Сравнительные характеристики разновидностей монархий
Таблица 1
Разновидность—__Монархии | Носитель суверенитета | Наличие парламента | Кем формируется правительство |
-Абсолютная | Монарх | Отсутствует | Монархом |
-ййлистическая | Монарх | Имеется | Монархом |
-ОЭЕЛаментарная | Парламент | Имеется | Парламентом |
— децентрализованные. Региональные органы образу
ются независимо от центра, как правило, при помощи
выборов (Великобритания, Новая Зеландия, Италия).
Сложные государства делятся на федерации и конфедерации.
Федерация — представляет собой добровольное объединение нескольких самостоятельных государств (субъектов федерации) в единое союзное государство. Федерацию характеризуют следующие признаки:
1) наличие нескольких правовых систем, из которых одна (система федерального права) обладает верховенством по отношению к праву субъекта федерации;
2) наличие двух уровней государственной власти. Федеральная власть (власть государства в целом) обладает всей полнотой внешнего суверенитета и значительной частью внутреннего суверенитета. Власть субъекта федерации обладает внутренним суверенитетом.
Разновидности федераций:
— территориальные (США, Германия, Бразилия);
— национальные (Бельгия, Индия);
— смешанные (Россия).
В настоящее время в мире существует 24 федеративных государства, большинство из которых — крупные и средние по территории и численности населения (Индия, Мексика, Нигерия, Россия, США, Германия).
Исторически известна еще одна форма государственного устройства — конфедерация (например, США в начальный период своего существования, Германский союз в 1815-1866гг.).
Конфедерация — это временный союз государств, созданный для достижения конкретной цели (например, завоевание независимости). В данном случае государства объединяют лишь отдельные направления своей деятельности (например, оборону, внешнюю политику, внешнюю торговлю). Развитие конфедерации подчинено «железному историческому закону»: она либо распадается на отдельные государства (Объединенная Арабская Республика 1958-1961 гг., распавшаяся на Египет и Сирию), либо эволюционирует в федерацию (США).
В настоящее время чертами конфедерации обладает Европейский Союз. В 2003 г. было создано конфедеративное государство Сербии и Черногории.
1.14. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА
Форма правления и форма государственного устройства дают представление об организации государства, его внешней форме. Реальная же сущность институтов государства, действительное состояние демократии находят выражение в понятии государственного режима.
Форма государственного режима— это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Существует множество классификаций государственных режимов, из которых наиболее распространенная — деление государств на демократические и антидемократические (авторитарные и тоталитарные).
Характер государственного режима определяется не только правовыми нормами, но и существующей в стране политической системой, уровнем политической и правовой культуры населения. Однако определяющим фактором служит характер государственной власти.
Различают следующие разновидности форм государственного режима:
1) демократический режим, для которого характер
ны: реальность политических прав и свобод граждан; по
литический и идеологический плюрализм1; формирование
органов власти путем свободных всеобщих выборов; раз
деление властей; деятельность и власти, и оппозиции в
строго конституционных рамках.
Такая разновидность государственного режима типична для государств Западной, Северной и Центральной Европы, Северной Америки. Отдельные параметры демократического режима достигнуты постсоциалистическими странами;
2) антидемократический режим, который делится
на авторитарный и тоталитарный. Характерными
признаками авторитарного режима являются: ограни
чение объема политических прав и свобод; ограниченный
политический и идеологический плюрализм (например,
дозволено существование только двух партий); фактиче
ское, а порой и формальное отсутствие разделения влас-
1 Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — многообразие мнений, взглядов, партий как принцип общественного строя.
тей; недемократический характер выборов (отсутствие у избирателей реальной возможности выбора).
Авторитарный режим свойственен ряду развивающихся стран (Индонезия, Малайзия, Таиланд), хотя отдельные его элементы могут проявляться и в традиционно демократических государствах (например, в Великобритании в период второй мировой войны).
Характерными признаками тоталитарного режима являются: принципиальный отказ от идеи прав человека и гражданина; приоритет партии или государства в системе социальных ценностей; однопартийная политическая система и запрет на существование оппозиции; наличие общеобязательной государственной идеологии; формальность и декоративный характер выборов; принципиальное отвержение разделения властей; вождизм.
Таблица 3