Семинар 1 Предмет истории: цель и задачи ее изучения
История
Планы семинарских занятий, темы рефератов, контрольные вопросы для студентов 1-го курса направлений подготовки бакалавров очной и заочной форм обучения (108 часов)
Комсомольск-на-Амуре 2011
История: планы семинарских занятий, темы рефератов и контрольные вопросы для студентов 1-го курса направлений подготовки бакалавров очной и заочной форм обучения (108 часов) / Сост. И.Л. Кузина. - Комсомольск-на-Амуре : ФГБОУВПО «КнАГТУ», 2011.
Методические рекомендации содержат тематику семинарских занятий и проблемные вопросы по курсу истории. Дается библиографический перечень основной литературы, а к каждой теме занятия - дополнительной литературы, рекомендованной для студентов. Приведены темы рефератов и контрольные вопросы.
Рецензент Л.Н. Долгов
________________________________________________________
Подписано в печать
Редакционно-издательский отдел Комсомольского-на-Амуре
Государственного технического университета
681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27
Полиграфическая лаборатория Комсомольского-на-Амуре
Государственного технического университета
681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27
ВВЕДЕНИЕ
История является важнейшей дисциплиной в общегуманитарной подготовке специалиста. Курс «История» является общеобязательным в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин для всех вузов Российской Федерации. Цель курса дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании прошлого во имя будущего, раскрыть основные этапы и содержание истории Отечества с древнейших времен и до наших дней, показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории и научить его использовать опыт, накопленный человечеством.
Исходя из этой цели, были сформулированы задачи курса:
o сформировать представление об истории как науке, о ее месте в системе научного знания и целях ее изучения;
o дать научное представление об основных этапах в истории России с древнейших времен и до наших дней;
o развить способность анализировать основные проблемы российской истории;
o научить осознавать и определять место российской истории во всемирном историческом процессе;
o научить выражать и обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому;
o научить осознавать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
o научить организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их.
Курс предполагает рассмотрение основных периодов отечественной истории, рассматриваемые в неразрывном контексте с всемирной историей. Название тем определяет основное содержание данного периода. Каждый из выделенных периодов имеет внутреннюю целостность, является логически завершенным историческим этапом. В основе программы лежит проблемно-хронологический принцип построения изучения учебного материала, который предполагает выведение на первый план спорных, дискуссионных вопросов, от решения которых во многом зависит и понимание исторического процесса в целом.
Библиографический список рекомендуемой литературы делит литературу на основную и дополнительную. Под основной понимаются учебники и учебные пособия, включающие рассмотрение длительных периодов истории. Дополнительная литература помещена в разделах, которые соответствуют темам практических занятий и включает в себя литературу, рекомендуемую для написании реферата, тема которого относится к соответствующему периоду.
Рекомендации студенту по подготовке к семинарским занятиям
Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по курсу Отечественной истории. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Поэтому главным условием усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому семинару.
Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:
1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами докладов и рефератов, вопросами, предложенными для дискуссий.
2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая карандашом материал, необходимый для освоения поставленных вопросов.
3. Важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию является изучение рекомендованной к каждой теме литературы. Исторические источники и литература – это надежная основа достоверных исторических знаний. Анализ и оценка событий и процессов прошлого, данная в произведениях ученых - историков помогают выработать собственное понимание сущности и значения исторических явлений.
Большую помощь студентам при подготовке к занятиям окажет учебная литература по истории, рекомендуемая к каждому занятию.
При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотром текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы студента с текстом:
а) сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст) и целях его создания (обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию, определите причины, побудившие автора написать работу);
б) внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу;
в) разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода;
г) еще раз просмотрите весь текст, установите логические связи между выделенными частями, составьте структурный план.
4. На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующие записи в тетради.
В тезисной форме может быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой форме раскрывается их основное содержание.
Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях.
Конспект составляется в следующей последовательности:
а) после ознакомления с произведением составляется его план, записывается название источника, указывается автор, место и год издания работы;
б) конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях.
5. На семинарских занятиях студент должен:
а) принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара;
б) внимательно следить за выступлениями;
в) уметь вести полемику с оппонентами.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Природно-климатические и географические факторы и их влияние на характер исторического развития России.
2. Древняя Русь и кочевники: история взаимоотношений.
3. Внешняя политика Киевской Руси.
4. Дальний Восток в древности.
5. Дальний Восток в эпоху средневековья.
6. Основные политические центры раздробленной Руси и особенности их развития.
7. Центры объединения Руси в XIV-XV вв.: проблема лидерства.
8. Церковный раскол: социально-политическая сущность и последствия.
9. Оценка петровских преобразований в современной отечественной историографии.
10. Внешняя политика России в период дворцовых переворотов.
11. Изменения в международном положении Российской империи в правление Екатерины II.
12. Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения».
13. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.
14. Западники и славянофилы: дискуссии о путях развития страны.
15. Русская культура первой половины XIX века и ее вклад в мировую культуру.
16. Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в.
17. Освоение и вхождение дальневосточных земель в состав российского государства в XIX- начале XX вв.
18. Развитие российской науки и техники в первой половине XIX века.
19. Объективная потребность и ход индустриальной модернизации России на рубеже XIX–XX вв.
20. Опыт думского «парламентаризма» в России в начале ХХ века.
21. Формирование и деятельность социал-революционной партии.
22. Образование и деятельность конституционно-демократической партии.
23. Монархические и черносотенные организации в России.
24. Образование и наука России в конце XIX – начале XX в.
25. Кризис власти в годы первой мировой войны и его истоки.
26. «Распутинщина»: понятие, содержание, последствия.
27. Геополитические цели и интересы России в первой мировой войне.
28. Социально-экономическая политика Временного правительства.
29. Большевистская стратегия в 1917 -1920 гг.: причины победы.
30. Политика «военного коммунизма»: идеология и практика.
31. Интервенция в Гражданской войне: причины, формы, масштабы.
32. Русская эмиграция: центры, идеология, особенности ассимиляции.
33. Концепция и практика культурной революции.
34. «Большой террор»: причины и сущность.
35. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства.
36. СССР в международных отношениях накануне Второй мировой войны.
37. Идеологическое обеспечение советского политического режима и личной власти Сталина.
38. Становление диктатуры личной власти И.В. Сталина
39. «Русская освободительная армия» А.А. Власова.
40. Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции развития Послевоенное общество: повседневная жизнь и общественные настроения.
41. Реформаторство Н.С. Хрущева: достижения, просчеты, итоги.
42. Общество и власть в период «оттепели».
43. Диссидентское движение: предпосылки, сущность, основные этапы развития.
44. Тенденции экономического развития СССР в 60-80-е гг.
45. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР.
46. Перестройка: разработка концепции и практика.
47. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал.
48. Становление многопартийности в России в конце ХХ века.
49. Распад СССР и образование СНГ.
50. Президентство В.В. Путина: новые стратегии развития России.
51. Становление и деятельность партии «Единая Россия».
52. Президентство Д.А. Медведева: основные векторы развития Российской Федерации.
4 Контрольные вопросы
1. Восточные славяне в древности.
2. Предпосылки и особенности образования древнерусского государства.
3. Киевская Русь: основные периоды истории.
4. Политическая раздробленность древнерусского государства: причины, основные центры.
5. Монголо-татарское нашествие и его последствия для развития Руси.
6. Вторжение на Русь с Запада и победы Александра Невского.
7. Этапы развития Московского княжества
8. Завершение формирования единого российского централизованного государства во второй половине XVI в. Иван III и Василий III.
9. Реформы Избранной Рады 50-х годов XVI в..
10. Опричнина Ивана Грозного: сущность и последствия.
11. Смутное время: причины, основные события, последствия.
12. Воцарение династии Романовых и преодоление последствий Смуты.
13. Становление российского абсолютизма при Алексее I Михайловиче и Федоре I Алексеевиче.
14. Российская империя при Петре I: политические, социально-экономические и культурные преобразования.
15. Внешняя политика России в конце XVII – первой четверти XVIII в.
16. Феномен дворцовых переворотов XVIII века: причины, основные события и итоги.
17. Эпоха Екатерины II - время просвещенного абсолютизма в России.
18. Внешняя политика России во второй половине XVIII века.
19. Российская империя при Павле I.
20. Александр I: поиски путей реформирования русского общества.
21. Отечественная война 1812 г.
22. Тайные общества и движение декабристов.
23. Консервативно-охранительная политика Николая I.
24. Крымская война и кризис крепостничества.
25. Отмена крепостного права: подготовка и основные положения.
26. Великие реформы 60 - 70-х годов ХIХ в.
27. Контрреформы 80-х - начала 90-х годов.
28. Особенности экономического и социально-политического развития России в начале XX века.
29. Русско-японская война 1904-1905 гг.
30. Первая российская революция 1905 - 1907 годов
31. Формирование системы политических партий России в начале ХХ в.
32. Третьиюньская политическая система. Реформы П.А. Столыпина.
33. Участие России в Первой мировой войне в 1914-1916 гг.
34. Причины Февральской революции. Февральская революция и установление двоевластия в стране.
35. Временное правительство: от Февраля к Октябрю.
36. Октябрьский переворот большевиков и II Съезд Советов.
37. Гражданская война и иностранная интервенция: этапы и итоги.
38. Военный коммунизм: политика, практика, идеология.
39. Советская модернизация 30-х годов: коллективизация и индустриализация.
40. Формирование советского политического режима в 30-е гг.
41. СССР во Второй мировой войне
42. Коренные изменения на международной арене после окончания второй мировой войны.
43. Восстановление и развитие народного хозяйства после окончания войны.
44. Смерть Сталина и борьба в руководстве страны за власть.
45. «Холодная война»: ее причины, сущность и последствия.
46. Социально-экономическое развитие СССР в период «хрущевского» десятилетия (1953-1964).
47. Тенденции экономического развития СССР (1964-1985 гг.). Экономические реформы 1965 г.: цели, причины свертывания.
48. Политическая система СССР и механизмы власти. «Диссидентское» движение.
49. Этапы и итоги перестройки.
50. «Новое политическое мышление»: новые ориентиры внешней политики СССР.
51. Формирование новой российской государственности (1992-2000 гг.).
52. Президентство В.В. Путина: реформы, систематизация или установление контроля?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Верт, Н. История советского государства / Н. Верт. – М. : Весь мир, 2006. – 560с.
2. Деревянко, А.П. История России: Учеб.пособие для вузов / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. - М. : Проспект, 2006. - 557с.
3. Зуев, М.Н. История России: Учеб. пособие для вузов / М. Н. Зуев. - М. : Высшее образование, 2007. - 635с.
4. История России IX-XVIII вв. – М. : Слово, Эксмо, 2004. – 448 с.
5. История России XIX - нач. XX вв. / Под ред. В.А. Федорова. – М. : Зерцало, 1998. – 743 с.
6. История России XX вв. / Отв. Ред. В.П. Дмитриенко. – М. : АСТ, 2001.- 601 с.
7. История России в.п. XIX - XX вв. Курс лекций. / Под ред. Б.В. Личмана. – Екатеринбург : Изд-во Уральского государственного техн. ун-та, 1995. – 352 с.
8. История России с древнейших времен до конца ХVII века: Учеб. пособ. для студ. вузов / Отв. ред. А.Н.Сахаров, А.П.Новосельцев. - М. : АСТ, 1998. - 576с.
9. История России с начала XVIII в. до конца XIX в. / А.Н. Сахаров, Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.И. Боханов. – М.: АСТ, 1996. – 543 с.
10. История России. / под ред. Семенниковой. - М. : Книжный дом «Университет», 2000. – 400 с.
11. Мухамедина, Ш. Отечественная история новейшего времени / Ш. Мухамедина. - М. : КДУ, 2004. – 240 с.
12. Отечественная история. ХХ век. Учебное пособие / Под ред. А.В.Ушакова. - М.: Высшая школа, 1996. – 432 с.
13. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории / С.Ф. Платонов. - СПб. : Литера, 2002. - 800с.
14. Пушкарев, С. Г. Обзор русской истории / С. Г. Пушкарев. - СПб. : Изд-во «Лань», 2002. – 432 с.
15. Соколов, А.К. Курс советской истории. 1917 – 1940 / А.К. Соколов. – М. : Высшая школа, 1999. – 272 с.
16. Соколов, А.К.Курс советской истории. 1941 – 1991 / А.К. Соколов, В.С. Тяжельникова. – М. : Высшая школа, 1999. – 415 с.
История
Планы семинарских занятий, темы рефератов, контрольные вопросы для студентов 1-го курса направлений подготовки бакалавров очной и заочной форм обучения (108 часов)
Комсомольск-на-Амуре 2011
История: планы семинарских занятий, темы рефератов и контрольные вопросы для студентов 1-го курса направлений подготовки бакалавров очной и заочной форм обучения (108 часов) / Сост. И.Л. Кузина. - Комсомольск-на-Амуре : ФГБОУВПО «КнАГТУ», 2011.
Методические рекомендации содержат тематику семинарских занятий и проблемные вопросы по курсу истории. Дается библиографический перечень основной литературы, а к каждой теме занятия - дополнительной литературы, рекомендованной для студентов. Приведены темы рефератов и контрольные вопросы.
Рецензент Л.Н. Долгов
________________________________________________________
Подписано в печать
Редакционно-издательский отдел Комсомольского-на-Амуре
Государственного технического университета
681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27
Полиграфическая лаборатория Комсомольского-на-Амуре
Государственного технического университета
681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27
ВВЕДЕНИЕ
История является важнейшей дисциплиной в общегуманитарной подготовке специалиста. Курс «История» является общеобязательным в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин для всех вузов Российской Федерации. Цель курса дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании прошлого во имя будущего, раскрыть основные этапы и содержание истории Отечества с древнейших времен и до наших дней, показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории и научить его использовать опыт, накопленный человечеством.
Исходя из этой цели, были сформулированы задачи курса:
o сформировать представление об истории как науке, о ее месте в системе научного знания и целях ее изучения;
o дать научное представление об основных этапах в истории России с древнейших времен и до наших дней;
o развить способность анализировать основные проблемы российской истории;
o научить осознавать и определять место российской истории во всемирном историческом процессе;
o научить выражать и обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому;
o научить осознавать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
o научить организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их.
Курс предполагает рассмотрение основных периодов отечественной истории, рассматриваемые в неразрывном контексте с всемирной историей. Название тем определяет основное содержание данного периода. Каждый из выделенных периодов имеет внутреннюю целостность, является логически завершенным историческим этапом. В основе программы лежит проблемно-хронологический принцип построения изучения учебного материала, который предполагает выведение на первый план спорных, дискуссионных вопросов, от решения которых во многом зависит и понимание исторического процесса в целом.
Библиографический список рекомендуемой литературы делит литературу на основную и дополнительную. Под основной понимаются учебники и учебные пособия, включающие рассмотрение длительных периодов истории. Дополнительная литература помещена в разделах, которые соответствуют темам практических занятий и включает в себя литературу, рекомендуемую для написании реферата, тема которого относится к соответствующему периоду.
Рекомендации студенту по подготовке к семинарским занятиям
Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по курсу Отечественной истории. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Поэтому главным условием усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому семинару.
Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:
1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами докладов и рефератов, вопросами, предложенными для дискуссий.
2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая карандашом материал, необходимый для освоения поставленных вопросов.
3. Важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию является изучение рекомендованной к каждой теме литературы. Исторические источники и литература – это надежная основа достоверных исторических знаний. Анализ и оценка событий и процессов прошлого, данная в произведениях ученых - историков помогают выработать собственное понимание сущности и значения исторических явлений.
Большую помощь студентам при подготовке к занятиям окажет учебная литература по истории, рекомендуемая к каждому занятию.
При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотром текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы студента с текстом:
а) сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст) и целях его создания (обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию, определите причины, побудившие автора написать работу);
б) внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу;
в) разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода;
г) еще раз просмотрите весь текст, установите логические связи между выделенными частями, составьте структурный план.
4. На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующие записи в тетради.
В тезисной форме может быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой форме раскрывается их основное содержание.
Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях.
Конспект составляется в следующей последовательности:
а) после ознакомления с произведением составляется его план, записывается название источника, указывается автор, место и год издания работы;
б) конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях.
5. На семинарских занятиях студент должен:
а) принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара;
б) внимательно следить за выступлениями;
в) уметь вести полемику с оппонентами.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1 Предмет истории: цель и задачи ее изучения
1. Место истории в системе наук. Предмет исторической науки.
2. История развития исторического знания.
3. Методы и источники изучения истории. Историография, методология и теория исторической науки.
4. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.
5. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории.
Литература:
1. Егоров, В.К. История в нашей жизни / В.К. Егоров. - М. : Наука, 1990. -192 с.
2. Историческая наука и историческое сознание / Б.Г. Могильницкий, И.Ю. Николаева, С.Г. Ким, В.М. Мучник, Н.В. Карначук. – Томск : Изд-во Том. ун-та, 2000. – 234 с.
3. Румянцева, М.Ф. Теория истории / М.Ф. Румянцева. - М. : Наука, 2002. - 319 с.
4. Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.И. Семенникова. - М. : Книжный дом «Университет», 2009. – 782 с.
Проблемные вопросы
1. Существуют ли объективные законы истории? Познаваемы ли они?
2. История и историк. Как влияет личность историка, его взгляды на трактовку исторических фактов?
3. Может ли человек влиять на ход истории? Какие он имеет для этого возможности?