Понятие и характерные особенности государственной власти.
В политико-юридической литературе отсутствует единообразное понимание власти. Это не только вытекает из многозначности самого термина «власть», но и обусловлено различными философско-методологическими подходами к данному явлению. Власть – сложное, многостороннее явление, проявляющееся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т. д. Сложность, многосторонность этого явления находит отражение в различных характеристиках, приписываемых власти, в соответствующих словосочетаниях: власть буржуазная, власть трудящихся, власть парламента, власть Советов, власть президентская, правительственная, прокурорская, законодательная, судебная, исполнительная, партийная, единоличная, диктаторская, тоталитарная, авторитарная, бюрократическая, демократическая, коллегиальная, сильная, крепкая, твердая, централизованная, принудительная, мягкая, жесткая, законная, узурпированная, формальная и реальная и т. д.
Отношение к власти различного рода социальных субъектов отражается в следующих выражениях: власть завоевывается, берется, отнимается, охраняется, учреждается, реформируется, передается, делегируется, покупается и подкупается, принуждается, дискредитируется, узурпируется и т. д.
Функционирование и развитие власти выражается в словосочетаниях: власть укрепляется, усиливается, ужесточается, централизуется, ослабляется, бездействует, разрушается, распыляется, децентрализуется, реформируется, деформируется и т. д.
В нашей литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу, другие – как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов, третьи – как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам, четвертые – как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается так же, как управление, связанное с принуждением. И, наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть.
Общество, в котором требуется управленческое воздействие на его членов, не может обойтись без социальной власти. В качестве видов социальной власти выделяются политическая, государственная, церковная, родительская власти и др. Но в данном многообразии есть общее, выражающееся во власти как таковой.
Власть предполагает, во-первых, некоторую способность властвующего субъекта управлять поведением другого лица, подчиняющегося относительно добровольно, во-вторых, возможность реального осуществления господства по отношению к управляемому, в том числе путем применения принуждения в случае отсутствия добровольного подчинения. Исходя из этого, власть есть способность властвующего субъекта управлять поведением другого лица и возможность заставить его, несмотря на его устремления, вести себя активно или пассивно.
Это характерно и для государственной власти, которая имеет политическую природу. В связи с этим возникает вопрос о соотношении политической и государственной власти. На наш взгляд, это разные явления и понятия, несмотря на их единство. Государственная власть вне политики не существует, она концентрирует важнейшие характеристики политического содержания социальной действительности. Неслучайно слово «политика», если обратиться к его истокам в древнегреческом языке, связано со словами polis – «город-государство» и politikos, то есть «то, что связано с городом-государством». Но это вовсе не означает, что политическая жизнь характерна только для государства как самостоятельного субъекта, ибо носителями политической власти (в определенном объеме) могут быть партии, церковь, общественные организации и др. В некоторых случаях или в определенные периоды развития общества они оказывают весьма серьезное воздействие на деятельность государственного аппарата, вплоть до главы государства. (Например, институт папства в католической церкви является не только сугубо церковным, но и политическим. История знает немало примеров откровенной, жестокой борьбы за политическое влияние между Папой и светскими монархами. И далеко не всегда эта борьба заканчивалась и пользу светской власти. В настоящее время католическая церковь играет серьезную политическую роль. В России вышеуказанное относится к Русской православной церкви.)
Соотношение политической и государственной власти во многом зависит от того, каким является государство – ориентированным на обеспечение в обществе свободы или, напротив, все подавляющим. Иногда для удобства словосочетание «политическая власть» может употребляться вместо слов «государственная власть». Но это не следует путать с мнением, что политическая власть и государственная власть являются тождественными понятиями.
Государственная власть отличается следующими основными признаками: - во-первых, она реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства; - во-вторых, имеет соответствующие возможности, структуры (суд, полицию (милицию), органы безопасности, армию и т. д.) для обеспечения своего господствующего положения в обществе, для того, чтобы заставить субъектов подчиниться ее воле, выполнять ее распоряжения; - в-третьих, носит официальный характер, то есть обладает юрисдикционными и иными властными полномочиями, распространяется на все население страны; - в-четвертых, в масштабах всей страны обеспечивает реализацию юридических правил поведения, общественный порядок.
Таким образом, государственная власть есть способность и возможность представителей государства управлять населением и в необходимых случаях заставить лиц, находящихся на территории государства, им подчиниться.
Действительность государственной власти предполагает ее осуществление через различные формы. Под формой осуществления государственной власти следует понимать способ организации однородной по своей природе государственной деятельности по решению каких-либо задач.
В юридической литературе выделяют правовые и организационные формы осуществления государственной власти. Такое деление, весьма относительно, поскольку они взаимосвязаны.
Особенностью правовых форм является то, что они порождают, изменяют или прекращают правовые последствия. К ним относятся:
1. Правотворческая деятельность – это деятельность, направленная на подготовку, принятие и опубликование нормативно-правовых актов, определяющих основные правила поведения в обществе, а также закрепляющих процедуры реализации этих правил, разрешения спорных ситуаций, возникающих вследствие их претворения в жизнь, применения мер ответственности в отношении правонарушителей. -Исполнительно-распорядительная деятельность – это деятельность, направленная на реализацию исходящих от государства властных велений. От эффективности исполнительно-распорядительной деятельности зависит, будут ли воплощены в реальной жизни, принимаемые компетентными государственными органами правовые акты или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению государственно-властных предписаний лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты (подзаконные акты), контролируют процессы выполнения обязанностей, соблюдения запретов и т. п.
2. Правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций, должностных лиц по охране правопорядка, включающая в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешению спорных ситуаций, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц, реализации мер юридической ответственности.
Организационные формы обеспечивают действие правовых актов. Они проявляются в виде:
1. Информационной деятельности (формирование общественного мнения, пропаганда, агитация);
2. Технико-регламентирующей деятельности (подготовка материалов для обсуждения, организация совещаний, собраний и др.);
3. Хозяйственной деятельности (материальное, техническое обеспечение, инвентаризация и т. п.).
Любая власть как функция, порождаемая любым обществом, проявляется в деятельности соответствующих субъектов, власть государства – в деятельности его органов и должностных лиц. Основные направления этой деятельности обычно именуются функциями государства. Эти функции, а, следовательно, государственная власть осуществляются с помощью различных форм и методов. Под методами реализации государственных функций следует понимать совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляются соответствующие виды деятельности.
Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Вместе с тем представляется возможным объединить все имеющиеся методы в две группы: императивные и диспозитивные.
Методы императивного характера предполагают издание и обеспечение при помощи средств принуждения государственно-властных предписаний, устанавливающих максимально конкретные правила поведения. Выполнение этих правил должно осуществляться в четком соответствии с содержащимися в них установками. Субъекты, на которых оказывается воздействие при помощи императивных методов, участвуют в реализации функций государства, руководствуясь принципом: «разрешено делать то, что разрешено законом». К примеру, лица участвующие в реализации правоохранительной функции, обязаны осуществлять свои полномочия в четком соответствии с законом, в рамках установленных законом процедур и с соблюдением определенных законом сроков.
В свою очередь методы диспозитивного характера связаны с определением общих границ, «очерчивающих» область дозволенного поведения и определяющих сферу, в рамках которой субъекты самостоятельно (используя договорную форму) вырабатывают правила взаимного общения в процессе реализации той или иной функции государства. Основным принципом применительно к диспозитивным методам управления является: «разрешено делать все, что не запрещено законом». Наиболее широкое применение диспозитивные методы получили в ходе осуществления экономической функции, когда государство, закрепив на законодательном уровне наиболее значимые правила, с которыми связывается обеспечение законности экономической деятельности хозяйствующих субъектов, вместе с тем не препятствует их инициативной деятельности.
Формы осуществления государственной власти характеризуются следующим образом:
1. Убеждениекак умственное, эмоционально-волевое воздействие на субъекта с целью добиться от него желаемого поведения;
2. Принуждение, предполагающее применение жестких мер физического, организационного, имущественного, морального характера, направленных на ограничение свободы выбора субъектов, а в случае наличия состава правонарушения – привлечение к юридической ответственности;
3. Поощрение – моральное и материальное стимулирование социально-полезной деятельности;
4. Рекомендация, то есть пожелание, цель которого – ориентировать субъекта на осуществление желаемого властью поведения;
5. Контроль, представляющий собой постоянную проверку того, совершают или не совершают соответствующие субъекты необходимые действия, соблюдают правила поведения или нет. Контроль может осуществляться в области охраны прав и свобод человека и гражданина (осуществляет уполномоченный по правам человека), санитарно-эпидемиологического благополучия (воз ложен на санитарно-эпидемиологическую службу) и др.;
6. Надзор – вид государственной деятельности, направленный на обеспечение соответствия принятых и принимаемых правовых актов, а также юридически значимых действий требованиям норм права. В России особо выделяется прокурорский надзор.
Существуют и другие методы осуществления государственной власти. Наряду с методами можно также выделить ресурсы власти, то есть средства, возможности, позволяющие правящим лицам оказывать влияние на поведение управляемых. К ресурсам власти относятся харизма, знание, закон, информация, сила, традиция, миф, богатство и др.
Каждое явление в природе и обществе имеет свое основание, это относится и к власти. Общество порождает необходимые властные функции, поскольку в самом обществе имеются для этого основания. К их числу относятся экономическая и социальная структуры общества, требующие определенного порядка и согласованности их элементов.
Экономическая основа власти коренится в общественном характере производства, требующем порядка, устойчивости экономических отношений, ограждения их от произвола отдельных лиц. Это положение получило достаточное обоснование в литературе, как и то, что социальная сущность и характер власти с точки зрения ее демократизма, зависят от форм собственности и способов распределения. Монопольная государственная собственность неизбежно требует централизованного распределения, а значит, и создания бюрократической системы управления. Появляются также дистрибьюторы (распределители), функционирование которых обеспечивается и охраняется деятельностью всех остальных государственных органов (должностных лиц). В результате складывается тоталитарный, всеохватывающий механизм власти. Плюрализм собственности и ее субъектов ведет к плюрализму управленческих и дистрибутивных, а, в конечном счете, и политических отношений. Не случайно политические перемены в наших условиях сопровождаются реформой собственности и распределения.
Социальная основа власти коренится в расслоении социального организма на классы и иные социальные группы с различными, часто не совпадающими или даже противоречивыми интересами. Коллизии интересов возможны в любом обществе. Власть необходима для того, чтобы привести эти интересы к какому-то общему знаменателю (достичь консенсуса), отдать при необходимости предпочтение общезначимым интересам, в ряде случаев поддержать, охранить интересы меньшинства, а также разрешить в случае необходимости конфликты между членами социума.
Современная трактовка государственной власти не обходится без понятий легальность и легитимность власти.
Легальность – это юридическое обоснование институтов власти, мера, степень правомерности создания и действия с точки зрения требований норм права. Легитимность есть признание существующей власти большинством (или, по крайней мере, значительной частью) населения, законности ее распоряжений и подчинение ей, в том числе и через исполнение предписаний, исходящих от власти.
Огромный вклад в изучение генезиса, природы легитимности власти внес один из самых выдающихся социологов и политологов М. Вебер. Он выделил три типа легитимности власти: 1). традиционный, который, по мнению Вебера, исторически является первым. Для такого типа легитимности характерна вера людей в священный характер власти монарха или вождя, передающейся от одного лица к другому в силу установленного свыше закона или действующей в обществе традиции, соблюдение которой обязательно для всех. Важным фактором предстает привычка ориентироваться на авторитет прошлого. В частности, данный тип легитимности характерен для Кувейта; 2) харизматический, то есть в этом случае население признает власть в силу того, что ее представляет и осуществляет харизматический лидер (духовный или политический), обладающий неординарными способностями, притягательностью, волей и т. п., что обозначается словом «харизма» (в греческом языке оно означает «божественный дар», «благодать»). Таким лидером был, например, пророк Соломон, царь Древнего Израиля; 3) рациональный, предполагающий веру людей в справедливый, законный характер правил формирования и функционирования институтов власти, когда избиратель на выборах сам определяет, кого он хочет видеть в качестве правящего лица. Считается, что правила данного политического процесса, обоснованы рационально, и потому субъекты признают существующий порядок управления. Рациональный тип легитимности характерен, к примеру, для многих западных государств (Италия, США, Франция, ФРГ и др.).
Следует иметь в виду, что в одном и том же обществе легитимность власти складывается из сочетания элементов разных типов легитимности. Так, в США наряду с «бледными» президентами встречались яркие, харизматические лидеры, например, Авраам Линкольн, Франклин Делано Рузвельт. В целом институт президентства, безотносительно к лицу, американцами рассматривается как харизматическое установление.
Контрольные вопросы к главе 2
1. Какие существуют основные теоретические подходы к определению понятия «государство»?
2. Какие признаки характеризуют государство?
3. Что такое территория государства?
4. Каковы виды территории государства?
5. Что такое «гражданство»?
6. Чем публичная политическая власть отличается от власти первобытного общества?
7. Что такое суверенитет государства?
8. Каковы формы государственного суверенитета?
9. Какие существуют основные подходы к трактовке сущности государства
10. Что такое власть?