Основные черты права Древнего Вавилона
Древним источником права в государствах Двуречья был обычай. Наряду с обычаем весьма рано появляется и другой источник права - закон. Известны законы городов Ларсы, Эшнунны, Исина.
Одним из наиболее значительных этапов в развитии права следует рассматривать появление кодекса Хаммурапи. С именем Хаммурапи (1792-1750 гг. до нашей эры) связаны такие крупные мероприятия в государстве, как:
- объединение Северного и Южного Двуречья в Вавилонское государство;
- усовершенствование в масштабе всей Вавилонии ирригационной системы - реформа административного аппарата;
- упорядочение правосудия в стране.
Законы Хаммурапи
Представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282 статей. Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы - древней столице Элемского царства (территория современного Ирана). (Столб хранится в Лувре, копия - в Московском музее им. А. С. Пушкина).
Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному.
Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6-26 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26-39 говорят о земельных наделах воинов.
Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящены труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.
Правовое положение отдельных категорий населения
Свободное население Вавилона было неоднородным. Рабовладельцев можно разделить на две группы: авилум и мушкену.
- Авилум означает «муж» или «человек».
- Мушкену по оккадски означает «мелкий люд».
Последняя категория рабовладельцев занимала более низкое положение по сравнению с авилум. Предположительно мушкену были выходцы из южных частей страны, «подданные» царя. Ряд ученых считает, что мушкену условно владел участком царской земли за службу или повинности.
Обладатель имущества илку обязан был лично выполнять военную службу в пользу государства. В случае если он наймет заместителя, которого пошлет вместо себя на службу, то имущество переходило заместителю, а наниматель подвергался смертной казни (ст.26). Если воин попадал в плен, то участок и сад илку передавался взрослому сыну под условием несения службы. Если сын малолетен, то матери передавалось 1/3 поля и сада, чтобы она могла воспитать сына.
Земля была разделена между селениями (общинами). Общинная земля делилась на парцеллы, распределявшиеся между жителям данной местности – «соседями» во временное пользование по жребию.
Земля приобреталась без особых формальностей, составлялся документ, к которому продавец прилагал свою печать. Закон решительно защищал частную собственность: вору грозила смертная казнь, если он не в состоянии был уплатить установленные законом огромные штрафы.
Собственнику представлялось востребовать свою вещь у любого лица; в случае отказа владельца вернуть вещь, первый привлекал свидетелей. Если владелец не мог доказать добросовестность приобретения вещи, то подлежал смертной казни, как и продавец вещи. Если же истец не сумел доказать свое право собственности, он придавался смерти как клеветник.
Рабы-вердум - составляли собственность хозяина. Их продают, дарят, отдают взаймы, передают по наследству. Если в Египте основным источником права являлся военный плен, то в Вавилоне рабами становились не только чужеземцы, но и при определенных условиях и жители Вавилона. Правда, ст. 117 говорит о том, что рабство по задолженности - это срочное рабство, которое не может продолжаться более 3-х лет.
В Вавилоне рабу было предоставлено право владеть имуществом, а также совершать сделки в отношении своего имущества. Но после смерти раба имущество переходило хозяину.
Допускалось отпущение раба на волю, при этом происходила особая церемония- очищение его лба, т.е. удаления знака его рабского состояния.
Право собственности
В Вавилоне земля находилась в собственности государства, общины или частного лица. До нас дошли много документов о продаже домов, полей, садов, рабов и т. д. Государственные земли принадлежали дворцу. Часть этих земель царь передавал мелким землевладельцам за плату натурой (иногда даже с инвентарем), другую часть - представляет должностным лицам и воинам в вознаграждение за службу (иногда с жителями, домом и инвентарем) как имущество Илку.
Имущество Илку было изъято из оборота. В соответствии со статьей 40 кодекса Хаммурапи устанавливалось два исключения: его можно было продавать, во-первых, тамкарам; во-вторых, другим покупателям с тем, что покупатель принимает на себя уплату в казну сборов.
Обязательственное право
Обязательственное право знает:
- договорные обязательства;
- обязательства из причинения вреда.
Договоры исполнялись по образцам (формулярам) на глине, засушенной на солнце или обожженной на огне и превращенной в твердую таблетку.
Известны договоры: купли продажи и межличный и имущественный наем, заем, поклажа, поручение, товарищество, договор тамкара с шамалу (денежных людей - с торговыми агентами).
Обязательстваиз причинения вреда предусматривали возмещение причиненного вреда в случаях:
- нанесения ущерба ирригационным сооружениям;
- неосмотрительности пастуха, по вине которого скот пасся на чужом поле;
- порубке дерева в чужом лесу;
- столкновения судов (отвечал плавающий вверх по реке);
- ранение в драке;
- нечаянного убийства раба или рабыни.
Брак в Вавилоне заключался по договору, без которого он считался недействительным.
Уголовное право Вавилона
В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам.
Вместе с тем, закон сохраняет не мало пережитков первобытных отношений:
-ответственность за преступление всей территориальной общиной в случаях, когда личность преступника неизвестна (ст. ст. 23,24);
- ответственность детей за преступления, совершенные родителями (ст. ст. 116, 210, 230);
- изгнание преступника из данной местности или «из дома»;
- сохранение в ряде случаев принципа талиона «Равным за равное» (ст. ст. 196, 197).
За одно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания. Таким образом, право носило ярко выраженный классовый характер.
Законы Хаммурапи знают следующие виды наказаний:
- смертная казнь (более чем в 30 случаях);
- членовредительские наказания;
- телесные наказания (удары плетью);
- наложение знака бесчестил;
- изгнание из родной местности или дома;
- денежные взыскания;
- увольнение с должности с запрещением занимать ее в будущем.
Система преступлений содержит:
- должностные преступления (карается судья, изменивший приговор, получивший взятку штрафом в 12 кратном размере стоимости иска и лишается должности без права занятия ее в будущем);
- ложное обвинение, лжесвидетельство (карались смертной казнью);
- преступления против личности, нечаянное убийство (несет наказание в виде смертной казни виновного или его сына или дочери), убийство мужа женою (виновную сажали на кол);
- ответственность врача за неудачное лечение влекло членовредительское наказание, за другие преступления наказывались по принципу талиона;
- похищение малолетних детей (карается смертной казнью ст.14);
- преступления против собственности:
а) кража имущества из дворца или храма (ст. 8) (каралась смертной казнью);
б) кража домашних животных (возмещение в 30 кратном размере или, в случае неуплаты - смертная казнь) (ст. 8);
в) кража с взломом стены (наказывалась закапыванием вора у стены);
г) кража во время пожара (виновного бросали в огонь).
- преступления против семьи и половые преступления:
а) нарушение супружеской верности;
б) половая связь с близкими родственниками (связь матери и сына наказать, отца с дочерью - изгнанием отца);
в) сын, ударивший отца, лишался руки.