Формирование унитарного суверенного 6 страница
1517 годом датируется впервые встреченный в источниках термин «дума».6 Впрочем, ее заседания как институированного и постоянно действовавшего органа не зафиксированы. Численность бояр (от 5 до 12) и окольничих (не более 12) была стабильной.7 Безусловно, они составляли наиболее влиятельную прослойку Государева двора и должны были являться советом представителей феодальной аристократии при великом князе. Получение этих высших чинов княжатами Северо-Восточной Руси, а затем удельными княжатами присоединенных к Москве Рязани и Твери и, наконец, на рубеже 20—30-х годов служилыми князьями Юго-Западной Руси хотя и означало, с одной стороны, подчинение аристократии московским великим князьям и тем самым преодоление пережитков удельного сепаратизма, однако, с другой, вытеснение из состава высших чинов Государева двора старомосков-
5 Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV—XVI вв.
М.; Л., 1950. № 89.
6 Памятники дипломатических сношений Московского государства с Немец
ким орденом в Пруссии // Сб. РИО. 1887. Т 53 С 40.
7 См.: Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй
половине XV—первой трети XVI в. М., 1988. С. 23.
ского боярства создавало опасность и возможность появления в высшем его слое традиций, унаследованных от удельного периода. Возникшая коллизия привела к уменьшению роли бояр и решению важнейших государственных вопросов великим князем с узким кругом советников. Опальный придворный Берсень-Беклемишев в беседах с выезжим монахом Максимом Греком сетовал, в частности, что якобы в отличие от Ивана III новый «Государь-деи упрям и въстречи против себя не любит, кто ему встречи говорит, и он на того опаляется», а «всякие дела делает», «запершыся, сам третей у постели».8
Это означает, что в практической политике складывавшаяся чиновная иерархия еще не пришла в соответствие с должностными функциями. Важнейшие государственные дела поручались и боярам, и окольничим, и дворецкому с его аппаратом, и казначеям. Впрочем, уже определился круг лиц, которые специализировались на функциях, требовавших особых знаний. К ним относились, в частности, финансы, дипломатические сношения, ямское дело. Это приводило к росту значения дьяков, которые образовывали аппарат судебных органов, в частности боярских комиссий, Казны и Дворца и постепенно брали в свои руки важнейшие отрасли государственного управления. При этом дьяки в основном были выходцами из слоев с низким социальным статусом (редко из дворян, часто из поповских детей и даже холопов). Вместе с тем дьяческий аппарат приобретал черты корпоративной замкнутости благодаря тому, что эта профессия часто становилась наследственной. И все же профессионализация в среде дьяков была еще далеко не сложившейся: один дьяк мог выполнять самые различные поручения. Отчасти это объяснялось недостаточным их числом: в первой трети XVI в. известен только 121 дьяк, находившийся на великокняжеской службе.9
Стремясь усилить военный потенциал русских городов, Василий III с 1511 г. предпринимает шаги по учреждению в них новых должностных лиц — городовых приказчиков, назначавшихся из числа городовых детей боярских, которым поручались сбор посош-ных людей, управление городовыми пищальниками, строительство городовых укреплений. Городовые приказчики вместе с тем становились опорой великокняжеской власти в борьбе с удельной децентрализацией, поскольку с их помощью ограничивались прерогативы всесильных наместников и волостелей, частично назначавшихся из местных и удельных князей.10
Формировавшаяся самодержавная власть московского великого князя стремилась укрепиться и легитимизироваться, опираясь на
8 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археогра
фическою экспедицией) императорской Академии наук. СПб., 1836. Т. 1. № 172.
С. 141 — 143.
9 Зимин А. А. Дьяческий аппарат в России второй половины XV—первой тре
ти XVI в. // ИЗ. 1971. Т. 87. С. 282.
10 Подробно см.: Носов Н. Е. Очерки по истории местного управления Русского государства первой половины XVI в. М.; Л., 1957. С. 15—197; Каштанов С. М. К проблеме местного управления в России первой половины XVI в. // История СССР. 1959. № 6.
теорию божественного своего происхождения, которая была изложена в 1510—1511 гг. в посланиях Иосифа Волоцкого Василию III и в его же 16-м слове «Просветителя».11 Внимательный наблюдатель русской жизни посол Империи Сигизмунд Герберштейн, характеризуя источники и объемы власти великого князя, опирался на сообщения придворных Василия III, которые «прямо заявляют, что воля государя есть воля божья и что бы ни сделал государь, он делает это по воле божьей», «он — свершитель божественной воли».12 Из этой теории естественно вытекал вывод о подчинении удельных князей московскому государю. Более того, по свидетельству С. Герберштейна, Василий III свою власть «применяет к духовным так же, как и к мирянам, распоряжаясь беспрепятственно по своей воле жизнью и имуществом каждого из советников, которые есть у него».13 Природа этой деспотической теократической власти для представителя даже могущественного императора казалась загадочной: «Трудно понять, то ли народ по своей грубости нуждается в государе-тиране, то ли от тирании государя сам народ становится таким грубым, бесчувственным и жестоким».14
Можно, таким образом, констатировать, что первый этап процесса формирования самодержавной власти московского великого князя, начатый созданием при Иване III унитарного государства, завершился в период правления Василия III. Его внутриполитические успехи в борьбе с удельным сепаратизмом способствовали признанию равенства России с крупнейшими европейскими державами. В частности, общность внешнеполитических интересов привела к заключению в 1514 г. союзнического договора с Империей, направленного против Польши. Титулатура Василия — «цесарь» (царь), впервые примененная в отношениях между этими странами, свидетельствовала и о крупном его внешнеполитическом успехе, знаменовавшем собой признание равенства между Россией и Империей.
Вместе с тем отсутствие сложившегося государственного аппарата и, как следствие этого, относительная обособленность удельных князей, наместников и волостелей, чья власть носила еще черты удельной пестроты, приводили к тому, что на практике возможности великого князя оставались ограниченными. Поэтому Василий III вынужден был лавировать и опираться вначале, после женитьбы на Соломонии Сабуровой, на старомосковское боярство, издавна преданное великокняжеской власти, а затем, ввиду бездетности разведясь с ней и женившись в 1526 г. вторым браком на княгине Елене Глинской, представлявшей княжат Юго-Западной Руси, — на могущественную княжескую аристократию. Кратковременные опалы, которыми Василий III карал своих приближенных, были оружием приведения этой аристократической прослой-
11 Послания Иосифа Волоцкого / Подг. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье.
М.; Л., 1959. С. 183—185; «Просветитель» Иосифа Волоцкого. Казань, 1904.
С. 547.
12 Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московии. [M.J, 1988. С. 74.
13 Там же. . ,, ' , i
14 Там же.
ки в подчинение великому князю.15 К концу жизни Василия III число уделов вновь, как и у его отца, сократилось: фактически осталось всего два — Дмитровский князя Юрия Ивановича и Ста-рицкий князя Андрея Ивановича. У самого Василия III, умершего в 1533 г., лишь за 3 года до этого родился наследник — Иван, в малолетстве ставший великим князем.
1 Ситуация, сложившаяся после смерти Василия III, с неизбежностью вызвала политический кризис, носивший отчасти династический характер. Несмотря на то что умирающий Василий III успел благословить Ивана на великое княжение, у него и его матери Елены Глинской сразу же обнаружились соперники — братья Василия III. Непосредственное ведение государственных дел перешло в этих условиях к группе бояр и окольничих. Но среди бояр существовали различные, враждовавшие друг с другом группировки, чем умело воспользовалась Елена Глинская, которая, опираясь на своего фаворита И. Ф. Телепнева-Оболенского, возведенного ею в чин боярина и конюшего, на несколько лет приобрела фактический статус правительницы при малолетнем великом князе. Сначала она избавилась от дмитровского князя Юрия Ивановича, заточенного в тюрьму сразу же после похорон Василия III и там через три с половиной года умершего. В 1537 г. наступила очередь не подчинившегося ее распоряжениям старицкого князя Андрея Ивановича, которого обманом сумели вызвать в Москву и сразу же заточить в темницу, где он скончался уже через полгода. Устранением соперников Ивана IV был завершен династический кризис, но со смертью в 1538 г. Елены Глинской политический кризис вступил в новую фазу. Боровшиеся боярские группировки Вельских и Шуйских сменяли друг друга путем дворцовых переворотов, затем в результате вмешательства 13-летнего Ивана IV к власти пришли Воронцовы и Кубенские, а вслед за ними — снова Глинские.
Княжеско-боярские междоусобицы расшатывали не только сложившуюся систему единовластия, но и элементарный порядок в стране: усилились разбои, произвол временщиков ничем не сдерживался.
Однако и в этих условиях был предпринят ряд мер, в конечном счете ведших к централизации власти. В частности, в 1534— 1538 гг. проводилась монетная реформа, установившая единую для всего государства денежную систему, основанную на объединении двух монетных систем — московской и новгородской. В результате основной и наиболее крупной единицей стала серебряная «копейка» — новгородская денга (новгородка), хотя сохранялась и московская денга, которая была вдвое легче, чем «копейка». При этом реформа привела к обычному в таких случаях снижению денежной стопы, что дало правительству дополнительные средства.
15 См.: Зимин А. А. Россия на пороге нового времени. С. 418—419.
Важнейшей реформой местного управления, начатой в конце 30-х—начале 40-х годов, стало введение должностей выборных губных старост, на которых возлагалась обязанность бороться с разбоями и «лихими людьми». С этой целью дела «о ведомых лихих людях» начали изыматься из компетенции наместников и передаваться губным старостам, выбиравшимся, как правило, из среды дворянства. Губная реформа проводилась постепенно на протяжении 40-х годов путем рассылки в уезды специальных губных грамот.16 Контроль за деятельностью губных старост осуществлялся боярскими комиссиями либо дворецким. Обычно эта реформа связывается с усилением во время боярского правления классовой борьбы крестьян, против которых и была якобы она направлена.17
Однако, как показано в новейшей литературе, разбои чинились отнюдь не только крестьянами, но также детьми боярскими и даже княжатами.18
Другое объяснение причин губной реформы, также обоснованное недавно, убедительно связывает ее с образованием единой государственной территории, лишенной внутренних границ, в пределах которых только и могли действовать наместники и волостели. Именно губные старосты стали той карательной структурой, замыкавшейся на Москву, которая имела необходимые средства и на которую возлагалась обязанность поисков разбойников и расправы с ними. Однако в течение длительного времени губные старосты функционировали наряду с наместниками и волостелями, что в существенной мере при слабой разграниченности полномочий порождало конфликты между одновременно существовавшими органами местного управления.19
Таким образом, сохранение ставшего архаическим института наместников и волостелей в условиях проведения губной реформы вело к тому, что сама реформа из-за нерасчлененности властных функций, отсутствия иерархической системы подчиненности, коллизий между законодательной нормой и практикой, между разными органами власти на местах носила незавершенный, половинчатый характер. Симптоматично, что центральная власть начала передавать важнейшие свои прерогативы выборным органам, состоявшим из местных представителей служилых людей. В сочетании с предписанием избирать в черносошных волостях «голов» из числа «лучших» (т. е. зажиточных) крестьян, а на посадах — в «сотские» и «десятские» «прожиточных» посадских людей это свидетельствует о признании центральными властями невозможности
16 Эта реформа глубоко и всесторонне исследована Н. Е. Носовым (см.: Но
сов Н. Е. Очерки по истории местного управления Русского государства первой
половины XVI века. М.; Л., 1957. С 201—339).
17 Носов Н. Е. Очерки по истории местного управления... С. 206—235; Зи
мин А. Л. Реформы Ивана Грозного: Очерки социально-экономической и полити
ческой истории России середины XVI в. М., 1960. С. 254—255.
18 Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой России (XV—
XVI вв.). М., 1985. С. 204.
19 Пашкова Т. И. К вопросу о причинах губной реформы 30—40-х гг.
XVI в. // Феодальная Россия: Новые исследования. СПб., 1993. С. 30—34.
иным способом осуществлять сколько-нибудь эффективное управление огромными и слабо заселенными территориями.
Учреждению новых органов местного управления, казалось бы, противоречило усиление в годы регентства Елены Глинской и боярского правления роли боярской олигархии: боярами стали от 12 до 15 человек из различных княжеских группировок. Впрочем, в число окольничих попали представители знатных старомосковских фамилий.20 Однако именно таким способом создавалось известное равновесие социальных сил, боровшихся за властные полномочия, чины и земли.
Очевидно, именно в период боярского правления Государев двор приобретает уже новую чиновную структуру: думные и дворцовые чины (бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, возможно также оружничий, постельничие, печатник, сокольничие, ловчие), стольники, стряпчие, а также князья и дворовые дети боярские из городов (дворяне). Однако эта структура носила еще следы прежнего децентрализованного строения. Так, стольники, стряпчие и дети боярские из городов одновременно рассматривались как члены местных служилых корпораций.21 Распределение членов Государева двора по чинам создавало внутри него и имущественную иерархию, поскольку наделение поместьями в значительной степени зависело от места в структуре Государева двора. Тем самым боярские группировки, стоявшие у власти, продолжили курс на усиление зависимости правящей элиты от великого князя и ее консолидацию вокруг него, хотя сам он еще не обладал всеми рычагами, которые оставались в руках боярской олигархии.
Время боярского правления характеризуется существенным расширением поместной системы. Особенно массовыми были поместные раздачи в сравнительно недавно присоединенной Тверской земле, и эта мера также вела к укреплению центральной власти, от которой зависели подобные земельные пожалования и которая, таким образом, увеличивала свое войско, необходимое для дальнейших военных акций, направленных на завоевание новых земель на Востоке и Западе.
Естественно, что в годы регентства Елены Глинской и правления сменяющих друг друга с калейдоскопической быстротой боярских кланов во время малолетства Ивана IV власть великого князя была номинальной. В 1547 г. выраженное им желание жениться и предшествовавшее ему венчание на царство должны были бы означать переход к нему всей полноты власти, укрепить авторитет государя как внутри страны, так и на международной арене.
20 Зимин А. А. Состав Боярской думы в XV—XVI веках // АЕ за 1957 г. М.,
1958. С. 54-59.
21 Подробно см.: Назаров В. Д. О структуре «Государева двора» в середине
XVI в. // Общество и государство в феодальной России. М., 1975.
Митрополит Макарий, оказывавший сильное влияние на Ивана IV, в «Поучении», обращенном к царю во время церемонии венчания на царство 16 января 1547 г., провозгласил основы теократического характера царской власти, заключающиеся в необходимости союза светской власти с церковью, однако при главенстве церкви.22 В «Чин венчания на царство», написанный тем же Макарием, был включен легендарный рассказ из «Сказания о князьях владимирских» о получении Владимиром Мономахом от византийского императора Константина царских регалий, которые теперь вручались самому Ивану IV.23 Тем самым идея преемственности власти русских царей от византийского императора вновь получила идеологическое обоснование, а кроме того, что еще более важно, официальный статус. В «Чин венчания на царство» были включены также отрывки из «Чина поставления на великое княжение Дмитрия Ивановича» (1498 г.) и выдержки из Второго послания Иосифа Волоцкого «На еретики».24
Вскоре после венчания на царство, в феврале, царь женился на дочери окольничего Романа Юрьевича Захарьина (из старомосковского нетитулованного боярства) Анастасии. Однако эти торжественные акты не изменили положения дел во властных структурах: группировка Глинских, ставшая вместе с Макарием инициаторами венчания Ивана IV на царство, продолжала править. Макарий же, созвав церковный (Освященный) собор в том же феврале 1547 г., произвел на нем канонизацию местных святых для общерусского почитания. Тем самым создавался общерусский пантеон, утверждавший могущество церкви в общегосударственном масштабе.
Одной из вех периода царствования Ивана IV стали пожары летом 1547 г. в Москве, когда была уничтожена большая часть города. Распространялись слухи о причастности к пожарам Глинских, якобы спаливших город при помощи колдовства. Лишившиеся крова жители Москвы подняли восстание. Взрыв негодования против Глинских сопровождался грабежами, погромами и убийствами. Все это произвело тяжелое впечатление на Ивана IV, который считал, что изменники восстанавливали народ именно против него. Результатом стало падение Глинских и выдвижение на одно из первых мест Захарьиных.
Период с 1547 до 1549 г. характеризовался выходом на авансцену политической жизни ряда новых людей, что привело к изменению и пополнению состава бояр и окольничих. В отличие от 30-х годов, когда было всего 20 бояр, к концу 1549 г. их число увеличилось до 32. Примерно в таком же соотношении выросло и число окольничих — с 2—3 до 9.25 Эти сдвиги в верхнем слое пра-
22 ПСРЛ. СПб., 1906. Т. 13. Ч. 2. С. 450—453.
23 Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографиче
скою комиссиею. СПб., 1846. Т. 1. № 39; Дмитриева Р. П. 1) Сказание о князьях
владимирских. М.; Л., 1955; 2) О текстологической зависимости между разными
видами рассказа о потомке Августа и дарах Мономаха // ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 30.
24 См.: Зимин А. А. О политической доктрине Иосифа Волоцкого // ТОДРЛ.
М.; Л., 1953. Т. 9. С. 177.
25 Зимин А. А. Состав Боярской думы в XV—XVI веках. С. 82.
вящей элиты были обусловлены стремлением ослабить влияние тех, кто вошел в нее в период малолетства Ивана IV. Вокруг царя образовалась немногочисленная группа советников, среди которых первое место занимали Алексей Адашев, взявший к февралю 1549 г. в свои руки основную текущую правительственную работу, протопоп придворного Благовещенского собора Сильвестр, оказывавший огромное влияние на царя, митрополит Макарий, представители семей Захарьиных и Юрьевых, являвшихся свойственниками царя, Дмитрий Курлятев и ряд других лиц. Этот правительственный кружок князь Андрей Курбский назвал в «Истории о великом князе Московском», сочинении, написанном тогда, когда автор после бегства из Москвы жил в Великом княжестве Литовском, Избранной радой. В других источниках XVI в., однако, данный термин не встречается. Не исключено, что Андрей Курбский заменил этим термином синонимические термины «Ближняя дума», «Тайная дума».26 Несомненно, Ближняя дума в еще меньшей мере, чем Боярская дума, может быть охарактеризована как институционализированный орган государственной власти или управления. С другой стороны, в нее входили должностные лица, такие, как казначей, постельничий, дьяки, и уже в силу этого она обладала реальными рычагами властвования.27 Более того, постельничий имел печать для скрепления «скорых и тайных дел».2*
Итак, несмотря на то что Иван IV как полноправный суверенный царь де-юре обладал всей полнотой власти, де-факто, однако, он ее несомненно добровольно делил со своими советниками.29 Тем не менее монархия имела все признаки самодержавной, поскольку не была ограничена никакими другими органами власти или законами. Но система, при которой официальные органы управления, образованные для выполнения определенных функций (бояре, боярские комиссии, дьяки, казна, наместники и волостели, Дворец, городовые приказчики и губные старосты), вели дела наряду с группой, также действующей от имени монарха, не могла
26 См.: Бахрушин С. В. Избранная рада Ивана Грозного // Бахрушин С. В.
Научные труды. М., 1954. Т. 2. С. 329—352.
27 О Ближней думе подробно см.: Crobovsky A. N. The «Chosen Council» of
Ivan IV: A Reinterpereation. New York, 1969; Cru.rr.mey R. O. Aristocrats and Servitors:
The Boyar Elite in Russia: 1613—1689. Princeton, 1983. P. 33; Богатыреве. Н.
Ближняя дума в третьей четверти XVI в.: Часть первая (1550-е годы) // АЕ за
1992 г. М., 1994. О связи Ближней думы с Боярской думой, Постельной казной и
Царским архивом см.: Шмидт С. О. Российское государство в середине XVI сто
летия. М., 1987. С. 97 и ел.
28 Шмидт С. О. Российское государство в середине XVI столетия. С. 98.
29 С. В. Бахрушин и А. А. Зимин считали Избранную раду и Ближнюю думу
одним и тем же учреждением (Бахрушин С. Б. Избранная рада Ивана Грозного.
С. 336; Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного: Очерки социально-экономической
и политической истории России середины XVI в. М., I960. С. 318—319).
И. И. Смирнов, напротив, решительно отклонил подобное отождествление и вооб
ще отрицал существование «Избранной рады» (.Смирнов И. И. Очерки политиче
ской истории Русского государства 30—50-х годов XVI в. м.; Л , 1958. С. 139—
165).
быть эффективной. С другой стороны, советники царя, используя свое влияние на него, получили возможность приступить к давно назревшим реформам, призванным привести государственную систему в соответствие с реалиями XVI в. — единовластием в форме самодержавия. Для этого, однако, необходимо было создать благоприятный фон — понизить температуру социальных, клановых и личностных противоречий, существовавших в латентном виде всегда, но повысившуюся до опасного уровня во время боярского правления, что рельефно обнаружилось во время восстания в Москве 1547 г.
Иван IV и правительственный кружок пошли на необычный шаг. 27 февраля 1549 г. был созван Освященный собор с участием в нем, кроме высших церковных иерархов, также бояр, окольничих, дворецкого и казначеев, на котором царь прочитал демагогическую речь, полную обвинений в адрес бояр, чинивших в годы малолетства Ивана IV насилия и обиды детям боярским и всем христианам в судебных делах о землях и холопах, и предостерегающую от подобных действий впредь. В ней Иван IV также угрожал в случае непослушания опалами и казнями. Бояре вынуждены были дать обязательство служить царю, не нанося вреда ему и его людям, а в случае жалоб на них со стороны детей боярских и всех христиан давать им «суд». Царь, со своей стороны, бояр простил, заявив, что он на них опал ни на кого накладывать не будет.
В тот же день царь держал вторую речь, по-видимому в более многолюдном собрании, на котором были в основном дети боярские, хотя присутствовали также воеводы и княжата. Им было сообщено о результатах первого собрания, при этом речь, конечно, отличалась по содержанию от первой, поскольку данная аудитория состояла в большинстве из тех лиц, которые претерпели ранее от бояр. Иван IV каялся и в своих грехах, в частности в том, что приказывал во время боярского правления жестоко убивать многих людей, и предписал всем участникам обоих собраний впредь помириться.30
Это второе собрание, фигурирующее в исторической литературе как «собор примирения», иногда интерпретируется как первый в истории России Земский собор. Однако сам термин, как известно, возник в XIX в. в славянофильской среде, стремившейся представить дело таким образом, будто уже в XVI в. функционировало высшее представительное учреждение, олицетворявшее народные силы, которые противостояли царю. К данному же собранию этот
30 Различные мнения об этих совещаниях см.: Тихомиров М. Н. Сословно-представительные учреждения в России XVI века // Тихомиров М. Н. Российское государство XV—XVI веков. М., 1973; Романов Б. А. Комментарий [к Судебнику 1550 года] //Судебники XV—XVI веков. М.; Л., 1952. С. 183—185; Смирнов И. И. Очерки политической истории... С. 289—290; Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. С. 325—326; Шмидт С. О. Становление российского самодер-жавства: Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1973. С. 133—154; Павленко Н. И. К истории Земских соборов XVI в. // ВИ. 1968. № 5.
термин применим с большой натяжкой, поскольку на нем не присутствовали представители всех групп населения.
И все же «собор примирения» имел далеко идущие последствия: от него следует отсчитывать начало реформ, проведенных вместе с царем кружком его единомышленников в 50-е годы XVI в. Уже на следующий день после деклараций царя, 28 февраля, им совместно с митрополитом Макарием и боярами был утвержден указ об освобождении детей боярских от суда наместников, за исключением «душегубства и татьбы и разбоя с поличным». К этому времени оказались подготовленными «жаловальные» грамоты, основанные на данном указе, предназначенные к рассылке «во все городы детем боярским».31
В июне 1550 г. «царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии со своей братьею и з бояры ... Судебник уложыл»32 (в который, кстати, указ от 28 февраля 1549 г. вошел в качестве ст. 64, и тем самым была подготовлена отмена наместничьего управления). Одной из его целей стало укрепление государственного аппарата и ограничение произвола кормленщиков-наместников «посредством организации контроля над их деятельностью со стороны им подвластных черных крестьян и посадских»,33 чтобы судебная процедура была праведной и беспосульной. Этим новый Судебник в первую очередь отличался от старого, 1497 г., хотя последний стал его основным источником. Конечно, и переработка статей Судебника 1497 г., и введение в Судебник 1550 г. 33 новых статей проводились со свойственной средневековью опорой на «старину», кончавшейся в данном случае смертью Василия III, после которой в годы боярского правления законы, по представлению Ивана IV, оказались порушенными.
Но и в новом Судебнике законодательный процесс не был строго регламентирован. Его ст. 98, интерпретация которой стала предметом многолетних дискуссий, не внесла принципиальных изменений, а только кодифицировала сложившуюся практику: «А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех боар приговору вершается, и те дела в Судебник приписывати».34 Правда, еще В. О. Ключевский придал этой статье важное значение конституционной нормы, утверждавшей политическую роль Думы: якобы боярский приговор признавался необходимым этапом законодательной работы.35 В. И. Сергеевич утверждал даже, что Избранная рада оформила свои властные притязания и провела «в Судебник ограничение царской власти», в результате чего царь оказался только председателем боярской коллегии.36 Решительные возражения последовали сразу же — со сто-
31 ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22. Ч. 2. С. 523; Шмидт С. О. Продолжение Хро
нографа редакции 1512 года // ИА. М., 1951. Т. 7. С. 296; Романове. Л Коммен
тарий... С. 183—190.
32 Судебник 1550 года // Судебники XV—XVI веков. С. 141.
33 Романов Б. А. Комментарий... С. 193.