Глава 3. Понятие, сущность, типология государства
Понятие государства и его признаки
Государство как сложное и многомерное явление может быть рассмотрено с разных сторон. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.
В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним.
Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.
В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.
Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.
Таким образом, государство в узком смысле - это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство - качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.
Наиболее общими признаками государства являются: публичная власть, разделение населения по территориальному принципу и налоги.
Первый признак государства - публичная власть - это власть, которая непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним.
В отличие от других видов социальной власти государственная власть является аппаратной (имеет механизм осуществления), суверенной (не зависит от иной власти), легитимной (опирается на закон).
Второй признак государства - разделение населения по территориальному принципу. Государство всегда связано с определенной территорией, на которой проживает подвластное ему население. Выражением территориального принципа является административно-территориальное деление на такие административные регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных пределов и установление государственной границы. Третий признак государства - налоги - это учрежденные государством обязательные платежи, взыскиваемые с граждан и юридических лиц для содержания публичной власти и осуществления социальных программ.
Третий признак это государственный суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешнеполитической сфере. Суверенитет имеет две стороны: внутреннюю - верховенство - и внешнюю - независимость.
Верховенство государства внутри страны проявляется: а) в исключительном праве государства официально представлять все общество, а не отдельные его части; б) в универсализме - власть в государстве распространяется на все население; в) в прерогативе - государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права. Независимость государства проявляется: а) в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта межгосударственных отношений; б) в осуществлении самостоятельной внешней политики; в) в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.
Следует отметить, что суверенитет - это признак государственной власти, а не государства в целом. Суверенитет можно считать признаком государства с известной долей условности как признак функциональный.
Сущность государства
Сущность государства противоречива: с одной стороны, государство является организованной совокупной властью имущих классов, с другой стороны, «организатором общих дел, вытекающих из природы всего общества[12]». При определении сущности государства проявляются две тенденции: сущность государства трактуется как диктатура имущих классов (классовый подход), либо сущность сводится к решению общих дел (общесоциальный подход).
В западной политологии делается уклон в другую сторону: государство рассматривается как орган решения общих дел - коллективный хозяин (dominium), при этом без внимания остается политический аспект сущности государства - власть (imperium).
Более плодотворным для понимания сущности государства является разносторонний подход: государство по своей сути есть всеобъемлющая организация общества, которая опирается на политическую власть для решения не только сугубо политических задач, но и общих дел, вытекающих из природы общества. В последнее время в литературе высказывается мнение, что сущность государства многоаспектна и может выражать классовый, общесоциальный, национальный, религиозный и другие аспекты деятельности государства. Существует мнение, что сущностью государства является его роль, то есть назначение в обществе, а не отдельные виды деятельности. Однако «назначение» государства не может быть сущностью поскольку «назначение» есть проявление единственно верной сущности именуемой властю. Потому мы отрицаем, что справедливо выделять классовую, общесоциальную сущность государства – это методологически не верно, поскольку сущность наиболее устойчивый и неизменный признак. Сегодня государство классовое, завтра общесоциальное, послезавтра смешанное, а признак «суверенная власть» наиболее устойчив, а значит и является истинной сущностью государства.