Тема 28. Государство и право Китая и Японии в новое время
Студент должен знать:
- государственный строй в период правления «тайпинов»;
- социальное устройство Китая;
- основные черты китайского права;
- государственный строй Японии до середины 60-х гг. XIX в.;
- Тэнноизм и буржуазные реформы 70-80 гг. XIX в.;
- законодательство Японии конца XIX в.
Студент должен уметь:
- обосновывать свою точку зрения по государственной, правовой системе Китая и Японии в новое время;
- оперировать такими понятиями и категориями, как: тайпин, тэнноизм;
- выявлять закономерности развития основных институтов и отраслей права Китая и
Японии в новое время;
- толковать и комментировать Конституцию Японии 1889 г.
Китайская империя в XIX в. Государственный строй в период правления «тайпинов».
«Сто дней реформ». Социальное устройство Китая. Основные черты китайского права.
Государственный строй Японии до середины 60-х гг. XIX в. Буржуазная революция 1868 г. Восстановление императорской власти. Тэнноизм. Буржуазные реформы 70-80 гг. XIX в. Законодательство конца XIX в. Особенности политического режима и образование политических партий в Японии. Конституция 1889 г. Судебная система.
Раздел VIII. Государство и право азиатских стран в новейшее время
Тема 29. Государство и право стран Японии и Китая в новейшее время
Студент должен знать:
- развитие государственно-правовых институтов в Японии в новейшее время; - послевоенное развитие Японии; - основные черты японского права;
- развитие государственно-правовых институтов в Китае в новейшее время;
- развитие Китая в период «большого скачка» и «культурной революции» 1958-1976 гг.;
Студент должен уметь:
- обосновывать свою точку зрения по государственной, правовой системе в Японии, Китае в новейшее время;
- оперировать такими понятиями и категориями, как: «дзайбацу», «большой скачек», «культурная революция», декартелизация, денацификация;
- толковать и комментировать Потсдамскую декларацию 1945 г., Конституцию Японии 1947 г., Конституцию КНР 1954 г.
Государство и право в Японии в новейшее время. Правление «дзайбацу» в Японии. Установление фашистской диктатуры. Государственный строй в 40-х гг. XX века. Потсдамская декларация 1945 г. Япония в условиях оккупационного режима. Декартелизация и денацификация. Конституция Японии 1947 г. Политика «обратного курса». Сан-францисский мирный договор 1951 г. Послевоенное развитие Японии. Основные черты японского права.
Государство и право Китая в новейшее время. Синьхайская революция 1911г. Падение монархии. Государственный строй гоминьдановского Китая. Образование КНР. Временные конституционные законы 1949 года. Конституция КНР 1954 г. Развитие Китая в период «большого скачка» и «культурной революции» 1958-1976 гг. Китайское государство
в период строительства рыночной экономики. Экономические и политические реформы 80-90 годов. Развитие китайского права.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Основой успешного усвоения курса является систематическая работа. Необходимо заслушивать и конспектировать лекции и активно работать на семинарских (практических) занятиях. Именно семинарские (практические) занятия по курсу «История государства и права зарубежных стран» представляют собой важнейшую форму работы студентов юридического факультета. Их значимость определяется следующими обстоятельствами:
Во-первых, характерной чертой семинарских (практических) занятий по курсу «История государства и права зарубежных стран» является изучение непосредственно памятников зарубежного права, т.е. законодательства, ушедшего в прошлое. Впервые студенту юридического факультета предоставляется возможность учиться общению с законом.
Во-вторых, на семинарских (практических) занятиях студент вооружен первоисточником и, поэтому, анализируя закон, учится делать самостоятельные выводы.
В-третьих, семинарские (практические) занятия по курсу «История государства и права зарубежных стран» учат студента таким необходимым профессиональным навыкам, как умение дискутировать, спорить, доказательно излагать свои мысли, внимательно подходить
к доводам и аргументам своих оппонентов, прослеживать причинно-следственные связи между историческими событиями и памятниками права.
В-четвертых, семинарские (практические) занятия становятся основой, на которой будущий юрист начинает формировать и оттачивать свое красноречие, умение правильно и профессионально, грамотно, доказательно говорить.
И, наконец, семинарские (практические) занятия дают студенту углубленное знание предмета, позволяющее ему использовать их при изучении отраслей права.
Круг тем и вопросов, которые разбираются на семинарских (практических) занятиях, определяются планами семинарских (практических) занятий.
Для семинарских (практических) занятий избраны памятники права, наиболее важные и характерные для той или иной эпохи, так как они создают основу юридических познаний студента-первокурсника, сразу давая возможность разобраться в основных институтах гражданского, уголовного, процессуального и других отраслей права. На последующих семинарах студент должен сравнивать очередные памятники права с последующими, тем самым прослеживать развитие законодательства и правовых институтов.
Поскольку главным объектом изучения на семинаре является закон, планы семинарских (практических) занятий содержат указания статей, которые предлагаются для анализа при раскрытии того или иного вопроса семинарского занятия. Кроме того, план каждого семинарского (практического) занятия сопровождается указанием на необходимую литературу и источники. По каждой теме семинарского (практического) занятия предусмотрены реферативные сообщения (доклады) студентов, темы которых указываются в планах семинарских занятий.
Семинарские (практические) занятия проводятся в форме беседы, когда вся группа готовится по предложенным вопросам и участвует в обсуждении в равной мере. Поэтому
изучаемый памятник права должен быть всегда на столах участников семинара. Уточнения, дополнения, комментарии, аргументированное опровержение сказанного выступающим – вот перечень возможностей проявить свои знания и свое понимание обсуждаемого вопроса каждым участником семинара. Ссылка на статьи обсуждаемого закона является обязательной.
На семинарских (практических) занятиях заслушиваются реферативные сообщения (доклады), сопровождающиеся рецензированием и обсуждением. Изучение каждой темы семинарских (практических) занятий завершается проведением контрольной работы по данной теме, тестами, алгоритмами, либо работой с понятийным аппаратом.
При изучении учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» преподаватель может использовать интерактивные методы обучения, такие как: мозговой штурм, сократов метод, вопрос-вопрос, направленная дискуссия, творческие задания, работа
в малых группах, ролевые, деловые игры, позитивное комментирование и др. Интерактивные методы позволяют повысить процент усвоения учебного материала, добиться обратной информационной связи между студентами и преподавателем, а также заинтересовать и включить в работу малоактивных студентов.
Успешное изучение учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» предполагает не только освоение лекционного материала и закрепление его на семинарских (практических) занятиях, но и самостоятельную работу, умение применять системный и сравнительный методы исследования предмета, ясно выражать свои мысли в устной и письменной формах.
Темы семинарских занятий
Тема 1: Законы Хаммурапи