Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.
Форма правления характеризует способ организации государственной власти, включающий в себя порядок образования и деятельности высших государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением, степень участия населения в их формировании. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.
Форма государственного правления позволяет уяснить:
- Как создаются высшие органы власти и каково их строение;
- Какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;
- Как строятся взаимоотношение между верховной государственной властью и населением страны;
- В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в Древнем Мире, попытался разработать классификацию государств по критерию, кто и как правит в этих государствах, то есть по критерию формы правления. Он выделил несколько форм правления: монархию, республику, деспотию – положив в основу классификации способы образования органов государства, их соотношение, приемы осуществления государственной власти. Прежде всего, теория государства и права выделяет два основных устройства государственной власти, которые характеризуются содержанием формы правления: монархию и республику.
I. Монархическая форма правления – персональное единовластие – древняя форма правления. Впервые зародилась в раннеклассовых обществах, власть в которых захватывали военноначальники, представители разросшихся семей или соседских общин.
Свои истоки монархическая форма правления имела в той остаточно простой, социально не слишком расчлененной организации общества, которая появилась на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры, в итоге неолитической революции.
В этих раннеклассовых обществах организация власти осуществлялась на жестко централизованной основе, сверху вниз, была наиболее эффективной и понятной. Монарх назначал чиновника по управлению регионами или функциональными службами, те в свою очередь назначали более мелких руководителей работ.
Такая вертикальная иерархия власти позволила строить весьма эффективную форму правления, при которой земледельцы – общинники, ремесленники и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры. Сам же монарх решал, прав, вопросы связанные с организацией и осуществлением власти. Он советовался со своими чиновниками (советниками), среди которых были пророки, предсказатели, другие культовые служители.
Монархии, как форме правления, присуще четкие юридические признаки. Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства. Монарху же приходится принимать решения по самым важным вопросам - принципиально - государственным. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть в государстве. Его власть объявлялась священной, наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы жизни, в том числе и на судебную. Таким образом, власть монарха не знает ограничений и может и может распространяться на различные сферы государственной деятельности.
Монарх – свободный от ответственности. Он не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления, а за ошибки злоупотребления в государственном правлении отвечают его советники.
Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя, патриархального быта. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер, и только государственные рабы принадлежали монарху.
Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей эры). Эта эпоха империи разделяется на два периода - период принципата и период доминанта. При принципате формально еще сохраняются формы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют консулы , преторы и народные трибуны но существенной роли не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора.
В III веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия (доминант). Полностью исчезают республиканские учреждения. Управление государством – полностью в руках императора, который назначает исполнителей – сановников. Порядок поддерживается при помощи административно – судебного и военного аппарата.
Феодальная (средневековая монархия)последовательно переходит три периода своего развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархии.
Конституционная монархия представляет такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии, и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания и др.).
Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической. Парламентарная монархия характеризуется основными свойствами :
- правительство формируется из представителей определенной партии, получивших большинство на выборах;
- лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
- в законодательной, исполнительной и судебной власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
- правительство согласно конституции несет ответственность перед парламентом.
Придуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии.
II. Республика– такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемым населением на определенный срок.
Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания, советы имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.
Органы республиканского правления наделяются различными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти.
Надо обратить внимание и на то обстоятельство, что все ветви единой государственной власти осуществляют именно властные полномочия, т.е. организуют и обеспечивают отношения «власти и подчинения» в соответствующих сферах государственной жизни. Кроме того, следует подчеркнуть, что, несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласованно, системно, организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга. Например: исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту проекты законов, а судебная власть функционирует как система, предотвращающая нарушение законов.
Впервые идею разделения власти глубоко, подробно разработал в своем фундаментальном труде Ш. Монтескьё. Эта идея была направлена против произвола, политических ошибок, злоупотреблений, порабощения народа в абсолютной монархии. По существу он дал правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму демократии.
Вместе с тем в современных пост тоталитарных государствах большую роль играет и власть главы государства, президента. Эта самостоятельность, вытекающая из статуса главы государства, как гаранта конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом, президентом и правительством, и созданием при президенте специальных органов (администрации, управлении делами, комиссий и т.п.) содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства, гаранта конституции, например: в реализации его права законодательной инициативе.
Большое отличие от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти. Республика - это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются общенациональным представительным учреждением. История государственно – организованного общества, его народов знает несколько основных разновидностей республиканского правления.
Афинская демократическая республика (V-IV вв. до н.э.). Римская аристократическая республика (V-II вв. до н.э.). Города – республики (феодальные республики). Возникает наряду с феодальными монархиями. Феодальные республики складываются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, за которыми признавалось право выбирать собственные органы управления, издавать законы, осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной власти (сеньору) город был обязан вносить определенные взносы, выделять граждан для военной службы.
Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя – в Италии, Новгород и Псков. Вольные города складывались и в Германии, Англии, где основную роль играли купцы и ремесленники.
Наиболее существенной чертой многих городов – республик было признание свободы граждан и свободы рыночных отношений.
Парламентарная республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается парламентом. Глава государства обладает обширными полномочиями. Он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами.
Глава правительства (премьер-министр) назначается президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Обладает важнейшими финансовыми полномочиями.
Парламентская форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанного на началах правовой законности.
Президентская республика – соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Характерные черты:
- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
- более широкие, чем в парламентской республике, полномочия главы государства.
социалистическая республика – особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции.
Основные особенности:
- ведущая роль принадлежит представительным органам, которые составляют основу аппарата государственной власти;
- социалистическая республика должна сочетать политическое, хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволило бы государственной власти суверенно распоряжаться общественными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ;
- высшие и местные органы власти объединяются в единую представительскую систему, основанную на принципе демократического централизма;
- в условиях социалистического государственного правления законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений;
- социалистическая республиканская форма правления предполагает подотчетность и подконтрольность исполнительно – распорядительных органов органам законодательной власти;
- социалистическая республика создает необходимые условия и предпосылки для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни.
Различают три разновидности социалистической формы государственного правления: Парижскую коммуну, Советскую республику и народно-демократическую (народную) республику, которые изначально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата.