Особенности норм материального и процессуального права

Нормы всех отраслей права направлены на регулирова­ние общественных отношений в соответствии с задачами и функциями государства на данном этапе его развития. Эта цель может быть достигнута только в том случае, если нормы права будут осуществляться на практике и оказывать реальное воздействие на определенные обще­ственные отношения. Многие правовые нормы для своего осуществления требуют правоприменительной деятельно­сти уполномоченных на то государственных органов. Устанавливая правовые нормы, государство одновременно определяет формы их осуществления, тем самым регулируя деятельность соответствующих субъек­тов по применению и исполнению этих норм. Таким образом возникают особые правовые нормы, которые по своему характеру отличаются от материальных норм и именуются процессуальными. Процессуальные формы деятельности субъектов права и правовые нормы, определяющие и регулирующие эту деятельность, имеют своим назначением осуществление требований материаль­но-правовых норм. Они служат формой реализации и проя­вления норм материального права в правовых отношениях.

II. В зависимости от функциональной роли в механизме правового регулирования выделяют:

- регулятивные нормы;

- охранительные.

III. В зависимости от характера содержащихся в нормах предписаний или степени обязательности их исполнения:

- диспозитивные нормы;

- императивные.

IV. В зависимости от способа правового регулирования выделяют:

- обязывающие нормы;

- запрещающие нормы;

- управомочивающие юридические нормы.

V. В зависимости от степени охвата общественных отношений и степени их конкретизации:

- общие нормы;

- исключительные нормы;

- специальные нормы.

VI. В зависимости от юридической силы выделяют:

- конституционные нормы;

- нормы законов;

- нормы подзаконных нормативных актов.

VII. В зависимости от действия норм права в пространстве (территории действия):

- нормы международного права;

· нормы международного частного права

· нормы международного публичного права

- общегосударственные;

- региональные нормы, действующие на территории субъектов Российской Федерации;

- локальные нормы;

- нормы территориального и экстерриториального действия.

VIII. В зависимости от того поддерживаются ли юридические нормы в обществе или нет выделяют:

- легитимные т.е. те которые поддерживаются в обществе;

- легальные – принятые в порядке установленным законом;

- нелегитимные - не поддерживаются обществом;

IX. В зависимости различения права и закона:

- правовые нормы;

- не правовые нормы.

X. В зависимости от степени присутствии государственного интереса и роли государства в правовом регулировании:

- нормы частного права;

- нормы публичного права.

XI. В зависимости от специализации норм права:

- дефинитивные нормы;

- нормы-принципы;

- оперативные нормы – отменяют или вводят в действии нормы права, нормативные правовые акты;

- коллизионные.

Структура нормы права

Как уже говорилось выше, всякая норма, в том числе и юридическая, обладает определенным строением, орга­низацией, которая придает ей инвариантный характер и позволяет отграничить от всех иных способов и видов отражения действительности. Юридическая норма не толь­ко формулирует правила поведения участников обще­ственных отношений, но и указывает на обстоятельства, при наличии которых это правило подлежит реализации, а также на последствия их несоблюдения. В наиболее общем виде ее структуру можно представить в виде формулы: «Если - то - иначе». Эта формула в юридической литературе получила название – логико-юридическая структура. Г-Д-С – логическая структура юридической нормы. Логическая норма права очень редко излагается в полном объёме в статье нормативного правового акта, в совокупности трёх составных частей – гипотезы, диспозиции и санкции.

Описание условий, при наступлении которых норма должна реализоваться, в юридической науке принято на­зывать гипотезой, само правило поведения - диспозицией, а определение мер государственного принуждения, приме­няемых в случае ее нарушения или ненадлежащего исполнения,- санкцией.

Гипотеза – это часть юридической нормы, указывающая на условие действия диспозиции статьи. Гипотеза представляет собой масштаб, с помощью которого удается определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной юридической нормы. Гипотеза содержит указания о месте, времени, субъектах и иных фактических обстоятельствах, при на­личии которых должно быть реализовано то или иное предписание, т. е. определяет сферу действия нормы. В зависимости от того, насколько точно указаны условия реализации, гипотезы подразделяются на определенные и относительно определенные.

Определенная гипотеза ясно и четко перечисляет конкретные обстоятельства, наличие которых требует осуществления заключенного в норме предписания.

Относительно определенная гипотеза хотя и называет условия действия нормы, но представляет субъектам применения права возможность решать в каждом от­дельном случае вопрос о наличии либо отсутствии этих условий. Относительно определенная гипотеза, как прави­ло, не выступает в норме самостоятельно. Она является дополнением к основной, всегда четко определенной ги­потезе, ограничивающей сферу ее применения. Тем самым возможность свободного усмотрения правоприменяющих органов ставится в достаточно жесткие рамки.

Некоторые авторы выделяют и так называемую неопре­деленную гипотезу, которая, по их мнению, не указывает прямо на те или иные условия, а ограничивается форму­лировками: «в случае необходимости», «по усмотрению». Критерием классификации гипотез может быть не толь­ко степень определенности, но также их объем и спо­соб изложения. По объему гипотезы делятся на простые, содержащие указание на одно условие действия нормы, и сложные, когда перечисляется несколько обстоятельств, каждое из которых в отдельности либо все они вместе служат достаточным основанием для осуществления пред­писания.

По способам изложения гипотезы классифицируются как казуистические и абстрактные. Казуистическая гипо­теза определяет условия реализации нормы конкретными видовыми признаками, что, естественно, ведет к увеличе­нию числа норм и создает угрозу «выпадения» из сферы действия нормы тех или иных общественных отношений, нуждающихся в правовом урегулировании. Этих недостат­ков лишена абстрактная гипотеза, определяющая условия действия нормы через общие, родовые признаки.

Диспозиция – это часть юридической нормы, указывающая на правомерное правило поведения. Диспозиция является центральным элементом юриди­ческой нормы. В ней формулируется властное правило поведения, отвечающее воле и общесоциальным интересам и направленное на регулирование соответствующе­го общественного отношения. Следовательно, именно в диспозиции наиболее четко и последовательно прояв­ляются сущность и функции юридической нормы, ее служебная социальная роль. Знание диспозиции, умение найти и определить ее - важное условие правильной реализации нормы. Диспозиции, так же как и гипотезы, можно дифференцировать в зависимости от степени опре­деленности зафиксированного в них правила поведения на определенные, альтернативные и бланкетные, и ссылочные

Определенная диспозиция точно и исчерпывающе указывает на права и обязанности субъектов реализации, не оставляя места для какого бы то ни было усмотрения с их стороны.

Альтернативная диспозиция представляет субъектам права возможность варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Она позволяет заинтересованным лицам уточнять объем взаимных прав и обязанностей в пределах от минимума, который должен быть соблюден до максимума, дальше которого идти запрещается, либо в пределах предоставленной альтернативы.

Бланкетная диспозиция устанавливает правило поведе­ния в самой общей форме, никак его не конкретизируя. Разъяснение же и конкретизация предписания содержит­ся в иных актах, к которым и отсылается субъект реали­зации. Специфика бланкетной диспозиции заключается в том, что она имеет отношение не к какой-то отдельной норме, а к целой группе, комплексу правил, является связующим звеном между ними. Ссылочная диспозиция отсылает к другой статье одного и того же нормативного правового акта.

По способу изложения диспозиции принято делить на простые и развернутые (описательные). Простые - лишь формулируют правила поведения, не останавливаясь на его специфи­ческих признаках и не конкретизируя деталей. Этот вид диспозиций наиболее распространен в праве и охваты­вает ясные и четкие предписания, не допускающие сом­нений в их содержании и смысле. Там же, где такие сомнения могут возникнуть, применяется развернутая диспозиция, подробно характеризующая правила поведе­ния, перечисляющая наиболее важные детали и отли­чительные признаки.

В литературе существует также мнение, согласно которому диспозиции можно дифференцировать на абстрактные и казуистические.

Санкция – часть юридической нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия возникающие в результате нарушения диспозиции юридической нормы. Третий, элемент - нормы - санкция представляет собой указание на неблагоприятные последствия, которые могут наступить для нарушителя предписания. Специфическая черта санкции заключается в том, что она является одним из средств обеспечения надлежащего исполнения правовых предписаний.

Санкции вслед за гипотезой и диспозицией, можно классифицировать по степени их определенности на абсолютно определенные, относительно определенныеи аль­тернативные.

Абсолютно определенная содержит строго фиксирован­ную меру воздействия и является наименее распростра­ненной праве, поскольку ограничивает ини­циативу правоохранительных органов в деле целесообраз­ного применения санкций. Такого рода санкции встре­чаются преимущественно там, где необходимо восстано­вить нарушенное право в том же самом объеме.

Гораздо чаще встречаются относительно определенные санкции, в которых мера воздействия ограничена нижним и верхним пределами, что позволяет применять ее с учетом личности нарушителя и обстоятельств совершенного им деяния. Относительно определенными являются и такие санкции, в которых наряду с основной мерой воздействия предусмотрена возможность дополнительного наказания, применение которого оставлено на усмотрение соответствующего пра­воохранительного органа.

Альтернативная санкция, исходя уже из самого термина, предоставляет суду или иномукомпетентному органу возможность выбора одной из мер воздействия, зафиксированных в содержании санкции.

По характеру реакции на то или иное нарушение санкции можно подразделить на карательные, правовосстановительные и правоотрицающие.

Карательная санк­ция, называемая иногда штрафной, представляет собой наиболее острую реакцию на противоправные деяния. Выражается она, как правило, в активных принудительных мерах, направленных на наказание нарушителя, его воспитание и исправление. Подобные санкции встре­чаются в юридических нормах, регулирующих наиболее важные, общественные отношения.

Правовосстановительные санкции также представляют собой активную реакцию на противоправные деяния, однако направлены они не на наказание нарушителя, а на восстановление прежнего состояния, на реабилитацию правопорядка. К таким санкциям можно отнести возложе­ние обязанности по возмещению причиненного вреда, отмену незаконных актов, принудительное осуществление невыполненной обязанности. Правовосстановитель­ные санкции могут применяться как самостоятельно, так и в сочетании с карательными.

Правоотрицающие санкции представляют собой пас­сивную реакцию государства на неправильную реализацию предписаний юридико-технического характера. Выражается она в непризнании правового характера воз­никающих отношений.

Санкции правовых норм можно классифицировать и по направленности неблагоприятных для нарушителя послед­ствий. По этому признаку санкций делятся на личные, когда воздействие касается непосредственно личности правонарушителя ( лишение свободы, изменение в общественном и служебном положении и т. д.), и имущественные, сопряженные с определенными потерями материального порядка ( штраф, перевод на нижеоплачиваемую работу, неустойка и т. д.)

Наши рекомендации