Понятие и типология политических систем.
Категория «политическая система общества» сравнительно недавно, но прочно вошла в научный оборот. Основополагающие идеи о политической системе общества были сформулированы в теории государства на рубеже 60-70-х г.г. Новизна понятия политической системы проявляется в отсутствии устоявшегося, общепринятого подхода к его трактовке и применению. Наиболее распространено представление о политической системе как об инструменте, механизме принуждения.
Политическая система, по словам М.А. Идрисовой – это универсальная управляющая система государственно-организационного общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными общностями государственной власти.
В философско-правовой литературе имеется ряд определений системы, под которой понимается упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования.
В политической и правовой науке зрело понимание необходимости введения и активного использования для объяснения политико-правовых феноменов нового понятия, способного это многообразие связей, элементов и отношений отразить. Несомненно, повлиял на реализацию этой идеи системный метод познания, в рамках которого политическая жизнь общества рассматривалась в виде системного образования, структурированного и функционирующего в определенном порядке. Все, что лежало за пределами политической жизни, рассматривалось как ее окружение, с которым политическая система вступала в разнообразные внешние связи. Сама же политическая система определялась как совокупность взаимодействий между политическими субъектами, которым предписываются определенные функциональные роли[18].
Таким образом, основная идея системного подхода заключается в том, что власть является свойством системы, общие цели и направленность развития которой заложены в самой системе. Центральным, стержневым элементом системы, признанным актуализировать различные социальные интересы, обеспечивать интеграцию и реализацию, а также поддерживать устойчивость социально-политической системы, является государство.
Системный подход позволил более четко определить место политики как относительно самостоятельной сферы в жизни общества. Политика – это область взаимоотношений между социальными группами, коллективами, личностями по поводу установления и функционирования политической власти и стратегического курса развития страны.
Впервые системный подход для исследования общества применил Т. Парсонс(1902 - 1979). Согласно его концепции общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из четырех основных подсистем: экономической, социальной, политической и культурной. Они выполняют определенные функции, обеспечивающие функционирование общества в целом. Экономика выполняет функцию адаптации, то есть приспособления к окружающей среде. В этом отношении данная подсистема должна обеспечить потребности людей в необходимых материальных благах. Социальная подсистема, включающая совокупность норм и правил, обеспечивает поддержание сложившегося образа жизни. Политическая система выполняет функцию целеполагания – определение общих целей и путей их достижения. Культура обеспечивает интеграцию общества.
Наиболее детально разработанная теория политической системы была предложена американским политологом Д. Истоном(род. в 1917). Ученый рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ценностей и ресурсов. Политическая система, взаимодействуя с внешней средой, вырабатывает ответные реакции на поступавшие импульсы.
В дальнейшем теория политической системы получила развитие в работах Г. Алмонда(1911-2002),К. Дойча (1912-1992) и других ученых. Г. Алмонд и Д. Пауэлл определили политическую систему как совокупность политических ролей и их взаимодействий, связанных с осуществлением власти.
Понятие «политическая система» отражает механизм организации и реализации политической власти в обществе. Данная категория позволяет представить политику как целостное явление. В настоящее время существуют широкий и узкий подходы к определению понятия «политическая система».
С точки зрения, широкого подхода под политической системой понимается совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства (А.И. Демидов).
С точки зрения, узкого подхода о политической системе говорится как о совокупности государственных органов, а также ассоциаций, объединений, образуемых гражданским обществом для участия в делах государства, решения иных политических вопросов (В.М. Сырых).
Важная роль в понимании сущности политических систем принадлежит их типологии, классификации. В этой области существует несколько подходов.
Типология систем, созданная на основе марксистского подхода, опирается на такие критерии, как тип формации и характер социально-экономической структуры.
Исходя из этих критериев, выделяются следующие политические системы: а) Рабовладельческая; б) Феодальная; в) Буржуазная; г) Социалистическая (коммунистическая).
Основанная на классовой теории, данная типология политических систем указывает не только формационный тип системы, но и правящий класс - рабовладельцев, буржуазию, пролетариат. Отличительной чертой этой типологии является противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.
В соответствии с социальной основой выделяются: а) военная (военизированная) политическая система (когда у власти государства стоят военные); б) гражданская; в) национально-демократическая система; г) буржуазно-демократическая политическая система.
Военное правление является временным, переход к гражданскому государственному управлению обычно связан с принятием конституции, проведением свободных выборов, упразднением военных структур власти, созданием парламента, формированием партий, принятием нового законодательства.
На основе характера политического режима выделяют политические системы: а) Демократические политические системы, предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью; б) Тоталитарные политические системы характеризуются полным подчинением личности и общества власти, осуществляется регламентация и контроль за всеми сферами жизни со стороны государства; в) Авторитарные политические системы основаны на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.
Исходя из характера взаимоотношений политических систем с внешней средой: а) Открытые, активно обмениваются ресурсами с внешним миром; заимствуют передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны; б) Закрытые, ограниченные связи с внешней средой, не восприимчивы к ценностям иных систем, самодостаточны.
Французский политолог Ж. Блонделъ делит политические системы на пять категорий: а) Либеральная демократия - при принятии политических решений ориентировано на реализацию ценностей индивидуализма, свободы, собственности; б) Радикально-авторитарная или коммунистическая - основана на равенстве в распределении социальных благ; в) Традиционная- отличается господством олигархии и консерватизмом в защите социального неравенства; г) Популистская - стремление к большему равенству в распределении благ с помощью авторитарных средств; д) Авторитарно-консервативная - проводится активная политика по сохранению сложившегося неравенства, противодействие широкому политическому участию.
Г. Алмонд выделяет следующие типы политических систем: а) Англо-американская, характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов и т.д. Власть и влияние распределены между различными звеньями политической системы. Она функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей: свободы, безопасности, собственности и т.д.; б) Европейско-континентальная политическая система отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентаций, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии и т.д. Однако наличие разнородных структур не мешает находить в обществе согласие, так как имеется общая культурная основа – либеральные ценности. в) Доиндустриальная и частично индустриальная политические системыимеют смешанную политическую культуру. Она стоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие и компромисс здесь, не прибегая к насилию, практически невозможно. Интеграция общества с помощью насилия приводит к концентрации власти и влияния в руках узкого круга лиц. г) Тоталитарная политическая система функционирует на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц. Она контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида.
Менее распространенными классификациями политических систем являются следующие: а) Завершенные и незавершенные; б) Централизованные и децентрализованные; в) Микроскопические, локальные, макроскопические, глобальные; г) Инструментальные и идеологические; д) С высоким, средним, низким уровнем автономизации.
Многообразие типологий политических систем свидетельствует о многомерности политического мира, о возможности его анализа с позиций самых разных критериев. С это точки зрения каждая реальная система, существующая в той или иной стране, может характеризоваться с помощью различных показателей и иметь различные определения и классификации.
Использование вышеупомянутых критериев и типологий в анализе конкретной политической системы, конкретной страны помогает сделать этот анализ более объемным, глубже постичь сущность исследуемых явлений.