Социальное бытие правовых норм
Названные признаки и понятие правовой нормы характеризуют ее юридические качества как государственного установления и имеют важное значение для отличия правовых норм от других социальных норм (морали, обычаев, религиозных).
Однако содержание поведения, выраженного в правовой норме, характеризуется также признаками социального бытия нормы права.
К сожалению, эта сторона социальной характеристики правовой нормы почти не раскрывается в современной российской правовой науке. А она имеет весьма важное значение и особенно актуальна в современных условиях. С ее помощью раскрываются глубинные черты норм права, как бы скрытые за рамками от ее официального выражения в статьях закона (нормативного правового акта). В чем же состоят эти черты?
Во-первых, в истории развития права имели и имеют место сейчас неписаные формы выражения права. Такие формы воплощаются не в специальных писаных формулах нормативного содержания, а в устной традиции, хранящейся в памяти поколений. Эта форма получила название правового обычая.
Уважение к обычаю сохранялось многие века и после того, как возникло развитое писаное право. Об этом, в частности, ясно говорят Дигесты Юстиниана, многие памятники феодального права (Салическая правда, Русская правда и др.), которые, по существу, были записью сложившихся у народа обычаев.
И в современном гражданском праве признаются обычаи делового оборота в качестве форм выражения права (ст. 5 ГК РФ). А в государствах современной Азии и Африки обычное право составляет основную или значительную часть действующих норм.
Во-вторых, многие общие правила законов нуждаются в конкретизации или разъяснениях, прежде чем они находят доЛ жное воплощение в жизни. Полное и точное свое значение они получают с помощью судебной практики толкования и разъясне-ния законов. А именно такая практика дает наиболее правильные ориентиры для понимания и применения норм права в
2. Нормы права
gOBOM государстве. Судебная интерпретация правовых норм гораздо предпочтительнее ведомственных инструкций органов государственного управления, зачастую ставящих бюрократические препоны на пути реализации законных прав граждан.
Наличие складывающихся или сложившихся устных обычаев, а также постепенное раскрытие содержания правовых йорм судебной практикой весьма убедительно раскрывают различия между текстом статей закона и нормой как волевым установлением государства, зачастую неполно выраженным в тексте статьи, а иногда вовсе в нем не оформленным, если статья закона лишь отсылает к сложившемуся в общественном сознании обычаю.
В-третьих, названные исключения из писаного права, в свою очередь, как бы высвечивают и самую суть социального характера правовых норм.
Всякая социальная норма обретает свое действительное бытие, свою реальность, если она опирается на поддержку общества, реальных социальных сил, воля которых служит главной опорой ее воплощения в жизнь. А для этого норма должна получить поддержку населения государства, различных социальных групп, его составляющих. Поэтому и законы государства по своему социальному значению не только веления органов государства (монарха, парламента, правительства), но и выражение согласия народа либо его подчинения нормам, законодательным и иным обязательным решениям. По крайней мере такие решения должны опираться на поддержку активных социальных сил народа, достаточных для реализации государством правовых норм1, а в современном демократическом обществе — на поддержку большинства при соблюдении интересов меньшинства.
Понимание правовых норм как результата взаимодействия Различных социальных сил на конституционной основе занимает заметное место в зарубежных теориях права.
В правовой науке советского и современного переходного Периодов обычно подчеркивается только волевой, властный
Это положение было широко представлено и разработано дореволюционной юридической наукой, признававшей главной основой соблюдения норм права "авторитет того общества людей, в котором действуют Нормы позитивного права" (Трубецкой Е. Энциклопедия права. М., 1917. " 94). Аналогичные мысли о том, что не принуждение, а обращение к знанию человека — главное, на что опирается право, отстаивали И М. Коркунов (см.: Лекции по общей теории права, 1ТОЗ. С. 68—75); Г- Ф. Шершеневич (см.: Общая теория права. М., 1911. С. 290—298) и др. ° советской теории права это было полностью забыто.
Раздел V. Позитивное право: система и категори
характер правовой нормы как веления государства, охраняе-мого государственным принуждением1. Однако этим норма свя-зывается только с волей государства и господствующего класса (или иных "правящих кругов"). Лишь в новейших изданиях получает робкое признание "значение массовидного воплощения" норм права в фактической жизнедеятельности2. Поддерживая эти начинания, следует прийти к выводу, что о реальном наличии и действии в обществе правовых норм нельзя судить только по записанному в законе тексту статей, пуп-ктов или параграфов. Если предписания статьи закона не осуществляются в жизни, не воплотились в сознании и действиях людей, организаций, государственных органов, то и сама норма еще не приобрела законченного социального значения. Она, скорее, подобна призыву, зовущему к воплощению в жизнь правила поведения, провозглашенному государством в законе.
Отсюда следует, что нормы права являются общеобязательными предписаниями государства, воплощаемыми тем или иным способом (прямой угрозой принуждения или сочетанием его с удовлетворением интересов и нужд народа, демократическими или авторитарными методами руководства) в сознании и поведении большинства людей. Нормы права не только официально обязательны, но и социально обусловлены взаимодействием социальных, классовых сил для достижения нормального процесса производства, труда, быта и управления в каждом данном обществе.
Таково социальное бытие норм права в государственно организованном обществе. Для демократического государства добровольное признание правовых норм большинством должно быть обязательным условием нормального правового регулирования.
Структура правовых норм
Все нормы права призваны регулировать общественные отношения, устанавливать порядок, которому должны следовать органы государства, граждане и организации. В наиболее общей форме действие права состоит в том, чтобы "повелевать (обязывать), запрещать, разрешать, наказывать («"
1 См.: Нормы советского права. Проблемы теории. Саратов, 1987. С 22-23; Общая теория права. М., 1995. С. 153 и др.
2 См.: Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М 1996. С. 147.
2- Нормы права 255
д. Поэтому нормы всегда что-либо предписывают как обязанности, должное поведение; что-либо разрешают как Права и дозволения; что-либо запрещают как недозволенное jjjim за что-либо карают как вредное и опасное для людей и общества.
Для достижения этих целей правового регулирования нор-ла права должна прямо или косвенно, полностью или частич-йо, детально либо обобщенно (кратко):
во-первых, выразить само содержание правила поведения;
во-вторых, определить условия, при которых содержание правовой нормы может и (или) должно осуществляться;
в-третьих, установить правовые последствия нарушения правовой нормы, невыгодные или даже ущербные, тяжкие для нарушителя.
Соответственно этим задачам строится структура правовых норм в виде трех структурных элементов деонтической логики2, получивших в правовой науке название диспозиции, гипотезыи санкции.
Не всякая норма права сформулирована в статье (или статьях) закона в виде всех названных трех элементов. В некоторых случаях они разделены по разным статьям закона и даже по разным законам. В содержании других видов статей достаточно сформулировать два элемента, а третий — "вынести за скобки" или он просто подразумевается самим смыслом закона. Однако правовая система в целом обязана обеспечить соблюдение правовых норм, имея в наличии или в "запасе" все названные элементы.
Наиболее существенно различаются особенности структуры регулятивных норм,прямо предписывающих права и обязанности участников отношения, и норм правоохранительных(карательных), прямо закрепляющих меры ответственности за правонарушения.
1. Диспозиция правовой нормы.Регулятивные нормы права, как правило, устанавливают содержание правила поведения, которое выражается в мере (или мерах) дозволенного и должного поведения участников (сторон) регулируемого отношения. Это достигается в современном законодательстве Развитых стран путем определения прав и соответствующих м обязанностей сторон отношения.
Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И. С. Перетерского. М., 1984. С. 32.
Деонтическая логика — это логика норм и нормативных понятий: "обя-ательно", "разрешено", "дозволено", "запрещено", "безразлично" и т. д.
Раздел V. Позитивное право: система и категорщ,
Та часть правовой нормы, которая закрепляет права ц обязанности как меру поведения, именуется диспозицией.
Например, ч. 1 ст. 22 Конституции РФ гласит: "Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность". Дру„ гой пример: "По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его" (ч. 1 ст. 702 ГК РФ "Договор подряда").
Приведенные диспозиции носят общий характер, относящийся ко многим разновидностям (видам) норм данного рода.
Так, право на свободу и личную неприкосновенность лица находит свое развитие в допущении ареста и заключения под стражу только по судебному решению, в ограничении сроков задержания (48 часов) до решения суда (ч. 2 ст. 22 Конституции), а также содержания под стражей (ст. 96 УПК РФ) и ареста только по решению суда или с санкции прокурора (ст. 11 УПК РФ).
Конкретные условия договора подряда, права и обязанности сторон предусмотрены ст. 37 ГК РФ, нормы которой регулируют права и обязанности сторон о составе участников работы, сроках выполнения и цены работы, порядке оплаты и другие права и обязанности.
Аналогичны различия родовых и видовых диспозиций в области трудового, семейного, жилищного и иных отраслей права.
Диспозиция может относиться не только непосредственно к правам и обязанностям, но и к объекту отношения, его субъектам, документам, оформляющим отношение, и иным сторонам регулируемого отношения. Однако всякая норма, предусматривающая, например, виды субъектов (товарищества, акционерные общества), виды объектов (движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, имущественные права, нематериальные блага и т. и.), виды документов (доверенность, сертификат качества и т. и.), связывает их правовое значение с правами и обязанностями сторон, участников отношения.
2. Гипотеза правовой нормы.Права и обязанности лиц я организаций, предусмотренные диспозицией правовой нормы, возникают, изменяются и прекращаются в связи с наступлением тех или иных жизненных обстоятельств, наличие которых выступает условием осуществления данной нормы.
Закрепление условий, при которых возникают, изменяются или прекраищются права и обязанности участников общественного отношения, носит название гипотезы правовой нормы-
2. Нормы права
Например, согласно ст. 27 ГК РФ "Эмансипация": "Несо-вершеннолетний, достигший шестнадцати лет (гипотеза), мо-ет быть объявлен полностью дееспособным (диспозиция), если он работает по трудовому договору (продолжение гипотезы)".
Другой пример: "Если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства предусмотрена неустойка (гипотеза), то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой" (диспозиция ч. 1 ст. 394 ГК РФ).
Гипотезой могут служить также любая оговорка "если иное не предусмотрено законом или договором"; перечень случаев, когда допускаются те или иные действия (например, сверхурочные работы — ст. 55 КЗоТ). Наконец, само употребление слов "по договору" означает наличие заключенного договора, предусмотренного гипотезой данной нормы (по договору купли-продажи). Определение содержания договора, его основных условий, порядок заключения договоров, их изменения и прекращения регулируются специальными нормами (подраздел "Общие положения о договоре" ГК РФ).
Примером гипотезы в нормах семейного права являются, например, условия заключения брака: "Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния" (ч. 1 ст. 10 СК) — условие места или органа заключения брака. "Права и обязанности супругов возникают со дня регистрации заключения брака..." (ч. 2 ст. 10 СК) — условие момента возникновения брачного правоотношения.
Типичными гипотезами являются также условия заключения брака для самих вступающих в брак: во-первых, взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, а также достижение брачного возраста (ст. 12 СК); во-вторых, отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака (ст. 14 СК), — состояние в браке одного из супругов, близкое родство, отношения усыновления, а также недееспособность, признанная судом.
В нормах административного права определяются те или иные условия осуществления полномочий государственных органов. Такие условия охватывают сферу деятельности государственного органа (управление здравоохранением, охраной порядка), его задачи, условия предоставления льгот гражданам (круг лиц, условия труда, семейное положение) в сфере образования, социального обеспечения и т. и.
Например, ст. 11 Закона РФ "Об образовании" определяет Круг субъектов, могущих быть учредителями образовательного Учреждения; условия изменения состава учредителей; виды учреждений, имеющих специальные учебно-воспитательные цели.
-Ill
Раздел V. Позитивное право: система и категорИй
Федеральный закон "О почтовой связи" устанавливает назначение почтовой связи, ее виды в России, договорный порядок установления тарифов и т. д.
3. Санкции правовых норм.Соблюдение норм права обеспечивается возможностью применения мер принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных законом, и в це лях защиты интересов общества и государства, прав и свобод граждан и организаций.
Закрепленные в нормах права предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей и в целях защиты прав других лиц носят название санкции правовой нормы.
Примерами санкций в гражданском праве являются: возмещение убытков за неисполнение договорных обязательств возмещение вреда, нанесенного имуществу, здоровью или жизни потерпевшего; истребование собственником или законным владельцем имущества из чужого незаконного владения.
В трудовом праве санкциями норм являются дисциплинарные взыскания (гл. IX КЗоТ) и меры ответственности (вплоть до уголовной) за нарушения законодательства о труде должностными лицами и работодателями (ст. 249 КЗоТ); так называемая "материальная ответственность" за вред, причиненный во время работы.
В административном праве типичными санкциями являются штрафы, исправительные работы, административный арест, отстранение от должности, а также особые случаи прекращения государственной службы (ст. 21 Федерального закона "Об основах государственной службы"). Санкциями норм уголовного права служат меры наказания за совершение преступлений, предусмотренные УК РФ.
В комплексных отраслях и массивах права (земельном, природоохранительном, транспортном и др.) меры принуждения (ответственности) сочетают гражданско-правовые санкции (возмещение вреда), административные взыскания (штрафы, лишение прав на охоту, приостановление и прекращение деятельности предприятий), уголовно-правовые наказания, предусмотренные УК РФ.
Далеко не все статьи или пункты того или иного нормативного акта содержат все названные элементы структуры правовой нормы.
Так, статьи особенной части уголовного кодекса указывают только вид преступного деяния и его признаки, а также вид и меру уголовного наказания за его совершение. Само правило поведения, а именно запрет всякого преступления, вытекает из включения статьи о нем (или ее части) в Уголовный кодекс. Например, ч. 1 ст. 109 УК РФ устанавливает: "Причи-
2. Нормы права
смерти по неосторожности наказывается ограничением сБободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок". Содержание самого правила — "Причинение смерти по осторожности запрещается под страхом уголовного наказания" — здесь не формулируется, поскольку это вытекает из общей части Уголовного кодекса для всех статей его особенной части (ст. 2, 14 и последующие статьи УК РФ).
Отсюда вытекает построение статей особенной части УК до структуре "правоохранительных", или "карательных", норм: "за такое-то правонарушение — такое-то наказание (или взыскание)".
Аналогична и структура статей особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), поскольку данный закон также исходит из задач охраны общества и государства и предупреждения правонарушений. Структура карательных (правоохранительных) норм присуща также нормам о нарушении таможенных правил и ответственности за них (гл. 38 и 39 Таможенного кодекса РФ), другим видам административной ответственности за нарушение правил санитарной, противопожарной безопасности, правил пользования электроэнергией, предусмотренным КоАП РФ.
Статьи Гражданского, Трудового, Земельного, Семейного и других кодексов и законов, напротив, содержат главным образом развернутую регламентацию прав и обязанностей участников отношений и условий, при которых они действуют, т. е. диспозиций и гипотез соответствующих норм.
Подобные нормы носят позитивно-регулятивный характер, т. е. направлены на детальное регулирование прав и обязанностей участников отношений, других позитивных предписаний о содержании дозволений, обязанностей или запретов, а также условий их возникновения, изменения или прекращения.Санкции к этим нормам обычно выделены в особые статьи, главы и даже разделы названных кодексов или других актов. Примером могут служить статьи КЗоТ о взысканиях за нарушение трудовой дисциплины и норм законодательства о тРУДе; статьи ГК о защите права собственности, о взыскании Убытков за невыполнение обязательств, о возмещении за причиненный вред, которые были приведены ранее.
В юридической литературе высказываются мнения о том, что регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, аправоохранительные — из диспозиции и санкции1.
См., например: Черданцев Л. Ф. Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург, 1996. С. 83—84; Общая теория права / Под ред. А. С. Пигол-и М., 1995. С. 157—158.
„gg Раздел V. Позитивное право: система и категорци
Действительно, статьи особенной части УК содержат толь-две части, что всеми признано в науке и практике уголов-о права. Но ведь есть еще и общая часть УК, которая опре, ггелЯеТ пРестУпление как "виновно совершенное общественно паСное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угр0. 0 наказания" (ч. 1 ст. 14). И эти слова "запрещенное..." прямо тнОсятся к каждой статье особенной части УК. Любую из них ледует читать (мысленно): "Убийство, т. е. умышленное при-н6ние смерти другому человеку ...как запрещенное настоящий Кодексом..., наказывается..." (ст. 105 УК). И именно пото-что оно закреплено и строго формально определено за-ом, наказание за убийство является не местью, не рас-а5ой, а цивилизованной формой законного принуждения, мер0Й правовой, а не произвольной ответственности.
Этот пример говорит о том, что в правоохранительной pjje есть не только "диспозиция"1 (а точнее — гипотеза, е описание вида преступления) и санкция, но и запрет под й наказания. А запрещение есть не что иное, как содер-правила: "запрещается!" (т. е. диспозиция). С другой стороны, о наличии санкций в нормах "регуля-Б{1ь1х" свидетельствуют часто встречающиеся прямые спе-альные санкции (наряду с общими мерами, о которых речь шла ранее). Например, наряду со ст. 167 ГК РФ, устанавливают °бщие правила недействительности сделки ("каждая Орона должна возвратить другой все полученное..."), ст. 169 рк устанавливает взыскание в доход государства полученного 0 сделке. Таковы также правила о правах покупателя в слу-чае продажи ему товара ненадлежащего качества (ст. 503 ГК); в0змещении разницы в цене при замене товара (ст. 504 ГК) и мнОгие другие. Сами же общие санкции, например о защите р3?а собственности (ст. 301, 304, 305 ГК) всего лишь рацио-налъно выделены из статей о содержании права собственнос-ти его приобретении и прекращении, но вовсе не изолирова- от них:правила защиты права собственности (виндикация, гаторные требования об устранении всяких нарушений права 0ственника) применимы к нарушению всех "регулятивных норц1 о праве собственности. А без этого статьи, выражающие диСцозиции этих норм, не имели бы юридической защиты.
Все это можно иллюстрировать на примерах почти все инсТИтУТ0В гражданского, трудового, семейного и других от-й права.
да "диспозиция" как специальное для "карательных" норм угс
лобого и административного права вполне укрепилось и может бы! сохранено.
f 2. Нормы права 261
Виды правовых норм
Нормы права весьма разнообразны по различным своим качествам и свойствам. Среди этих свойств важнейшими критериями классификации норм права являются следующие.
1. Нормы права различаются прежде всего по тем видам общественных отношений, которые они регулируют. Такое деление видов правовых норм чрезвычайно важно для практики законотворчества и применения права. Оно совпадает с построением системы права1.
2. По роли (функциям) норм в механизме правового регулирования различаются, во-первых, нормы общего и конкретного (видового и родового) содержания.
Нормы конкретного содержания — это большинство правовых норм, непосредственно устанавливающих права и обязанности сторон, условия их реализации и т. и., содержание отдельных видов правил поведения: права и обязанности участников обязательства купли-продажи, имущественного подряда, виды землепользования; порядок предоставления отпусков работникам предприятий и учреждений; виды преступлений или административных проступков и соответствующие им меры наказания или взыскания (преступления против собственности, против личности и наказания за них; виды нарушений правил дорожного движения и взысканий за них). Такие нормы охватывают отдельные виды, регулируемые правом.
Особое значение имеют так называемые специальные нормы (jus singulare), предусматривающие определенные законом исключения (изъятия) из общего правила для особых случаев. Примером могут служить особые условия поставки товаров для государственных нужд, к которым применяются специальные правила, предусмотренные § 4 гл. 30 ГК; льготы для инвалидов и участников войны; льготы для работников в условиях Крайнего Севера и т. и.
Более общие (родовые), но тем не менее конкретные правила для данного рода отношений имеют, например, нормы, определяющие понятия и основания возникновения отдельных институтов права: понятие и стороны обязательств в гражданском праве (ст. 307, 308 ГК), понятие трудового договора и его содержания в трудовом праве (ст. 15 КЗоТ); виды наказаний в общей части УК в уголовном праве (ст. 21 УК).
3. От конкретных норм отличаются нормы всеобщего содержания. Наиболее общее содержание имеют нормы, устанавливающие исходные начала (принципы) или общие оп-
См. гл. 6 данного раздела.
Раздел V. Позитивное право: система и категории
ределения для всего национального права в целом или щ отрасли права.К общеправовым нормам-принципам относятся прежде всего нормы гл. I Конституции РФ "Основы конститу, ционного строя", определяющие понятие и наименование Российской Федерации как демократического, федеративного, правового государства с республиканской формой правления (и. 1 ст. 1); о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью и об обязанностях государства по отношению к ним (ст. 2); о народовластии и формах его выражения (ст. 3); о разделении властей (ст. 10) и др.
Конституция РФ определяет также такие исходные понятия, как суверенитет Российской Федерации и верховенство Конституции и законов РФ на всей ее территории (ст. 4), принципы федеративного устройства (ст. 5), принципы социального государства (ст. 7) и признания свободы экономической деятельности и форм собственности (ст. 8) и т. и.
Общие принципы и положения закрепляются также в отраслевых кодексах и других законах применительно к каждой отрасли права.Например, гл. I КЗоТ определяет задачи исферу действия законов о труде, устанавливающих уровень оплаты труда и всемерную охрану трудовых прав работников; основные трудовые права и обязанности работников; недействительность условий договоров о труде, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством о труде.
Аналогично (применительно к своей сфере регулирования) определяются основные начала гражданского законодательства (гл. I ГК), общие положения УК РФ, других отраслей права.
Нормы, устанавливающие исходные начала правового регулирования и учреждающие принципы, институты или структуру органов государства, носят название учредительных, или отправных.
Нормы, устанавливающие легальные определения тех или иных правовых понятий, носят название дефинитивных.
Как отправные (учредительные), так и дефинитивные нормы не формулируют деталей правового регулирования, но они подлежат обязательному учету при применении любы соответствующих им конкретных норм права в целом либо его отдельных отраслей. Так, ч. 2 ст. 16 Конституции РФ прямо устанавливает: "Никакие другие положения настоящей КоН ституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации". Глава I УК РФ прямо закреп-
Глава 2. Нормы права
задачи и основные принципы уголовной ответственности (ст. 2—8 УК). Статья 8 ГК предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом или иными правовыми актами, и из тех действий, которые хотя и не предусмотрены законом или иным актом, "но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности" (ч. 1 ст. 8 ГК).
Таким образом, в некоторых случаях общие начала, принципы права вытекают как бы из всей совокупности, общего смысла норм Конституции или кодекса для отдельной отрасли права.
По степени категоричности предписаний различаются императивные и диспозитивные нормы.
3. Императивные нормы— это нормы категорические, не допускающие отступлений от правила, предписанного нормой. Они характерны прежде всего для норм публично-правового регулирования, т. е. для конституционного, административного, уголовного, судебно-процессуального, финансового права.
Императивными могут быть и предписания норм гражданского или трудового права, например: "Трудовой договор заключается в письменной форме" (ч. 1 ст. 18 КЗоТ); "Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации" (ч. 2 ст. 51 ГК); нормы о признании мнимых, притворных или противоправных сделок ничтожными (§ 2 гл. 9 ГК).
Диспозитивные нормы,характерные для частного (гражданского, трудового, семейного) права, допускают регулирование отношения по соглашению сторон и устанавливают правилолишь на случай отсутствия соглашения.
Таким нормам присуща формула: "если иное не установлено договором". Например: "Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок" (ч. 2 ст. 610 ГК). Такие нормы предоставляет широкую возможность сторонам договора самим определять условия обязательства.
4. В теории и законодательстве различаются и другие еиды правовых норм.
Например, различаются нормы, по форме выражения диспозиции.
Любая норма по своему содержанию устанавливает права Одной стороны отношения и обязанности другой. Поэтому каждая норма носит предоставительно-обязывающий характер (Предоставляет права и возлагает обязанности). Но по форме
Раздел V. Позитивное право: система и категорщ,
выражения нормы о праве собственности, праве на отдых, ца труд являются управомочивающими, чем подчеркивается их главное социальное назначение. Нормы об обязанности платить налоги, соблюдать законы и т. и. являются обязывающими, устанавливая обязанности совершать активные действия.
Нормы, устанавливающие запрещение действия, называются запретительными. Ими являются нормы, устанавливающие уголовную, административную или дисциплинарную ответственности за правонарушения, а также нормы, запрещающие нарушение экологических, санитарных, ветеринарных, противопожарных и иных правил.
Наконец, по форме выражения можно выделить также поощрительные нормы, устанавливающие меры поощрения за успешный труд, награды за доблесть, героизм, примерное поведение и т. и.
По степени определенностиразличаются абсолютно-определенные, относительно-определенные (альтернативные) и бланкетные нормы права. Названный признак может относиться к различным структурным элементам нормы: гипотезе, диспозиции или санкции. Поэтому, по существу, следует различать, например, нормы с абсолютно-определенной диспозицией ("пенсии не подлежат обложению налогами"); нормы с относительно-определенной гипотезой ("условия договора поставки могут устанавливаться сторонами в пределах настоящих правил") либо альтернативной санкцией ("...наказывается лишением свободы до трех лет или ограничением свободы на тот же срок").
Бланкетными, т. е. прямо не содержащими конкретного правила поведения, могут быть только диспозиции (например, нормы об уголовной, административной или дисциплинарной ответственности "за нарушение правил торговли", "за нарушение правил техники безопасности"). Такие нормы, по существу, не устанавливают содержания правила, а предусматривают наличие других норм, содержащихся нередко в иных нормативных правовых актах. Практика бланкетных норм всегда чревата возможностью неопределенности и произвола в правовом регулировании.
Глава 3. Источники права
§ 1. Понятие и система источников права
В системе социальных регуляторов нормы права выделяются общеобязательным характером своих предписаний. Эта особенность правовых норм обусловлена формой их выражения. Действительно, сколь бы четкими и ясными ни были их предписания, они останутся лишь упражнениями в области логики или грамматики, пока не примут форму закона, указа, декрета и т. д. В общей теории права формы выражения и закрепления правовых норм определяются как источники права в юридическом, формальном смысле. Такая трактовка источника права в известной мере условна, поскольку данное понятие может иметь также иное значение. Так, под источником права можно понимать социальные факторы, определяющие содержание правовых норм; государство как непосредственную силу, творящую право; источники информации о праве (законодательные памятники, учебники по праву и т. д.). Приведенное выше определение юридического источника права есть результат известного "джентльменского соглашения" между юристами (как практиками, так и учеными), призванного избежать многозначности этого понятия. Чтобы подчеркнуть его формально-юридический смысл, обычно понятие "источники права" уточняют в скобках понятием "формы".
В системе категорий теории права понятие "источники права" выполняет двойственную функцию. Так, с одной стороны, оно позволяет отграничить источники права от социальных регуляторов, которые таковыми не являются. Всякая правовая система определяет в своей доктрине и законодательстве, какие источники (формы) права признаются действующими. С Другой стороны, данное понятие раскрывает место того или иного источника права в системе источников права, соотношение его юридической силы с юридической силой других источников права. В рамках правовой системы источники права, выстроенные по принципу их иерархической соподчинен-Ности, образуют систему источников права. Ее вертикальная структура строится таким образом, что предписания нисходящих источников права издаются на основе и во исполнение Норм вышестоящих источников и любая норма в рамках этой системы должна соответствовать нормам источника высшей Юридической силы, замыкающего эту вертикаль. Возможные
Раздел V. Позитивное право: система и категории
коллизии между правовыми нормами решаются с позиции системности. Доктриной и законодательством в рамках каждой правовой системы (семьи) наработаны с этой целью специальные приемы юридической техники.
В современном государстве вертикальная структура системы источников права, как правило, воспроизводит его струк-туру. Поэтому юридическая сила акта обычно соответствует месту издавшего его органа в системе государственных органов. А высшей юридической силой обладает в большинстве государств писаная конституция. В то же время в традиционных правовых системах источник права высшей юридической силы имеет, как правило, надгосударственный характер (например, священная книга ислама — Коран в мусульманском праве).
Четкая соподчиненность источников права, законодательно закрепленная и обеспеченная с помощью юридических механизмов, имеет важное социально-политическое значение. В самом деле, единство системы источников права означает единство выраженной в законе верховной государственной воли, единство структуры государства. И наоборот: деформация этой системы отражает слабость государственной власти, проявление центробежных тенденций (это характерно для современной России), нарушения законности как элемент политики государства (вспомним репрессии 30-х годов в СССР) и т. д.
Различия в формах (источниках) права обусловлены различными факторами (историческими, политическими и т. д.), в том числе различиями в способах правотворчества. Так, обычай как источник права формируется "снизу", из практики реальных правоотношений. Все остальные источники права возникают, как правило, "сверху", по воле государства либо надгосударственных сил (богов, мудрецов, мифических героев и т. д.). Последнее характерно для традиционного права, для которого типичен высокий удельный вес норм негосударственного происхождения. В ходе исторической эволюции такие источники права постепенно вытесняются нормами позитивного права. Вместе с тем новейшие тенденции в развитии источников права свидетельствуют об активной интеграции в национальные правовые системы (и системы источников права) международного права.
При классификации источников европейского права в основу можно положить структуру правовой системы. Эта структура, как известно, включает доктринальный, норматив ный и социологический элементы ("пласты", уровни и т. д.) № доктринальном уровне правовой системы формируются такие источники права, как доктрина и принципы права. В рамка
Глава 3. Источники права
яормативного ее "пласта" — нормативный акт, а в сфере пра-Бореализации — правовой прецедент, судебная практика, нормативный договор, обычай. Их рассмотрение мы построим на основе сочетания исторического и логического подходов: от обычая — через судебный прецедент и судебную практику — к закону, а от него — к таким источникам права, как доктрина, принципы права, нормативный договор.
Обычай
При рассмотрении обычая как источника права следует отметить неоднозначность понятия "обычай". Этому существует, как минимум, два объяс