Буржуазные реформы 60-70-х годов 19 в. (земская, городская, судебная, военная).
Главная цель: приведение всей жизни общества в соответствие с новыми, капиталистическими отношениями. Реформы проводились в 60-70-е годы.
Вслед за отменой крепостного права последовали следующие реформы:
- земская реформа;
- городская реформа;
- судебная реформа;
- военная реформа.
Земская реформа.В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Высокий имущественный ценз обеспечивал преобладание в них помещиков. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась хозяйственными вопросами местного значения. Земства находились под контролем центральной и местной властей.
Городская реформа.В городах создавалась городская дума – всесословный орган. Она занималась вопросами благоустройства города, попечением о торговле. В городских думах главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии.
Судебная реформа. Высшей судебной инстанцией стал сенат. Суд становится всесословным и гласным. Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетентность разных судебных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие – в окружном. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате.
Военная реформа (Милютинская).Вводится всеобщая воинская повинность мужчин, достигших 20 лет. Срок действия службы в сухопутных войсках до 6 лет, на флоте – до 7 лет. Лица, имевшие высшее образование служили всего полгода.В 60-х годах началось перевооружение армии. Появилось нарезное стрелковое оружие, нарезная артиллерия и паровой броненосный флот. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии.
Реформа просвещения.Вводится самостоятельность университетов. Вводится принцип равного образования для всех сословий. Почти полностью ликвидирована цензура.
Таким образом, буржуазные реформы, хотя и были не решительными, вместе с тем позволили ускоренно развиваться капиталистическим отношениям.
29. Культура России в первой половине XIX века. Наука и образование.
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время се «золотым иском». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г. Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.
Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в конце XVIII — начале XIX в. он был крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были направлены на создание системы государственного образования. Она состояла из: одногодичных приходских школ; трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. В эпоху Александра I образование было бессословным. При Николае I оно приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. Для дворянства, кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения — кадетские корпуса и др. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты. Образцовым учебным заведением стал с 1811 г. знаменитый Царскосельский лицей. Программа преподавания в нем почти соответствовала университетской. В лицее получили образование литераторы А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, М. Е. Салтыков-Щедрин; дипломаты А. М. Горчаков и Н. К. Гире; министр народного просвещения Д. А. Толстой; публицист Н. Я. Данилевский и др. Широко была распространена система домашнего образования. В ней основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе. В первой половине XIX в. в России не было системы женского образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смольного института благородных девиц. Программа была рассчитана на 7—8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В начале ХТХ в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер-офицерское звание. В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование. В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию доминировали консервативные тенденции. Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. В то же время они боялись широкого просвещения народа. Эту позицию обосновал шеф жандармов А. X. Бенкендорф. «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти». Под строгим правительственным контролем находились все программы образовательных учреждений. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципами, воспитывавшими монархические чувства. Однако даже в этих сложных условиях высшее образование продолжало развиваться. Открывались новые университеты в Дерите (ныне г. Тарту), Петербурге (на базе Педагогического института), Казани, Харькове. Юридический статус университетов определялся Уставами 1804 и 1835 гг. В последнем наглядно проявилось усиление консервативной линии в политике правительства. Университеты потеряли свою автономию, а повышение платы за обучение больно ударило по малоимущим слоям молодежи, стремившейся к знаниям для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Технологический, Строительный и Межевой институты, Высшее училище правоведения, Лазаревский институт восточных языков и др. Университеты и институты стали основными центрами, пропагандировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров Московского университета по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам. Особую известность приобрели лекции по всеобщей истории профессора Т. Н. Грановского. Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила демократизация состава студенчества. Разночинцы (выходцы из недворянских слоев) стремились получить высшее образование. Многие из них занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся русской интеллигенции. Среди них поэт А. Кольцов, публицист Н. А. Полевой, А. В. Никитенко, бывший крепостной, выкупленный на свободу и ставший литературным критиком и академиком Петербургской академии наук.
Наука
В отличие от XVIII в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине XIX в. началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь. Для естественных наук были характерны попытки более глубокого проникновения в понимание основных законов природы. Исследования философов (физика и агробиолога М. Г. Павлова, медика И. Е. Дядьковского) внесли значительный вклад в этом направлении. Профессор Московского университета биолог К. Ф. Рулье еще до Ч. Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. Математик Н. И. Лобачевский в 1826 г., опередив современных ему ученых, создал теорию «неевклидовой геометрии». Церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы XIX в. В 1839 г. завершилось строительство здания Пулковской астрономической обсерватории. Она была оснащена современной для того времени аппаратурой. Обсерваторию возглавил астроном В. Я. Струве, обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути. В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, механики, биологии и медицины. Физик Б. С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы, работавшие от гальваничсеких батарей. Академик В. В. Петров создал ряд оригинальных физических приборов и положил начало практическому применению электричества. П. Л. Шиллинг создал первый записывающий электромагнитный телеграф. Отец и сын Е. А. и М. Е. Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Химик Н. Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина — органического вещества, употреблявшегося для закрепления красок в текстильной промышленности. П. П. Аносов раскрыл утерянный в Средние века секрет изготовления булатной стали. Н. И. Пирогов впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические средства в военно-полевой хирургии. Профессор А. М. Филомафитский разработал методику использования микроскопа для исследования элементов крови и совместно с Н. И. Пироговым метод внутривенного наркоза. Складывание России как великой евразийской державы, ее геополитические интересы требовали активного исследования не только прилегающих к ней территорий, но и отдаленных районов земного шара. Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803—1806 гг. под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка. Позднее Ю. Ф. Лисянский, проделав путь от Гавайских островов до Аляски, собрал богатые географические и этнографические материалы об этих территориях. В 1819—1821 гг. во главе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым была осуществлена русская экспедиция, которая 16 января 1820 г. открыла Антарктиду. Ф. П. Литке изучал Северный Ледовитый океан и территорию Камчатки. Г. И. Невельской открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком, доказав, что Сахалин — остров, а не полуостров, как полагали ранее. О. Е. Коцебу исследовал западное побережье Северной Америки и Аляску. После этих экспедиций многие географические объекты на карте мира были названы русскими именами. Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. В начале XIX в. и особенно после Отечественной войны 1812 г. усилилось стремление познать русскую историю как важный элемент национальной культуры. При Московском университете было создано Общество истории и древностей российских. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы XII а. Археографическая комиссия развернула работу по сбору и публикации документов по русской истории. Начались первые археологические раскопки на территории России. В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Консервативно-монархическая концепция этого труда вызвала неоднозначный отклик общественности: одни (крепостники) превозносили автора, другие (будущие декабристы) порицали его. 19-летний А. С. Пушкин откликнулся дружеской и ироничной эпиграммой: «В его «Истории» изящность, простота Доказывают нам, без всякого пристрастья, Необходимость самовластья — И прелести кнута». Н. М. Карамзин своим трудом пробудил интерес многих писателей к отечественной истории. Под его влиянием были созданы «Исторические думы» К. Ф. Рылеева, трагедия «Борис Годунов» А. С. Пушкина, исторические романы И. И. Лажечникова и Н. В. Кукольника. Для следующих поколений историков (К. Д. Кавелин, Н. А. Полевой, Т. Н. Грановский, М. П. Погодин и др.) было характерно стремление по-новому осмыслить русскую историю, понять закономерности и специфику ее развития, связь и отличие от западно-европейской. При этом углублялось размежевание теоретико-философских позиций, исторические наблюдения использовались для обоснования своих политических взглядов и программы будущего устройства России. В конце 40-х годов начал свои исследования корифей русской исторической науки С. М. Соловьев. Его научная деятельность в основном протекала в 50—70-х годах XIX в. Он создал 29-томную «Историю России с древнейших времен» и множество других работ по разным проблемам отечественной истории. Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи с тем, что многие дворяне не умели ни строчки написать по-русски, не читали книги на родном языке. Существовали различные мнения о том, каким быть русскому языку. Часть ученых выступала за сохранение архаизмов, характерных для XVIII в. Некоторые выражали протест против низкопоклонства перед Западом и использования иностранных слов (преимущественно французских) в русском литературном языке. Большое значение для решения этой проблемы имели создание словесного отделения в Московском университете и деятельность Общества любителей российской словесности. Разработка основ русского литературного языка окончательно осуществилась в творчестве писателей Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и др. Публицист Н. И. Греч написал «Практическую русскую грамматику».
30. Культура России во второй половине XIX века. Наука и образование.
Становление капитализма в России поставило вопрос о развитии образования.Втягивание крестьян в рыночные отношения делало необходимым введение начального народного образования. В дореформенной России был крайне низкий уровень грамотности. По переписи 1871 г.в Петербурге неграмотными были 44%, в Москве — 55%, в губернских городах — 60—70%, в уездных — 70—80%, в деревне грамотность вообще была редким явлением. С возникновением и развитием земств появлялись земские школы, постепенно увеличивалось число городских школ, с 80-х годов стала расширяться сеть церковно-приходских школ; энтузиасты-просветители содержали воскресные школы для взрослых; существовали и правительственные («министерские») школы. Но все же к концу XIX в. лишь 1/4 населения была грамотной.
Промышленность, транспорт и торговля нуждались в специалистах с высшим и средним образованием. Основой среднего образования во второй половине XIX в. стала классическая гимназия (с образованием, ориентированным на изучение классической древности и в значительной мере оторванным от требований современной жизни). В конце XIX в. на территории великорусских губерний действовали 81 мужская и 64 женские гимназии. При Александре III. правительство стремилось затруднить допуск в гимназии выходцам из простого народа (циркуляр «о кухаркиных детях»). Наряду с гимназиями существовали реальные училища (реальное образование предполагало расширенное преподавание естественных наук и современных языков). В них учились только мальчики. Выпускники мужских гимназий и реальных училищ могли поступать в высшие учебные заведения.
Число студентов с 1862 г. до середины 90-х годов увеличилось втрое и составило 17 тыс. чел. В 1888 г.открытием Томского университета было положено начало высшему образованию в Сибири. Высшее техническое образование развиралось медленнее, чем требовала жизнь пореформенной России. Особое значение приобрели Петербургский электротехнический институт, открытый в 1868 г., и Томский технологический институт, открытый в 1900 г. После реформы 1861 г. было положено начало высшему женскому образованию. В 1878 г.в Петербурге начали действовать Бестужевские курсы. Русское музыкальное общество открыло в 1862 г. консерваторию в Петербурге, в 1866 г. — в Москве. В целом в пореформенной России наиболее быстрыми темпами развивалось начальное народное образование; развитие высшей школы шло гораздо медленнее: правительство понимало его необходимость, но недоверчиво относилось к университетам как к очагу неистребимой «крамолы».
Общий подъем после отмены крепостного права способствовал развитию русской науки.Большие успехи были достигнуты в математике: труды П. Л. Чебышева, А. М. Ляпунова, С. В. Ковалевской положили начало ряду важных направлений в математике и получили мировое признание. В физике большую роль сыграли исследования А. Г. Столетова в области фотоэлектрических явлений, изобретения в электротехнике П. Н. Яблочкова (дуговая лампа) и А. М. Лодыгина (лампа накаливания). Открытием мирового значения стало изобретение А. С. Поповым радиотелеграфа. А. Ф. Можайский стоял у истоков авиации. 60— 70-е годы XIX в. стали «золотым веком» русской химии: А. М. Бутлеров разработал теорию химического строения; Д. И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов. XIX век дал России замечательных ученых-естествоиспытателей: В. В. Докучаев доложил начало современному почвоведению и зональной агрономии; И. М. Сеченов стал основоположником русской школы физиологии; И. И. Мечников работал в области микробиологии, бактериологии, медицины, в 1908 г. он стал Нобелевским лауреатом.
Ко второй половине XIX в. с выявлением новых источников по истории России усложнились представления об историческом процессе. С. М. Соловьев написал 29-томную «Историю России с древнейших времен». Сравнивая историю развития России и других стран, он находил много общего; своеобразие пути России Соловьев видел в ее положении между Европой и Азией. Написанный на высоком профессиональном уровне, этот труд широко используется специалистами. Ученик Соловьева В. О. Ключевский проявлял большой интерес к социально-экономическим вопросам, стараясь проследить в своих работах процесс сложения крепостнических отношений на Руси. Его «Курс русской истории» до сих пор имеет широкую читательскую аудиторию. В области всеобщей истории работали М. М. Ковалевский, изучавший европейскую крестьянскую общину; китаевед В. П. Васильев получил мировую известность, издав труд «Буддизм и его догматы, история и литература»; С. Ф. Ольденбург проводил исследования в области религии и культуры Индии.
Во второй половине XIX в. русская наука достигла значительных успехов; Москва и Петербург вошли в число мировых научных центров.
Русские географы сосредоточили свои усилия на исследовании глубинных территорий Азии. Начало этим экспедициям положил П. П. Семенов-Тян-Шанский. Возглавив Русское географическое общество, он стал инициатором издания «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». П. А. Кропоткин путешествовал по Северной Маньчжурии, Саянам, Витимскому плоскогорью; Н. М. Пржевальский исследовал Уссурийский край, труднодоступные районы Центральной Азии.
С именем А. И. Воейкова связано становление метеорологической службы в России. В заокеанских путешествиях русские ученые теперь не ограничивались описанием береговой линии и составлением карт, а изучали быт, культуру и обычаи местного населения. Это направление начал в XVIII в. С. П. Крашенинников; во второй половине XIX в. продолжил Н. Н. Миклухо-Маклай. Он побывал на Канарских островах, островах Тихого океана, Филиппинах, в Марокко, Индонезии. 16 месяцев он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, заслужив доверие и любовь местных жителей. В. Г. Богораз-Тан оказался на Колыме в ссылке. Здесь он занялся изучением быта, языка и фольклора народов Крайнего Севера. Став крупным ученым, много сделал для создания их письменности и просвещения.
К концу XIX в. завершалась эпоха географических открытий. Мировая географическая наука во многом опиралась на достижения русских ученых.