Раздел 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
При изучении раздела записать в конспект значение следующих понятий: социальные отношения, социальная структура общества, социальная группа, социальная общность, этническая общность, социальная стратификация, социальная мобильность, маргинал, социальное неравенство, социальный статус, социальная роль, социальное поведение, социальный контроль, самоконтроль, девиантное поведение, делинквентное поведение, социальные нормы, социальный конфликт, субъекты конфликта, причины и истоки социальных конфликтов, межнациональный конфликт, средний класс, раса, этнос, нация, род, племя, семья, брак, семейная политика, молодежь, молодежная субкультура, государственная молодежная политика, социальная организация, социальный институт, бюрократия.
Ответить на вопросы для закрепления терминов:
1. Соотнесите между собой понятия: «этнический состав населения», «титульная нация», «национальное большинство», «национальное меньшинство» и «диаспора».
2. Что такое «маргинализация», и какую опасность это явление представляет для общества?
3. Сравните между собой страты, сословия и классы.
4. Сопоставьте массу, публику и толпу как субъектов социального поведения.
5. Что такое «этноцентризм» и каковы его основные проявления?
Подготовить ответы на следующие проблемные вопросы:
1. В чем проявляются две современные тенденции развития межнациональных отношений и с какими видами национализма они связаны?
2. Докажите что «средний класс» является основой современного демократического общества во всех сферах его развития.
3. Сравните между собой большие, средние и малые социальные группы, приведите примеры по каждой из двух категорий?
4. Покажите суть, причины и виды социальной мобильности, охарактеризуйте разновидности общества по критерию социальной мобильности.
5. Соотнесите три степени бедности по уровню доходов и социальным возможностям относящихся к ним индивидов и семей?
6. Сравните между собой рациональные и эмоциональные конфликты по длительности, по характеру развития, по объему, по используемым средствам, по сферам общественной жизни.
7. Определите и дайте сопоставительную характеристику специфических и неспецифических функций семьи.
8. Что такое брак, каковы его виды, в чем заключаются связанные с ним ритуалы и обычаи.
9. Как брак регламентируется нормами права и регулируется нормами морали?
10. Чем отличаются ролевое ожидание и ролевое исполнение, как они соотносятся с ролевым набором, в каких случаях возникает проблема ролевого конфликта?
11. В чем заключаются причины и появления девиантного поведения?
12. Охарактеризуйте стадии и участников социального конфликта.
13. Приведите разнообразные классификации семей.
14. Когда зародились те или иные исторические формы этносов, и как они используются в современном обществе?
15. В чем заключается жизненный цикл семьи?
16. Каковы суть и формы формального и неформального социального контроля?
17. Назовите и охарактеризуйте основные типы социального поведения.
18. Проанализируйте основные концепции происхождения социального неравенства.
19. Дайте определение социального статуса и сопоставьте между собой его виды.
20. Каковы причины и последствия маргинализации личности, в чем опасность роста маргинальных слоев общества?
Решить следующие тестовые задания:
1. Исторические формы этноса – это:
А) общины;
Б) племена;
В) классы.
2. Модель поведения, направленная на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу – это:
А) социальная мобильность;
Б) социальное поведение;
В) социальная роль.
3. Авторитет распространяется на:
А) должность;
Б) личность;
В) профессию.
Раздел 5. ПОЛИТИКА.
При изучении раздела записать в конспект значение следующих понятий: политика, политические процессы, политическое сознание, политическая культура, политическая идеология, политика и мораль, политика и право, политическая система, власть, политическая власть, политический режим, ветви и уровни власти, демократия, государство, орган государства, функции государства, формы государства, избирательное право, выборы, избирательные системы, правовое государство, гражданское общество, политические партии, партийные системы, политическая социализация, политическое лидерство, политическая элита.
Ответить на вопросы для закрепления терминов:
1. Определите понятие «легитимации власти» и охарактеризуйте три ее основные типа.
2. Сопоставьте термины «механизм государства» и «орган государства», приведите классификацию органов государства.
3. Сравните категории активного и пассивного избирательного права.
4. Чем отличаются друг от друга и как взаимосвязаны формы прямой и представительной демократии?
5. Сопоставьте либерализм, неолиберализм, консерватизм, неоконсерватизм, социал-демократизм, коммунизм и клерикализм как виды политических идеологий.
Подготовить ответы на следующие проблемные вопросы:
1. Дайте определение политической системы общества и охарактеризуйте подсистемы (элементы) данной системы.
2. Обоснуйте, что государство является ведущим институтом политической системы общества.
3. Сравните между собой унитарные государства, федерации и конфедерации.
4. Докажите, что Россия является ассиметричной и самой сложной федерацией в мире, приведите данные о составе Российской Федерации.
5. Сопоставьте юридические свойства монархий и республик. Охарактеризуйте признаки каждой из разновидностей данных форм, приведите примеры стран, использующих ту или иную форму государственного правления.
6. Какие признаки президентской республики и какие признаки смешанной республики сочетаются в форме правления современной России?
7. Покажите общее и особенное в характеристиках тоталитарных и авторитарных политических режимов.
8. Как складываются отношения между современными демократическими государствами и гражданскими обществами?
9.Почему в США, в условиях многопартийности, принципиальный внешнеполитический курс государства остается неизменным.
10. Сравните между собой мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. При выборах каких органов власти современной России они применяются?
11. Сопоставьте различные типы партийных систем, какая из них применялась в Советском Союзе, а какая – в современной России?
12. Охарактеризуйте признаки и функции государства.
13. Сравните основные теории происхождения государства.
14. Какие основные цензы используются в современных избирательных системах?
15. Приведите различные классификации политических лидеров.
16. Каковы основные типы участия личности в политике?
17. Каковы основные принципы и процедуры организации демократических выборов?
18. В чем состоят суть, функции, структура и уровни политической культуры?
19. Что такое «чистые» типы политической культуры, и как они соотносятся в «гражданской политической культуре»?
20. Охарактеризуйте политические процессы в современной России.
Решить следующие тестовые задания:
1. Партия авангардного типа необходима для:
А) однопартийной системы;
Б) двухпартийной системы;
В) коалиционной многопартийной системы.
2. Мажоритарная избирательная система применяется в России при выборах:
А) Государственной Думы;
Б) Президента РФ;
В) президентов республик в составе РФ.
3. Верховная власть государства в пределах данной территории – это:
А) независимость;
Б) суверенитет;
В) публичность.
Раздел 6. ПРАВО.
При изучении раздела записать в конспект значение следующих понятий: право, правовая норма, система права, отрасли права, международное право, внутригосударственное право, международные организации, конституционный строй, основы конституционного строя Российской Федерации, система государственной власти РФ, права и свободы граждан, правонарушения, юридическая ответственность, основные отрасли российского права.
Ответить на вопросы для закрепления терминов:
1. Определите понятие «право» и охарактеризуйте его основные признаки.
2. Сопоставьте термины «объективное право» и «субъективное право», приведите ряд общих характеристик права.
3. Чем отличаются друг от друга правовые нормы от отдельных групп норм не являющихся правилами поведения?
4. Сопоставьте структурные элементы норм – правил поведения – гипотеза, диспозиция, санкция.
Подготовить ответы на следующие проблемные вопросы:
1. Дайте определение правовой норме, охарактеризуйте основные отрасли российского права.
2. Обоснуйте, что Президент Российской Федерации выступает в качестве высшего представителя государственной власти, высшего должностного лица государства.
3. Сравните между собой полномочия Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации.
4. Докажите, что Россия является смешанной республикой.
5. Сопоставьте стадии законодательного процесса в современной России и в советский период.
6. Какие признаки президентской республики и признаки смешанной республики сочетаются в форме правления современной России?
7. Какие органы составляют три ветви власти и как они взаимодействуют в правовом государстве?
8. Известно, что для формирования правового государства важно учитывать следующие принципы: основные права и свободы личности являются естественными, а не дарованными государством и принадлежат каждому от рождения; права человека регулируются только законом, никакой подзаконный акт не может их ограничить; перед законом все равны; основные права и свободы должны быть едины на всей территории страны; коллективные права граждан не должны противоречить правам личности; права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, в том числе во время войны или чрезвычайного положения. Проанализируйте каждый принцип и поясните механизм его действия на конкретных примерах. Можно ли говорить о существовании правового государства в России?
Решить следующие тестовые задания:
1. Право занимает особое место в системе социальных норм, поскольку соблюдение правовых норм:
А) поддерживается религиозной верой в неизбежность кары за грехи;
Б) обеспечивается авторитетом коллективного сознания;
В) обеспечивается силой государства.
2. Правовые нормы занимают особое место в системе социальных норм, поскольку:
А) их нарушение встречает общественное осуждение;
Б) их нарушение вызывает общественный протест;
В) они закрепляются в законах, издаваемых государством.
3. Укажите правильное сочетание.
Нормы права отличаются от норм морали следующими признаками:
A. Существуют в письменных источниках.
Б. Обеспечивается государством.
B. Регулятивное воздействие на общественные отношения осуществляется через особый механизм.
Г. Поддерживаются силой общественного воздействия.
1) АГ;
2) ВГ;
3) АБВ;
4) все перечисленное.
4. Нормы права отличаются от норм морали следующим признаком:
А) существуют в сознании людей;
Б) обеспечиваются государством;
В) поддерживаются силой общественного воздействия.
5. Право как социальный регулятор обладает следующим особенным признаком:
А) является воплощением идеала справедливости;
Б) характеризуется особым порядком разработки и принятия;
В) обеспечивается силой общественного мнения.
Примерные вопросы для подготовки к дифференцированному зачету.
1. Понятие общества. Общественные отношения.
2. Общество и природа.
3. Общество как целостная система. Сферы общества.
4. Деятельность как способ существования общества. Потребности человека.
5. Диалектика общественного развития. Эволюция и революция.
6. Прогресс и регресс в развитии общества. Понимание современного общественного прогресса.
7. Концепция глобализации человеческого общества.
8. Глобальные проблемы современности.
9. Типология общества.
10. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
11. Мировоззрение, его виды и формы.
12. Цель и смысл жизни человека.
13. Мышление и деятельность.
14. Труд и игра.
15. Общение.
16. Человек, индивид, личность.
17. Социализация личности.
18. Современный экологический кризис: происхождение, проявления, способы разрешения.
19. Понятие и уровни познания.
20. Виды знаний.
21. Проблемы истины.
22. Научное познание.
23. Понятие и функции культуры.
24. Виды культуры. Субкультуры и контркультуры.
25. Мораль как регулятор социального поведения.
26. Понятие и функции науки.
27. Классификации и тенденции развития современных научных направлений.
28. Понятие и структура религии.
29. Мировые и национальные религии.
30. Понятие и концепции искусства. Искусствознание и эстетика.
31. Взаимосвязь искусства и морали, искусства и религии.
32. Понятие, эволюция и черты современного образования.
33. Образовательные уровни и типы учебных заведений. Системы обучения.
34. Экономика и ее роль в жизни общества.
35. Экономические системы.
36. Понятие и экономическое содержание собственности.
37. Рынок как особый институт.
38. Финансы.
39. Экономические ресурсы и факторы производства.
40. Экономическая эффективность и специализация производства.
41. Предпринимательство.
42. Обмен, товар и деньги.
43. Основы рыночной модели экономики.
44. Цена, конкуренция, спрос и предложение.
45. Государственное регулирование экономики.
46. Государственный бюджет и налоги.
47. Потребление, доходы, зарплата.
48. Занятость и безработица.
49. Мировая экономика и международное разделение труда.
50. Социальная структура общества и социальные группы.
51. Социальная стратификация общества.
52. Роль среднего класса в современном обществе.
53. Социальные статусы и социальные роли.
54. Социальная мобильность.
55. Социальное поведение.
56. Социальные конфликты.
57. Этнические общности.
58. Межнациональные отношения.
59. Понятие, функция и типологии семьи.
60. Брак и развод.
61. Политические отношения и процессы
62. Понятие, структура и типы легитимации политической власти.
63. Понятие и структура политической системы.
64. Политические режимы.
65. Государство в политической системе общества.
66. Теории происхождения государства.
67. Суть и признаки государства.
68. Механизм государства.
69. Функции государства.
70. Формы государства.
71. Гражданское общество и правовое государство.
72. Выборы и избирательные системы.
73. Политические партии и партийные системы.
74. Личность в политике. Политические лидеры.
75. Политическая идеология.
76. Политическая культура.
77. Норма права - понятие и виды.
78. Основы конституционного строя Российской Федерации.
79. Основы международного права.
80. Права человека, гарантии прав и свобод.
[1] Издания, отмеченные значком *, имеются в фондах библиотеки РГУП. Издания, отмеченные значком ®, имеются в каталогах ЭБС – Znanium.com, IPR BOOKS, book.ru