Особенности норм материального и процессуального права
Нормы всех отраслей права направлены на регулирование общественных отношений в соответствии с задачами и функциями государства на данном этапе его развития. Эта цель может быть достигнута только в том случае, если нормы права будут осуществляться на практике и оказывать реальное воздействие на определенные общественные отношения. Многие правовые нормы для своего осуществления требуют правоприменительной деятельности уполномоченных на то государственных органов. Устанавливая правовые нормы, государство одновременно определяет формы их осуществления, тем самым регулируя деятельность соответствующих субъектов по применению и исполнению этих норм. Таким образом возникают особые правовые нормы, которые по своему характеру отличаются от материальных норм и именуются процессуальными. Процессуальные формы деятельности субъектов права и правовые нормы, определяющие и регулирующие эту деятельность, имеют своим назначением осуществление требований материально-правовых норм. Они служат формой реализации и проявления норм материального права в правовых отношениях.
II. В зависимости от функциональной роли в механизме правового регулирования выделяют:
- регулятивные нормы;
- охранительные.
III. В зависимости от характера содержащихся в нормах предписаний или степени обязательности их исполнения:
- диспозитивные нормы;
- императивные.
IV. В зависимости от способа правового регулирования выделяют:
- обязывающие нормы;
- запрещающие нормы;
- управомочивающие юридические нормы.
V. В зависимости от степени охвата общественных отношений и степени их конкретизации:
- общие нормы;
- исключительные нормы;
- специальные нормы.
VI. В зависимости от юридической силы выделяют:
- конституционные нормы;
- нормы законов;
- нормы подзаконных нормативных актов.
VII. В зависимости от действия норм права в пространстве (территории действия):
- нормы международного права;
· нормы международного частного права
· нормы международного публичного права
- общегосударственные;
- региональные нормы, действующие на территории субъектов Российской Федерации;
- локальные нормы;
- нормы территориального и экстерриториального действия.
VIII. В зависимости от того поддерживаются ли юридические нормы в обществе или нет выделяют:
- легитимные т.е. те которые поддерживаются в обществе;
- легальные – принятые в порядке установленным законом;
- нелегитимные - не поддерживаются обществом;
IX. В зависимости различения права и закона:
- правовые нормы;
- не правовые нормы.
X. В зависимости от степени присутствии государственного интереса и роли государства в правовом регулировании:
- нормы частного права;
- нормы публичного права.
XI. В зависимости от специализации норм права:
- дефинитивные нормы;
- нормы-принципы;
- оперативные нормы – отменяют или вводят в действии нормы права, нормативные правовые акты;
- коллизионные.
Структура нормы права
Как уже говорилось выше, всякая норма, в том числе и юридическая, обладает определенным строением, организацией, которая придает ей инвариантный характер и позволяет отграничить от всех иных способов и видов отражения действительности. Юридическая норма не только формулирует правила поведения участников общественных отношений, но и указывает на обстоятельства, при наличии которых это правило подлежит реализации, а также на последствия их несоблюдения. В наиболее общем виде ее структуру можно представить в виде формулы: «Если - то - иначе». Эта формула в юридической литературе получила название – логико-юридическая структура. Г-Д-С – логическая структура юридической нормы. Логическая норма права очень редко излагается в полном объёме в статье нормативного правового акта, в совокупности трёх составных частей – гипотезы, диспозиции и санкции.
Описание условий, при наступлении которых норма должна реализоваться, в юридической науке принято называть гипотезой, само правило поведения - диспозицией, а определение мер государственного принуждения, применяемых в случае ее нарушения или ненадлежащего исполнения,- санкцией.
Гипотеза – это часть юридической нормы, указывающая на условие действия диспозиции статьи. Гипотеза представляет собой масштаб, с помощью которого удается определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной юридической нормы. Гипотеза содержит указания о месте, времени, субъектах и иных фактических обстоятельствах, при наличии которых должно быть реализовано то или иное предписание, т. е. определяет сферу действия нормы. В зависимости от того, насколько точно указаны условия реализации, гипотезы подразделяются на определенные и относительно определенные.
Определенная гипотеза ясно и четко перечисляет конкретные обстоятельства, наличие которых требует осуществления заключенного в норме предписания.
Относительно определенная гипотеза хотя и называет условия действия нормы, но представляет субъектам применения права возможность решать в каждом отдельном случае вопрос о наличии либо отсутствии этих условий. Относительно определенная гипотеза, как правило, не выступает в норме самостоятельно. Она является дополнением к основной, всегда четко определенной гипотезе, ограничивающей сферу ее применения. Тем самым возможность свободного усмотрения правоприменяющих органов ставится в достаточно жесткие рамки.
Некоторые авторы выделяют и так называемую неопределенную гипотезу, которая, по их мнению, не указывает прямо на те или иные условия, а ограничивается формулировками: «в случае необходимости», «по усмотрению». Критерием классификации гипотез может быть не только степень определенности, но также их объем и способ изложения. По объему гипотезы делятся на простые, содержащие указание на одно условие действия нормы, и сложные, когда перечисляется несколько обстоятельств, каждое из которых в отдельности либо все они вместе служат достаточным основанием для осуществления предписания.
По способам изложения гипотезы классифицируются как казуистические и абстрактные. Казуистическая гипотеза определяет условия реализации нормы конкретными видовыми признаками, что, естественно, ведет к увеличению числа норм и создает угрозу «выпадения» из сферы действия нормы тех или иных общественных отношений, нуждающихся в правовом урегулировании. Этих недостатков лишена абстрактная гипотеза, определяющая условия действия нормы через общие, родовые признаки.
Диспозиция – это часть юридической нормы, указывающая на правомерное правило поведения. Диспозиция является центральным элементом юридической нормы. В ней формулируется властное правило поведения, отвечающее воле и общесоциальным интересам и направленное на регулирование соответствующего общественного отношения. Следовательно, именно в диспозиции наиболее четко и последовательно проявляются сущность и функции юридической нормы, ее служебная социальная роль. Знание диспозиции, умение найти и определить ее - важное условие правильной реализации нормы. Диспозиции, так же как и гипотезы, можно дифференцировать в зависимости от степени определенности зафиксированного в них правила поведения на определенные, альтернативные и бланкетные, и ссылочные
Определенная диспозиция точно и исчерпывающе указывает на права и обязанности субъектов реализации, не оставляя места для какого бы то ни было усмотрения с их стороны.
Альтернативная диспозиция представляет субъектам права возможность варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Она позволяет заинтересованным лицам уточнять объем взаимных прав и обязанностей в пределах от минимума, который должен быть соблюден до максимума, дальше которого идти запрещается, либо в пределах предоставленной альтернативы.
Бланкетная диспозиция устанавливает правило поведения в самой общей форме, никак его не конкретизируя. Разъяснение же и конкретизация предписания содержится в иных актах, к которым и отсылается субъект реализации. Специфика бланкетной диспозиции заключается в том, что она имеет отношение не к какой-то отдельной норме, а к целой группе, комплексу правил, является связующим звеном между ними. Ссылочная диспозиция отсылает к другой статье одного и того же нормативного правового акта.
По способу изложения диспозиции принято делить на простые и развернутые (описательные). Простые - лишь формулируют правила поведения, не останавливаясь на его специфических признаках и не конкретизируя деталей. Этот вид диспозиций наиболее распространен в праве и охватывает ясные и четкие предписания, не допускающие сомнений в их содержании и смысле. Там же, где такие сомнения могут возникнуть, применяется развернутая диспозиция, подробно характеризующая правила поведения, перечисляющая наиболее важные детали и отличительные признаки.
В литературе существует также мнение, согласно которому диспозиции можно дифференцировать на абстрактные и казуистические.
Санкция – часть юридической нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия возникающие в результате нарушения диспозиции юридической нормы. Третий, элемент - нормы - санкция представляет собой указание на неблагоприятные последствия, которые могут наступить для нарушителя предписания. Специфическая черта санкции заключается в том, что она является одним из средств обеспечения надлежащего исполнения правовых предписаний.
Санкции вслед за гипотезой и диспозицией, можно классифицировать по степени их определенности на абсолютно определенные, относительно определенныеи альтернативные.
Абсолютно определенная содержит строго фиксированную меру воздействия и является наименее распространенной праве, поскольку ограничивает инициативу правоохранительных органов в деле целесообразного применения санкций. Такого рода санкции встречаются преимущественно там, где необходимо восстановить нарушенное право в том же самом объеме.
Гораздо чаще встречаются относительно определенные санкции, в которых мера воздействия ограничена нижним и верхним пределами, что позволяет применять ее с учетом личности нарушителя и обстоятельств совершенного им деяния. Относительно определенными являются и такие санкции, в которых наряду с основной мерой воздействия предусмотрена возможность дополнительного наказания, применение которого оставлено на усмотрение соответствующего правоохранительного органа.
Альтернативная санкция, исходя уже из самого термина, предоставляет суду или иномукомпетентному органу возможность выбора одной из мер воздействия, зафиксированных в содержании санкции.
По характеру реакции на то или иное нарушение санкции можно подразделить на карательные, правовосстановительные и правоотрицающие.
Карательная санкция, называемая иногда штрафной, представляет собой наиболее острую реакцию на противоправные деяния. Выражается она, как правило, в активных принудительных мерах, направленных на наказание нарушителя, его воспитание и исправление. Подобные санкции встречаются в юридических нормах, регулирующих наиболее важные, общественные отношения.
Правовосстановительные санкции также представляют собой активную реакцию на противоправные деяния, однако направлены они не на наказание нарушителя, а на восстановление прежнего состояния, на реабилитацию правопорядка. К таким санкциям можно отнести возложение обязанности по возмещению причиненного вреда, отмену незаконных актов, принудительное осуществление невыполненной обязанности. Правовосстановительные санкции могут применяться как самостоятельно, так и в сочетании с карательными.
Правоотрицающие санкции представляют собой пассивную реакцию государства на неправильную реализацию предписаний юридико-технического характера. Выражается она в непризнании правового характера возникающих отношений.
Санкции правовых норм можно классифицировать и по направленности неблагоприятных для нарушителя последствий. По этому признаку санкций делятся на личные, когда воздействие касается непосредственно личности правонарушителя ( лишение свободы, изменение в общественном и служебном положении и т. д.), и имущественные, сопряженные с определенными потерями материального порядка ( штраф, перевод на нижеоплачиваемую работу, неустойка и т. д.)