Толкование права. Виды и способы толкования
Понятие и виды толкования норм права. Реализация норм права неразрывно связана с их толкованием. Под толкованием норм права принято понимать уяснение смысла нормы нрава, объяснение содержания, которое вложил в нее законодатель. Иначе говоря, цель толкования нормы права — выявление воли законодателя, выраженной языковыми средствами в форме правовой нормы.
Необходимость в толковании норм права возникает главным образом из-за того, что они носят общий характер, предусматривают типичные признаки определенных действий, отношений, в то время как реальные общественные отношения всегда конкретны, отличаются рядом индивидуальных особенностей. Следовательно, в каждом случае реализации норм права возникает необходимость выяснить, относится ли данный случай к тому виду отношений, который законодатель предусмотрел в правовой норме.
В толковании норм права всегда огромную роль играет правосознание субъекта, производящего толкование, поэтому это явление классовое.
Толкование норм права можно классифицировать по разным признакам на ряд видов: 1) по юридической силе толкования, 2) по целям толкования, 3) по широте толкования, 4) по объему толкования.
По юридической силе толкования, по последствиям, которые оно имеет, следует различать официальное и неофициальное толкование.
Официальное толкование норм права — это такое толкование, которое дается уполномоченными на то органами государства (а в некоторых случаях, по уполномочию государства, и органами общественных организаций) и, следовательно, обладает юридической силой, т. е. является обязательным для субъектов, реализующих данную норму. Субъекты официального толкования определяются законом или их статусом в системе органов государства.
Существуют следующие виды официального толкования. Во-первых, толкование, даваемое самим органом, издавшим норму права. Необходимость такого толкования возникает тогда, когда выявляется явно выраженная тенденция неправильного толкования определенной нормы другими органами в результате противоречия между тем, что хотел выразить орган, издавший норму, и тем, что вытекает из словесной формы ее выражения. В таком случае орган, издавший норму права, издает акт, разъясняющий ранее изданную норму. Такое толкование иногда называют аутентическим.
В ряде случаев нижестоящие органы государства дают толкование норм, изданных вышестоящими. Это происходит тогда, когда вышестоящий орган (обычно законодательный орган) закрепляет в издаваемых им нормах принципиальные положения, возлагая одновременно на другие органы обязанность разработать нормы, конкретизирующие эти общие положения.
Наконец, официальное толкование норм права по отношению к конкретным фактам дают судебные и арбитражные органы, разъясняя права и обязанности сторон в рамках соответствующего правоотношения. Это же делают административные органы, когда они в рамках своей компетенции, применяя или исполняя нормы права, выступают одновременно в качестве органа, дающего обязательное толкование норм права по тем отношениям, которые возникают между ними и другими субъектами права.
Неофициальное толкование норм права — это толкование, не обладающее юридической силой, т. е. не являющееся обязательным для субъектов права при применении ими норм права» так как оно не обеспечивается государственным принуждением. Субъектами неофициального толкования могут являться любые субъекты, не осуществляющие официальных полномочий: граждане, общественные организации, научные учреждения и т. д. Неофициальное толкование может влиять на практику реализации норм права, если своей обоснованностью способствует уяснению их содержания, но оно не имеет юридического значения. Особое место в неофициальном толковании занимает так называемое доктринальное толкование, исходящее от научных и практических работников и опирающееся на научные теории. Доктринальное толкование обычно дается в монографиях, статьях, комментариях к кодексам и т. д.
В зависимости от цели толкования можно говорить о толковании-уяснении и толковании-разъяснении. Толкование-уяснение имеет место во всех случаях, когда субъекты права толкуют нормы права с целью их применения, т. е. устанавливают свои права и обязанности другой стороны, обусловленные данными нормами. В этом случае толкование является необходимым элементом самого процесса реализации норм права.
Субъектами толкования-уяснения являются также обязанные лица в конкретных отношениях, когда они толкуют нормы права с целью уяснения своих обязанностей, вытекающих из данных норм, и правомерности предъявленных им требований.
Толкование-разъяснение имеет место в тех случаях, когда оно дается субъектом, который сам не является участником того правоотношения, в рамках которого разъясняются права и обязанности сторон. В чистом виде толкование-разъяснение, например, дают судебные и арбитражные органы по делам, находящимся в их производстве. Исполнительно-распорядительные органы, осуществляя свою компетенцию, прибегают как к толкованию-уяснению, так и к толкованию-разъяснению. Свои требования к другим субъектам права они предъявляют на основании толкования-уяснения норм права. Но поскольку им же принадлежит право самим решать вопрос об обоснованности своих требований к другим субъектам или требований последних к ним, то акты, совершаемые этими органами, одновременно являются актами толкования-разъяснения.
По широте толкование норм права может быть нормативным и казуальным. Нормативное толкование — это толкование нормы права, имеющее значение для всех случаев применения данной нормы. Необходимость нормативного толкования вызывается неясностью текста нормы и, как следствие этого, неправильным пониманием ее смысла. Следовательно, нормативное толкование является средством уточнения содержания нормы права,.
Казуальное толкование — это толкование нормы права но конкретному случаю, т. е. установление прав и обязанностей субъектов права в рамках конкретного правоотношения. Оба этих вида толкования могут иметь как официальный, так и неофициальный характер. Примером официального казуального толкования норм права может служить любое судебное решение, в котором устанавливаются права и обязанности сторон, или приговор, в котором обосновывается вид и мера наказания или, наоборот, снимается обвинение. Казуальным толкованием норм права являются также акты исполнительно-распорядительных органов по применению или исполнению норм права.
По объему толкование норм права может быть буквальным, ограниченным или распространительным. Буквальное толкование имеет место всегда, когда текст нормы нрава точно выражает волю законодателя, и ее возникает никаких затруднений в понимании содержания нормы.
Однако встречаются случаи, когда буквальное (обычно обиходное) понимание тех или иных терминов, включенных в текст нормы права, может привести к более широкому или, наоборот, более узкому истолкованию нормы права, чем то содержание, которое имел в виду законодатель. Поэтому орган, дающий толкование нормы права, установив в тех или иных случаях с помощью соответствующих приемов и средств толкования несоответствие текстуальной формы выражения нормы ее истинному содержанию, прибегает к ее ограничительному или распространительному толкованию. Ограничительное толкование используется в тех случаях, когда буквальное понимание текста нормы шире истинного содержания нормы, а распространительное — в тех случаях, когда буквальный смысл текста уже содержания нормы. Следует иметь в виду, что практически ограничительное или распространительное толкование норм права означает более узкое или широкое истолкование отдельных терминов или выражений статей нормативных актов.