Для очной (на базе СПО) формы обучения
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по направлению подготовки(специальности) 40.03.01 «Юриспруденция» Бакалавр Учебно-методический комплекс по дисциплине |
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(актуализация 2017 г.)
Курс: 1
Семестры: 1,2
Форма обучения: очная
Срок освоения ООП по форме обучения: 4 года
Квалификация выпускника: бакалавр
Для набора 2017 г.
Москва, 2014
Составитель:
Власова Татьяна Валентиновна, доцент кафедры теории права, государства и судебной власти, к.ю.н., доцент
_______________
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности) 40.03.01 Юриспруденция
Программа обсуждена на заседании кафедры теории права, государства и судебной власти (протокол № 9 от 13 мая 2014г.)
Зав. кафедрой Ершов В.В., д.ю.н., профессор
_______________ «__» ________ 2014г.
Рабочая программа одобрена Учебно-методической комиссиейФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», протокол № __ от «__» ________ 2014г.
Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», протокол № __ от «__» ________ 2014г.
© Российскийгосударственный университет правосудия, 2014
© Власова Т.В., 2014
Оглавление
1.Цели освоения дисциплины
2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
3.Требования к результатам освоения дисциплины
4.Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины
6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8.Материально-техническое обеспечение дисциплины
1.Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Теория государства и права» являются: формирование представлений о государстве и праве, их формах, функциях, роли; усвоение фундаментальных понятий и категорий, необходимых для изучения отраслевых юридических дисциплин; формирование юридического мировоззрения и способности мыслить юридически, свободно использовать юридическую терминологию; приобретение навыков практического использования правовой информации, навыков работы с законодательством, практикой его толкования и применения;формирование юридического мышления и правовой культуры.
2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Теория государства и права относится к учебным дисциплинам базовой (обязательной) части профессионального цикла.Изучается студентами 1 курса в течение двух учебных семестров. Логическим продолжением «Теории государства и права» является учебная дисциплина «Практикум по общетеоретическим дисциплинам». «Теория государства и права» является фундаментальной и служит основой для изучения отраслевых и специальных дисциплин, ее структура и содержание тесно связаны с такими учебными дисциплинами как «Логика», «Философия», «Экономика», «Политология», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран».
Для освоения программы дисциплины «Теория государства и права» студент должен:
Знать:
· основные термины и понятия, полученные в общеобразовательном учреждении в рамках изучения предметов «Обществознание» и «Правоведение»;
· основные этапы развития государства и права.
Владеть:
· знаниями о закономерностях развития человечества в целом;
· умениями проводить аналитические исследования с привлечением различных источников информации.
Уметь:
· сопоставлять отдельные события и факты в их логической последовательности;
· выделять общие связи и зависимости на отдельных этапах развития того или иного социального явления.
3.Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины «Теория государства и права», в совокупности с другими дисциплинами ООП, у студента формируются:
Общекультурные компетенции (ОК):
· способен использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
· способен работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6).
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
· способен соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1);
· способен работать на благо общества и государства (ОПК-2).
Профессиональные компетенции (ПК):
в нормотворческой деятельности:
· способен участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
· способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
· способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
в правоохранительной деятельности:
· способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
· способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
в экспертно-консультационной деятельности:
· способен толковать различные правовые акты (ПК-19).
Студент в результате освоения программы дисциплины «Теория государства и права» должен
знать:
· природу и сущность государства и права;
· основные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;
· исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции;
· механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права;
· роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни;
уметь:
· оперировать юридическими понятиями и категориями;
· анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
владеть
· юридической терминологией;
· навыками работы с правовыми актами.
№ п/п | Код | Компетенция | Формы и методы обучения |
ОК-1 | Способен использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | Лекции, групповые занятия, семинары, НИР. | |
ОК-6 | Способен работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Семинары, лекции, групповые занятия, НИР | |
ОПК-1 | Способен соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации | Лекции, групповые занятия, самостоятельная работа, НИР | |
ОПК-2 | Способен работать на благо общества и государства | Групповые занятия, лекции, НИР | |
ПК-1 | Способен участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности | Лекции, групповые занятия, НИР, коллоквиум | |
ПК-2 | Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Групповые занятия, ролевые игры, НИР, самостоятельная работа | |
ПК-6 | Способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | Групповые занятия, семинары, ролевые игры, самостоятельная работа | |
ПК-9 | Способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина | Семинары, НИР, самостоятельная работа | |
ПК-11 | Способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению | Лекции, семинары, самостоятельная работа, НИР | |
ПК-15 | Способен толковать различные правовые акты | Лекции, самостоятельная работа, семинар |
4.Объем дисциплины и виды учебной работы
Для очной формы обучения
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | часы | по семестрам | ||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | ||||
Семинары | ||||
Самостоятельная работа(СРС) | ||||
Форма промежуточной аттестации | КЗ | экзамен |
Для заочной (ГВД) формы обучения
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | часы | по семестрам | ||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | ||||
Семинары | ||||
Самостоятельная работа(СРС) | ||||
Форма промежуточной аттестации | КЗ | экзамен |
для заочной (ГВД) формы обучения 2-е высшее образование
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | часы | по семестрам | ||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||||
Аудиторные занятия | - | |||
Лекции | - | |||
Семинары | - | |||
Самостоятельная работа(СРС) | - | |||
Форма промежуточной аттестации | экзамен |
Текст рабочей программы
Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
Государство и право как объекты изучения юридических наук. Классификация юридических наук. Теоретические, исторические, отраслевые и прикладные науки. Теория государства и права как общетеоретическая юридическая наука. Теория государства и права в системе общественных наук.
Место теории государства и права в системе юридических наук. Взаимосвязь между юридическими науками и теорией государства и права.
Предмет теории государства и права и его содержание. Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений как предмет теории государства и права.
Методология теории государства и права. Общенаучные и частнонаучные методы.
Функции теории государства и права (методологическая, прогностическая и другие).
Теория государства и права как учебная дисциплина. Структура курса теории государства и права. Роль теоретических знаний о государстве и праве в подготовке высококвалифицированных работников судебной системы. Применение теоретических знаний о государстве и праве в юридической деятельности.
Тема 2. Происхождение государства и права
Организация власти в первобытном обществе. Первобытная демократия. Социальный строй первобытного общества. Социальные регуляторы первобытного общества (мифы, обряды, ритуалы и обычаи).
Общие черты присваивающей и производящей экономики. «Неолитическая революция». Переход от присваивающей экономики к производящей как предпосылка зарождения государства и права. Формирование частной собственности, семьи, государства и правовых норм.
Основные формы возникновения государства (восточный (азиатский) и западный (европейский) пути развития). Период военной демократии.
Отличие государства от родовой организации общества. Территориальная организация населения и публичная власть как основные признаки государства.
Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, классовая (марксистская), психологическая и др.).
Происхождение права. Переход от социальных регуляторов присваивающей экономики к правовым нормам и моральным регуляторам производящей экономики. Обычное право. Собственное нормотворчество государства.
Тема 3. Понятие государства
Основные подходы к пониманию сущности и назначения государства (теологический, социологический, либеральный и иные).
Понятие государства. Территориальная организация населения, публичная власть, государственный суверенитет, налоги и сборы, государственная бюрократия, монополия на правотворчество как признаки государства. Государственная символика. Герб, флаг, гимн.
Классовое и общесоциальное в содержании государства.
Государственная власть как разновидность социальной власти. Понятие, структура и формы осуществления государственной власти. Единство государственной власти и ее разделение на «ветви». Законодательная, исполнительная и судебная власть. Легализация и легитимация государственной власти.
Типология государства. Понятие исторического типа государства. Факторы, определяющие исторический тип государства. Формационный, цивилизационный и другие подходы к типологии государства. Понятия общественно-экономической формации и цивилизации. Достоинства и недостатки подходов.
Понятие и структура политической системы общества. Место и роль государства в политической системе общества.
Тема 4. Форма государства
Понятие формы государства. Форма правления. Форма государственного устройства. Государственный (политический) режим.
Понятие формы правления. Монархическая форма правления: понятие, основные черты и разновидности. Республиканская форма правления: понятие, основные черты и разновидности. Смешанные (нетипичные) формы правления.
Формы государственного устройства. Унитарное государство. Федеративное государство.
Международные объединения с элементами федерализма (конфедерации, содружества, сообщества).
Государственные (политические) режимы. Основные виды режимов. Демократические и недемократические режимы. Авторитарный, тоталитарный, фашистский режимы.
Тема 5. Функции и механизм государства
Понятие функций государства и их классификация. Внутренние и внешние, постоянные и временные, основные и неосновные функции. Функции Российского государства.
Формы осуществления функций государства (правовые и организационные).
Механизм государства. Функции государства и механизм государства. Механизм государства и государственный аппарат. Органы государства и их классификация. Представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государства. Прокуратура. Контрольно-ревизионные органы государства. Силовые структуры государства.
Тема 6. Понятие права. Право в системе социальных норм
Определение понятия права. Право в объективном и субъективном смысле. Признаки позитивного права. Общеобязательность. Формальная определенность. Обеспеченность государственным принуждением. Системность. Нормативность.
Принципы права. Писаные и неписаные принципы права. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы права.
Правовые презумпции. Общеправовые и отраслевые правовые презумпции.
Правовые аксиомы.
Функции права. Общесоциальные и специально-юридические функции права. Регулятивная и охранительная функции права.
Понятие социального регулирования. Виды социальных норм. Право как нормативный и ценностный регулятор общественных отношений. Право в системе социальных норм. Право и обычай. Обычаи и традиции. Право и мораль. Мораль и нравственность. Право и религия. Каноническое право. Право и корпоративные нормы.
Тема 7. Нормы права
Понятие нормы права. Признаки норм права. Закрепленность компетентным властным органом. Общеобязательность. Формальная определенность. Ясность. Общий характер.
Структура нормы права. Гипотеза, диспозиция и санкция. Простая, сложная и альтернативная гипотезы. Диспозиция в прямой и описательной форме. Штрафные и правовосстановительные санкции.
Способы изложения норм права.
Виды норм права. Деление норм права по предмету правового регулирования (нормы государственного, гражданского, уголовного и других отраслей права).
Деление норм права по функциям и роли в правовом регулировании. Регулятивные, охранительные, специализированные.
Регулятивные нормы (запрещающие, управомочивающие, обязывающие). Охранительные нормы.
Специализированные нормы. Нормы-принципы. Дефинитивные, коллизионные, оперативные правовые нормы.
Деление норм права по объему регулирования. Общие, специальные, исключительные.
Подразделение норм права по характеру обязательности. Императивные и диспозитивные нормы права.
Тема 8. Система права
Понятие и признаки системы права. Согласованность и дифференцированность правовых норм. Непротиворечивость правовых норм. Объективность системы права.
Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли. Императивный и диспозитивный методы правового регулирования.
Основные элементы системы права. Отрасли и подотрасли права. Институты права (отраслевые, межотраслевые и комплексные). Субинституты права.
Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Внутригосударственное и международное право.
Общая характеристика основных отраслей российского права.
Система права и система законодательства. Система права и правовая система.
Тема 9. Источники и формы права
Понятие источника и формы права. Виды форм права. Правовой обычай. Судебный прецедент. Нормативный правовой акт. Нормативный договор. Юридическая доктрина. Религиозные тексты.
Нормативный правовой акт как результат правотворчества. Понятие и виды нормативных правовых актов. Кодифицированные и текущие нормативные правовые акты. Постоянные и временные нормативные правовые акты. Федеральные, региональные и местные нормативные правовые акты. Общие и специальные нормативные правовые акты.
Иерархия в системе нормативных правовых актов. Закон и его виды. Подзаконный нормативный правовой акт и его виды.
Действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила закона. «Переживание» закона. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.
Тема 10. Правотворчество
Правообразование и официальное нормотворчество. Понятие правотворчества и его виды. Референдум. Принципы правотворчества. Научность. Демократизм. Законность. Оперативность.
Стадии правотворчества.
Законотворчество: понятие и признаки. Законодательный процесс.
Понятие и значение систематизации нормативных правовых актов. Виды систематизации. Инкорпорация. Кодификация. Консолидация. Учет нормативных правовых актов.
Тема 11. Реализация норм права. Правоприменение
Понятие и формы реализации права. Соблюдение, исполнение и использование как формы непосредственной реализации норм права.
Правоприменение как особая форма правореализации. Понятие и признаки правоприменения. Субъекты правоприменения.
Типы правоприменения. Судебное, управленческое и административное правоприменение.
Стадии правоприменения. Установление фактических обстоятельств (фактов). Установление юридической основы дела (выбор и анализ нормы права). Юридические доказательства и юридическая квалификация. Вынесение решения.
Принципы применения права. Законное и обоснованное применение права.
Акты применения права, их признаки и функции. Классификация актов применения права. Отличие актов применения права от нормативных правовых актов.
Понятие пробела в праве. Виды пробелов. Устранение и преодоление пробелов в праве. Аналогия права и аналогия закона. Субсидиарное применение норм права.
Понятие и виды коллизий норм права. Преодоление и устранение коллизий норм права. Роль коллизионных правил в преодолении коллизий норм права.
Прямое применение Конституции и норм международного права как способы преодоления коллизий норм права.
Тема 12. Толкование норм права
Понятие и необходимость толкования норм права. Уяснение и разъяснение норм права.
Субъекты толкования норм права. Виды толкования по субъектам. Официальное и неофициальное толкование.
Разновидности официального толкования норм права. Аутентическое и делегированное (легальное) толкование. Нормативное и казуальное толкование.
Виды неофициального толкования норм права. Обыденное, профессиональное и доктринальное толкование.
Способы толкования норм права. Языковой способ толкования. Системный способ толкования. Логический способ толкования. Исторический способ толкования. Функциональный способ толкования.
Объем толкования. Буквальное, распространительное и ограничительное толкование.
Акты толкования норм права: понятие и особенности.
Юридическая природа актов Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.
Тема 13. Правоотношения
Понятие и признаки правоотношений. Отличие правоотношений от иных общественных отношений. Структура (состав) правоотношений.
Субъекты правоотношений: понятие и виды. Правосубъектность. Правоспособность. Дееспособность. Деликтоспособносгь.
Правовой статус личности. Виды правового статуса. Основные права, свободы и обязанности личности.
Содержание правоотношений. Юридическое и фактическое содержание правоотношений. Субъективные права и юридические обязанности.
Объекты правоотношений и их виды.
Понятие и значение юридических фактов, их классификации.
Фактические (юридические) составы: понятие и виды. Юридические состояния.
Классификация правоотношений. Деление правоотношений по отраслевому признаку, степени определенности, способу конкретизации обязанных лиц и другим признакам.
Тема 14. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
Понятие и признаки правомерного поведения. Виды правомерного поведения.
Понятие правонарушения и его признаки. Состав правонарушения. Субъект, объект, объективная сторона, субъективная сторона.
Виды правонарушений. Преступления и проступки.
Объективно-противоправное деяние. Злоупотребление правом. Казус.
Понятие юридической ответственности, ее признаки и функции.
Основания юридической ответственности. Виды юридической ответственности.
Юридическая ответственность и иные меры государственно-правового принуждения. Отличие юридической ответственности от мер защиты, мер пресечения и других мер правового принуждения.
Тема 15. Правосознание и правовая культура
Понятие правосознания, его роль в правотворческой и правореализующей деятельности. Структура правосознания. Правовая идеология. Правовая психология.
Виды правосознания. Индивидуальное, групповое и общественное правосознание. Обыденное, научное и профессиональное правосознание.
Взаимодействие правосознания и права.
Деформация правосознания и ее виды. Правовой нигилизм: понятие и виды. Причины распространения и пути преодоления правового нигилизма.
Правовой романтизм (идеализм).
Понятие правовой культуры, ее структура. Правовое воспитание.
Тема 16. Правовое регулирование
Понятие правового регулирования, его предмет. Соотношение правового регулирования и правового воздействия. Пределы правового регулирования.
Способы, типы и методы правового регулирования. Дозволение. Обязывание. Запрет. Общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования. Диспозитивный и императивный методы правового регулирования.
Стадии правового регулирования.
Нормативное правовое регулирование и индивидуальное правовое регулирование. Саморегулирование.
Тема 17. Юридические документы и юридическая техника
Понятие и признаки юридического документа. Виды юридических документов. Нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты. Документы, фиксирующие юридические факты. Деньги и ценные бумаги.
Юридическая техника: понятие, виды.
Законодательная техника. Правила подготовки нормативных правовых актов.
Правоприменительная юридическая техника. Требования к индивидуальным правовым актам. Унификация и стандартизация правоприменительных актов.
Общие требования юридической техники к законодательным и индивидуальным правовым актам.
Тема 18. Правовые системы современности
Сравнительное правоведение: понятие, значение. Роль сравнительного правоведения в исследовании правовых систем современности.
Понятие правовой системы. Правовая система и правовая семья. Классификации современных национально-правовых систем.
Романо-германская правовая система, ее формирование, развитие, особенности. Источники романо-германского права.
Англосаксонская правовая система: ее формирование, развитие, особенности. Источники англосаксонского права.
Религиозные и традиционные правовые системы. Мусульманское право и его место в современном мире. Источники мусульманского права.
Взаимосвязи национальных правовых систем. Стремление к унификации правовых систем. Пределы унификации правовых систем.
5.2. Тематические планы
Тематический план для очной формы обучения
№ | Тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
лекции | семинарские занятия | ||||
Теория государства и права как наука и учебная дисциплина | Контекстное обучение, информационная лекция | ||||
Происхождение государства и права | Междисциплинарное, контекстное обучение, семинары в диалоговом режиме, опережающая самостоятельная работа | ||||
Понятие государства | Междисциплинарное, контекстное обучение, обучение на основе опыта, семинары в форме дискуссии | ||||
Форма государства | Междисциплинарное, контекстное обучение, обучение на основе опыта | ||||
Функции и механизм государства | Междисциплинарное, контекстное обучение, семинары в форме дискуссии | ||||
Понятие права. Право в системе социальных норм | Контекстное обучение, семинары в диалоговом режиме | ||||
Нормы права | Междисциплинарное, контекстное, проблемное обучение семинар с разбором конкретных ситуаций, работа в команде, работа с нормативными правовыми актами | ||||
Система права | Междисциплинарное, контекстное обучение, работа с нормативными правовыми актами | ||||
Источники и формы права | Междисциплинарное, контекстное обучение, работа с нормативными правовыми актами | ||||
Правотворчество | Междисциплинарное, контекстное обучение, работа с нормативными правовыми актами | ||||
Реализация норм права. Правоприменение | Междисциплинарное, контекстное, проблемное обучение | ||||
Толкование норм права | Проблемное, контекстное обучение, работа с нормативными правовыми актами | ||||
Правоотношения | Междисциплинарное, контекстное обучение, лекции в диалоговом режиме, работа с нормативными правовыми актами | ||||
Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность | Междисциплинарное, контекстное обучение, лекция-дискуссия, семинары с разбором конкретных ситуаций | ||||
Правосознание и правовая культура | Контекстное обучение, обучение на основе опыта, лекция в форме беседы | ||||
Правовое регулирование | Контекстное обучение, обучение на основе опыта | ||||
Юридические документы и юридическая техника | Контекстное обучение | ||||
Правовые системы современности | Междисциплинарное, контекстное обучение, лекция-дискуссия | ||||
ВСЕГО | |||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет 73%.
Тематический план для очной формы обучения на базе СПО
№ | Тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
лекции | семинарские занятия | ||||
Теория государства и права как наука и учебная дисциплина | Информационная лекция, проблемное обучение | ||||
Происхождение государства и права | Проблемная лекция, междисциплинарное обучение, работа в команде | ||||
Понятие государства | Междисциплинарное обучение, обучение на основе опыта, лекция-дискуссия | ||||
Форма государства | Контекстное обучение, обучение на основе опыта, работа в команде | ||||
Функции государства. Механизм государства | Междисциплинарное обучение, семинар в форме дискуссии, проблемная лекция | ||||
Понятие права. Право в системе социальных норм | Междисциплинарное обучение, case-study | ||||
Норма права | Проблемное обучение, работа в команде | ||||
Источники и формы права. Правотворчество | Междисциплинарное, контекстное обучение, проблемная лекция, семинар в форме дискуссии | ||||
Система права | Контекстное обучение, работа в команде | ||||
Реализация права. Правоприменение | Междисциплинарное обучение, проблемная лекция | ||||
Толкование права | Междисциплинарное, контекстное, работа в команде | ||||
Правовые отношения | Междисциплинарное обучение, семинар в форме дискуссии | ||||
Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность | Междисциплинарное, контекстное обучение, проблемная лекция | ||||
Правосознание и правовая культура | Междисциплинарное обучение, case-study | ||||
Правовое регулирование | Контекстное обучение, обучение на основе опыта | ||||
Правовые системы современности | Междисциплинарное, контекстное обучение, работа в команде | ||||
ВСЕГО |
Тематический план для заочной формы обучения
№ | Тема | заочная лек/сем | заочная (ГВД, второе высшее) лек/сем | заочная (на базе СПО) лек/сем | заочная (ГВД) (на базе СПО) ле/сем | очно-заочная (на базе СПО) лек/сем |
Теория государства и права как наука и учебная дисциплина | 2/0 | 1/0 | 2/2 | |||
Происхождение государства и права | 0/2 | |||||
Понятие государства | 2/0 | 1/2 | 2/2 | |||
Форма государства | 0/2 | |||||
Функции и механизм государства | ||||||
Понятие права. Право в системе социальных норм | 2/2 | 1/2 | 1/0 | 2/2 | 2/2 | |
Нормы права | 2/1 | 2/0 | 0/2 | 2/2 | ||
Система права | 2/1 | 1/2 | 2/2 | 2/2 | ||
Источники и формы права | 2/2 | 1/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | |
Правотворчество | 2/0 | 2/2 | ||||
Реализация норм права. Правоприменение | 2/2 | 1/2 | 2/2 | 2/2 | 2/4 | |
Толкование норм права | 2/0 | 1/2 | 2/0 | 2/2 | 2/2 | |
Правоотношения | 2/2 | 2/4 | ||||
Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность | 2/2 | 0/2 | 2/2 | 0/2 | 2/4 | |
Правосознание и правовая культура | ||||||
Правовое регулирование | 2/0 | 0/2 | 2/2 | |||
Юридические документы и юридическая техника | ||||||
Правовые системы современности | 2/0 | 0/2 | 2/4 | |||
ВСЕГО | 24/10 | 6/20 | 12/6 | 12/16 | 26/34 |
5.3. Семинарские занятия:
Семинарские занятия для студентов очной формы обучения
№ темы | Тематика семинарского занятия | Технология проведения | Трудоемкость в часах |
Теория государства и права как наука и учебная дисциплина | Семинар-коллоквиум | ||
Происхождение государства и права | Семинар-дискуссия, подготовка студентами индивидуальных докладов | ||
Понятие государства | Семинар-коллоквиум | ||
Форма государства | Семинар-дискуссия | ||
Функции и механизм государства | Семинар-дискуссия | ||
Понятие права. Право в системе социальных норм | Семинар-коллоквиум | ||
Нормы права | Семинар-дискуссия | ||
Система права | Семинар-д |