Всероссийская олимпиада школьников 2010 – 2011
Школьный этап олимпиады
История 9 класс
Время выполнения работы 90 минут
А1.К началу XX века в Российской империи
а) существовало индустриальное общество;
б) шел процесс формирования индустриального общества;
в) не было даже предпосылок к переходу в индустриальное общество.
А2. Каковы особенности экономики России в начале XX века?
а) высокая степень машинизации производства;
б) многоукладность экономики;
в) отсутствие коллективных форм собственности.
А3. Какие два органа власти появились в Петрограде в ходе Февральской революции?
а) Учредительное собрание;
б) Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов;
в) Временное правительство;
г) Государственный совет.
А4. Организация рабочих, созданная Гапоном, носила название:
а) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»;
б) «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга»;
в) «Земля и воля»;
г) «Черный предел».
А5. Одной из характерных черт аграрного сектора в России в конце XIX – начале XX века являлось:
а) преобладание фермерских хозяйств;
б) полное исчезновение общины;
в) сохранение помещичьего землевладения;
г) активное внедрение агротехнических новшеств в крестьянских хозяйств.
А6. По сословной принадлежности участники событий декабря 1825 года были …
а) представителями духовенства;
б) дворянами:
в) крестьянами;
г) мещанами.
А7. В XIX в. «хождением в народ» называли …
а) сбор подписей под «покорнейшими прошениями», адресованными царю;
б) пропагандистскую деятельность революционных народников в деревне;
в) организацию социал-демократами нелегальных кружков рабочих;
г) проведение всероссийской переписи населения.
А8. В начале XX века формой правления в Российской империи была:
а) конституционная монархия;
б) демократия;
в) абсолютная монархия.
А9. Когда начал проводить реформы П. А. Столыпин?
а) в 1906 г.;
б) в 1907 г.;
в) в 1908 г..
А10. Какие изменения внесла в жизнь России Декларация Временного правительства, принятая 3 марта 1917 года?
а) ввела гражданские права и свободы;
б) обеспечила крестьян землёй;
в) вывела Россию из Первой мировой войны.
В1. Что или кто является лишним в ряду? Объясните.
а) П.А. Столыпин, С.Ю. Витте, М.М. Сперанский, М.П. Лорис-Меликов, Н.М. Карамзин;
б)М.А. Бакунин, П.А. Лавров, П.Н. Ткачев, М.Н. Катков.
В2. Назовите имена императоров, которые получили от современников следующие почетные титулы: «Освободитель» и «Миротворец».
В3. Многие понятия и термины исторической науки имеют латинские и греческие корни. Перед вам буквальный перевод их на русский язык. Назовите соответствующий русскому переводу термин:
а) преобразование и изменение;
б) продаю один.
В4. По какому принципу подобраны нижеприведенные слова?
Капитализация, отруб, переселение, хутор.
С1. Прочтите строки из воспоминаний В.В. Шульгина и напишите фамилию человека, о котором идет речь «Царской семье он обернул свое лицо «старца», глядя в которое, царица кажется, что дух Божий почивает на святом человеке. А России он повернул развратную рожу, пьяную…рожу лешего – сатира из Тобольской тайги. Это_______________________________________________.
С2. Прочтите высказывание, приписываемое одному из российских императоров, и напишите его имя.
« Военные поселения будут во чтобы то ни стало, хотя бы пришлось уложить дорогу трупами от Петербурга до Чугуева».
С3. Дайте определение следующим понятиям:
меценатство, двоевластие, революция.
Всероссийская олимпиада школьников 2010 – 2011
Школьный этап олимпиады
История 10 класс
Время выполнения 90 минут
ЧАСТЬ 1.
А 1. В каком году было свергнуто ордынское иго?
1) 1462 г. 2) 1480 г. 3) 1497 г. 4) 1505 г.
А 2. П.А. Румянцев и Г.А. Потёмкин - это деятели эпохи
1) ПетраI 3) Екатерины II
2) Анны Иоанновны 4) Павла I
А 3. Что из названного было следствием принятия Соборного уложения царя Алексея Михайловича?
1) прекращение созыва Земских соборов
2) прекращение выпуска медных денег
3) окончательное оформление крепостного права
4) создание условий для активного развития торговли
А 4. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите, кто был противником русских князей в описываемом походе.
«В год 1111 вложил Бог Владимиру мысль в сердце понудить брата его Святополка пойти на язычников весною. <...> И поднялись со своих мест Владимир и Святополк, и попрощались, и пошли на язычников Святополк с сыном своим, и Владимир с сыновьями, и Давыд Святославич с сыном. <...> И пришли к Дону во вторник. И оделись в броню, и построили полки, и пошли к городу Шаруканю».
1) печенеги 3) половцы
2) хазары 4) монголо-татары
А 5. Во время Куликовской битвы русским войскам противостояли войска
1) Чингисхана 2) Тохтамыша 3) Батыя 4) Мамая
ЧАСТЬ 2.
В 1. Расположите имена русских царей в хронологическом порядке их правления. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) Борис Годунов Б) Василий Шуйский В) Лжедмитрий I Г) Михаил Романов
В2. Соотнесите должности новгородской администрации с их функциональными обязанностями:
А) посадник 1) занимался вопросами торговли и торгового суда,
возглавлял народное ополчение,
Б) тысяцкий 2) руководил деятельностью всех должностных лиц,
вече, боярским советом, совместно с другим
высокопоставленным лицом ведал управлением и
судом, командовал войском, председательствовал
во внешних сношениях,
В) архиепископ 3) главнокомандующий; военную и судебную
деятельность разделял с другим
высокопоставленным лицом; ему запрещалось
приобретать землю в Новгороде, вершить суд за
пределами города, издавать законы, объявлять
войну и заключать мир,
Г) князь 4) хранил государственную казну, контролировал
торговые меры и весы.
А | Б | В | Г |
С3.Определите: а) название документа, б) время его появления, в) правителя, во время правления которого документ появился на свет.
« Если убьёт свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры (племянники); если кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого; если убитый будет русин, или гридин, или купчина, или ябедник, или мечник, если он изгой будет, или словенин, то уплатить за него 40 гривен».
В 4. Название славянских племен дано чаще всего по географическим признакам. Определите происхождение названий следующих племен.
1) Древляне; 2) полочане; 3) бужане; 4) вятичи.
В 5. Соотнесите события и исторических деятелей:
А) Михаил Тверской 1) захват Москвы,
Б) Мамай 2) основание династии московских князей,
В) Дмитрий Донской 3) гибель в Орде,
Г) Даниил 4) поединок перед Куликовской битвой,
Д) Иван Калита 5) право сбора дани на Руси,
Е) Сергий Радонежский 6) победа на Куликовом поле,
Ж) Тохтамыш 7) поражение на Куликовом поле,
З) Остей 8) благословение Дмитрия на борьбу с Ордой
И) Пересвет 9) оборона Москвы от Тохтамыша.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И |
В 6. Соотнесите описания официальных российских флагов и их названия.
1. Бело-сине-красный флаг с двуглавым орлом в середине.
2. Бело-сине-красный флаг.
3. Синие полосы крестом на белом фоне.
4. На желтом поле коричневый орел.
5. Коричнево-желто-белый.
А. Императорский дворцовый штандарт.
Б. Национальный и торгового флота.
В. Государственных гербовых цветов 1858—1917 гг.
Г. Андреевский военно-морской.
Д. Флаг царя Московского 1693 г.
В 7. Прочитайте утверждения. Если вы согласны с утверждением, то рядом с соответствующей цифрой напишите «да», если не согласны — «нет».
1) Церковь Вознесения в Коломенском выстроен л в шатровом стиле.
2) Архитекторы Барма и Постник построили колокольню «Иван Великий».
3) Для Дионисия были характерны спокойные тона красок и тщательная прорисовка мелких деталей.
4) «Меркантилизм» означает «активный экспорт товаров».
5) Г.Р. Державин при Екатерине II был одним из руководителей внешней политики России.
6) По утверждению Н.В. Гоголя, сюжет «Ревизора» был подсказан ему А.С. Пушкиным.
7) Северная война оказалась самой длительной войной в истории России.
8) В ходе правления Ивана IV Грозного был период, названный историками «второй опричниной».
9) Павел I приказал разработать программу освобождения крестьян от крепостной зависимости.
10)В годы правления Петра I значительно увеличилось население России.