и другие продукты. В стране полным ходом шла германизация: изменялись исконные географические названия местечек, в провинциях закрывались польские и датские школы. В общественных местах запрещалось говорить на национальных языках (требовалось говорить только по-немецки). В Познаньской области земля отнималась у поляков и передавалась немцам, польские дети даже молиться должны были на немецком языке.
В 1908 г. был принят закон об увеличении военного флота. Для этого были повышены прямые и косвенные налоги. Основная часть налогов падала на трудящихся, но поскольку часть налогов предполагалось брать с наследования крупной недвижимой собственности, то против этого налога выступили консерваторы и партия центра. Идея увеличения налога на наследство провалилась. Одновременно ушло в отставку и правительство. Новое правительство (1909—1917) состояло из консерваторов и центра. В 1913 г. был проведен закон об увеличении армии на два армейских корпуса. Германия, как и другие европейские государства, быстро шла к мировой войне.
США.В начале XX в. по количеству производимой продукции США намного обогнали другие развитые капиталистические страны. Господство монополий и финансовой олигархии достигло исключительных размеров. Они действовали без всяких ограничений, диктуя условия частному предпринимательству. Возникли могущественные династии королей нефти, стали, меди, электричества и т.д. Олигархия стремилась усилить свое влияние в разных районах мира, поэтому активно боролась за рынки сбыта, товаров и приложения капиталов. Влияние финансовой олигархии распространилось на государственный аппарат, политическая коррупция, взяточничество были нормой политической жизни. Первый антитрестовский закон (Закон Шермана) был принят еще в 1890 г., но он не стал преградой для злоупотреблений, часто использовался не для борьбы против монополий, а для борьбы с профсоюзами и массовым рабочим движением.
Социальное расслоение в стране, разорение многих американцев в период экономических кризисов вело к росту недовольства против корпоративного капитала.
В 1901 г. президентом был избран республиканец Теодор Рузвельт, который считал реформы противоядием социализму. Его теория нового национализма сочеталась с требованием расширения прерогатив президента. В области внешнеполитических отношений Т.Рузвельт стал использовать политику «большой дубинки», то есть силу для решения важных вопросов, затрагивавших интересы США. С 1909 по 1913 г. президентом был У.Х.Тафт, проводивший консервативную политику, открыто покровительствовавший монополиям, что вызвало массовое недовольство в стране.
На выборах в 1912 г. победил демократ Вудро Вильсон, программа которого провозглашала на словах неолиберальную идею «новой демократии», «новой свободы». На деле она всецело отвечала интересам финансовой олигархии.
Закон о тарифах, принятый в 1913 г., дал возможность провести ревизию тарифов. Были повышены налоги на доходы, снижены торговые пошлины, расширился импорт, на основе Закона Шермана начался раздел некоторых корпораций.
В 1913 г. был установлен контроль над банками, была создана Федеральная резервная система во главе с Советом управляющих. В данную систему входили 12 национальных резервных банков. Система должна была контролировать выпуск денежных знаков, устанавливать проценты банковского кредита, иметь функции налогового агента государства.
Для сглаживания социальных противоречий был принят закон о 8-часовом рабочем дне для женщин и детей, о материальной ответственности предпринимателей на производстве. Закон Клейтона, принятый в 1914 г., запретил применять Закон Шермана к профсоюзам. Позже (в ходе первой мировой войны) был принят закон о праве на коллективный договор.
Постепенно регулирование экономики и социальных отношений становится важнейшим в деятельности государства и отражается в законодательстве. В условиях войны, разразившейся в Европе, в США вступили только в 1917 г., расширился государственный контроль над производством, возник единый центр по руководству военными предприятиями, транспортом, средствами связи, снабжения населения и армии продовольствием. В 1917 г. 5ь1ла создана специальная президентская посредническая комиссия для решения наиболее острых трудовых конфликтов.
В годы первой мировой войны в США возникли первые военно-промышленные альянсы, блоки военной верхушки с фабрикантами оружия, прообраз будущего военно-промышленного комплекса.
Европейские государства в межвоенный период первая мировая война продемонстрировала кризисное состояние. Во всех воюющих странах в период войны была свергнута демократия, сужена сфера рыночных отношений, введе-н0 Жесткое государственное регулирование производства. Окончание первой мировой войны привело к установлению новой системы отношений в Европе. Версальскому мирному договору территория Германии сократись на 70 тыс. кв. км. Она лишилась всех своих немногочисленна колоний, не могла вводить воинскую повинность, обязана быта распустить все военные организации, не иметь современных видов вооружений, должна была выплатить странам-победительницам репарации.
Европейский континент разделился на страны-победительницы и проигравшие войну, а потому обязанные платить репарации и ограниченные в некоторых правах. Это не могло не создавать причин для усиления новых противоречий, для нового взрыва в близком будущем.
Турция потеряла Сирию. Ливан, Ирак и Палестину, которые были переданы под управление Англии и Франции в качестве подмандатных территорий.
Революционный подъем 1917—1921 гг., экономический кризис 1921 г., затем новая революционная волна 1923 г. оказывали воздействие на развитие государственности. В это время появляются советские республики, которые провозгласили диктатуру пролетариата, но просуществовали очень недолго.
В период стабилизации капитализма 1924—1928 гг. для буржуазных государств было характерно усиление централизма, усиление бюрократизации аппарата, повышение роли исполнительной власти, расширение избирательных прав во многих странах. Были приняты новые законы, снижен возрастной ценз, к голосованию были допущены женщины.
В 1929—1933 гг. разразился сильнейший мировой экономический кризис, охвативший экономику, политику, финансы. В это время во многих странах мира усилилась опасность фашизма. Там, где фашисты смоглиприйти к власти (Италия, Германия и др.), они установили свою диктатуру и существенно изменили государственное управление.
Соединенные Штаты Америки.Война стала катализатором для американской экономики. Благодаря войне США из финансового должника превратились в самую могущественную державу мира, стали основным кредитором для большинства европейских государств. После войны США динамично развивались, и за семь лет промышленного подъема (1922—1929) доходы американских монополий составили 56 млрд. долларов. Располагая огромными средствами, монополии массово обновляли основной капитал, насыщали предприятия новой техникой, строили новые заводы и фабрики. В этотпериод активно пропагандировалась теория «американской исключительности». Президенты У.Гардинг, К.Кулидж и Г.Гувер утверждали, что наступила эра процветания, кризисы ликвидированы, бедность окончательно искоренена. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. показал, что экономические законы не перестали действовать на территории страны, так как кризис с особой силой поразил США, привел к резкому сокращению объемов производства, расстройству финансовой системы, банкротству и разорению торговых, промыш- ( ленных и финансовых фирм, к росту безработицы. Кризис охватил все отрасли экономики. Попытки создать Национальную кредитную корпорацию и Федеральное фермерское бюро остановить кризис не смогли.
В 1932 г. президентом был избран демократ Ф.Рузвельт. Разработанная его командой программа выхода из кризиса предусматривала ряд важных реформ, получивших название «нового курса».
Будучи еще губернатором штата Нью-Йорк, Ф.Рузвельт сформулировал доктрину «ответственности государства за судьбы своих граждан». Тогда же были предприняты некоторые шаги по преодолению кризиса в рамках штата. Полученный опыт Рузвельт использовал на посту президента.
Первый шаг был сделан в сторону восстановления банковско-финансовой системы, которая к этому времени почти перестала функционировать. Чрезвычайный банковский закон, принятый Конгрессом, предоставил президенту широкие полномочия в финансовой сфере. Было объявлено чрезвычайное положение и закрыты все банки в стране. В марте 1933 г. был издан указ, по которому разрешалось открытие только платежеспособных банков, остальные должны быть реорганизованы. Огромное число мелких банков прекратило свое существование. Был установлен полный контроль над золотом, находившимся в обращении. Только банки ФРС имели право на золотой запас. Был разрешен выпуск денег без золотого обеспечения. Чтобы избежать неконтролируемой инфляции, решено было страховать вклады.
Чтобы пресечь спекулятивную деятельность фондовых бирж, был принят закон об обращении ценных бумаг, который предоставлял равные условия всем участникам торгового рынка, гарантировал свободный доступ к информации о деятельности компаний.
Наладив кредитно-финансовую деятельность, правительство Рузвельта приступило к восстановлению промышленности. В середине 1933 г. был принят закон о восстановлении промышленности (НИРА). Промышленная политика предоставила явные пре-имущества крупному корпоративному бизнесу. На два года было приостановлено антитрестовское законодательство, проводилось принудительное картелирование. Для выполнения закона была создана Национальная администрация восстановления промышленности, целью которой была стабилизация промышленности, снятие остроты трудовых конфликтов.
Чтобы уменьшить накал классовой борьбы, правительство провозгласило право рабочих на создание профсоюзов, на коллективный договор. В 1935 г. был принят закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера). Втом же году были приняты закон о социальном страховании и ряд законов о помощи бедным. Предприниматели были обязаны соблюдать максимальную продолжительность рабочего времени (35 часов в неделю), минимальный уровень оплаты труда (30—40 центов за рабочий час) и другие условия. Профсоюзы стали единственными законными представителями рабочих, с которыми администрации предприятий должны были иметь дело.
Для помощи безработным создавались Ассоциация общественных работ и Администрация по оказанию чрезвычайной помощи.
Для выхода из аграрного кризиса был принят закон о регулировании сельского хозяйства, который предусматривал создание специального административного органа по регулированию сельского хозяйства. В задачи этого органа входило сбалансировать
спрос и предложение на сельскохозяйственную продукцию и поднять на нее цены. Было решено сократить посевные площади всех фермеров (крупных и мелких), для чего им выплачивалась компенсация за необрабатываемые земли. Излишки продукции уничтожались. Был принят закон о рефинансировании фермерских долгов, сокративший проценты по ипотечной задолженности фермеров и продливший сроки погашения их долгов. Правительство начало проводить политику восстановления плодородия почв, для чего был принят специальный закон о сохранении плодородия почв и о квотах внутреннего рынка. В 1938 г. был усилен государственный контроль над поступлением сельскохозяйственных продуктов на рынок и поддержанием цен не за счет уничтожения, а за счет хранения продуктов.
Успехи «нового курса» были очевидны, но оппозиция справа и слева ожесточенно критиковала его. Левые считали курс недостаточно решительным, а правые — слишком радикальным. Особенно сильна была правая оппозиция, которая добилась, что Верховный суд США в 1935 г. объявил неконституционным закон о восстановлении промышленности, а в 1936 г. — закон о регулировании сельского хозяйства и еще девять законов. Решения Верховного суда поставили вопрос о пределах вмешательства государства в экономику с целью ее регулирования, в том числе и за счет проведения социальных программ. Оппозиция требовала свертывания «нового курса», но Ф.Рузвельт выставил свою кандидатуру на очередных президентских выборах и выиграл их.
Великобритания.Англия потеряла первенство в развитии промышленности, стала слабее в финансово-экономическом отношении, но стремилась сохранить свою ведущую роль в мировой политике. Во время войны ухудшилось положение низов, особенно рабочего класса. Выросла его политическая активность, усилили влияние профсоюзы, увеличив свои ряды в два раза.
Активизировал свою деятельность монополистический капитал, который стал влиять на правительство и государственный аппарат. В начале XX в. усилилась исполнительная власть, а первая мировая война дала тому еще больше оснований. Расширились полномочия и власть правительства. В 1914 г. был отменен Habeas Corpus Act и принят «Акт о защите государства», который передал на время войны всю полноту власти в руки правительства. После войны этот Акт был отменен, но ряд пунктов продолжали действовать и после официальной отмены. В период войны и после нее стали издаваться акты, предоставляющие правительству чрезвычайные полномочия. Так, в 1920 г. был принят закон о чрезвычайных полномочиях, который предусматривал введение правительством в стране чрезвычайного положения. В 1939 г. был принят «Акт о чрезвычайных полномочиях», который дал возможность правительству издавать любые предписания, необходимые для обеспечения общественной безопасности, защиты государства и поддержания общественного порядка. Данные акты привели к усилению исполнительной власти и даже передали ему власть законодательную. Получило распространение делегированное законодательство — акты, издаваемые правительством формально по поручению парламента (указы, распоряжения, приказы, инструкции для госаппарата и т.д.). В 1937 г. был принят «Акт о министрах короны», определяющий размер жалованья высшим должностным лицам государства. Впервые законодательно было признано существование премьер-министра и его оппонента — лидера оппозиции. Лидер оппозиции стал тоже получать жалованье из государственной казны.
Парламент практически утратил контроль над деятельностью органов управления. С помощью партийной системы правительство стало контролировать палату общин.
После войны у власти находилось коалиционное правительство, состоявшее из либералов, консерваторов и лейбористов. В декабре 1918 г. лейбористы вышли из коалиции и приняли участие в выборах в парламент со своей собственной программой, но выиграть выборы не смогли. Однако выборы 1918 г. показали кризис либералов. Влияние лейбористской партии возросло. Либеральная партия потеряла свое место в двухпартийной системе, уступив его лейбористам. В 1924 г. лейбористская партия впервые выиграла парламентские выборы (хотя и не получила большинства, ее положение зависело от поддержки либералов) и смогла сформировать самостоятельное правительство. Правительство стремилось найти компромисс со всеми и вызвало недовольство как трудящихся (за невыполнение предвыборных обещаний), так и буржуазии, которая обвинила его в неспособности овладеть ситуацией в стране. В октябре 1924 г. лейбористское правительство вынуждено было уйти в отставку, а к власти снова пришли консерваторы.
В 1926 г. (май-декабрь) Англию потрясла массовая забастовка трудящихся, в которой участвовало более 4 млн. чел. Это была самая крупная забастовка за всю историю Великобритании. В мире развернулось массовое движение в поддержку английского рабочего класса. Правящие круги предприняли меры против рабочего движения. Был принят Закон «О промышленных конфликтах и профсоюзах», который запрещал стачки солидарности, общие стачки и т.д. В 1928 г. был принят новый закон о безработных, который ограничил социальную помощь.
В 1929 г. на новых парламентских выборах консерваторы потерпели сокрушительное поражение. Лейбористы получили самое большое количество мест в парламенте (287 из 607) и создали второе правительство. Однако и на этот раз им не удалось долго продержаться у власти — только до 1931 г. С 1930 г. Англия была охвачена мировым экономическим кризисом. Начался спад экономики, наступление на права трудящихся, усилилось влияние фашизма.
Франция.Первая мировая война стала тяжелым испытанием для Франции. И хотя она оказалась среди держав-победительниц, положение ее было незавидным. Материальные потери от войны для страны составили около 200 млрд. франков. Она потеряла свою роль мирового рантье и оказалась в положении страны-должника. Война ускорила процесс концентрации производства и капитала, усилилось господство финансовой олигархии.
Выборы в парламент в 1919 г. выиграл Национальный блок, который объединил правые силы, боявшиеся революционного и рабочего движения. Реакционные круги, недовольные неисполнением обязательств по репарациям со стороны Германии, приняли решение об оккупации промышленных районов Рура. Это вызывало общее недовольство и подорвало международные позиции Франции.
Послевоенное развитие Франции происходило в условиях развивавшегося мирового экономического кризиса, поразившего экономику всех стран Западной Европы и США. Во Франции продолжала действовать Конституция 1875 г., оказавшаяся самой долговечной, хотя и не самой демократичной в ее истории. Президент большой роли в этот период уже не играл, поскольку на этот пост избирали, как правило, человека не очень влиятельного, с тем чтобы он не мог претендовать на изменение государственного строя.
В 1919г. была введена пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной. В 1927 г. была восстановлена мажоритарная система в полном объеме. Но это не привело к стабилизации внутриполитического положения. В конце 20-х — начале 30-х гг. роль парламента уменьшилась.
Во Франции, как и в Англии, появилось стремление переложить на исполнительную власть непопулярные меры. Делегированное законодательство стало фактом. С начала 30-х гг. почти ежегодно парламент наделял правительство чрезвычайными полномочиями, которые оказывались в руках бюрократического аппарата. Роль парламента уменьшилась, судьба кабинета стала решаться не в парламенте, а разными внепартийными организациями: группировками предпринимателей, профсоюзами, партиями, которые воздействовали на парламент, — и он по их указке проводил те или иные решения.
В годы экономического кризиса во Франции усилилось влияние фашистских группировок, особенно после прихода к власти в Германии партии Адольфа Гитлера. Среди представителей крупного капитала все более популярной становилась идея о необходимости изменить государственное развитие, ограничить буржуазно-демократические свободы, усилить исполнительную власть. Демократические круги стремились не допустить активизации фашизма и прохождения фашистов в парламент. 6 февраля 1934 г. французские фашисты попытались совершить государственный переворот: вооруженные фашисты атаковали правительственные здания в Париже с целью привести к отставке кабинет министров и установить во Франции свою диктатуру. Правительство радикала Даладье действовало нерешительно. Тогда народ вышел на улицы Парижа. 9 февраля тысячи парижан прошествовали по Парижу, показав, что они против установления диктатуры фашистов. 12 февраля более 5 млн. парижан участвовало во всеобщей забастовке. Во Франции был создан Единый рабочий фронт против фашизма, в который вошли ФКП и социалистическая партия. Позже к ним присоединились другие партии, профсоюзы и организации, готовые бороться против фашизма. В 1936 г. это движение оформилось в широкий Народный фронт. На парламентских выборах в апреле—мае 1936 г. Народный фронт одержал победу, получив 56,6% голосов. Новое правительство сформировал правый социалист Леон Блюм. В правительство вошли социалисты и радикалы. ФКП в правительство не вошла, но заявила, что будет его поддерживать при условии, что оно будет реализовывать программу НФ. Рабочее движение во Франции в этот период было настолько сильным и влиятельным, что парламент принял закон об установлении 40-часовой рабочей недели, а предприниматели согласились повысить заработную плату рабочим на 15%. Был принят закон об оплачиваемом отпуске (14 дней) для рабочих и служащих, об обязательных коллективных договорах. Был подтвержден декрет о запрете фашистских организаций в стране. Проведена была частичная национализация военной промышленности.
Реакционным кругам не нравились эти мероприятия НФ, но они были бессильны противостоять воле народа. Боязнь дальнейшей демократизации привела к тому, что буржуазия начала массово вывозить капиталы за рубеж. Среди части партий, входящих в НФ, тоже стало проявляться беспокойство, и они решили сделать паузу в осуществлении Программы НФ (в марте 1937 г.). Одновременно усиливались антикоммунистические настроения, боязнь усиления ФКП. В ноябре 1938 г. партия радикалов вышла из НФ. Кризис политики НФ привел к образованию нового правительства, которое приняло ряд чрезвычайных декретов, означавших ликвидацию завоеваний НФ. ФКП начата акцию протестов: митинги, демонстрации, стачки.
НФ во Франции имел огромное международное значение. Провал фашистов в их попытке установить диктатуру во Франции показал всему миру, как надо достигать единства и что только единые действия могут предотвратить установление диктатуры.
Германия.В конце войны недовольство в стране достигло предела. В ноябре 1918 г. вспыхнула буржуазно-демократическая революция. Она началась на севере страны, в г. Киле. Затем перекинулась в другие города и 9 ноября 1918г. победила в Берлине. Император Германии Вильгельм бежал в Голландию. Империя рухнула, а власть перешла в руки социал-демократов. Шла борьба между левыми и правыми в ГСДП. Правые выступали за буржуазную республику, а левые — за советскую, по типу РСФСР. Победили правые социал-демократы.
В январе 1919 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое было созвано в г. Веймаре. После выборов было составлено коалиционное правительство, в которое вошли СДП, ДП, Партия центра.
Новый парламент принял Веймарскую конституцию, которая провозгласила свободу слова, печати, ассоциаций, право на труд и на охрану труда. Разрешалось создавать рабочие советы на предприятиях и в округах. Говорилось о защите социальных и хозяйственных интересов рабочих и служащих. Создавался имперский рабочий совет, который мог вносить в парламент законопроекты. Конституция защищала частную собственность. Отчуждение частной собственности могло быть «только для блага общества, по закону и за соответствующее вознаграждение». Конституция учредила буржуазно-парламентскую республику во главе с президентом. Президент избирался всеобщим голосованием и имел решающее влияние в спорных вопросах, мог отстаивать предложенную им кандидатуру на пост канцлера, мог распускать рейхстаг, назначать новые выборы, командовать вооруженными силами, назначать правительство, назначать высших военных и гражданских чиновников, вводить чрезвычайное положение, применять вооруженную силу, приостанавливать гражданские свободы, если это служило обеспечению безопасности.
Парламент состоял из двух палат. Рейхсрат — имперский совет, Высшая палата, состояла из представителей 18 земель. Самое большое представительство имела Пруссия — 26 человек. Земли (15 республик и 3 вольных города) пользовались автономией. Они имели свои конституции, парламенты (ландтаги), свои правительства. Рейхстаг — Нижняя палата, высший законодательный орган, избирался один раз в четыре года на основе всеобщего избирательного права. Действовала пропорциональная система выборов.
Канцлер — глава правительства, формулировал основные принципы политики правительства. Чиновники назначались пожизненно, если они служили безупречно.
Веймарская конституция просуществовала почти 15 лет. Она дала возможность Германии развиваться по пути буржуазной демократии. Это была наиболее демократическая конституция в Европе.
В 1923 г. в Германии начался новый революционный подъем: в Саксонии и Тюрингии возникли рабочие правительства. Это были последние революционные битвы рабочего класса. В 1924 г.
началась стабилизация капитализма, которая продолжалась до 1928 г. Империалистические круги Англии и США были заинтересованы в восстановлении экономики Германии. В августе 1924 г. был принят план Дауэса, предусматривавший высокие косвенные налоги на предметы широкого потребления и др. Расширялся ввоз иностранного, особенно американского, капитала в Германию. Франция была вынуждена освободить оккупированную Рурскую область. План Дауэса должен был укрепить позиции германского капитализма через восстановление военно-экономического потенциала. За 6 лет военно-экономический потенциал страны был действительно восстановлен. В стране активизировались реваншисты.
В 1925 г. президентом Германии был избран фельдмаршал Гин-денбург. Был создан нелегально Генеральный штаб, который начал подготовку военно-стратегических планов для реванша. Вырос культ Великой Германии. Больше внимания стало уделяться националистическому воспитанию молодежи.
В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, породивший панику и страх у буржуазии. В стране усилились классовые противоречия. Германию охватил глубокий экономический и политический кризис. Чтобы сохранить власть, германские финансовые магнаты поддержали партию Адольфа Гитлера. Эту партию поддержали и финансовые круги США. В 1931 г. они оказали Гитлеру материальную помощь (в размере 15 млн. долларов), которую фашисты использовали для создания штурмовых отрядов (СА) и отрядов охраны (СС).
В 1931 г. по предложению президента США Г.Гувера был принят новый репарационный план, который снял ограничения с Германии в области вооружений и позволил ей открыто готовиться к реваншу. В октябре 1931 г. разрабатывается план установления в стране фашистской диктатуры. В апреле 1932 г. Гинденбург, переизбранный президентом, назначил на пост канцлера фон Папена, который распустил парламент, разогнал социал-демократическое правительство Пруссии и сам стал ее премьер-министром. Новые выборы в парламент в июле 1932 г. дали большинство НСДАП. Фашисты как партия большинства теперь могли составить правительство. Но Германия взорвалась: демонстрации, стачки с требованием прекратить фашистский террор проводились непрерывно. В ноябре 1932 г. были проведены новые выборы: фашисты потеряли 2 млн. голосов, но сохранили право формировать правительство.
Фашизм победил в крупнейшей европейской стране.
Причины победы фашистов: раскол рабочего движения в Германии, нежелание СДПГ и КПГ сотрудничать между собою и создать Единый рабочий фронт, поддержка НСДАП со стороны финансового капитала, демагогические обещания Гитлера и его соратников дать всем работу, восстановить авторитет Германии, поруганную честь немцев, ликвидировать последствия кризиса и т.д.
Вскоре после прихода к власти Гитлер проводит ряд чрезвычайных декретов. В феврале 1933 г. были изданы законы «В защиту народа и государства» (отменил свободу личности, слова, печати, собраний), «В защиту германского народа» (дал полиции неограниченные права). В марте 1933 г. была запрещена КПГ, начались репрессии против коммунистов. Вскоре были запрещены все остальные политические партии, кроме НСДАП. Гитлер распустил профсоюзы, создал Германский трудовой фронт, куда насильно включались все рабочие. Рейхстаг сохранился, но роли он не играл, так как там господствовали теперь фашисты. Именно рейхстаг предоставил Гитлеру неограниченные полномочия. После смерти Гинденбурга в августе 1934 г. была ликвидирована должность президента. Полномочия президента отошли Гитлеру, который был провозглашен пожизненным фюрером, с правом назначения преемника.
Создавался аппарат тоталитарной диктатуры. НСДАП стала частью правительственной системы. Деление Германии на земли было ликвидировано под предлогом, что это мешает единству нации. Местного управления не было. Конституция не отменялась, она была просто растоптана, и о ней быстро забыли. В феврале 1934 г. были учреждены общеимперская и провинциальная хозяйственные палаты во главе с банкирами и промышленниками. Увеличилась продолжительность рабочего дня (с 8 до 10—12 часов), и уменьшилась заработная плата (она составила 70% от заработной платы 1933 г.). С 1933 до 1939 г. на вооружение Германии было израсходовано 92 млрд. марок. Германия начала открыто готовиться к войне. В 1938 г. Германия аннексировала Австрию, а в 1939 г. оккупировала Чехословакию. Война началась 1 сентября 1939 г. _