Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 11 страница
С точки зрения исследователя старины, можно считать удачей тот факт, что, хотя деревни и поселения ходеносауни исчезли, а на их месте воздвигнуты города и селения сменившей их расы, все эти древние названия были перенесены на эти новые поселения. Отступая шаг за шагом и из года в год сокращая свои владения, ирокезы, однако, продолжали постоянно употреблять свои первоначальные названия, хотя сами местности были ими уже отданы. Если сенека, например, упоминали о Джениве, они еще говорили Са-шп'-йа-за'-§а, а онейда подобным же образом называли Ютику Г^ип-йа-ёа'-318. Все эти местности, так же как и наши реки, озера и ручьи, еще живут в памяти ирокезов под своими древними именами, тогда как селения, возникавшие в безымянных местах, после того как ирокезы отдали свои земли, получали названия по мере своего появления. Эти названия равным образом имели значение или описывали особенности страны, отмечали то или иное историческое событие или переплетались с каким-либо преданием. По этим причинам их география сохранялась среди них с замечательной точностью.
Способ, каким ирокезы давали названия, был своеобразен. Часто случалось, что одно и то же озеро или река были известны у них под несколькими названиями. Это особенно часто происходило с более крупными озерами. Обычно им давали название какого-либо селения или местности на их берегах. Сенекское слово Те-саг-пе-о-ол' означает нечто большее, чем «озеро». Оно включает понятие о близости, буквально «озеро у». Если индейца-сенека спрашивали, как называется оз. Онтарио, он отвечал: Ке-аЪ'-^а Те-саг-пе-о-йГ, «озеро у Ке-аЬ'-^а». Это было селение сенека у устья р. Ниагары. Если тот же вопрос задавался индейцу-онондага, то он к слову «озеро» приставлял 8^а-§еп', букв, «озеро Осуиго» в. Такая же множественность названий часто имела место в отношении главных рек, там, где они протекали через территории более чем одной нации. Но этого не происходило, однако, с деревнями и другими поселениями.
Главные селения ирокезов в дни индейского господства были связаны хорошо протоптанными тропами. Эти селения были так расположены, что главная тропа, начинавшаяся от р. Гудзон в Олбани, шла через селения могауков и онейда и, пересекая долину Онондога и страну кайюга несколькими милями севернее главных поселений этих племен, проходила к долине Дженеси через наиболее значительные деревни сенека. После пересечения этой знаменитой долины она шла на запад, к оз. Эри, выходя на него у устья речки Буффало, там, где сейчас расположен г. Буффало.
Так как этот главный индейский тракт проходил через середину Длинного дома, а также через самые красивые местности штата
в Оз. Онтарио было известно среди англичан в ранний период как оз. Ка-тарак. Корень этого слова — Оа-ёаГ-о^ие на диалекте онондага, 6а-йа'-1одие на диалекте онейда и Оа-йа-о'-Ьа на диалекте сенека — означает «крепость в воде».
Нью-Йорк, то желательно проследить эту тропу от р. Гудзон по всему штату. Это наиболее удобный способ отметить места стоянок, носящих соответствующие названия на ирокезских диалектах, а также индейские селения, которые усеивали эту длинную дорогу.
Олбани, на месте которого путь начинался от р. Гудзон, обязан своим ирокезским названием проходам, расположенным между этой рекой и р. Мохок у Скенектади. Еще задолго до основания города это место было хорошо знакомо нашим предшественникам под именем 81са-пеп'-1;а-<1е. Название дано на диалекте сенека и означает «по ту сторону проходов» г. От этого названия происходит и название Гудзона, 81са-пеп'-{;а-<1е Са-Ьин'-йа, «река по ту сторону проходов».
Отклонившись от Гудзона у Олбани, тропа пошла в направлении старой проезжей дороги, к северу от капитолия 19, и тянулась большей частью по линии этой дороги к источнику, вытекавшему из ущелья примерно в шести милях к западу. Оттуда она продолжалась по направлению к Скенектади и, спускаясь по лощине, через которую проходит железная дорога, подходила через р. Мохок к месту расположения этого города и пересекала реку у брода, где впоследствии был построен мост, на котором взимали пошлину. Скенектади не только принял индейское название Олбани, но и унаследовал одно из наиболее благозвучных имен в диалектах ирокезов, данное онейда.Онбыл назван О-по-аГ-1-допе, что означает «во главе» — несколько причудливое географическое название.
От этого брода две тропы шли вверх по р. Мохок, по одной вдоль каждого берега. Шедшая по южному берегу была более людной, так как на этой стороне находились три укрепления, как их называли, или главные деревни могауков. Следуя по долине за извилинами реки, тропа пересекала ручей Скохари (Озе-по-1саг'-1а), и выходила в Те-Ъоп-<1а-1о'-§а, нижнее укрепление могауков, расположенное на западном берегу этого ручья, при его слиянии с рекой. Впоследствии форт Хантер был устроен близ места расположения этой индейской деревни. Отсюда тропа, продолжаясь вверх по долине почти по линии, по которой впоследствии был проведен канал, пересекала ручей Канаджохари близ слияния его с рекой и вела к Канаджохари (Са-на-^о'-М-е)д, или среднему укреплению могауков. Это излюбленное и многолюдное селение занимало небольшую возвышенность на восточном берегу речки ОЪ-здиа'-^о, и из него открывался вид на современное местоположение форта Плейн. От Канаджохари тропа шла вверх по реке до Оа-пе'-§а-Ьа'-&а, верхнего укрепления могауков, которое было расположено на территории г. Данюб в графстве Херкимер, почти против устья речки Ист-Канада. Поки-
г На диалекте сенека это слово состоит из Оа-пеЬ'-1а-уеЬ «проходы» и зе'-д^а «по ту сторону». Равным образом 81са1'-<1а-с1е «по ту сторону болота» состоит из СаГ^а-уеЬ. «болото » и зе'-д«га «по ту сторону».
д Это слово обозначает «вымывающая бухту». Говорят, что в русле речки Канаджохари есть бассейн нескольких футов в диаметре, симметричное углубление, вымытое в скале. Отсюда название Оа-аа^о'-Ьа-е. Естественно было бы найти индейское селение на этой речке, а не на 04-8диа'-80-
нув эту индейскую деревню, последнюю на территории могауков, тропа шла по берегу реки, не проходя через какие-либо становища, пока она не достигала местечка Ютики в стране онейда.
Близ этого селения, на восточной стороне, тропа обходила вокруг подошвы холма, и эта ее особенность бросалась в глаза. Отсюда данное этой местности название М"ип-<1а-<1а'-81з, «вокруг холма», путь тропы. Когда-впоследствии близ этого места возникла Ютика, то, согласно обычаю ирокезов, имя было перенесено на сам город.
От Ютики тропа направлялась вверх по реке, и, перейдя речку Уайтсборо около Уайтсборо (Спе-§а-дисЪ) и речку Орискани-Крик (01е-Ын'-ка) около Орискани, она продолжалась вверх по берегу р. Мохок к Рому, где эта река поворачивает к северу.
Место расположения Рома являлось важной стоянкой ирокезов и как конец пути по р. Мохок, и как место волока для челноков. Узкая гряда в этом месте образует водораздел между теми водами, которые текут через Мохок и Гудзон, и теми, которые текут через оз. Онтарио и р. Св. Лаврентия. Волок от р. Мохок до речки Вуд был длиной около мили. В дни независимости индейцев размах навигации в челноках из коры по большим озерам, так же как и по меньшим озерам и рекам, был намного больше, чем мы могли бы подозревать. Берестяные челноки, вероятно, проникали из Детройта и даже более отдаленных мест до Рома и Скенектади. Другие из Кингстона обычно совершали свой путь по озерам Кей-юга е и Сенека и далее к старому торговому посту у устья р. Ниагары. Малый вес судна настолько облегчал путешествие, что волок был лишь незначительным препятствием. Через час после того как пирога была вытащена из речки Вуд, она опять плыла по р. Мохок; так же переносился и груз, и хрупкое суденышко вскоре нагружалось вновь и плыло вниз по течению ж. Индейское название этой местности — Ва-уа-Ь.оо-\уа'-диа1, что означает «место для переноски челноков», перешло на Ром.
Тропа на северном берегу р. Мохок поднималась по реке от Скенектади почти по линии, по которой впоследствии шла проезжая дорога. Около Трайбс-Хилла, почти против нижнего укрепления могауков, начиналось ответвление этой тропы, пересекавшей
е В 1793 г. пирога, нагруженная 1200 фунтами мехов, отправилась из Кингстона в Канаду и, проплыв вдоль берега озера к заливу Грейт-Содес (Зео-сЬзе'), и будучи перенесена отсюда по волоку к р. Клайд, направилась в оз. Кейюга и вверх к Ороре (Ве-а-'й'еп'-йоЪе), где меха погрузили на судно для отправки в Олбани. Пирога после этого в течение нескольких лет принадлежала полковнику Пейну, одному из первых поселенцев Ороры.
* В течение многих лет после начала (около 1790 г.) заселения западной части штата Нью-Йорк большая часть товаров с востока, равно как и переселенцев, стекавшихся туда со своим домашним добром и сельскохозяйственными орудиями, поднималась по р. Мохок в лодках или на мелких речных судах до самого Рома. Вытащив свои суда у этого волока и разгрузив их, они переносили их через гряду и спускали в речку Вуд. После того как они спускались до р. Осуиго, образуемой речками, вытекающими из главных внутренних озер штата, перед ними открывался весь озерный край. Как и ирокезы, они пользовались естественными дорогами страны.
местность по направлению к Джонстауну (Ко-1а-пе'-1са), на несколько миль к северу от реки. Таково было название резиденции сэра Вильяма Джонсона, суперинтенданта по делам индейцев. Со времени поселения этого выдающегося человека в стране могауков и особенно после битвы у оз. Джордж в 1755 г. он приобрел и сохранил до самой смерти в 1774 г. самое большое влияние на ирокезов, чем когда-нибудь имел какой-либо другой человек или даже какое-либо правительство. Тщательное изучение его взаимоотношений с ирокезами показывает, что он бдительно заботился об их благосостоянии и в своем поведении руководствовался наиболее просвещенными принципами высокой честности и благожелательности. Этим он был обязан свой личной популярности, любви ж уважению, с которыми ирокезы всегда относились к нему. Его дом в Ко-1а-пе'-1са был излюбленным местом встреч индейцев; могауки и сенека, онейда и кайюга чувствовали себя так же легко под крышей баронета, как под широко раскинувшимся шатром их собственных лесов.
От Джонстауна тропа опять выходила на Мохок у небольшой индейской деревушки С-а'-по'-луаи-^а, вблизи места под именем Фонда, где она пересекала речной путь. Продолжаясь вверх по Мохоку и пересекая речку Ист-Канада (Ва1е-саг'-Ьи-Ьаг'-1о) и минуя Литл-Фолс (Та-1а-дие'-§а), она подходила затем к речке Уэст-Канаде (Те-иде'-§а) и отсюда вела к волоку в районе Рома.
Как и оз. Онтарио, р. Мохок была известна под множеством имен. В настоящее время трудно установить, имела ли она общее наименование, под которым была известна всем нациям Лиги и наличие которого можно было бы проследить в различных диалектах. Сенека считали речку Уэст-Канаду подлинным верховьем реки, и этот поток вместе с Мохоком от Херкимера до Гудзона был известен как одна река под названием Те-и^е'-^а, тогда как р. Мохок от впадения речки Уэст-Канады до своего истока считалась рукавом под названием Ва-уа-Ьоо-^а'чцШ. У онейда и онондага она была известна под последним именем или под словом, которое в каждом из диалектов обозначает то же самое.
От Рома главная тропа шла на юго-запад через Верону (Те-о-па-1а'1е'), и под конец выходила к укреплению Онайда. Это было главное селение онейда, называвшееся на их диалекте Са-по'-а-1о'-па'1е, которое переводится как «голова на шесте». В этой прекрасно расположенной индейской деревне горел огонь совета одной из наций Лиги. Онейда повезло с расположением их территорий, охватывавших не только один из лучших земледельческих районов штата, но и наиболее привлекательные местности в его центральных частях.
Через брод на речке Онайда у Индиан-вилидж тропа, продолжаясь к западу, проходила вблизи места Канестота (Ка'-пе-1;о'-4а), пересекала речку Канасерага (Ка-па-зо-чта'-^а), вблизи одноименной деревни, речку Читтенанго (СЬи-йе-пап§), у Читтенанго, и отсюда вела к Дип-Спринг близ Манлиеса, на границе между территориями онейда и онондага. Этот ключ был известен под названием Ве-о-за-йа-уа'-аЬ, означающим «ключ в глубоком водоеме», и
был излюбленным местом стоянки ирокезов в их путешествиях по великому пути.
Пройдя по этой местности и продолжаясь к западу, тропа переходила через брод на речке Лаймстоун (Ве-а-о-по'-пе), там, где стоит Манлиес, и, проходя большей частью по линии, по которой позднее прошло шоссе, она пересекала речку Джеймсвилл (С-а-зип'-1о), у Джеймсвилла и, спускаясь отсюда в долину Онондога, пересекала р. Онондога (О-шш-йа'-да) и входила в индейское селение (Из-^е-аЬ'-па, находившееся на месте современной деревни ононда-га Холлоу.
Онондага сделали эту живописную и плодородную долину своим главным местопребыванием. Здесь находился костер совета Конфедерации, которая превратила долину в лесную столицу правительства Лиги. Для ирокезов она была священной долиной. Их красноречие, их предания и их гражданская история — все было связано по ассоциации с этой любимой долиной. Здесь их сахемы собирались вместе в дни свободной жизни, чтобы издавать законы для блага индейцев. Здесь они скрепляли и обновляли узы дружбы и патриотизма, предавались ликованию по поводу своего растущего благосостояния и совещались вместе, чтобы предотвратить надвигающуюся опасность или исправить ошибки прошлого. Так как Лига образовалась именно на северном берегу оз. Онондога, то объединенные нации обычно обращались к долине Онондога как к месту оживления братских уз.
На р. Онондога находились главные селения онондага. Там были лишь три заслуживающих внимания; одно из них упоминалось как лежащее на Великой тропе. Главным селением было укрепление Онондога (Ка-па-1а-^о'-луа), расположенное на обеих сторонах реки, около четырех миль выше СНз'-Ълте-аЪ'-па. Это было очень многолюдное селение в дни высшего расцвета Лиги. Вокруг костра совета, который горел в этом уединенном месте, обычно встречались сахемы Лиги.
Около трех миль вверх по реке, близ подножия холма, была расположена на ее западном берегу индейская деревня Кап-Ъа-за'-315. Другая значительная деревня, называвшаяся Ти'-е-а-йаз'-зо, находилась на взгорье, около четырех миль восточнее укрепления Онондога. Вдоль всей прекрасной долины Онондога были разбросаны крытые корой жилища индейцев.
Тропа пересекала долину и поднималась по небольшой лощине на вершину холма, где сворачивала на северо-запад .и, перейдя речку Найн-майл, Ш'-1е-ка, у Камиллеса, О-уа'-дап, поднималась к месту стоянки, где впоследствии около Элбриджа, Ка-по-мга'-уа, была построена таверна Карпентера. Отсюда, перейдя вброд через речку Джордан (На-пап'-1о), и пройдя через г. Сеннет, тропа подходила к протоку Оваско (^аз'-со), у Оберна, пересекая его через брод немного выше тюрьмы, в том месте, где впоследствии был построен «Ред Стор» («Красная лавка»). Эта местность была на территории кайюга, и ее название обозначает «плавучий мост».
У кайюга было лишь несколько маленьких деревень, так как
8 Заказ М2548 -, 225
люди были рассеяны вокруг озера. Их главное селение С-а-уа-да-ап'-Ьа было расположено на берегу речки в трех милях южнее Юнион-Спринга и на расстоянии около 1,5 миль от озера. Здесь стоял дом совета наций. Была еще одна деревня, состоявшая из нескольких домов, расположенная на месте Юнион-Спринга, которая называлась Се-чуаи'-§а. Здесь был погребен Стальной Капкан (Шее'-1;а-]ее), прославленный вождь кайюга. На противоположном берегу озера на месте современного Каннога находилась деревня Са-по'-деЪ. Близ этой деревни было место рождения Красной Куртки. Вдоль восточного края озера на поселения кайюга указывают оставленные ими яблоневые и персиковые сады. Позади озера, на гряде, обнаруживаются подобные, но более многочисленные свидетельства обитания индейцев. В 1779 г. деревни кайюга были уничтожены генералом Салливеном.
Оставив позади Оберн, тропа половину расстояния до озера шла почти по линии шоссе, затем поворачивала на юг и выходила к озеру, около полумили выше моста Кейюги, Шаз-д^азе'. Именно в том месте, где тропа достигала берега, был устроен первый кейюгский перевоз. Тропа, повернув вниз и следуя по берегу озера около четырех миль, подходила к .старому броду вблизи нижнего моста, пересекала здесь нижний край озера и выходила на северный берег р. Сенеки (&\га'-§еп) 3. Идя вверх по северному берегу реки, она проходила место, называемое Уотерлу (ЗЬоьуазе'), и шла вдоль реки вверх по ее течению до оз. Сенека. Чтобы сократить путь с восточного берега Кейюги, индейцы переправлялись через озеро в челноках и затем направлялись прямо на запад к реке, на которую тропа выходила у порогов немного выше водопадов Сенека. Поднимаясь по южному берегу реки, тропа проходила через Саут Уотерлу (ЗЬоьуазе') и продолжалась вверх по реке к озеру, где, перейдя проток, она пересекала другую тропу. Пройдя по берегу нижней части озера к современному местечку Дженива (6а-пип-йа-за'-§а), она поворачивала вверх по речке Дженива, по которой поднималась около 1,5 миль на северо-запад к индейской деревне С-а-пип-йа-за'-да, первой на территории сенека.
Это название, которое означает «деревня новых поселенцев», было дано озеру, речке, а также протоку. Впоследствии оно было перенесено на Джениву. Во время разрушительного вторжения генерала Салливена в сентябре 1779 г. индейская деревня была полностью уничтожена. Никогда не делалось попыток заново отстроить ее. Многие из старых деревьев в индейском фруктовом саду еще стоят и приносят плоды, хотя и были частично подожжены
3 Географическим своеобразием является принятый ирокезами способ обозначения речек, вытекающих из озер и образующих после слияния р. Осуиго. Протекая от оз. Сенека к Осуиго, река называлась З^а'-^еЬ на всем протяжении. Но когда она поднималась от Осуиго, ее называли р. Онондога, 0-поп-<1а-га, пока вы не проходили протока из оз. Онондога. После этого она называлась рекой Кейюга (Ояга-и'-ртиЬ), пока вы не проходили протока Кейюга. Затем ее называли р. Сенека (Са-шш-Да-за'-ва), — вверх к оз. Сенека.
б то время. Насыпной погребальный курган ", около сотеп шагов в окружности, еще остается нетронутым, так же как и рвы вокруг обнесенного частоколом места — 70 на 40 футов в основании,— относительно сооружения и использования которых мало что может быть установлено.
От Са-пин-сШ-за'-^а тропа направлялась через города Сенека и Хопуэлл, почти по линии современной дороги, к индейской деревне Са'-пш1-аа'-§\уа, расположенной у нижнего конца одноименного озера. Это название обозначает «место, избранное для поселения». Канандейгуа, красивейшее из всех селений, возникших на центральной тропе ирокезов, не только находится на месте индейской деревни, но и приняло и сохранило ее имя с необычайной точностью— единственное наследие, которое могли оставить уходящие сенека, кроме прекрасного пейзажа, который его окружал и который побудил их «выбрать его для поселения».
От Канандейгуа шли две тропы. Одна, поворачивая на юго-запад, проходила через г. Бристоль и вела к нижнему концу оз. Хонеойе (На'-пе-а-уа'). Перейдя проток, она направлялась на запад через г. Ричмонд, пересекая холм около оз. Хемлок (О-пеЬ'-йа) и подходя к Коннесусу (Са-пе-а'-зоз), близ его северного конца. Следуя берегом к нижней части озера и пересекая проток, она продолжалась к западу, проходя через Дженеси (О-Ъа'-сН), и после пересечения долины и р. Дженеси (6еп-Ыз'-пе-уо) она вела в г. Литл-Биерд. Ве-о-пип'-аа-§а-а — самое многолюдное селение сенека. Стоит отметить, что корень слова «Дженеси» был названием долины, а не реки. Река же получила свое имя от долины. Сеп-Ыз'-Ъе-уо обозначает «прекрасная долина» — название, данное в высшей степени удачно.
Другая тропа, которая была главной дорогой, пройдя Канандейгуа, тянулась вдоль северной дороги через Уэст-Блумфильд (Са'-шш'-йа-оЬ) и протоку Хонеойе и направлялась к индейской деревне 81са-Ьазе'-^а-о, к месту, где расположена Лима. Отсюда, идя на
11 С этим курганом связана любопытная легенда. Сенека говорят, что у них некогда был покровитель, могучий великан, выше самых высоких деревьев, который расщеплял самое большое ореховое дерево для своего лука, а сосновые деревья использовал как стрелы. Однажды он прошел на запад до Миссисипи, а оттуда опять на восток к морю. Возвращаясь домой через горы вдоль Гудзона, он увидел на воде громадную птицу, так бившую крыльями, будто она хотела выбраться из воды, поэтому он вошел в воду и вытащил ее на сушу. Тут он увидел на ней много людей, которые выглядели очень испугавшими и делали ему знаки отнести их обратно. Он так и сделал, и они дали ему пшагу и мушкет с порохом и пулями и показали ему, как пользоваться ими, после чего птица уплыла, и он ее больше не видел. Вернувшись к сенека у Са-пгт-с1а-8а'-да,он показал им удивительные орудия разрушения и выстрелил перед ними из ружья. Они очень испугались и начали его упрекать за то, что он принес к ним такие ужаснне вещи, и они сказали ему, чтобы он унес их, так как ови принесут индейцам гибель, и что он враг их нации, раз он принес их сюда. Глубоко опечаленный их упреками, он покинул совет, взяв ужасное оружие с собой, и лег в поле. На следующее утро он по какой-то таинственной причине был найден мертвым, и над его телом был насыпан этот курган. Овондага утверждают, что если курган будет вскрыт, то под ним будет найден скелет сверхъестественных размеров.
&* 227
запад, почти совпадая с направлением впоследствии проложенной дороги штата, она проходила через Эйвон (Са-по-\уаи'-дез), и, спустившись в долину Дженеси, пересекала реку на несколько метров выше Эйвонского моста и шла по берегу вверх по течению до индейской деревни Оа-по-^аи'-^ез, почти в миле выше брода. Это слово означает «вонючие воды» и дано было сенека серным источникам в Эйвоне и всей прилегающей местности.
По выходе из долины Дженеси тропа, повернув на северо-запад, приводила к Каледонскому холодному ключу (Ве-о'-па-^а-по), хорошо известному месту остановок на центральной тропе, идущей по территории ирокезов. Следуя отсюда на запад, она выходила к речке Эллен (0-а1'-1са). у плотины близ порогов, в селении Ле Руа. Этот брод был известен под названием Те-саг'-по-лгап-пе-йа'-пе-о, которое переводится «много водопадов», что точно описывает местность. Это название было дано и селению Ле Руа. Проследовав вверх по течению около мили, чтобы обойти болото вблизи порогов, тропа опять шла на запад п. перейдя Блэк-Крик (Н-^о'-о-§а), близ Стаффорда, продолжалась в западном направлении и под конец выходила на речку Тонаванду (Та'-па-\У1ш-с1.а), около мили выше Батейвии, куда она вела. Старинное название Батейвии, или, скорее, самой местности, было Ве-о'-оа-§о-\та, что означает «место прекрасного слышания». Здесь начинает слышаться шум порогов на речке Тонаванде, а некоторые утверждают, что в этом месте при определенных состояниях атмосферы тренированное ухо индейца может расслышать отдаленный рев Ниагары.
Спустившись по речке, тропа проходила через Батейвию. Там, где ныне стоит арсенал, она поворачивала на северо-запад, шла через прогалины в дубовом лесу к Кэривиллу и опять выходила на речку у Вашинртонова брода, где пересекала ее и вела к индейскому селению Та'-па-и'ип-аа', одному из современных селений сенека, расположенному по краям огромного болота, которое простирается на много миль вдоль речки Тонаванды. Выйдя из индейской деревни, тропа разветвлялась. Одна тропинка шла на северо-запад, снова пересекала речку немного ниже деревни и, перейдя через болото, выходила из него близ Ройялтона и шла прямо к Ве-о'-па-^а-по, или Колд-Спринг, около двух миль северо-восточнее Локпорта (Та-^а'-о1е). Продолжаясь отсюда к северо-западу, она выходила на дорогу, на гребень, где пересекала Онтарио или тропу, шедшую по водоразделу, и следовала по этому водоразделу на запад к С-а-а-по'-да, селению индейцев тускарорана Льюжстонских высотах. Здесь на берегу р. Ниагары был конец одной ветви главной тропы. Это был путь в Канаду.
Другая тропа, выйдя из деревни Тонаванды, шла на юго-запад и, перейдя через речку Мердер (Ве-о-оп-§о'-а1;), у Акрона, и речку Эйтин (Та-пип-по-^а'-о), у Кларенс-Холлоу, продолжалась к западу, пересекая речку Элликотт (Оа-с1а-о-уа'-с1еп), у Вильямс-вилла (Оа-51со-5а-аа'-пе-о), и, ведя прямо к Колд-Спринг, наконец выходила к Буффало у начала Мейн-стрит и спускалась к устью реки в черте города. Здесь был западный конец центральной тропы,
и, как и ее конечный пункт на Гудзоне, он сделался важным торговым пунктом и местом расположения процветающего города. Весьма примечательно, что эти два географических пункта были отмечены как отправные пункты и в миграциях красной расы, п в наших собственных переселениях в последующее время.
Мы проследили, таким образом, направление большой индейской тропы, "^а-а-ёлуеп'-пе-уи, через штат, от Гудзона к оз. Эри, отмечая, насколько возможно было их определить, главные стоянки на пути. Передать же соответствующее впечатление от лесного ландшафта, характерного в то время для всей территории страны, уже свыше наших сил. Эта тропа проходила через густые леса почти по всей ее длине. В самой тропе не было ничего особо примечательного. Она обычно имела от 12 до 18 дюймов в ширину и была глубоко протоптана в земле, на 3—6 и даже 12 дюймов, что зависело от мягкости почвы. На крупных деревьях с каждой стороны нередко делались зарубки топором. Этой хорошо протоптанной тропой, с которой не могли сбиться ни гонец, ни группа воинов, несомненно, пользовались поколения индейцев из столетия в столетие. Она переходила, бесспорно, от расы к расе как естественный с географической точки зрения путь между Гудзоном и оз. Эри. Едва ли можно установить более прямой путь, чем тот, по которому шла эта тропа, а точность, с которой она следовала от пункта к пункту, чтобы сократить расстояние, в высшей степени поразительна. Тропа оказалась столь разумно выбранной, что дорога после обследования страны была проложена преимущественно по линии этой тропы, от одного края штата до другого. К тому же все более крупные города и селения к западу от Гудзона, за одним или двумя исключениями, расположены на ней. В качестве самостоятельного фактора этот лесной путь ирокезов, несомненно, был причиной основания многих селений, выросших с тех пор в города и деревни.
Очень много интересных соображений связано с маршрутами переходов, принятыми индейцами, и, если их тщательно изучить, они смогут указать естественные пути миграций, обусловленные топографией страны. Центральная тропа ирокезов, прослеженная нами, покидая долину р. Мохок, один из естественных путей, становилась, по существу, искусственной дорогой через водную систему страны, пересекавшей вброд реки, проходившей через долины, через болота и густые леса; направляя свой путь по холмам и равнинам, через потоки воды и чащи, как бы бросая вызов природе, тропа, казалось, не имела для этого ни цели, ни причины. Однако тот факт, что между двумя такими пунктами, как Олбани и Буффало, был установлен этот путь, не только свидетельствует о значительности и точности географических познаний наших предшественников, но и указывает на активные сношения, которые должны были поддерживаться между различными расами к востоку от Миссисипи. Волна населения хлынула на Запад уже в наше время преимущественно вдоль тропы ходеносаунп; замечательный путь торговли и сношений между северо-западными штатами и Атлантикой, в который превратилась тропа, достаточно п убедительно
иллюстрирует, что она была, есть и всегда должна быть одним из великих естественных путей континента.
После того как прослежена главная тропа от Гудзона до оз. Эри, остается кратко упомянуть об озерных и речных путях и определить места индейских селений, которые были расположены на них. Прежде всего наше внимание останавливает тропа Онтарио. Окаймляя оз. Онтарио, от Осуиго до Льюистона, на расстоянии от трех до шести миль вглубь от берега, тянется хребет почти одинаковой высоты на всем протяжении. По береговым меткам, всюду бросающимся в глаза, всеми признано, что или этот хребет был древним берегом озера, уровень которого понизился на 300 футов, или же окружающая местность поднялась в результате действия подземных сил. Этот древний берег и образовал естественный путь от Осуиго до Льюистона. От долины Дженеси до Ниагары по нему часто путешествовали ирокезы как по одному из путей в Канаду.
Осуиго (8\уа'-§еп) был важным пунктом для наших предшественников и как окончание троп, спускавшихся к реке из стран онондага и онейда, и как бухта при водном сообщении из оз. Онтарио. Начинаясь здесь, тропа шла по хребту на запад, пока не выходила к заливу Айрондекуойт (Ми-Да-оп'-сШ-диаЧ), где поворачивала вдоль залива к его началу. Ог начала залива тропа сворачивала с хребта и шла прямо к броду Дженеси, у Рочестера (С-а-з^о'-за-^о), который пересекал реку в том месте, где впоследствии был построен водопровод. Свернув вниз по реке к нижним водопадам, она опять выходила на дорогу по хребту, по которой и следовала на запад до Оа-о-по'-^ед, селения тускарора близ Льюистона. Здесь и было место основного перехода в Канаду.
После того как мы добрались до берегов Ниагары и окрестностей великого водопада, происхождение слова «Ниагара» само по себе представляется темой для исследования. Колден в 1741 г. писал его 0-п1-а§-а-га, а он, должно быть, узнал это слово от могауков или онейда к. Так называлась деревня сенека у устья р. Ниагары, находившаяся там уже в 1650 г., вблизи Янгстауна. Это было также место, где маркиз де Нонвиль построил форт в 1687 г. Сооружение форта в этой местности вызвало к ней особое внимание англичан.