Специфика властно-политических отношений в догосударственных обществах.

1. - Политико-антропологические аспекты неудачных модернизаций (на примерах Уганды и Алжира).

Дарообмен был универсальным средством уста­новления отношений между индивидами. Причиной этого, согласно Марселю Моссу, является антропоморфизм — субъективизация внешне­го мира, присущая сознанию первобытного человека. Он видел в подар­ке магическую силу, которая, с одной стороны, передавала с вещью ча­стицу души дарителя (его «везение», магические способности и проч.) и, с другой стороны, в случае некомпенсации дара могла навредить обла­дателю первоначального дара. Жарообмен между равными – реципрокный, между разными по статусу – редистирибуция. Эти принципы дошли и до средневековья т до сегоднешнего дня: Наиболее важными добродетелями, которыми должен был обладать король, считались щедрость и справедливость. Щедрость в представлении вассалов выражалась в раздаче земель, титулов и богатых даров, в организации пышных пиров и турниров, в народном сознании — в устроительстве праздников и зрелищ, в разда­че обильного подаяния..

Отсутствие частнособственнических отношений. Позже власть-собственность.

Насилие-нормы

Что собой представляет П-кая власть при отсутствии гос-х институтов. Нельзя сводить понятие развития П-кой власти к возможности применения насилия. Основным механизмом реализации власти в догос-х общ-х было психологическое воздействие на чел-ка – внушение и привычки. За понятием «традиция» стоят эти понятия. Т.о. сущность (истоки) власти не сводятся к физическому подчинению, а коренятся соц-но-Пс-ой сфере общ-ва. Эта позиция связана с именем Герберта Спенсера. Возникновение норм – это прежде всего обрядовый процесс – механизм внушения. Внушение вообще сыграло важную роль при возникновении homo sapiems. Возникла 2ая сигнальная система, способная блокировать сигналы 1ой (инстинкты). Это позволило людям действовать сообща. Поэтому не нужно говорить о «чел-ке разумном», а о «чел-ке внушаемом».

Физиолог Бернард Сидис писал, что не общ-во, не разум, а внушаемость характеризует среднего чел-ка. «Чел-к есть животное, доступное внушению».

Традиция возникает, когда какой-либо поведенческий акт становится объектом подражания, и это подражание сопровождается положительной эмоцией. При нарушении норм была сильная отрицательная эмоция.

Механизм трансляции традиции – обряд, ритуал. Это тот соц-й механизм, который позволяет обуздать подростковую агрессию, транслировать на них сложившиеся отношения. Ритуал – акция преднамеренного общ-го внушения с целью закрепления сложившихся в общ-ве соц-ой иерархии на Пс-ком Ур-не. Основными ср-ми такого внушения является механизм имитации и ритм (музыкальный).

Другой механизм, ероме ритуалов – это система табу, запретов (сексульных, пищевых, )

Общественные объединения, конституи­рованные в зависимости от происхождения, не являются все равными и эквивалентными, но вписываются в иерархический порядок групп и включают неравные статусы (даже если неравенство касается только престижа и превосходства) и неравенство участия во власти. Господству­ющий принцип, лежащий в основе этого порядка, это принцип старшин­ства и генеалогической близости: группа по происхождению, самая «близ­кая» к общему предку или создателю, занимает высшую позицию, обла­дает политическим превосходством, предназначает власть самому старшему члену самого старшего поколения.

ритуал

традиции

суггестивно-

умершие-хорошие, плохие

Близость власти и общества, их слитие. Вождь – слуга общества, а не господин.

9) Э.Эванс-Причард о политической системе нуэров.- Л.А. Седов о типологизации общественных систем Востока.

К трем класси­ческим признакам племени (общее название, общая территория и общее самосознание) Эванс-Причард добавил еще два: моральное обя­зательство улаживать вражду внутри племени путем посредничества и моральное обязательство объединяться в войне против других пле­мен и народов.

«вождь в леопардовой шкуре» скотоводов нуэров, живущих в верховьях Нила. Его реальное поло­жение мало чем отличается от положения других общинников. Единственное, что внешне выделяет его, — знаменитая леопардовая шкура. Статус вождя связан с выполнением посреднических функций при урегулировании конфликтов между представителями раз-,,, личных родственных групп. Его задача — убедить враждующие сто-;-,. роны не устраивать кровную вражду, а ограничиться выкупом. Од-г! нако никакой реальной власти у вождя нет. Поэтому ему приходится

, прибегать к уговорам или к угрозам применить свои магические ш способности.

Нуэры – бассеин Нила. Огнат (…не и контактные группы родства).

Огнатные (родство по мужской линии)

Когнатные (по материнской)

Сегментарная система.

Времена нуэров.

Нуэры очень мстительные люди, они любили воевать. Кровная вражда: 2 вида – от своего имени и от чужого племени.

3 классических признака племени: общее название….

+ моральное обязательство улаживать вражду внутри племени.

Племя от 10000 до 40000 чел.

10) О.С.Томановская о древних общественных структурах у народов Нижнего Конго.- Модернизация как глобальный процесс. М.Вебер о западной рациональности и западном капитализме.

Семьи как социальной ячейки не было. Мужчина и женщина лишь выполняли свои функции. Принадлежность к клану считалась наиболее важной. В клан входили не только живые, но и мертвые. Эндогамность-запрет брака внутри клана.

Матрилинейность.

Полноценность индивида в социальном плане удостоверя­лась тем, что он мог назвать клановые имена матери, отца и обоих дедов

Возрастной принцип- нкази (вождем) был старший из братьев.

Женщины не выходили из-под власти нкази и в замужестве. Нкази защищал их, выступал в качестве представителя при конфликтах, отвеча за проступки женщин мвуму. Нкази был ближе всех к предкам и имел прерогативу с ними общаться, просить рожая и т.п.

Во главе клана стаял самый нкази самого генеалогически старшего сегмента (мвуму), обычно был посредником на судах.

Основой для самоидентификации кланов являлось самоназывание, общее клановое имя и система табу.

Во главе всех кланов (мвилы) стоял вождь, который избирался из самого старшего мвуму, восходившего к прародительнице. Вождь был заложником всевозможных запретов и воспитывался с детства. К моменту исследований племен Конго, кланы с вождями и без них были малоразличимы. Вождь выполнял лишь ритуальные и сакральные функции. Но думается вряд ли мог вырасти такой институт лишь как дополнение. Скорее всего, в процессе эволюции роль вождя стала лишь номинальной, а изначально – важная.

Земля не принадлежала кланам, скорее кланы ей принадлежали. а предки давали все необходимое – в том числе священную силу, исходившую от земли предков.

Томановская статья «О древних общ-х стр-ах у народов нижнего Конго (опыт реконструкции)» в сборнике «Этническая история Африки доколониальный период»

Кланы: Инвила и Канго. Кланово имя. Прародительница клана – мифическая или реальная.

Неполноправные – рабы (военнопленные, проданные, те у кого не было родственников и клан от них отказался).

Мёртвые (бакулу) – считались полноправными членами сообщества, но не все мертвые, а только хорошие. Они влияли на всё – урожай, рождаемость.

Мкиси – фетишь, в виде фигурок, содержащих заряженные предметы (когти, шерсть).

Мкисити – земля, страна, дух земли, с ним общался шаман, когда приходили на новую землю.

Нгана – колдуны, маги.

Коронованный вождь. Атрибут власти – головной убор. Переход власти от вождя к новому вождю. Вождь ходил со свитой, он не мог ходить один.

Самым крупным вождям не позволяли умирать.

Вождю возбранялось брать в руки оружие, воевал военноначальник, но решал ф-ции войны и мира вождь.

Вождь – верховный судья.

Скорее индивид принадлежит земле, чем земля принадлежит индивиду.

П-кая система по принципу старшинства.

Не было семьи как ячейки, жили автономно, выполняя определеные ф-ции. Глава клана продолжает нести ответственность за щенщин, которые отдают в др кланы.

Клан явл. П-кой ячейкой.

Левират – жена обязана выйти замуж за брата умершего..

В семье большое значение имела мать. Родство шло по материнской линии, но доминирующее положение в общ-ве занимал мужчина.

Система табу – специфична для каждого клана.

Эндогамность – запрет брака внутри клана.

11) Роль поло-возрастной стратификации в социальном управлении архаических обществ. Механизмы снятия межпоколенных конфликтов.- Роль традиции в политических культурах государств Тропической Африки. Феномены “трайбализма”и “клиентелизма”.

Кажется, тем не ме­нее, законным ограничить применение понятия стратификации обще­ствами, которые удовлетворяют по крайней мере двум условиям: 1) гос­подствующие неравенства формируются исходя из критериев, других, чем возраст и пол, родство и происхождение; 2) купюры, которые уста­навливаются между иерархизованными группами, прочерчены в масш­табе всего общества или национального политического единства.

половая сратификация.

Мужчины должны защищать слабый пол и потомство, а также обеспечивать охотиться. Женщины — заботить­ся о малолетних детях и заниматься домашним хозяйством и собирательством, обемпечивать мужчин едой на время охоты.

Современные данные показыва­ют, что матриархат — это кабинетный миф ученых XIX столетия., созданный Маркс. идеологией. Нередко с матриархатом путают матрилинейностъ — определение родства по материнской линии. Во многих культурах су­ществовали культы поклонения женщинам (мужчины всегда боготво­рили слабый пол), но это нисколько не мешало мужчинам доминиро­вать в обществе. Во многих об-ах женщины имеют статус раба и слуги, в других только воспризводство поколения, в третьих уважение к женщине и матрилинейность вовсе не означают доминирования женщин в социальной иерархии. Однако физически обусловленное господство мужчин - \это факт. Современное господство мужчин поддерживается социализацией.

Отношения между старшими и младшими. Принцип возраста, он играл основную роль при распределении власти в арх-х общ-х. Авторитет возраста – основной тип авторитета.

первоначально лидерство стариших было обусловлено биологическим инстинктом подражания младшими и функцией страших в передачи информации. В ходе эволюции доминирование старших закреплялось в социальной организации общества. А сам принцип социально-возрастного доминирования все больше отрывался от своих био корней. и выражалось в том, что движение по социально-возрастной иерархии все меньше зависело о биологических изменений.

Тот, кто страше ближе всех к предкам, поэтому и был на вершине социальной иерархии. Он может спросить у предков совета.

Принцип возраста порой конкурировал с принципом генеалогического родства.

Деление общ-ва по возрастным классам. Одно из плеиен Африки управляется тремя возрастными классами с разными функциями, при этом кланы и роды сведены к второстепенной роли.

Галлы (восточная Африка). Общ-во иерархизировано по возрастному принципу. Внизу – немые (женщины и дети, не обладают правами и правом голоса). Далее – инициированные мужчины – прошли обряд посвящения. Далее мораны (молодые) и старейшены. Они делятся еще на 2 класа: младшие мораны (самые молодые мужчины, холосты, ф-ции воинов, им запрещается земледелие и скотоводство, но они не учувствуют в упр-нии общ-ом). Старшие мораны (занимаются землёй, скотоводством, но участвуют в упр-нии минимально – высказывают своё мнение только если их попросят).

Старейшины подразделяются на младш. ст. и старш. ст. Младшие – мужчины в самом расцвете сил, выполняют основную роль в упр-нии общ-ом и все ритуальные ф-ции. Стар старейшены – старики, выполняют ф-ции совести и памяти сообщества, толкователи традиций.

Эта система заключала в себе много противоречий. Старшие должны были обеспечивать младших средствами производства. И соц-й рост младших непосредственно зависел от старших.

Институт набегов на соседей выполнял ф-ции: разрядки, экзамен на зрелость (+экзамен для мальчиков) Ритуал – внушение молодому сознанию существующую в общ-ве иерархию.

Конфликты в иерархическом общ-ве прежде всего разрешаются тем, что они ритуализируются. Ритуальный вызов власти принадлежит её собственным стратегиям, посредством которых власть может подпитывать себя новой энергией. Иногда кажется что общ-ные отношения могут быть быстро и временно перевёрнуты, но эта инверсия контролируемая. Могут быть так называемые «ритуальные восстания» Высшая хитрость власти состоит в допущении ритуального оспаривания с целью более эффективной своей консолидации.

Отношения родства, принцип родства понимался немного по другому чем сейчас. Родство в архаических общ-х является прежде всего соц-м, а не биологическим.

Лимидж (limige) состоит из людей в рамках единой генеалогической системы (связанных узами родства), из таких родственников, которые восходят однолинейно к одному и тому же прародителю. Они различаются между собой по числу включенных в них поколений – понятие гениологическая глубина. Клан – между лимиджем и племенем (сначало племя, потом клан, потом лимидж). Каждое поколение родственников в лимидже называется сегмент. Поэтому в структурном отношении лимиджи называют сегментарные группы. При выборе вождя – что бы вождь был равноудалён от всех лимиджей (могут брать вождя из чужого племени, или заставляют своего убить кого то из своих родственников).

Вопрос мифилогическом авторитете – приписывался представителям верховной власти, главе клана, а так же и рядовым членам сообщества – колдунам. Различия между белой и чёрной магией (колдовством и ведомствам (колдовством и ведомством) – древнейшее различие. Белая магия – санкционирована властью, помогает ей. Различие религии и магии: религия – общественное, публичное; магия – приватное. Первичная религиозная идеалогия – культ предков. Существенное различие между авторитетом возраста и магическим авторитетом – магический авторитет действует и за пределами этих коллективов. Наличие альянса между магическими лидерами и молодёжью.

12) Эволюция социального управления в архаических (доклассовых) обществах.- Колониальное общество как особый тип культурно-политической структуры. Политико-антропологические причины крушения колониальной системы в Африке.

Классификации догос-х форм соц-й орг-ции:

1) локальные группы – охотнчество и собирательство. Перераспредиление ресурсов.

2) Семейно-клановые группы. Переход к регулярному производству пищи – распределение главой семьи избыточного продукта. Сеть зависимости от того кто угощает система кандидатов на должнось вождя.

2 формы племени (Крадин)

Первичная и вторичная форма (Крадин).

Первичная – организационно рыхлая, вождь избирался. Территория приблизительно, изменчива, число сегментов примерное, в отличае от вторичное. 5000-2000

В племени народ участвует в принятии решении, а в вождестве нет. В вождестве происходит отчуждение власти от народа, иерархия, культ вождей.

Вождь в вождестве сакрален по крови своей.

Иерархия – администраторы, воины, производители.

не всегда прослеживаетя последовательность развития форм социальной оранизации, иногда вождество преобразуется вновь в племенную организацию

Наши рекомендации