Лекция 1. Предмет и методология общей теории государства и права
А.Т.Широков
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Курс лекций
Минск
УДК 34.01(076.6)
|
Ш26
Серия основана в 2001 году
Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
ã | Широков А.Т., 2005 | |
ISBN 985-457-347-8 | ã | Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005 |
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.. 6
Лекция 1. Предмет и методология общей теории государства и права 6
Предмет общей теории государства и права. 6
Методология общей теории государства и права. 18
Контрольные вопросы к теме № 1. 29
ТЕМА 2. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.. 30
Лекция 2. Теории происхождения государства. 30
Методологические подходы к проблеме происхождения государства 30
Основные теории происхождения государства. 35
Контрольные вопросы к теме №2. 53
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ВЛАСТЬ.. 54
Лекция 3. Государство и государственная власть. 54
Сущность и понятие государства. 54
Государственная власть и ее основные свойства. 65
Контрольные вопросы к теме №3. 77
ТЕМА 4. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ИСТОРИЯ ИДЕЙ
И СОВРЕМЕННОСТЬ.. 78
Лекция 4. Правовое государство: история идей и современность 78
Историческое развитие идей правового государства. 78
Философско-правовое содержание доктрины правового государства 82
Реализация идей правового государства в законодательстве современных государств. 98
Контрольные вопросы к теме №4. 102
ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА: МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ.. 103
Лекция 5. Понятие и определение права: многообразие подходов 103
Теоретико-методологические проблемы определения понятия права 103
Определение права по источнику происхождения юридических норм 112
Определение права по содержанию прав и
обязанностей. 114
Определение права через философские категории (свобода, нравственность, справедливость,
равенство и др.) 115
Контрольные вопросы к теме №5. 120
ТЕМА 6. УЧЕНИЕ О ЕСТЕСТВЕННОМ ПРАВЕ.. 121
Лекция 6. Учение о естественном праве. 121
Общая характеристика доктрины естественного права. 121
Генезис естественного права. 125
Основные версии естественного права. 128
Космологическое естественное право. 128
Теологическое (теономическое) естественное право. 130
Рационалистическое естественное право. 133
Антропологическое естественное право. 136
Контрольные вопросы к теме №6. 138
ТЕМА 7. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 139
Лекция 7. Правонарушение и юридическая ответственность. 139
Понятие и юридический состав правонарушения. 139
Виды правонарушений. 147
Понятие и виды юридической ответственности. 152
Виды юридической ответственности. 158
Контрольные вопросы к теме №7. 161
ТЕМА 8. ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО
МИРА.. 162
Лекция 8. Правовые системы современного мира. 162
Проблемы классификации правовых систем.. 162
Романо-германская правовая система. 170
Англосаксонская правовая система. Система общего права. 181
Религиозные и традиционные правовые системы.. 189
Мусульманское право как разновидность религиозного права. 192
Иудейское право. 197
Контрольные вопросы к теме №8. 206
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.. 207
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 209
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Лекция 1. Предмет и методология общей теории государства и права
Основные понятия:
социальные науки; предмет науки; закономерность; энциклопедия права; социология права; философия права; догма права; юридическая техника; публичное и частное право; метод; методология; технический прием исследования; рационализм; эмпиризм; диалектика; метафизика; идеализм; материализм; анализ; синтез; дедукция; индукция; абстракция; аналогия; система.
ТЕМА 2. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Лекция 2. Теории происхождения государства
Основные понятия:
государство; теократическая теория; патриархальная теория; договорная теория; органическая теория; теория насилия; историко-материалистическая теория; патримониальная теория; ирригационная (гидравлическая) теория.
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
ТЕМА 4. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ИСТОРИЯ ИДЕЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Генезис естественного права
Естественно-правовое мышление зародилось в Древней Греции, хотя сам термин «естественное право» не употребляется в оригинальных источниках древнегреческих авторов. В греческом языке не было слова адекватного современному понятию права или эквивалентного латинскому слову «jus» (право). Для анализа естественно-правовой проблематики древние греки использовали слова «дике», «номос», «темис», которые соответственно переводятся: dike – порядок, справедливость; nomos – закон; themis – обычай. Поэтому о праве применительно к этому историческому периоду можно говорить в смысле совокупности этических правил, воплощающих в себе начала справедливости, законности, правосудия, благоразумного законодательства и т.п. В течение столетий смысл названных слов постепенно изменялся, например, слово «номос» могло означать божественный закон, человеческий закон, закон природы, собственно юридический закон. Однако, уже в шестом веке до н.э. понятие «номос» стало противопоставлено понятию «физис», которое означало природу и естественную сущность человека как части природы. По существу из этого противопоставления возникает идея естественного права.
В древнегреческой философии не было различия понятий закона в естественно-научном и юридическом значении, однако практически все философы этого времени различали законы, которые относятся к природе в целом, включая и человека, и законы, установленные людьми, которые могли отклоняться от законов природы.
Таким образом, порядок отношений между людьми определялся, с одной стороны, законами природы, божественной волей, высшим разумом; с другой стороны, человеческими обычаями или ими же установленными законами. Естественные законы рассматривались как вечные, неизменные, незыблемые и, соответственно, как приоритетные по отношению к человеческим законам. Некоторые греческие философы (софисты) высказывали мысль о том, что все юридические законы обязаны своим происхождением произвольным человеческим установлениям, поэтому они всегда условны и относительны. Однако, и в подобных суждениях сохраняется, хотя и форме отрицания, противопоставления законов природы и человеческих законов.
Римские философы и юристы придали естественно-правовому мышлению еще большую практическую направленность. Они подразделяли частное право на три части: естественное право (jus naturale), право народов (jus – gentium) и право цивильное (jus civile). Под естественным правом они понимали право справедливое, доброе, вечное, которое присуще не только человеческому роду, но и, по мнению известного римского юриста Ульпиана, всему живому. Причем понималось это буквально в том смысле, что и животные обладают знанием этого права. Под правом народов римские юристы понимали часть естественного права, общего для всех людей. Цивильное право – это само римское право как часть писаного и неписаного частного права. Таким образом, в римском праве появляется сам термин «естественное право», однако понятие естественного права неразрывно связано с действующим правом как его составная часть. Естественное право римских юристов представляло собой действующее право, которое, будучи обусловлено самой природой, отличается необходимостью и всеобщностью, в отличие от других законов, которые носят печать условности и относительности.
В античной философии можно обнаружить идейные истоки практически всех более поздних концепций естественного права (теологического, рационалистического, естественного права с изменяющимся содержанием и др.) В то же время, важно подчеркнуть, что указанные проблемы рассматривались в рамках этического учения о справедливости, а собственно правовая проблематика не выделялась в качестве самостоятельного объекта исследования. Учение о справедливости нельзя рассматривать как альтернативу естественному праву, между ними много общего. В то же время нельзя и отождествлять этическое и правовое направление научных исследований.[26]
Естественно-правовое мышление сформировалось окончательно лишь тогда, когда установилось четкое различие между правом, каким оно должно быть, и реально действующим правом. Таким образом, естественно-правовая проблематика включает в себя два аспекта: 1) обусловленность правовых норм естественной необходимостью, 2) противопоставление права как совершенных идеальных норм – произвольным нормам действующего права.
Как отмечал известный русский правовед П.И.Новгородцев, «издавна концепция естественного права имела двоякий состав: она покоилась на практическом требовании более совершенного права и на теоретическом наблюдении естественной необходимости известных правоположений. Эти два элемента могли поддерживать друг друга, но не могли быть сведены один к другому: в первом случае естественное право ставится над положительным, во втором оно является лишь известной частью положительного. В историческом развитии естественно-правовой доктрины можно постоянно наблюдать эту двойственность его концепции».[27]
Виды правонарушений
По характеру общественной опасности и юридическим свойствам правонарушения делятся на преступления и проступки. Понятие преступления дано в статье 11 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания.
Не являются преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности, не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению. Малозначительным признается деяние, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам. Такое деяние в случаях, предусмотренных законом, может повлечь применение мер административного или дисциплинарного взыскания.
Преступления, в зависимости от характера и степени общественной опасности, подразделяются на преступления, не представляющие большой общественной опасности, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие.
К преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, относятся умышленные преступления и преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное более мягкое наказание.
К менее тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше шести лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет.
К тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двенадцати лет.
К особо тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет, пожизненного заключения или смертной казни.
К проступкам относятся все правонарушения, кроме преступлений. В зависимости от того, в какой сфере общественных отношений проступки были совершены, от вида нарушенных норм права, от характера общественного вреда и применяемых санкций выделяют следующие виды правонарушений: административные, дисциплинарные и гражданско-правовые. Понятие административного правонарушения сформулировано в ст.9 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП). Им признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает в том случае, если правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. В этой статье КоАП содержатся общие признаки, присущие всем административным правонарушениям. Ими являются: а) общественная опасность; б) противоправность; в) виновность; г) наказуемость деяния.
Дисциплинарный проступок представляет собой деяние, нарушающее внутренний распорядок предприятий, организаций, учреждений, за которое предусмотрено дисциплинарное взыска-
ние. Санкции за совершение таких проступков содержатся в ведомственных (уставах, положениях, инструкциях), локальных (например, в приказах) и иных нормативных актах. Так, Трудовым кодексом Республики Беларусь предусматриваются такие дисциплинарные взыскания за нарушение трудовой дисциплины, как замечание, выговор, увольнение. К дисциплинарным проступкам относятся такие правонарушения, как опоздание на работу, прогул, нарушение правил по охране труда, невыполнение служебных обязанностей и т.д.
Гражданско-правовой проступок представляет собой правонарушение (деликт), совершенное в сфере гражданского оборота, т.е. в сфере имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Санкцией в строгом смысле этого слова при совершении гражданско-правового деликта является неустойка (штраф, пеня), то есть определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Гражданско-правовой деликт также сопряжен с правовосстановительными мерами защиты, направленными на возмещение нанесенного имущественного вреда, отмену незаконных сделок, восстановление нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. Гражданские деликты делятся на договорные и недоговорные. К договорным относятся деликты, связанные с нарушением договорных обязательств: их неисполнением или ненадлежащим исполнением. К недоговорным относятся деликты, связанные с вредом, причиненным личности или имуществу физического лица, либо с вредом, причиненным имуществу юридического лица.
В заключение следует сказать, что понятие «правонарушение» – это сложная социологическая, философско-правовая и формально-юридическая категория. С социологической точки зрения правонарушения не только вредны, но и в определенной мере полезны для общества. Такой взгляд на социальную природу правонарушений содержится в трудах знаменитого французского социолога Э.Дюркгейма. Он полагал, что поскольку не может быть обществ, в которых индивидуумы не отличались в большей или меньшей степени от среднего коллективного типа, и, следовательно, не совершали бы деяний, характеризуемых большинством как преступные. Вместе с тем, чтобы был возможен социальный прогресс, индивидуальность должна иметь возможность выразить себя. Такие деяния будут восприниматься обществом как нарушение морали или закона. Однако, по мнению Э.Дюркгейма, очень часто правонарушение (преступление) является лишь предчувствием морали будущего, шагом к тому, что предстоит. Э.Дюркгейм ссылается на широко известный пример с Сократом, который лишь формально был преступником. Согласно законам Афин Сократ был преступник, и его осуждение имело бесспорное основание. Однако, вменяемое ему в вину преступление, а именно независимость мысли, послужило на благо не только человечеству, но и его собственной стране. Оно помогло сложиться новой морали и вере, в которой нуждались жители Афин, ибо традиции, в соответствии с которыми они жили до этого, не соответствовали более существовавшим условиям жизни. Случай с Сократом не единственный; такого рода случаи периодически повторяются в истории. Свобода мысли, которой мы пользуемся ныне, была бы невозможна, если бы запрещавшие ее правила не нарушались вплоть до того момента, когда они были торжественно отменены.
В философско-правовой литературе неоднократно высказывалось суждение, что не будет правонарушением деяние, совершенное во имя права. Такая точка зрения изложена известным ученым-правоведом и государствоведом И.А.Ильиным в работе «О сущности правосознания». Он попытался по-новому решить старинную дилемму: можно ли, исходя из высоких моральных принципов, нарушить плохой закон, будет ли такое деяние правонарушением не формально только, а по существу? И.А.Ильин полагал, что нарушение позитивного права возможно при соблюдении следующих условий.
Во-первых, если все иные средства борьбы за обновление неверного права уже использованы, исчерпаны и не привели к необходимому результату.
Во-вторых, если это решение приемлется не из чисто личных или своекорыстных побуждений, но из воли к общему благу; правосознание видит в создании и поддержании правопорядка дело великой – духовной и общей – необходимости, а не индивидуальной пользы.
В-третьих, если это решение проистекает из нормального правосознания, то есть из воли к цели права. Тогда это правонарушение теряет свой обычный праворазрушительный характер; оно проистекает не из воли к бесправию и не из недостаточной воли к правопорядку, но из глубокой и целостной воли к праву; оно направлено не против права и правопорядка, но стремится создать более близкое к естественному положительное право.
В-четвертых, если это линия поведения нарушает только определенные постановления положительного права, но не стремится разрушить его целиком.
В-пятых, если это деяние нарушает только те положительные нормы, которые поддерживают неотменимость или неизменимость неправого права.
В-шестых, наконец, если это деяние нарушает только неправые нормы положительного права, но не нарушает естественных прав человека.
Вместе с тем И.А.Ильин приходит к выводу, что и такие нарушения права с формально-юридической точки зрения представляют собой правонарушения, которые подлежат суду и могут быть квалифицированы как преступления.
Иудейское право
Иудейское право является одной из древнейших религиозных правовых систем, существующих в современном мире. Оно действует на протяжении более чем двух тысяч лет. Некоторые авторы считают, что иудейское право существует более трех тысячелетий.
Иудейское право – это система социальных норм, принципов, религиозных толкований, обычаев и традиций еврейского народа, которые существенно отличаются от всех других правовых систем. Главный отличительный признак иудейского права – бескомпромиссно-отрицательное отношение древних иудеев к чужой религии, а вместе с тем и к ее носителям – «языческим народам» не могло не вызвать соответствующей реакции этих народов по отношению к евреям. Неприятие и отторжение иудейской религии, правил общежития и обычаев иудеев нередко сопровождалось ограничением их в правах и гонением. А это в свою очередь консолидировало еврейский народ.
Во многих европейских странах в средние века был издан целый ряд нормативных актов, которые резко ограничивали права евреев, проживающих на их территории. Например, в Испании в 1492 году был издан декрет, по которому все евреи изгонялись из страны под угрозой смерти и потери имущества. В целях соблюдения чистоты католической веры и искоренения «иудейской ереси» христианам вменялось в обязанность доносить на всех тех, кто посещает синагоги, совершил обрезание, съел то же мясо, что и евреи, или сидел за их столом. 3а несоблюдение этих правил грозило суровое наказание: изгнание из страны, смерть и потеря имущества. В Португалии в это время декретом короля предписывалось запретить иудейский культ, закрыть все синагоги, а евреям было предложено или принять католическую веру или немедленно покинуть пределы Португалии. В России евреям предписывалось жить только на определенной территории. В отношении их существовала так называемая черта оседлости, в пределах которой они проживали и свободно передвигались. Правом свободного передвижения по всей России обладали только евреи, окончившие университет или купцы первой гильдии.
Другой отличительный признак иудейского права – это преимущественно императивный характер, преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений обязанностей по сравнению с правами и свободами субъектов иудейского права.
Несоблюдение обязанностей влекло за собой, как правило, поощрительные санкции.
Поощрительные: 1) я дам вам дожди в свое время и земля и деревья полевые дадут плоды свои; 2) вы будете есть хлеб свой досыта и будете жить на земле своей безопасно; 3) пошлю мир на землю вашу; 4) сгоню лютых зверей с земли вашей и т.д.
В принудительных санкциях совсем другие интонации звучат из уст Моисея для тех, кто не соблюдает указанные обязанности: 1) пошлю на вас ужас, чахлость и горячку от которых истомятся глаза и измучится душ, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их; 2) пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш; 3)наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; 4)города ваши сделаю пустынею; 5) рассею вас между другими народам и т.д. И в заключение: И погибнете вы между народами, и пожрет вас земля врагов ваших.
Следующий отличительный признак иудейского права – это его объединительная функция, связанная с формированием еврейского сообщества. Религиозная идея заключения договора между Богом и иудейским народом на горе Синай имело общественное звучание: сыновья Израиля являются избранниками Бога, осознание ими своей принадлежности к Яхве, вера в общего Бога превращают их в единый народ. Соблюдение одних и тех же законов, возникших на одной и то: же религиозной основе, объединяло иудеев между собой, независимо от того, проживали ли они на своей исторической родине или в других странах.
Достоевский называл и другие причины и факторы единения иудеев – существование так называемого государства в государстве. В подтверждение своей мысли Ф.М.Достоевский ссылается на одну из заповедей, обращенную к иудеям: «Выйди из народов и составь свою особь и знай, что с сих пор ты един у Бога, остальных истреби, или в рабов обрати, или эксплуатируй. Верь в победу над всем миром, верь, что все покорится тебе. Строго всем гнушайся и ни с кем в быту своем не сообщайся. Вот суть идеи этого государства в государстве, – делал вывод Достоевский.
Можно ли говорить о том, что высказывания древних еврейских пророков устарели и не оказывают влияния на современное иудейское право. Нет, такая точка зрения будет неверной. Даже в декларации независимости Израиля, принятой в 1948 году, закреплено положение: «Государство Израиль основано на принципах свободы, справедливость и мира в их понимании израильскими пророками».
Отличительным признаком иудейского права является его рациональный характер. Мусульманство можно принять, еврей может принять, например, христианство. Иудеем нельзя стать, им можно только родится. Иудейское право не претендует на универсальную или территориальную законность. Оно является персональным правом каждого и всех евреев, независимо от их места постоянного проживания, гражданства и даже веры. Ибо еврей даже тогда, когда он принимает другую веру, все равно остается евреем, хотя он может при этом утратить определенные права.
Основные источники иудейского права.Будучи религиозным по своей природе и характеру, иудейское право имеет и соответствующие этой природе источники. Главным источником иудейского права является Библия (в переводе с греческого – книга). Она представляет собой сборник разновременных и разнохарактерных религиозных сочинений VIII в. до н.э. – II в. н.э., включает мифы о сотворении мира, исторические повествования, отражающие в себе разнообразные социальные, политические и этические воззрения и нормы. По своей структуре Библия распадается на две основные составные части: Ветхий Завет, в состав которого вошли священные книги, которые были написаны до пришествия Христа и лишь пророчески его предизображали; Новый Завет, состоящий из книг, которые возникли уже после пришествия в мир Спасителя. Ветхий и Новый Завет складываются из книг, которые делятся на главы, а последние на стихи.
Источником иудейского права является только Ветхий Завет, который нередко называют еврейской библией. Как известно, христиане признают в качестве Библии Ветхий и Новый Завет. Книги Ветхого Завета делятся на три группы книг. В первую группу книг входят книги Моисея, центральное место в которых отводится законам и правилам жизнедеятельности иудеев. Эту группу священных книг чаще всего называют Пятикнижием Моисея или же Торой. Тора выступает в качестве самостоятельно источника иудейского права. Две другие группы книг носят пророческий и этическо-назидательный характер.
Тора разделяется на пять книг, очевидно, по техническим причинам, так как содержание книги не умещалось на одном свитке. Каждая из них отличается не только своим названием, но и содержанием.
Книга под названием «Бытие» повествует о сотворении мира из хаоса, о рождении человечества и «сынов Израилевых». Любопытно, что рассказ о бытие начинается с момента сотворения мира и человека как такового, в конечном же счете он сводится лишь к истории одного народа – израильтян. В этой книге речь идет не только о бытие как таковом, но и законах проживания и общения иудеев друг с другом.
Остальные книги Пятикнижия: 2) книга «Исход», повествующая об исходе иудеев из Египта; 3) книга «Левит» рассказывает о выделении из иудейского общества привилегированного колена Левитов, в обязанности которых входило отправление ветхозаветного культа; 4) книга «Числа» повествует об исчислении иудейского народа и указывает при этом на некоторые «богодарованные» иудеям через пророка Моисея законы; 5) пятая книга «Второзаконие» является фактически повторением изложенных в прежних священных книгах законов.
В юридической литературе Второзаконие рассматривается как самостоятельный источник иудейского права. Второзаконие содержит заповеди, которые по своему характеру и содержанию подразделяются на два вида: заповеди, устанавливающие обязанности человека перед Богом, и заповеди, регулирующие отношения людей друг с другом.
К числу первых относятся заповеди, запрещающие поклонение перед другими богами, требование не творить себе кумиров, запрещение произносить имя Бога своего напрасно, обязанность святить день субботний.
Ко второй группе заповедей относятся заповеди: почитай отца твоего и матерь твою, не убий, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, не желай жены ближнего твоего.
Не менее важное значение во Второзаконии, народу с заповедями, авторами Библии и ее толкователями, придается многочисленным и весьма разнообразным постановлениям и законам. «Вот заповеди, постановления и законы, – отмечается в связи с этим во Второзаконии, которые повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали так в той земле, в которую вы идете, чтобы овладеть ею».
С помощью законов и постановлений в иудейском обществе регулировались практически все сферы повседневной жизни и деятельности людей. Причем речь шла не только о нормах материального права, но и о нормах процессуального права. С помощью последних устанавливался, например, порядок организации и деятельности иудейских судов. «Если будет тяжба между людьми, – говорится во Второзаконии, – то пусть приведут их в суд и рассудят их, правого пусть оправдают, а виновного осудят». Своего рода процессуальные нормы закрепляли порядок сбора и представления в суде свидетельских показаний: «если кто убьет человека, то убийцу должно убить, по словам свидетелей, но одного свидетеля недостаточно, чтобы судить на смерть».
Законы и постановления, содержащиеся в Пятикнижии, нередко называют «Законами завета» или «Законами Моисея». Последнее должно означать, что автором этих законов, по преданию, исходивших от иудейского Бога ЯХВЕ, фактически является пророк Моисей. Вместе с тем некоторые философы, включая и еврейских, считали, что не все книги Ветхого завета написаны Моисеем. Подобные сомнения высказывает Гоббс, считавший Моисея автором лишь некоторых глав Второзакония; Спиноза называл авторство Моисея «необоснованным и абсурдным».
Одним из важнейших источников иудейского права является Талмуд. Талмуд – это собрание догматических по-своему характеру религиозных, правовых и этических положений и текстов, которые сложились в период с 4 в. до н.э. и вплоть до 5 в. н.э. Талмуд содержит не только священные тексты, но их толкование раввинами. Причем толкования раввинов имеют большую юридическую силу, чем сами священные тексты. В самом Талмуде сказано, что с большим вниманием необходимо относится к словам раввинов, чем к словам Завета, а грехи против Талмуда более тяжки, нежели против Библии.
Законами Талмуда регулируются браки, разводы, имущественные сделки, коммерческие операции, вся жизнь, вплоть до мельчайших деталей одежды и туалета.
Важным источником иудейского права являются религиозные традиции и обычаи. Они сложились в течение многих столетий существования иудейского права и продолжают оказывать на него, а вместе с ним и на израильское светское право значительное влияние и в настоящее время.
Среди источников иудейского права особую значимость имеет такой, необычный для других правовых систем источник, как «наследие». Наследие – это то, что переходит от одного поколения евреев к другому. В качестве примера можно привести стремление многих поколений евреев вернуться на свою историческую родину. Это что-то вроде естественного права иудеев, которое по времени предшествовало возникновению еврейского государства.
Одним из древнейших источников иудейского права является доктрина – писания еврейских богословов, философов относительно понимания и толкования библейских положений и текстов. В настоящее время роль доктрины как источника иудейского права значительно уменьшилась.
Основные принципы иудейского права.Среди составных компонентов иудейского права, равно как и права любой другой правовой системы, важную роль играют принципы права. Традиционно они выступают как основополагающие идеи и положения, которые лежат в основе процесса формирования и развития права, призывают всю систему права и в значительной роли предопределяют сущность, содержание и характер всего права.
Принципы иудейского права не содержатся в открытом и систематизированном виде ни в одном документе или источнике права. Но они достаточно легко распознаются и формулируются в процессе изучения самого права.
Прежде всего, необходимо выделить такой принцип иудейского права как принцип органического сочетания в данной правовой системе религиозного начала с этническим, а позднее, по мере формирования национального – с национальным началом. Этот принцип нашел отражение во многих правовых нормах. Например, первоначально запрещалось вступать в брак с чужеземками и чужеземцами. Согласно другому закону еврея нельзя было вечно держать в рабстве, жестоко обращаться с ним, в то время как в отношении иноземца это дозволялось. Евреям не дозволялось отдавать друг другу под проценты ни серебра, ни хлеба, ничего другого. Что же касается представителей других народов, то это даже поощрялось.
Одним из основных принципов иудейского права является принцип богоизбранности иудейского народа. Данный принцип в различных формах и вариациях прослеживается во многих священных книгах, законах и заповедях, составляющих основу иудейского права. Этот тезис-принцип выражается во многих формулах: «любит вас Господь», «евреи – великий народ, благословенный и угодный Богу»; «Я, Господь, Бог ваш, который отделил вас от всех народов» и т.д.
Еврейский бог Яхве обещал евреям города, которые он не строил, виноградники, которые он не сажал и многое другое, подчеркивая этим превосходство евреев над другими народами.
Заметную роль среди принципов иудейского права играет принцип поддержания верности Богу своему, «истинной вере» и своему народу. Конкретное выражение данный принцип находит, с одной стороны, в святости и непогрешимости иудейского права, а с другой – в приниженности других правовых систем и заведомой греховности неиудейских народов. Отголоски этого принципа слышны и в современном израильском праве. Например, закрепляя принцип свободы вероисповедания в стране, Уголовный кодекс Израиля предусматривает уголовную ответственность за переход из одной религии в другую и даже за искушение верующих одной религии перейти в другую религию.
Иудейское право как подсистема общей системы израильского права. В израильской и зарубежной юридической литературе иудейское право зачастую рассматривается как подсистема семейного, а также всего израильского права. Причем не только и даже не столько как органическая часть израильского права, но и как противоречащая ей или даже конфликтующая подсистема права. Проще говоря, между религиозной и светской системами права имеются существенные противоречия. Один израильский исследователь П.Шифман назвал такое положение «правовой шизофренией». Несмотря на это противоречие, догмы религиозного права лежат не только в основе значительной части текущего законодательства Израиля, но они оказывают также значительное влияние на процесс разработки и принятия конституционных законов. Как известно в Израиле нет писаной конституции. Объясняется это негативным отношением религиозных кругов, которые опасались снижения своего влияния на общественную и религиозную жизнь страны. Таким образом, в Израиле проблемы права и религии не формируются в конституционном порядке и не решаются.
В качестве колоритного примера противоречия между религиозным и светским правом Израиля можно привести такой пример, который касается термина «еврей». Согласно ортодоксальному иудейскому праву, евреем признавались только лица, рожденные матерью-еврейкой и лица, принявшие иудаизм как свою веру и не признающие какой-либо иной веры. В то же время по светскому праву Израиля, евреями являются дети и внуки евреев (т.е. мужа-еврея, супруг или супруга еврея, супруги детей евреев и супруги внуков-евреев).
Изучение церковного, канонического, мусульманского, иудейского права позволяет сделать следующие выводы:
· религиозные правовые системы не составляют единой правовой семьи. Они существенно различаются по содержанию и форме и чужды друг друга;
· религиозные правовые системы представляют собой переплетение права и религии, в них лишь условно можно выделить сугубо юридическую часть;
· с религиозным правом нельзя смешивать позитивное право конкретной страны;
· во многих религиозных правовых системах происходит вестернизация права. Особенно это касается конституционного, административного, трудового права. Все эти отрасли сохранили лишь небольшое число норм сугубо религиозного характера.
Контрольные вопросы к теме №8
1. Каковы основные критерии классификации правовых систем?
2. Каковы от