Предмет общей теории государства и права
Проблемы государства и права рассматриваются в рамках различных гуманитарных наук, которые не только именуются по-разному, но и различаются по своему содержанию, по предмету исследования и по методам познания государственно-правовой действительности.
Вопросы государства и права занимают центральное место в таких политико-правовых науках, как история политических и правовых учений, политология, социология права, философия права, теория государства и права, общая теория права, сравнительное правоведение.
Уже само название в определенной мере указывает на специфику той или иной науки. Например, предметом истории политических и правовых учений являются проблемы возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, их осмысление великими мыслителями прошлого.
Однако название науки или самостоятельной юридической дисциплины дает лишь поверхностное представление о ее содержании. По одному лишь названию трудно определить, например, чем отличается история государства и права от истории политических и правовых учений, ибо в обеих науках объектом исследования, так же как и в теории государства и права, являются проблемы государства и права.
Для того чтобы получить более глубокое представление о характере той ли иной политико-правовой науки, прежде всего, необходимо ответить на два вопроса: 1) что является предметом данной науки? (содержательный аспект); 2) какие методы познания используются для изучения правовой действительности? (методологический аспект).
В учебной литературе дается обычно такое определение теории государства и права: «Предметом теории государства и права являются общие и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовой действительности».
Такое определение сложилось под влиянием марксистской идеологии на основе признания объективно существующих, повторяющихся, существенных связей явлений общественной жизни. В общественно-историческом процессе действуют законы различной степени общности: одни распространяются на все общественные процессы, другие – лишь на государственно-правовую организацию жизни людей или на отдельные явления правовой действительности.
Теория государства и права изучает общие закономерности, которые распространяются на систему государственно-правовых отношений, а также специфические закономерности, которые действуют в определенных временных и пространственных пределах (например, применительно к одному типу государств или правовых систем).
Безусловно, что такое понимание теории государства и права не является универсальным и общепризнанным. Об это свидетельствует само наименование наук, изучающих сходную проблематику в других странах. В разное время и в разных странах употреблялись и употребляются различные названия юридических наук, изучающих общие (фундаментальные) вопросы государства и права. К таким наукам относятся:
1. Энциклопедия права. Термин «энциклопедия» (греч.) означает круг наук, необходимых для общего образования. При этом под энциклопедией издавна понималось систематическое обозрение человеческих знаний. Энциклопедия права – это краткий очерк развития всех юридических наук. Своего рода «энциклопедией права» являются «Основы теории государства и права», изучаемые на первом курсе юридических факультетов. Одним из первых учебников в данной области явилась «Универсальная энциклопедия права» Гунниуса, изданная в 1638 году. Гунниус впервые употребил и термин «Энциклопедия права». В России соответствующая учебная дисциплина впервые начала преподаваться в XVIII веке в Московском университете немецкими юристами. В начале XIX века вышли первые русские работы по энциклопедии права.
2. Социология права.Социологии права большое внимание уделялось в дореволюционной России. В юридической литературе советского периода долгое время считалось, что теория государства и есть подлинная социология права, ибо она использует методы материалистического и диалектического материализма. При этом считалось, что любая общественная наука имеет свою социологическую часть, т.е. конкретный круг проблем.
В других странах, которые мы называли социалистическими, издавались работы по социологии права. Например, специалистам хорошо известна работа венгерского юриста Кальмана Кульчара «Основы социологии права», изданная в 1976 году (в русском переводе в 1981 году).
Большое распространение социология права получила в США, а также в школах так называемого свободного права в Европе. Говоря несколько упрощенно, в основу социологической юриспруденции положен простой принцип: «ход вещей всегда сильнее хода идей. Многие американские юристы проводят различие между «правом в книгах» и «правом в действии», они выдвигают на первый план изучение правовой практики, т.е. «права в действии. В социологических доктринах права можно выделить множество направлений: позитивно-социологические, прагматико-социологические, теории «юридического реализма», «социологического идеализма», «социального интереса» и др.
В основу социологии права положена идея познания социальной действительности, в том числе правовой действительности, стремление найти структурную связь нормы права с функционированием и развитием общественных отношений (например, от полной свободы договоров к их государственному регулированию).
3.Философия права.Различный смысл вкладывается в понятие «философия». В буквальном переводе с греческого оно означает «любовь к мудрости». В античные времена под философией понимали науку, которая объединяет отдельные познания. Так, у Аристотеля философия включает в себя и математику, и физику, и этику, и поэтику. Он различал теоретическую (умозрительную) философию, цель которой знание ради знания; практическую, цель которой – знание ради деятельности; творческую, цель которой – знание ради творчества. Кроме того, он выделял так называемую первую философию, которую древние его комментаторы назвали метафизикой, потому что она следовала за физикой. Предмет метафизики – это изучение основ или принципов всего существующего. Поэтому применительно к древности слова «метафизика» и «философия» употребляются как синонимы.
Позднее под философией стали понимать особое знание, знание сверхчувственное, познание помимо чувственного опыта. При таком понимании в каждом предмете может быть две науки: эмпирическая, т.е. основанная на опыте, и философская, основанная на сверхчувственном познании. Например, наряду с эмпирическим естествознанием появилась философия природы.
Подобный метод познания постепенно проник и в правоведение. Примерно в XVII веке образуется особая наука – философия прав. В развитии этой науки выделяются два направления. Одно направление изучало так называемое положительное право, т.е. законодательство той или иной страны. Другое направление исходило из того, что существует неизменное, вечное естественное право, которое должно быть в идеале основой всего положительного права. Естественное право обусловлено природой людей как разумных существ. Это естественное право абсолютно, неизменно, не зависит ни от времени, ни от места.
Если попытаться определить философию права одной фразой, то она сформулирована в вечном вопросе: «Что такое право?». Интерес к философии права всегда возникал на переломных этапах развития человеческого общества. Сегодняшние споры и рассуждения о правовом государстве, о сущности права, о приоритете общечеловеческих ценностей в правовом регулировании, о справедливых законах – это и есть очередное возрождение философии права. Если кто-то желает более глубоко понять, что такое философия прав, – берите русские дореволюционные учебники и изучайте их. И очень скоро вы поймете, что вся наша новая «философия права» – это жалкая интерпретация русских дореволюционных юристов плюс компилятивное изложение более или менее современных зарубежных исследователей права.
4. Общая теория права. Такое название было принято во второй половине XIX века в русской юридической литературе и сохранилось до наших дней. Многие современные учебники так и называются «Общая теория права» В общей теории права исследуются все те понятия, которые лежат в основании отдельных юридических наук.
В структурном отношении все правовые науки можно условно разделить на три части. К первой относятся юридические науки исторического профиля (история государства и права, история политических и правовых учений); ко второй – отраслевые юридические науки (государственное право, уголовное права, гражданское право и др.); третью часть образуют прикладные юридические науки (судебная медицина, судебная психиатрия, криминалистика, судебная статистика и др.).
Вопрос о том, является ли теория государства и права единой наукой или существует самостоятельно «теория государства» и «теория права» неоднократно обсуждался в научной литературе и остается дискуссионным.
Теория государства и права, опираясь на достижения отраслевых наук, изучает лишь то общее, что свойственно всем отраслевым наукам. По отношению к ним теория государства и права выступает как общеметодологическая наука. Именно в теории государства и права разрабатываются основные категории и понятия, без которых невозможно изучение отраслевых наук.
С глубокой древности существует иная классификации права, согласно которой право подразделяется на «публичное» и «частное». Частное право охватывает частные, индивидуальные интересы, дела отдельных лиц, публичное – сферу общегосударственных дел, общегосударственных интересов. К публичному праву относятся такие отрасли, как государственное право, конституционное право, уголовное и уголовно-процессуальное право, административное право.
Основу частного права составляет гражданское право или цивильное право. В 1917 году была предпринята попытка вообще отказаться от права и руководствоваться «революционным правосознанием». Публично частное право приняло форму декретов, постановлений ЦИК и Совнаркома, была принята даже Конституция РСФСР 1918 года. Однако, все эти документы имели не столько юридическое, сколько политическое значение. При переходе к нэпу возник вопрос о гражданском законодательстве, в 1922 году был принят Гражданский кодекс РСФСР. Однако гражданское законодательство не стало частным правом. В основу регулирования гражданских правоотношений был положен ленинский тезис о том, что «мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное».
Сегодня снова заговорили о возрождении частного права, о строгом разграничении публичного и частного права. Например, известный юрист Алексеев С.С., который еще совсем недавно утверждал, что марксистско-ленинская общая теория права качественный скачок в развитии правовой мысли, а теперь полагает, что лишь частное право создает благоприятную и надежную среду для развития частной собственности, предпринимательства, частной инициативы, обеспечивает свободу и высокий статус человека. По его мнению, публичное право – это действительно удел суверенных государств. А вот частное право, непосредственно основанное на естественных неотчуждаемых правах человека, это право принципиально, по природе своей единое, более того – право всемирное. Общее экономическое пространство предполагает единое правовое регулирование рыночных отношений.
Однако, независимо от того, будем ли мы подразделять право на публичное и частное или нет, останется наука, которая призвана изучать фундаментальные и общеметодологические вопросы права, которая будет интегрировать знания, накопленные отраслевыми науками.
Обычно в учебниках предмет и методология общей теории государства и права определяются через два ключевых слова: «что» и «как», то есть что изучает и как изучает. Однако такой подход дает самое поверхностное и упрощенное представление о предмете и методологии общей теории государства и права.
Прежде всего, необходимо отличать предмет общей теории государства и права как учебной дисциплины и предмет общей теории государства и права как науки. Предмет общей теории государства и права как учебной дисциплины – это определенный круг знаний, образующий особую дисциплину преподавания.
В этом аспекте предмет общей теории государства и права определяется достаточно легко, так как он строго очерчен в программе курса общей теории государства и права.
Сложнее определить предмет общей теории государства и права как самостоятельной юридической науки. Для этого необходимо сначала разобраться в том, что означают понятия «предмет науки» и «объект науки». Предмет науки – это категория, которая обозначает некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе научного познания. Или проще, предмет науки – это то, на что направлена мысль в процессе научного познания. Необходимо различать понятия «предмет науки» и «объект научного познания». Объект научного познания – это то, что подлежит научному изучению. Объекты научного познания могут совпадать в различных науках. Предмет всегда различен. Например, объектом изучения является государство и право в таких науках, как история государства и права, история правовых учений, общая теория государства и права, социология права и т.д. Вместе с тем предметы этих наук, то есть то, на что направлена мысль при исследовании государства и права в этих науках, различны.
Противопоставление предмета и объекта является относительным. Основное структурное отличие заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки изучаемого объекта с точки зрения данной науки. Например, с точки зрения истории государства и права главным и наиболее существенным является то, что было в реальности в определенный промежуток времени, то есть каким было государство и право в пространстве и во времени. С точки зрения истории правовых учений главным является представления отдельных мыслителей о государстве и праве, независимо от того совпадали лих эти представления с реальной действительностью. С точки зрения общей теории государства и права главным является сущностные характеристики государства и права.
При определении предмета общей теории государства и права нельзя ограничиться лишь указанием на закономерности развития государства и права.
Во-первых, дискуссионным является вопрос о том, существуют ли вообще эти закономерности. Для марксистской общей теории государства и права этот вопрос бесспорен. Да, существуют общие законы развития общества, государства и права. Для других направлений политической и правовой мысли ответ на этот вопрос не так очевиден. Например, цивилизационный подход к проблемам общественного развития исходит из того, что существовали различные цивилизации, в том числе такие, которые не знали ни государства, ни права. Этот подход соответствует определенным историческим фактам.
В течение тысячелетий существовали и успешно функционировали общества, в которых не было права и даже государства.
Во-вторых, большая часть проблематики общей теории государства и права вообще не относится к объективным законам общественного развития и относится к догматической юриспруденции, основу которой составляет господствующее авторитетное мнение ученых-правоведов. Сами эти мнения являются объектом изучения общей теории государства и права в форме высказанных суждений, понятий, категорий, концепций, доктрин и т.д.
Таким образом, сказанное можно резюмировать следующим образом. Предмет общей теории права – это сущностные свойства государства и права в их понятийно-терминологическом выражении. Другими словами, при исследовании государственно-правовой действительности мысль направлена на изучение таких аспектов государства и права, которые позволяют определить их сущность и сформулировать основные, общие для всей юридической науки, понятия, категории и термины. В конечном счете, все исследования в области общей теории государства и права сводятся к определению этих основополагающих понятий.
Общая теория государства и права по своему содержанию характеризуется широтой проблематики, многоаспектностью рассматриваемых вопросов. Поэтому ее изучение предполагает определенную поэтапность, последовательность усвоения знаний. С некоторой долей условности можно выделить несколько уровней познания общей теории государства и права.
Первый уровень – понятийно-терминологический, предполагает знание основных понятий, терминов, которыми оперируют науки о государстве и праве. Понятия выражаются словами, следовательно, прежде всего, необходимо знать точный смысл слов и выражений, которые употребляются для обозначения юридических терминов и понятий. Такое знание включает в себя два элемента: этимологию слова и семантику слова. Проще говоря, необходимо знать происхождение слов, обозначающих понятия, и многообразный смысл этих слов. Например, слово «государство» появилось лишь в средние века, вместе с тем оно употребляется в современной литературе для характеристики государственности более ранних периодов политической истории человечества. В методологическом плане это влечет за собой серьезные ошибки, особенно в трактовке высказываний античных авторов, когда греческие слова и термины переводятся на язык современных понятий. Например, слово «демократия» в буквальном переводе с древнегреческого означает «власть народа», «народовластие», однако, в современном политическом словаре оно употребляется для обозначения господства большинства, для характеристики состояния политической свободы в обществе, политических режимов современного государства, форм и методов управления в негосударственных организациях.
Смысл политико-правовых терминов может быть весьма далек от этимологического значения слова. Например, слова «капитал», «капиталист», появившиеся в лексиконе ростовщиков и спекулянтов на первых европейских биржах как жаргонные словечки, со временем получили совершенно иной концептуальный смысл.
Слова, обозначающие понятия, как правило, имеют несколько значений. Кроме того, одно и тоже слово может употребляться для обозначения различных понятий, и наоборот, одно понятие может иметь различные наименования, тем более в разных языковых системах. Например, слово «закон» в современном русском языке имеет следующие значения: 1) связь и взаимосвязь каких-нибудь явлений объективной действительности (законы общественного развития, закон больших чисел); 2) нормативный акт, принимаемый высшим органом государственной власти или путем референдума, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения (конституция – основной закон, кодекс законов о труде); 3) общеобязательное правило, то, что признается обязательным (законы нравственности, неписаные законы, план – это закон).
Анализируя юридический текст, студент должен свободно ориентироваться не только в мире слов, но и в мире понятий, терминов, специфичных для каждой науки или отрасли знаний. Понятие является одной из основных познавательных форм любой науки, в том числе и теории государства и права. Интеллектуальная деятельность в сфере юриспруденции возможна лишь в форме понятий. Вместе с тем большинство людей оперирует не понятиями, а представлениями или при помощи иных форм чувственного познания (ассоциаций, образов, восприятий и др.).
Каждый человек имеет определенное представление о государстве, праве, законе, но далеко не каждый обладает знаниями, достаточными для того, чтобы свободно владеть названными понятиями. Социологические исследования показывают, что только незначительная часть населения правильно употребляет такие слова (понятия), как «демократия», «право», «закон», «частная собственность», «суверенитет».
Понятие раскрывается при помощи определения, которое может иметь форму текстовой конструкции (дефиниции) или описания существенных признаков предмета (явления).
Таким образом, первичный уровень изучения теории государства и права – это знание понятий и терминов в виде дефиниций (определений), умение выделять существенные признаки того или иного понятия.
Второй уровень – концептуально-теоретический, предполагает изучение основных учений о государстве и праве и основополагающих государственно-правовых институтов. Здесь важно понять, что общая теория государства и права состоит из множества концепций. Многие юридические термины и понятия, словно хамелеоны, меняют свой смысл в зависимости от того, в контексте каких учений они употребляются. Даже некоторые ключевые понятия общей теории государства и права не имеют четкого и однозначного смысла.
Третий уровень познания теории государства и права предполагает критический анализ всего того, что было изучено прежде. На основе собственного мышления необходимо осознать, что многие понятия лишь приблизительно отражают объективную действительность, многие из них обусловлены идеологическими или конъюнктурными соображениями. Критическому анализу необходимо подвергнуть те догмы и ортодоксальные взгляды, которые прежде воспринимались как единственно правильные суждения. И когда будет достигнут это уровень, можно с полным правом повторить парадоксальные слова Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Обычно эти слова Сократа понимаются не глубоко и упрощенно: я ничего не знаю, да и знать ничего нельзя. Вместе с тем истинный смысл этих слов совсем иной: кто познал свое незнание, тот уже нечто знает и может знать больше; ты не знаешь – так узнай; не обладаешь истиной – ищи ее. Слова Сократа направлены против самомнения, самодовольного невежества и мнимого знания, которым удовлетворяется большинство людей. Как сказано в евангелие от Матфея: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Если перефразировать слова из евангелие от Матвея: блаженны алчущие и жаждущие знаний, ибо они насытятся). После беседы с одним мудрецом Сократ подумал: за мною все-таки то преимущество, что, в то время как он ничего не знает, но думает, что знает, я точно так же ничего не знаю, но вместе с тем сознаю, что я ничего не знаю.
Студенты, которые обучаются в системе открытого образования по экономическим специальностям, как минимум, должны изучить общую теорию государства и права на понятийно-терминологическом уровне, а также знать основополагающие концепции государства и права.