Обучающие и контролирующие компьютерные пограммы
Информационно-коммуникационные технологии в сочетании с интерактивными и активными методиками преподавания, направленны на улучшение учебного процесса. Они изменяют фундаментальную основу, требуя иного подхода к образовательному процессу.
Современное обучение студентов в юридических вузах предполагает освоение ими нескольких уровней, к которым относятся как лекционные, так и практические занятия. На лекционных занятиях, студенты овладевают необходимым объемом знаний, благодаря передачи информации от преподавателя к студенту. Практические занятия помогают студентам более глубоко уяснить теоретический лекционный курс, овладеть основными юридическими понятиями и категориями, выработать навыки правильного изложения теоретического материала, умение правильно задавать и грамотно, четко отвечать на вопросы, применять свои теоретические знания для решения практических задач.
Передача знаний, выработка умений и навыков у студентов при изучении источников права будет гораздо эффективней, если преподаватель сможет использовать программные средства современных информационных технологий. Так как одним из способов достижения высокого уровня и качества как лекционных, так и практических занятий является применение для подготовки и проведения рассматриваемых занятий программных средств информационных технологий.
Содержание многих юридических дисциплин меняется достаточно динамично. Это обуславливается процессом регулярного изменения действующего законодательства. В связи
с этим рассматриваемый дидактический материал как на лекционных, так и на практических занятиях должен постоянно обновляться. Причем форма подачи научного материала должна быть современной, с использованием не только интерактивных методик преподавания, но и применяя мультимедийную установку.
Мультимедийная установка позволяет достаточно удачно использовать приложения к Microsoft Office – программы MS Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word.
Затрачивая минимальное количество времени, в достаточно короткие сроки можно составить слайды с тезисами выступлений, схемы, таблицы, алгоритмы, а также обеспечить их необходимыми иллюстрациями. MS Power Point предлагает широкие возможности по оформлению презентации, с использованием не только текста научного материала, но и изображение различных диаграмм, кино-фото-аудио документов, таблиц.
Выступление лектора на лекциях, дополняется показом слайдов с тезисами выступлений, схемами, диаграммами, таблицами, алгоритмами, кино-фото-аудио документами, что позволяет студентам синхронизировать вербальное и визуальное восприятие лекционного материала. Подобное сопровождение научного материала демонстрацией, позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Практические занятия проводятся в форме беседы, когда вся группа готовится по предложенным вопросам и участвует в обсуждении в равной мере. Уточнения, дополнения, комментарии, аргументированное опровержение сказанного выступающим – вот перечень возможностей проявить свои знания и свое понимание обсуждаемого вопроса каждым участником семинара. Именно на практических занятиях отрабатываются и проверяются, полученные на лекциях знания, после чего они превращаются в умения и навыки, которые студенты могут применить уже в будущей практической работе. Придать более живой характер практическим занятиям помогает применение слайдов, приготовленных не только с помощью MS Power Point, но и с помощью Microsoft Word, Microsoft Excel.
С помощью программы Microsoft Word можно разместить условия задачи или задания. При этом преподаватель на пересказывает содержимое задания, а это сохраняет время занятия. Так, примером может служить практическое занятие проводимое по дисциплине «История государства и права зарубежных стран», где преподаватель просит сравнить конституционные права гражданина во Франции в период буржуазной революции в соответствии с конституционным законодательством Франции и конституционные права граждан США в соответствии с конституционным законодательством США XVIII века, а на экране студентам предлагается план статей различных источников права. (Декларация независимости 1776 года, Статьи конфедерации, Конституция США 1787 года, Билль о правах, Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Конституция Франции 1791 г., Конституция Франции 1795 г., Конституция Второй республики 1848 г.)
Конституционные права гражданина во | Конституционные права граждан | |
Франции в период буржуазной революции в | США в соответствии с | |
соответствии с конституционным | конституционным | |
законодательством | законодательством США XVIII | |
века. | ||
1. "Естественные и неотчуждаемые права: " (ДП) | 1. | "неотъемлемые права" (ДН) |
а) свобода ст.1, 2, 4. | ДН: абзац: 2, 3. | |
б) собственность ст. 2, 17. | 2. | принцип недопустимости |
в) безопасность ст. 2. | ограничения прав граждан (К США) | |
г) сопротивление угнетению ст. 2. | К США: ст.I, раздел 10; ст.IV, | |
2. Имущественные права (ДП) | раздел 2. | |
а) равномерное распределение общих взносов | 3. | права и свободы: |
ст. 13. | а) личные права ( БоП ) | |
б) взимание взносов с согласия самих граждан | БоП: Поправка IV. |
или через их представителей ст. 14. | б) свободы ( БоП ) |
3. Личные права: | БоП: Поправка I; Поправка II; |
а) свобода передвижений (К 1791) Раздел 1. | Поправка V. |
б) свобода собраний (К 1791) Раздел 1. | в) процессуальные права ( БоП ) |
в) свобода вероисповедания (К 1791) Раздел 1. | БоП: Поправка V; Поправка VI; |
г) право выбора служителей культа (К 1791) | Поправка VII; Поправка VIII. |
Раздел 1. | г) имущественные права ( БоП ) |
д) право на труд (К 1848) ст. 13, Гл. 2. | БоП: Поправка IV. |
е) право граждан занимать государственные | |
должности (ДП) ст. 6. |
С помощью Microsoft Excel, преподаватель на дисциплине «История государства и | ||||
права зарубежных стран», представляя систематизированное изображение источников | ||||
Римского права в классический период позволяет студентам вспомнить не только виды | ||||
источников, но и их особенности, изученные на лекционном занятии. | ||||
Источники Римского права в классический период (середина 3 в. До н.э. - конец 3 в. н.э.) | ||||
Законы XII таблиц | Эдикты преторов | Эдикты преторов | Сенатус-консульты | |
официально отменены | Их положения не | перегринов | их значение | |
в 6в. н.э. в ходе | имели силу закона, но | Регулировали | возврастало при | |
законодательных | были обязательными, | власти императоров | ||
Законодательства императоров (конституции) | ||||
императора | преторской властью | Декреты | закона | |
Эдикты | Рескрипты | Мандаты | ||
общие положения, | ответы императора | Решения императоров | Инструкции | |
обязательные только | отдельным лицам или | в судебных делах; | правителям | |
при жизни настоящего | магистратам | на их основе | провинций, | |
императора | сложилась | применяемые также и | ||
(основанные на власти | самостоятельная | к перегринам, не | ||
"империум") | императорская | исключали норм | ||
Со 2 в. н.э. начинают | юриспруденция | гражданского и | ||
соблюдаться и его | праву, стабильное, | м | ||
преемниками. | ||||
существовало | ||||
параллельно | ||||
Отдельно необходимо сказать о выработке у студентов юридических вузов навыков | ||||
работы с справочно-правовыми системами «Консультант Плюс», «Кодекс», «Гарант». Так | ||||
как юридическая профессия требует умения от будущих юристов не только находить | ||||
необходимую нормативно-правовую базу, судебную практику, но и грамотно применять ее, | ||||
поэтому преподаватель должен помочь выработать подобный навык у студентов при работе | ||||
с источниками права. |
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Успешное изучение учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» предполагает не только освоение лекционного материала и закрепление его на семинарских (практических) занятиях, но и самостоятельную работу, умение применять системный и сравнительный методы исследования предмета, ясно выражать свои мысли в устной и письменной формах.
Самостоятельная работа включает в себя:
- изучение источников права, основной и дополнительной литературы, указанной в методических рекомендациях по различным темам курса;
- конспектирование различных работ при подготовке к семинарским занятиям по темам учебного курса;
- анализ периодической печати по проблемам государственно-правовых явлений общественной жизни в различные периоды истории;
- поиск в энциклопедической литературе понятий;
- подбор и анализ научного материала при подготовке реферативных сообщений (докладов) на практические занятия;
- чтение и обработка (алгоритмизация) конспекта лекций;
- составление кроссвордов по понятийному аппарату;
- подготовка к деловым играм;
- предварительное ознакомление с программой курса перед лекцией;
- изучение вопросов практического занятия в соответствии с его темой;
- ознакомление с текстами первоисточников при подготовке к занятию;
- работа с дополнительной и справочной литературой по отдельным темам учебной дисциплины;
- решение казусов, предложенных преподавателем, при подготовке к практическому занятию;
- подготовка рефератов, сообщений для выступлений на практических занятиях;
- подготовка докладов на студенческих научных кружках и тематических конференциях;
- решение тестов. Тесты выполняются письменно и сдаются студентами для проверки преподавателем. Тестовый способ оценки включает в себя следующие критерии:
- из 10 вопросов – все правильные (отлично);
- 1 неправильный (хорошо);
- 2-3 неправильных (удовлетворительно);
- 4 и более неправильных (неудовлетворительно).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В конце каждого практического занятия студентам предложены виды самостоятельной работы (например: вопросы для самоконтроля по определенной теме, тесты, деловая игра и т.д.), рекомендуемая литература для самостоятельной работы. Кроме того, при написании курсовых и контрольных работ предложен необходимый перечень методических рекомендаций по самостоятельной работе студентов к каждой контрольной работе и при разработке курсовых работ. О них подробнее.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Применяется балльно-рейтинговая система оценки учебной работы студентов. Являясь комплексной оценкой в баллах качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ высшего профессионального образования, балльно-рейтинговая система выполняет функции инструмента управления образовательным процессом, обеспечивающим мотивацию студентов к систематической учебной работе в течение семестра и распределение студентов в рейтинге по результатам накопленной оценки их персональных достижений в учебной и научной деятельности.
Балльно-рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов повышает качество учебного процесса в ВУЗе благодаря объективности оценки результатов обучения студентов путем выставления оценок в баллах с более широким диапазоном; а также путем стимулирования студентов к систематическому выполнению всех видов учебной работы не только аудиторной, но и самостоятельной, к участию в научно-исследовательской и общественной работе.
Однако реализация ее была бы невозможна, если бы не применялись информационно-коммуникационные технологии. Так как балльно-рейтинговая система предполагает постоянную оценку учебной работы студента при усвоении им модулей, которые являются минимальной единицей освоения учебного материала в течение учебного семестра в баллах или процентах, то осуществление модульного контроля освоения студентом учебного материала и достижения практических умений и навыков необходимо проводить путем применения информационно-коммуникационных технологий. Так, текущая аттестация студента, как оценка результатов работы студента в течение семестра проводится в виде таблицы с использованием приложения к Microsoft Office программы Microsoft Excel.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1.Чистякова О.И. История государства и права зарубежных стран. Учебник для бакалавров. М., 2012.
2.Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран. Учебник. М., 2011.
Дополнительная литература.
1. Абдурахманова И.В. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. М., 2004.
2. Абрасимов П. Германия: вчера, сегодня, завтра // Диалог. 1997. № 9.
3. Авдиев В.И. История Древнего Востока. Л., 1948.
4. Античная история / Под ред. В.Д. Блаватского. М., 1985.
5. Арти Д. Александер. Fashion India: энциклопедия: история, традиции, костюмы, косметика и ароматы, секреты красоты. М., 2009.
6. Аристотель. Афинская полития. Государственное устройство афинян / под ред Радцига. М., 2007
7. Бадак А.Н., Волчек Н.М., Войнич И.Е. Древний Восток. Индия. Китай. Страны Юго-Восточной Азии. Минск, 1998.
8. Бадак А.Н., Волчек Н.М., Войнич И.Е. Древний Рим. Минск, 1998.
9. Барг М.А. Народные низы в английской революции XVII века. М., 1967.
10. Барг М.А., Черняк Е.Б. Великие социальные революции XVII – XVIII веков. М., 1990.
11. Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения. М., 1989.
12. Батыр К.И. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. // Советское государство и право. 1980. № 2.
13. Батыр К.И. История государства и права Франции периода буржуазной революции 1789-1793 годов. М., 1984.
14. Бельсон Я.М., Ливанцев Н.Е. История государства и права США. Л., 1982.
15. Беляева Г.П. Государство и право Англии и Франции. Л., 1967.
16. Беляева Г.П. История государства и права зарубежных стран. Государство и право Англии и Франции. Л., 1967.
17. Бланк А.С. Из истории раннего фашизма в Германии. Организация. Идеология. Методы. М., 1978.
18. Блуменау С.Ф. Просвещение и проблема истоков Французской революции: современное видение // Вопросы истории. 2003. № 9.
19. Боботов С.В. Наполеон Бонапарт – реформатор-законодатель. М., 1998.
20. Боботов С.В. Правосудие во Франции. М., 1994.
21. Богдановская И.Ю. Закон в английском праве. М., 1987.
22. Бокщанин А.А. История Китая: древность, средневековье, новое время. М., 2010
23. Бонгард-Левин Г.М. Индия в древности. М., 1985.
24. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.
25. Валянский С.И., Калюжный Д.В. Путь на Восток или без вести пропавшие во времени. М., 1998.
26. История государства и права зарубежных стран в 2 т. под ред. Н. А. Крашенинникова, О.А. Жидкова. М., Т. 1: Древний мир и Средние века. М., 2010.
27. История государства и права зарубежных стран в 2 т. под ред. Н. А. Крашенинникова. М., Т. 2. Современная эпоха. 2010.
28. История государства и права зарубежных стран. Учебник./Под ред. О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова, О.А. Лысенко. М., 2009
29. Васильев Л.С. История Востока. М., 2003.
30. Васильев Л.С. Что такое азиатский способ производства? // Народы Азии и Африки. 1988.
№ 3.
31. Ватлин А.Ю. Германия в XX веке. М., 2002.
32. Вануайек В. Великие загадки Древнего Египта. М., 2011.
33. Вигасин А.А., Самозванцев А.М. Артхашастра: проблемы социальной культуры и права. М., 1984.
34. Вигасин А.А., Самозванцев А.М. Дхармашастра. М., 1998.
35. Всеобщая история государства и права. Учебник. / Под ред. К.И. Батыра. М., 2000.
36. Всеобщая история государства и права. Учебник. Т.1. / Под ред. О.А. Омельченко. М.,
2006.
37. Галанза П.Н. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. М.,
1980.
38. Галанза П.Н. Феодальное государство и право Франции. М., 1963.
39. Гельцер М.Я. Тамкар и его роль в Передней Азии // Вестник древней истории. 1964. № 2.
40. Гинцберг Л.И. Тень фашистской свастики. Как Гитлер пришел к власти. М., 1967.
41. Глазырин Г.В. Древнейшие государства Восточной Европы: Пространство и время в средневековых текстах. М., 2010.
42. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов. М., 2001.
43. Грималь П. Цивилизация Древнего Рима. М., 2008.
44. Громаков Б.С. Очерки по истории антидемократического законодательства США. М.,
1958.
45. Громаков Б.С., Лисневский Э.В. История государства и права США (1870-1917). Ростов,
1973.
46. Дандамаев М.А. Рабство в Вавилоне VII – IV в.в. до н.э. М., 1974.
47. Дандамаев М. А. Месопотамия и Иран в VII-IV вв. до н.э. СПБ., 2009.
48. Дмитриевский Н.П. Законодательство английской революции 1640-1660 гг. М.-Л., 1964.
49. Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1996.
50. Долгое Средневековье. Сборник статей. / под ред. А. К. Гладков, П. Ю. Уваров. М., 2011.
51. Драбкин Л.В. Становление Веймарской республики. М., 1978.
52. Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии, Хеттского царства // Вестник древней истории. 1952. № 3.
53. Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. Шумер. М.,
1959.
54. Древний Египет. Энциклопедия. / Под ред. Хелен Штрудвик. М., 2007.
55. Егоров А.А. Министр наполеоновской Франции Фуше // Новая и новейшая история. 1990.
№ 4-5.
56. Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Проблема рождения и формирования принципата. Л.,
1985.
57. Елистратова В.В. К вопросу об объединении современной Германии // Право и политика. 2005. № 5.
58. Еремин В.Н. История правовой системы Японии. М., 2010.
59. Забалоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. М., 1989.
60. Иващенков Г.А. Индия: вкратце обо всем. М., 2009.
61. Игнатенко А.В. Древний Рим: от военной демократии к военной диктатуре. Свердловск,
1988.
62. Игнатенко А.В. Политическая роль армии в Риме в период республики. Свердловск, 1973.
63. Избранные конституции зарубежных стран. Учебное пособие. Отв. ред. Б.А. Страшун.
М., 2011.
64. История английской революции / Под ред. М.А. Барга, А.Л. Ястребицкой. М., 1991.
65. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Ч.1. / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М., 2004.
66. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Ч.2. / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М., 2004.
67. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1988.
68. История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1994.
69. История Древнего Рима: учебное пособие / под ред. В.И. Кузищина. М., 2010.
70. История государства и права зарубежных стран. Учебник. / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинникова, О.А. Лысенко. М., 2009.
68. История государства и права зарубежных стран. Учебник. / Под ред. М.Н. Прудникова.
М., 2008.
69. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. / Под ред. Д.С. Тэпса.
С-Пб., 2008.
70. История Древней Греции. Учебник. / Под ред. В.И. Кузищина, Т.Б. Гвоздева, В.М. Строгецкого, А.В. Стрелкова. М., 2009.
71. Истрия и культура Древней Греции. Энциклопедический словарь. / Под ред. И.Е. Сурикова. М., 2009.
72. История западной культуры: античность, Средние века, Возрождение. Учебное пособие / Под ред. З.А. Мигранян. М., 2008.
73. История Древнего Востока. Учебное пособие. / Под ред. В.И. Кузищина, С. Кучера. М.,
2010.
74. История и культура Древнего Востока: энциклопедический словарь / Под ред. К.Д. Никольской, И.С. Клочкова, О.В. Томашевича, Г.А. Ткаченко. М., 2008.
75. История стран Европы и Америки в Новейшее время. Учебник. / Под ред. М.В. Понамарева. М., 2010.
76. История Европы. Европа Нового времени (17-18 вв.) / Под ред. Ю.А. Борко, М.В. Каргалова, Ю.М. Юмашева. Т. 4. М., 1994.
77. История субъективности: Средневековая Европа. Сборник статей. / под ред. Ю.П. Зарецкого. М., 2009.
78. Источники по истории государства и права / Под ред. З.М. Черниловского. М., 1981.
79. Кальянов В.И. Артхашастра. М.-Л., 1959.
80. Кареев Н.И. Учебная книга древней истории. М., 1997.
81. Касты в Индии / Под ред. Г.Г. Котовского. М., 1965.
82. Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность. М., 1986.
83. Крамер С.Н. Шумеры: первая цивилизация на Земле. М., 2009.
84. Ковалёв С.И. История античного общества. Элленизм. Рим. Л., 1956.
85. Колесницкий Н.Ф. Священная римская империя: притязания и действительность. М.,
1977.
86. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М., 1984.
87. Кофанов Л.Л. Обязательнное право в архаическом Риме. М., 1994.
88. Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1991.
89. Крашенинникова Н.А. История права Востока. М., 1994.
90. Кудрявцев М.К. Кастовая система в Индии. М., 1992.
91. Кудинов О.А. Комментарии к источникам римского права. М., 2010.
92. Кузищин В.И. Античное классическое рабство. М., 1990.
93. Кузнецов Д.В. Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки. В 2 кн. (XVIIв-1918г.) М., 2010.
94. Лавровский В.М., Барг М.А. Английская буржуазная революция. М., 1958.
95. Лузин В.В. Президентская модель разделения властей (на примере США) // Государство
и право. 1999. № 3.
96. Мегкиков Л.И. Цивилизации и великие исторические реки: географическая теория развития современных обществ. М., 1996.
97. Мещеряков А.Н., Грачев М.В. История древней Японии. М., 2010.
98. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: политико-правовой комментарий. М.,
1985.
99. Моммзен Теодор. История Рима. М., 2010
100. Наринский М. Развитие ФРГ в 80-90-х гг. // История. 2003. № 23.
101. Непомнящий Н.Н. Сто великих тайн Востока. М., 2008.
102. Нефедов, С. А. Факторный анализ исторического процесса. История Востока. М.,
2008.
103. Нерсесянц В.С. История буржуазного конституционализма XVII-XVIII вв. М., 1983.
104. Никифоров Б.С., Решетников Ф.М. Современное американское уголовное право. М.,
1990.
105. Овчинникова А.С. Крах Веймарской республики в буржуазной историографии ФРГ. М., 1983.
106. Олар А. Политическая история французской революции: Происхождение и развитие демократии и республики. М.- Л., 1936.
107. Оннекием А. Древняя Месопотамия. М., 1980.
108. Орлова М.И. ГДР: рождение и крах. М., 2000.
109. Осавелюк А.М. Современный механизм системы сдержек и противовесов в зарубежных странах // Государство и право. 1993. № 12.
110. Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. М., 1937.
111. Прело М. Конституционное право Франции. М., 1957.
112. Пустогаров В.В. Западногерманский реваншизм и международное право. М., 1986.
113. Римское право. Учебник / под ред. О.А. Омельченко. М., 2007.
114. Римское право. Учебное пособие / под ред. М.П. Морева. М., 2008.
115. Римское право. Учебное пособие / под ред. С.Ю. Седакова. М., 2010.
116. Римское право. Учебное пособие /под ред. О.А. Кудинова. М., 2010.
117. Робеспьер М. Революционная законность и правосудие. М., 1959.
118. Рождение французской буржуазной политико-правовой системы / Отв. ред. А.И. Королев. Л., 1990.
119. Розанов Г.Л. Германия под властью фашизма. М., 1964.
120. Розин В.М. Генезис права. М., 2000.
121. Савело К.Ф. Раннефеодальная Англия. Л., 1977.
122. Садиков В.Н. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1973.
123. Самозванцев А.М. Проблемы древнеиндийского права // Вестник древней истории. 2001. № 4.
124. Сафронов В.М. Социальное законодательство США: историко-правовые аспекты // Государство и право. 1999. №1.
125. Семенов Ю.И. Проблема становления классов и государства в странах древнего Востока // Народы Азии и Африки. 1965. № 4.
126. Сигалов К.Е. Историко-правовые основания становления арабо-мусульманской цивилизации // История государства и права. 2006. № 11.
127. Смирнов В.П. Франция на исходе XX века // Новая и новейшая история. 2000. № 2.
128. Смирнова Е.С. Особенности правового положения иностранцев в Риме в период республики // Государство и право. 2005. № 5.
129. Согрин В.В. Исторический опыт США. М., 2010.
130. Стороженко Р.В. Законодательство и право. Салическая правда. М., 1998.
131. Страхов Н.Е. Основные закономерности становления буржуазного государства и права Англии, Франции, Германии и Северной Америки. Харьков, 1978.
132. Суриков И.Е. Античная Греция. М., 2009.
133. Современная эпоха. Т. 2. / Под ред. Л.М. Гудошникова, О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М., 2009.
134. Тадагава С. Конституция 1889г. и «модернизация страны» // Правоведение. 2002. № 4
(243).
135. Таронян Г.А. Древний Восток в античной и дохристианской традиции (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия). М., 2007.
136. Таронян Г.А. Древний Восток в античной и раннехристианской традиции (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия). М., 2007.
137. Тимошенкова Е.П. Послевоенная Германия в советской политике (1945-1955 годы): взгляд российских и германских историков // Новая и новейшая история. 2006. № 6.
138. Томсинов В.А. Государственный строй Англии накануне революции 1640-1660 гг. // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2006. № 3.
139. Томсинов В.А. Рецепция римского права в Западной Европе в средние века: постановка проблемы // Древнее право. 1998. № 1(3).
140. Томсинов В.А. Юриспруденция в духовной культуре Древнего Рима (древнейший период) // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1995. № 1.
141. Тэтчер М. Искусство управления государством. М., 2003.
142. Тюменев А.И. История античных рабовладельческих обществ. М-Л., 1935.
143. Утченко С.Л. Угнетение рабов. М., 1965.
144. Уваров П.Ю. Средние века: исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени. М., 2010.
145. Ферреро Г. Величие и падение Рима. 5 Т. М., 2008.
146. Ференбах О. Крах и возрождение Германии. Взгляд на европейскую историю XX века. М., 2001.
147. Филитов А.М. Германский вопрос: от раскола к объединению. Новое прочтение. М.,
1993.
148. Филитов А.М. СССР и ГДР: год 1953-й // Вопросы истории. 2002. № 7.
149. Фролов В.П. Проблема «третьей партии» в Великобритании // Новая и новейшая история. 2003. № 4.
150. Фюстель де Куланж, Нума Дени. Древний город: религия, законы, институты Греции и Рима. М., 2010
151. Хайжуй Ли Китай. Знакомство с древней культурой: исторический путеводитель. М,
2007.
152. Ханин З.Я. Партии в японском обществе (очерк социальной истории XVII-XIX вв.). М., 1980.
153. Харитонов Е.О. Основы римского частного права. Ростов-на-Дону, 1999.
154. Хилл К. «Ревизионистские» историки и Английская революция // Новая и новейшая история. 1997. № 5.
155. Цмай В.В., Таилов Р.З. Основные этапы становления концепции мусульманского права // История государства и права. 2005. № 1.
156. Целков А.И. Извлечения материала для словаря по истории Древнего Рима. Рязань,
2010.
157. Черниловский З.М. История рабовладельческого государства и права. М., 1959.
158. Черняева А.С. Объединение Германии // Свободная мысль. 1997. № 8.
159. Черняк Е.Б. Судебная петля. М., 1985.
160. Чубарьян А.О. Европейский альманах. История, традиция, культура. М., 1992.
161. Чубарьян А.О. Западная Европа и США. М., 2009.
162. Шервуд Е.А. От англосаксов к англичанам. М., 1989.
163. Штаерман Е.М. Возникновение античного государства. К итогам дискуссии о Римском государстве // Вестник древней истории. 1990. № 3.
164. Эйлмер Дж. Э. Английская революция середины XVII века: современные трактовки // Новая и новейшая история. 1997. № 5.
165. Эльманович С.Д. Законы Ману. М., 1961.
166. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995.
167. Прокопьев В.П. История германской государственности X-XVIII вв. Калининград,
2004.
168. Романовская В.Б., Суконкин Д.В. Влияние канонического права на договорное право средневековой Англии // История государства и права. 2013. № 13.
169. Танимов О.В. Фикции в древнеримском праве // История государства и права. 2013. № 12.
170. Дряхлов В.Н. Антиязыческая политика франкских королей (VI-VIII вв.) // История государства и права. 2013. № 6.
Интернет-ресурсы
https://openedu.ru/course/msu/LAWHIS2/
https://www.youtube.com/watch?v=PXJ3eZsORug
http://lawinfo.ru/catalog/magazines/istorija-gosudarstva-i-prava
7. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Материально-техническое обеспечение учебного процесса составляет наличие аудиторных кабинетов, методического кабинета, мультимедийной техники для обеспечения успешной лекционной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся. Перечень рекомендуемых средств обучения:
· мультимедийная установка;
· доска-флифчартка;
· слайды;
· нормативные правовые акты;
· доска, мел.
· доска Smart board.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт истории и права