Стадии правоприменительного процесса
Правоприменительный процесс - это установленная нормами процессуального права, последовательность правоприменительных действий по установлению фактической и юридической основы дела, вынесению правоприменительного решения и контроля за его исполнением.
Нормативный характер правоприменительной деятельности проявляется в том, что она осуществляется в процессуальной и процедурной форме. Хотя, к выделению «процесса» и «процедуры», некоторые ученые относятся весьма отрицательно. Так В.М. Горшеневым высказана мысль, о том, что попытка разграничить процедуру и процесс «как в реальном, так и в понятийном плане бесперспективна, так как в сфере общественного мнения эти понятия отождествляются
Так, И. М. Зайцев и Н.А. Рассахатская, предлагая необходимость различения «процедуры» и «процесса», исходят из того, что «наличие той или иной формы всегда означает существование соответствующего судопроизводства»[187]. Мотивируя свою позицию, они утверждают, что согласно части 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации «судебная власть осуществляется посредством судопроизводства: конституционного, гражданского, административного, уголовного»[188]. А это означает, что в современном праве есть всего четыре процессуальные формы. Следовательно, иные порядки юридической деятельности являются не "процессом", а "процедурой"[189].
Однако, эти формы правоприменительной деятельности обладают рядом своих, присущих только им, особенностей. Правоприменительный процесс осуществляется на основе процессуальных норм, а правоприменительная процедура на основе процедурных норм отраслей материального права.
По верному замечанию И.М. Зайцева и Н.А. Рассахатской, отождествление "процедуры" и "процесса" недопустимо. "Материальность" и "процессуальность" означают правовые понятия, которые закрепляют назначение, своеобразие и функции норм, а также их отраслевую принадлежность[190]. Правоприменительный процесс всегда связан с внешней сферой деятельности компетентных органов государства. Правоприменительная процедура, в зависимости от решаемых вопросов, может быть связана либо с внешней сферой деятельности компетентных органов государства, либо с их внутренней сферой деятельности.
Так Конституционный процесс осуществляется Конституционным Судом. Гражданский процесс - судами общей юрисдикции и арбитражным судом в рамках своей компетенции. Уголовный - судом, прокуратурой, органами следствия и дознанания. Административный - судом, административными и иными комиссиями, органами внутренних дел (милицией), органами государственного пожарного надзора и иными органами, которым подведамствены дела об административных правонарушениях. Из этого следует, что субъекты процессуального производства строго ограничены рамками процессуального законодательства, ими могут быть только органы, наделенные государством специальными полномочиями. При этом только суд является субъектом всех форм процессуального производства.
Субъекты процедурного производства более многочисленны, ими могут быть все государственные органы. Суды не могут осуществлять свою деятельность в процедурной форме. Основным источником, нормативным актом, который регламентирует процессуальную форму правоприменительной деятельности является закон, где четко сформулированы права и обязанности субъектов и участников правоприменения. Сей факт объясняется особой важностью регулируемых отношений. Процессуальная форма правоприменения и процедурная проходит ряд стадий, и наполняется (форма) особым содержанием так, И.Я. Дюрягин пишет, что по своему содержанию применение права является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных властных правовых предписаний, где нормы права применяются к определенным жизненным случаям, общие предписания правовых норм адресуются персонально определенным лицам, затем происходит установление определенных юридических прав и обязанностей лиц[191].
С.С. Алексеев под содержанием правоприменения понимает наличие в этой деятельности интеллектуально-волевых характеристик. Интеллектуальная сторона содержания правоприменения, - отмечает он, - состоит в том, что в процессе ее происходит отражение фактов объективной действительности и следовательно их познание. Последнее включает в себя установление фактических обстоятельств дела, а также уяснение путем толкования содержания правовых предписаний, применяемых к данным обстоятельствам. Волевая сторона содержания правоприменительной деятельности состоит в самом государственно-властном решении юридического дела. Таким образом можно выделить ряд стадий правопрменительного процесса:
К стадиям правоприменительного процесса относят:
1. Установление фактической основы дела.
2. Выбор и анализ норм права, подлежащих применению.
3. Принятие решения по делу.
4. Контроль за исполнением принятого решения.
§4. Акты применения права
Признаки правоприменительных актов
- акт применения права — это решение по конкретному делу официального компетентного органа, или должностного лица, которого государство уполномочило применять право.
- акт применения права содержит веление государственно-властного характера, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и в необходимых случаях обеспеченное силой государства.
- акт применения права имеет, установленную законом форму.
- акт применения права направлен на индивидуальное регулирование конкретных правоотношений.
Акт применения права — это официальное, властное решение компетентного органа, должностного лица по конкретному юридическому делу, казусу,содержащее властное веление, выраженное в письменной или устной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.
Виды правоприменительных актов
1. По субъектам:
- правоприменительные акты федеральных органов государственной власти и управления;
- акты органов государственной власти и управления субъектов федерации;
- акты органов местного самоуправления;
- акты органов надзора и контроля;
- коллегиальные и единоличные.
2. По предмету правового регулирования: -
- акты конституционно-правовые;
- акты административно-правовые;
- акты уголовно-правовые;
- акты применения материального и процессуального права.
3. По форме правоприменительной деятельности:
-акты исполнительные;
- акты правоохранительные.
4. По функциональной роли в механизме правового регулирования:
- акты-регламентаторы;
- правообеспечительные акты;
5. По форме внешнего выражения акты правоприменения бывают:
акты-документы и акты-действия.
Структура актов документов:
- имеющие четыре составные части — вводную, описательную , мотивировочную и резолютивную (приговор или решение суда);
- состоящие из трех частей - вводной, описательной, резолютивной, ( следственные и административные протоколы;
- содержащие две части - вводную и резолютивную (приходный и расходный кассовый ордер)
- акт документ имеющий одну часть – резолютивную; (резолюции «утвердить», «оплатить», «исполнить»).
Правоприменительные акты-документы могут быть: указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, определения.
Правоприменительные акты-действия:
- словесные – устное распоряжение начальника;
- конклюдентные – совершаются с помощью жестов, например регулировщика движением автотранспортных средств;
6. По юридическому значению правоприменительные акты могут быть: - основными – это решения, приговоры, постановления суда, которые завершают процесс правоприменения;
- вспомогательными – промежуточные правоприменительные акты предваряющие завершение правоприменительного процесса (определения суда, постановление о привлечении в качестве обвиняемого);
7. В зависимости от продолжения действии во времени:
- постоянные;
- временные[192].
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение реализации норм права.
2. Какие формы реализации правовых норм вам известны?
3. В чем заключается механизм правореализации?
4. Почему применение правовых норм называют особой формой реализации?
5. В чем особенности правоприменения?
6. Как отличить субъектов от участников правоприменения?
7. Что является основанием применения правовых норм?
8. В каких случаях возникает необходимость в правовприменении?
9. Перечислите стадии применения норм права.
10. Какие существуют требования к правоприменению?
11. Что такое акт применения права?
12. Какие виды правоприменительных актов вам известны?
13. В чем отличие правоприменительных актов от нормативно-правовых актов?
14. Как определяется эффективность правоприменительных актов?
15. В чем причины ошибок в правоприменении?
16. Как устраняются ошибки в правоприменении?
17. Что такое пробелы в праве?
18. Какие существуют способы преодоления и устранения пробелов в праве?
19. В чем различие аналогии закона и аналогии права?
20. Что такое юридические коллизии?
21. Какие существуют способы разрешения юридических коллизий?