Попытки реформ на фоне тридцатилетнего застоя. крымская катастрофа
Кодификация законов. — Секретные комитеты. Поиски решения крестьянского вопроса. П. Д. Киселев и реформа государственных крестьян. — Усиление реакции в правительственной политике. Поражение в Крымской войне.
Николай I придавал большое значение кодификации законов. В начале XIX в. продолжало считаться действующим Соборное Уложение 1649 г., принятое еще при царе Алексее Михайловиче. Изданные после этого многочисленные законы, манифесты, положения, уставы и указы, зачастую противоречившие друг другу, так и не были систематизированы. Царивший в законодательной сфере хаос решено было ликвидировать. Эту задачу должно было решить учрежденное в 1826 г. II отделение СЕ.И.В. канцелярии. В качестве фактического руководителя работы по кодификации законов Николай I избрал М. М. Сперанского, продемонстрировавшего свою лояльность во время следствия и суда над декабристами. Он энергично взялся за дело. В 1830 г. был завершен первый этап кодификации законов и издано «Полное собрание законов Российской империи». Оно состояло из 45 томов «Первого собрания», включавшего в себя все законодательные акты, изданные с 1649 г. по 1825 г. Начата была публикация «Второго собрания», в которое вошли законы, изданные при Николае I. В 1832 г. было завершено составление систематического Свода законов. В его 15 томах содержалось действующее законодательство, уточненное и усовершенствованное. Так, в 15-м томе Свода законов впервые были выделены общая и особенная части уголовного права, имелись по сравнению с ранее действовавшими законами более четкие формулировки и более точные определения. При составлении 15-го тома впервые в российской практике были сделаны попытки отделить уголовно-правовые нормы от уголовно-процессуальных.
В кропотливой работе по составлению «Полного собрания законов» и- Свода законов М. М. Сперанский проявил себя как один из наиболее подходящих исполнителей. Внутренний протест Сперанского против крепостничества и сословного неравенства во многом был связан с его недворянским происхождением, и в этом отношении он не был одинок. С другой стороны, при Николае I начинается осознанная борьба против проникновения в ряды дворянства лиц из иных сословий. Предложения такого рода вносились еще в ходе работы Комитета о декабря 1826 г., однако не были проведены в жизнь.
Укрепляя самодержавие, Николай I стремился консолидировать его важнейшую опору — дворянство. Именно этой цели должны были достигнуть меры, содержавшиеся в манифесте 1831 г. Повышались нормы имущественного ценза, предусмотренного для лиц, имеющих право участвовать в выборах дворянских представителей на сословные и административные должности. Отныне непосредственно в выборах могли участвовать только те, кто имел в пределах губернии 3 тыс. десятин земли или не менее 100 душ крепостных. Дворяне, владевшие меньшим имуществом, могли выбирать только уполномоченных, а имевшие 5 душ крепостных или менее 150 десятин земли вообще к участию в выборах не допускались. Тем самым возможность активного участия в корпоративной жизни дворянского сословия предоставлялась прежде всего наиболее состоятельной части поместного дворянства. Выделяя именно эту категорию, отдавая в ее руки внутренние дела дворянского сословия, Николай I тем самым усиливал влияние тех элементов дворянства, которые были противниками отмены крепостного права и других реформ.
Для того чтобы закрыть путь в ряды дворянства выходцам из купечества, духовенства, лицам, получившим образование, и вместе с тем чтобы как-то поощрить наиболее активную часть представителей других сословий, ранее имевших возможность получить дворянство, в соответствии с законом 1832 г. было учреждено новое сословие — потомственных и личных «почетных граждан». Потомственными почетными гражданами могли стать дети личных дворян и духовенства, имевшие определенный образовательный ценз, по особому ходатайству — крупные капиталисты, купцы, предприниматели, а также художники и ученые, получившие ученые степени и дипломы. Личное почетное гражданство получав ли: по рождению — дети священнослужителей, не имевшие установленного образовательного ценза, по особому ходатайству — лица, окончившие высшие учебные заведения, и по выслуге лет — обладатели низших служебных чинов. Потомственные и личные почетные граждане освобождались от телесных наказаний и рекрутской повинности.
Манифест 1831 г. и закон 1832 г. имели своим последствием то, что дворянская корпорация становилась более замкнутой, а пог зиции наиболее состоятельных дворян-землевладельцев усиливались. Ряды дворянства продолжали пополняться за счет лиц, выслуживавших высшие военные и гражданские чины, благодаря чему в дворянской среде оставалась влиятельной и даже усилила свое влияние при Николае I прослойка служилого дворянства. В значительной части служилое дворянство пополнилось людьми, соответствовавшими духу «николаевских порядков», предусматривавших прежде всего исполнительность и преданность престолу, а отнюдь не инициативу и тем более свободомыслие. Так что и эта часть дворянства не могла служить делу реформирования существующего государственного и социально-экономического устройства России.
В высшем слое российских государственных деятелей сохраняли свои позиции консервативно настроенные министры, такие как
А. И. Чернышев и К. В. Нессельроде. Под стать им были и те, кто пополнил их ряды в конце 1830-х—начале 1840-х годов. А. С. Меншиков, назначенный начальником Главного морского штаба, затеял перестановки в системе Военно-морского ведомства, однако не обеспечил техническое развитие и перевооружение флота. П. А. Клейнмихель, начавший карьеру благодаря Аракчееву, во многом повторял худшие черты своего покровителя. В 1835 г. он был назначен директором Департамента военных поселений, в 1842 г. некоторое время управлял Военным министерством, а с августа 1842 г. был главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями. В 1844 г. после смерти Бенкендорфа начальником III отделения был назначен А. Ф. Орлов. Современники невысоко оценивали его способности, находили, что он, «скорее хороший исполнитель, нежели советник».1
Несколько иная атмосфера, чем в большинстве государственных учреждений, была в секретных комитетах, таких как Комитет 1828 г. (Комитет Куракина), Комитет 1830 г. (Комитет Кочубея). В постоянных спорах, в столкновениях различных группировок, при почти не прекращающемся противостоянии между такими государственными деятелями, как Сперанский и Канкрин, вопрос о реформировании казенной деревни все же продвигался и постепенно привлекал к себе все большее внимание.
Правительство при решении крестьянского вопроса действовало с предельной осторожностью. Умеренный характер носила реформа управления удельными землями, проведенная Л. А. Перовским в 1827 г. Попыткой ограничить в законодательном порядке власть помещиков над крестьянами была отмечена реформа аграрных отношений в Придунайских княжествах, проведенная там в 1829—1833 гг. Руководил этой реформой П. Д. Киселев, еще в александровские времена предлагавший проекты решения аграрного вопроса.
Секретный комитет 1835 г., получивший название Комитета для изыскания средств к улучшению состояния крестьян разных званий,2 должен был рассмотреть возможности смягчения и ликвидации крепостного права, имея в виду все земледельческое население России. Помимо председателя И. В. Васильчикова (он был и председателем Государственного совета), в Комитет вошли: министр юстиции Д. В. Дашков, министр финансов Е. Ф. Канкрин, М. М. Сперанский и П. Д. Киселев. Особое значение придавалось участию Сперанского и Киселева. По мнению Николая I, Киселев приобрел большой опыт, управляя Молдавией и Валахией. Постепенно он стал играть.в Комитете 1835 г. главную роль.
1 Зайончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в
XIX в. М., 1978. С. 123—124.
2 Деятельность секретного Комитета 1835 г. обстоятельно рассмотрена
Н. М. Дружининым (Дружинин Н. М. Государственные крестьяне и реформа
П. Д. Киселева. М., 1946. Т. 1. С. 280—298).
Начав рассматривать дела применительно ко всему крестьянству, Комитет под влиянием Канкрина, представившего докладные записки, касавшиеся изменений в управлении казенными крестьянами и казенными имуществами, сосредоточил внимание на положении государственных крестьян. Канкрин предлагал чисто административную реформу. Как отмечает Н. М. Дружинин, по инициативе Сперанского вопрос о государственных крестьянах следовало взять в качестве «отправного пункта» «в разрешении общекрестьянского вопроса», сделать его «могущественным средством в руках государства», которым и «воздействовать на косные и неподатливые слои частных вотчинников»; «центр тяжести в вопросе о государственных крестьянах» Сперанский, в отличие от Канкрина, переносил с создания «новых правительственных инстанций» на хозяйственное и правовое изменение крестьянской жизни.3 Комитет проявлял очень большую осторожность, намечая «три основных этапа, или три степени» перевода крестьян «от состояния крепостного до состояния свободы». На первом этапе положение помещичьих крестьян оставалось бы без изменений. На втором этапе должно было быть введено законодательное регулирование крестьянских повинностей в форме точного определения количества и ценности работ. На третьем этапе имелось в виду освобождение крестьян с предоставлением личной свободы, но без наделения землей—по образцу реформ, проведенных в 1816— 1818гг. в прибалтийских губерниях. Ближайшей задачей правительства выдвигалось введение обязательных инвентарей, или «мерной работы», точно определяющей размеры крестьянской барщины и ее денежного эквивалента. Так как казенные крестьяне уже платили точно установленный оброк или исполняли в точных размерах барщину, определенные инвентарями, в дальнейшем предполагалось уравнять положение частновладельческих крестьян с казенными.4
В конечном же счете комитет сосредоточился на вопросе о государственных крестьянах. Сперанский и Киселев преодолели сопротивление Канкрина, стремившегося ограничить реформу переменами в системе управления государственными крестьянами. 17 февраля 1836 г. Николай I в беседе с Киселевым критически отозвался о позиции Канкрина и предложил Киселеву стать его ближайшим помощником, а затем вместе со Сперанским выработать общие принципы реформы. В конце беседы Николай I сказал Киселеву: «Ты будешь мой начальник штаба по крестьянской части».5
Деятельность секретного Комитета 1835 г. не пошла дальше составления очередного проекта и имела своим следствием выдвижение П. Д. Киселева на роль лица, призванного стать во главе всех начинаний, связанных с решением крестьянского вопроса. В образованном 29 апреля 1836 г. V отделении С. Е. И. В. канцелярии под руководством Киселева начинается составление проекта
3 Там же. С. 283.
Там же. С. 286.
Там же. С. 295.
положения о новом управлении государственными имуществами и казенными крестьянами. Выделение в качестве первостепенного дела выработки законопроектов, касавшихся перемен в положении государственных крестьян, показало, что новое ведомство имеет в виду начать преобразования с казенной деревни. Это было известным отступлением от планов, готовившихся в секретном Комитете 1835 г., где имели в виду провести двуединую реформу. Правительство Николая I, по-видимому, старалось на начальном этапе затеянных преобразований не задевать интересов частных землевладельцев.
В 1837—1841 гг. и в последующие годы много времени и сил правительство тратило на создание сложной системы управления государственными крестьянами. 26 января 1837 г. учреждается Министерство государственных имуществ в составе трех департаментов, канцелярии, совета министра и Ученого комитета. Министром государственных имуществ назначается П. Д. Киселев. Дополнительно учреждается в 1843 г. Лесной департамент и в 1845 г. —Департамент сельского хозяйства. Министерство государственных имуществ стремилось осуществлять систему «попечительства» над крестьянами: увеличить наделы малоземельных селений, организовать планомерное переселение, наладить равномерное оброчное обложение, улучшить агротехнику, построить школы и больницы.
Деятельность Киселева далеко выходила за рамки управления министерством. Он играл главную роль в сугубо секретном Комитете 1839 г., из конспиративных соображений названного Комитетом о повинностях в казенных имениях Западных губерний. На самом деле Комитету было поручено найти новую форму освобождения крестьян от крепостной зависимости, которая заменила бы порядок, предусмотренный законом о вольных хлебопашцах 1803 г. Такова была первая задача. Вторая сводилась к тому, чтобы введенную в Западных губерниях систему инвентарей, специальных соглашений, регламентирующих взаимоотношения помещиков и крестьян, распространить на все губернии. Киселев представил Николаю I свой проект, являвшийся более радикальным вариантом, чем те, которые считали возможными другие влиятельные члены Комитета. Помимо введения инвентарей, он, предусматривал предоставление частновладельческим крестьянам права личной свободы, перехода в другие свободные сословия, переселения на другие земли, законной защиты в органах государственного суда. Есть основания полагать, что проект Киселева, одобренный и Николаем I, имел в виду издание закона, носившего обязательный характер. Проект встретил резкую критику со стороны консервативно настроенных членов Комитета. Формальный глава Комитета кн. И. В. Васильчиков заявил, что император не намерен изменять закон 1803 г. В результате Киселев, как полагает Н. М. Дружинин, «вероятно, по соглашению с царем» пошел на серьезные уступки.6 Составленный в 1839 г. проект содержал
6 Там же. С. 625, 626.
лишь в общей форме идею договора между крестьянином и помещиком. Он-то и лег в основу закона 1842 г.
Реформа государственной деревни обстоятельно изучена в исторической литературе, прежде всего в двухтомной монографии Н. М. Дружинина. Отмечается, что она не оправдала возлагаемых на нее надежд. Крестьяне были недовольны мелочной опекой, над ними установленной. Не удалось ликвидировать и малоземелье; более того, во многих местах ощущался поистине земельный голод. Вместе с тем реформа Киселева имела и положительные результаты. После ее проведения был приостановлен захват казенных земель помещиками, в арендных имениях была уничтожена барщина, начало распространяться подворно-индивидуальное землевладение, зажиточные крестьяне стали получать помощь от агрономов и пользоваться мелким кредитом. Как стремление продолжить поиски решения крестьянской проблемы можно рассматривать создание секретного Комитета 1840 г. На нем предметом обсуждения стал давно поднимавшийся вопрос о необходимости постепенно упразднить разряд дворовых. Не только подавляющее большинство членов Комитета, но и большая часть помещиков сходились во мнении, что необходимо если не уничтожить вообще разряд дворовых, то уж во всяком случае резко сократить их численность. Вопрос о том, как поступить с дворовыми, перекочевал из Комитета 1840 г. в секретный Комитет 1844 г., и в результате были подготовлены три закона.
Два из них датированы 12 июня 1844 г. Первый давал право помещикам за определенный выкуп (он мог измеряться в денежном выражении или в выполненной работе) отпускать на волю своих дворовых. Второй закон разрешал владельцам заложенных имений отпускать своих дворовых, не спрашивая на это разрешения кредитных учреждений.7 В 1847 г. был издан третий закон, по которому крепостные крестьяне имений, продававшихся за долги с публичного торга, получали право выкупать себя за собственный счет, обретая таким путем личную свободу и право собственности на землю.8
Пока секретные комитеты 1840 и 1844 гг. занимались подготовкой и составлением этих законов, со стороны помещиков стали раздаваться протесты по поводу проекта, находившегося в центре внимания секретного Комитета 1839 г. При всем том, что проект предусматривал сохранение собственности на землю в руках помещиков и казны, он стал предметом нареканий в дворянской среде. Чтобы не усиливать недовольство дворян, правительство пошло на уступку в виде указа об «обязанных крестьянах», изданного 2 апреля 1842 г. В соответствии с этим указом помещики получали право заключать со своими крестьянами договоры на условиях, при которых помещики сохраняли принадлежащее им право вотчинной собственности на землю, а крестьяне получали от помещиков участки земли в пользование за условленные повинности. За помещиком также оставались функции вотчинной полиции и
7 ПСЗП. Т. 19. Отд. 1. № 17977, 17985.
8 Там же. Т. 22.№ 21689.
суда. Указ не имел серьезных практических последствий. Из 10 млн. душ крепостных лишь 24 тыс. заключили с помещиками договоры. Указ 2 апреля 1842 г. скорее имел значение как показатель непоследовательности и нерешительности правительства, самого Николая I и его «штаба», в деле разрешения давно назревших проблем по «крестьянской части».
В секретных Комитетах 1846 и 1848 гг. председательствовал наследник вел. кн. Александр Николаевич. При его участии обсуждался проект, представленный министром внутренних дел Л. А. Перовским. Осторожные предложения Л. А. Перовского, имевшего в виду сохранить помещичью собственность, избежать безземельного освобождения крестьян, регламентировать их положение, были признаны несвоевременными.
В то время как при рассмотрении крестьянского вопроса возникало много затруднений, в сфере экономических преобразований правительство действовало более успешно. Так было с упорядочением финансовой системы России. Е. Ф. Канкрин в 1839 г. ввел в качестве основы денежного обращения серебряный рубль. Он был приравнен к 3 р. 50 к. ассигнациями. Были выпущены новые кредитные билеты и изъяты из обращения ассигнации прежнего образца. Тем самым была проведена финансовая реформа, в основе которой лежали идеи, выдвинутые еще М. М. Сперанским. Была достигнута стабилизация российских финансов.
В 1830-е—1840-е годы последовало издание законов, касавшихся промышленности, торговли, городского самоуправления. Были приняты первые в России законы о труде: 24 мая 1835 г. — определявший правила приема и увольнения работника, его взаимоотношения с хозяином; 7 августа 1845 г. —запрещавший использовать детский труд в ночное время. Закон 1835 г. не разрешал помещикам отзывать крепостных до истечения срока договора с фабрикантом и был мерой, защищавшей интересы предпринимателя. Продворянский характер носило «Положение об общественном управлении С.-Петербургом», утвержденное 13 февраля 1846 г. Такое «Положение» было в виде опыта введено только в столице. Призванное заменить устаревшее Городовое положение («Жалованную грамоту городам» 1785 г.), новое «Положение» не соответствовало потребностям наиболее активной части горожан, занимавшихся торговой и промышленной деятельностью. Насущной потребностью было устранение сословных ограничений, а «Положение» 1846 г. их усугубляло. Все горожане подразделялись на пять сословий. В первое «высшее сословие» попадали потомственные дворяне, во «второе высшее» сословие — личные дворяне и почетные граждане. Купцы, до этого наряду с мещанами державшие в своих руках городское самоуправление, оказывались лишь в третьем «высшем сословии». В четвертое и пятое сословия попадали мещане и ремесленники. Новые правила выборов и ряд других пунктов «Положения» 1846 г. обеспечивали усиление влияния дворян в городской жизни и подчинение городского управления коронным властям. «Положение» 1846 г. вызвало протесты купечества, но отменено не было.
* *
В начале 1830-х годов наряду с III отделением С. Е. И. В. кан- |
целярии в борьбе против «разрушительных понятий», т. е. рево- 1
люционных идей, все более деятельно участвует и Министерство )
народного просвещения. С. С. Уваров, президент Академии наук I
и товарищ министра просвещения, назначенный в марте 1833 г. t
министром, взял на себя труд с большей точностью сформулироя i,
вать основные положения официальной доктрины. Его рассужде«>|<
ния на этот счет были изложены в «Отчете о ревизии Московского
университета» (1833 г.) и «Отчете о 10-летней службе» (1843 r.)*s|
Он провозглашал «начала, составляющие отличительный харак^И!
тер России и ей исключительно принадлежащие»: 1) преданность^!
православию; 2) «народность», понимаемую как «единение царя сЦ
народом». Предложенная Уваровым теория вошла в историю как ;
теория официальной народности, кратко представленная триадой;
православие, самодержавие, народность.9 Ю. Б. Соловьев обратил •
внимание на то, что Уваров «пустил в ход эту триаду» в первом
же циркуляре, изданном им по вступлении в должность минист-» j
pa.10 Вместе с тем Уваров, человек умный и образованный, в своей ;
борьбе против «либеральных и мистических идей»11 не был столь
прямолинеен, как лица, служившие в III отделении. В статье *
Ю. Б. Соловьева отмечается, что Уваров, стараясь поставить на j
службу официальной идеологии «лучшие умы», считал нужным ;
реформировать систему высшего образования, в частности га ран- i
тировать профессуре «содержание, достаточное для вполне обес- j
печенного существования».12 Заметим также, что Уваров, упоми- ?
ная о необходимости вернуться к старым формам государственного '
управления, таким как вече и земские соборы, в известной мере
имел в виду возможность создания своего рода сословно-предста- '
вительных учреждений. В этом смысле и в деятельности Уварова,
насаждавшего официальную идеологию, имелся отпечаток проти- *
воречивости николаевской внутренней политики, проводники ко-»
торой стремились к проведению жесткого курса и одновременно
осознавали (кто в большей, кто в меньшей мере) необходимость
реформ. '
В еще большей степени идея реформирования нашла отражение в общественной мысли. Во многом обращенные в прошлое, признававшие незыблемость не только монархии, но и самодер-
9 В прошлом внимательному изучению теории официальной народности уде
ляли большое внимание, главным образом иностранные, прежде всего американ
ские ученые (см., например: Riasanovsky N. V. Nicholas I and Official Nationality in
Russia: 1825—1855. Berkley; Los Angeles, 1967). В последнее время усилился инте
рес к этой теме и в России (см., например: Соловьев Ю. Б. Самодержавие в осаде:
внесословная универсальная идеология как ответ на вызов эпохи (1825—1855 гг.) //
Сословия и государственная власть в России: XV—середина XIX в. Чтения памяти
Л. В. Черепнина. М., 1994. Ч. 2. С. 113—126.
10 Соловьев Ю. Б. Самодержавие в осаде. С. 115.
11 Десятилетие Министерства народного просвещения: 1833—1843. СПб.,
1843. С. 107.
12 Соловьев Ю. Б. Самодержавие в осаде. С. 116.
жавия, славянофилы вместе с тем призывали следовать давней традиции, когда якобы имело место сотрудничество Государства и Земли, Царя и Земских соборов.13 Еще на ранних этапах славянофильского движения некоторые его представители вели речь о необходимости отмены крепостного права.14 В еще большей мере реформаторские настроения были представлены во взглядах западников — Т. Н. Грановского, К. Д. Кавелина, Б. Н. Чичерина. Все более радикальными становились воззрения левого крыла западников — В. Г. Белинского и А. И. Герцена.
Оппозиционность либеральных кругов была своеобразной по сравнению со взглядами, распространенными в тайных обществах в царствование Александра I. Сторонники нарождающегося либерализма в своей программе реформ не посягали на самодержавие, не требовали конституции. Их целью была такая реформа, чтобы при наличии самодержавия в России были бы установлены начала правового государства, реформирована система суда и судопроизводства, обеспечены права личности. Безусловным было требование отмены крепостного права. К концу 1840-х годов либеральное течение в России только намечало свою программу. Оно складывалось независимо от тех реформаторских исканий, которые все же продолжались в правительственных кругах, но были скрыты в тиши секретных комитетов.
Трудно сказать, возможно ли было сближение между сторонниками реформ в либеральном лагере России с правящими кругами, вернее с той частью правительственных сфер, где сознавали необходимость преобразований. Во всяком случае революционные события 1848 г. в Европе этому безусловно воспрепятствовали. Как известно, реакция Николая I на революционные события на Западе приняла крайние формы. Он готов был к открытой интервенции в 1848 г., а в 1849 г. царские войска приняли участие в подавлении революции в Венгрии. Резкий поворот в сторону реакции означал отказ от курса реформ. Николай I демонстрировал свою приверженность к архаической системе самодержавия, главной опорой которого должно было быть дворянство. На встрече с депутацией петербургского дворянства 21 марта 1848 г. он заявил, что гарантия «спокойствия» и «порядка» в России — в единстве дворянства с императорской властью. Опровергая слухи о произнесенных будто бы им словах об освобождении крестьян как «нелепые и безрассудные мысли и намерения», он сказал, что дворянское землевладение является «вещью святой» и неприкосновенной.
Свидетельством поворота к прямой реакции было дело петрашевцев, арестованных в апреле и осужденных в декабре 1849 г. В нем переплелись отголоски сложных явлений, имевших место как в функционировании государственного аппарата, так и в обще-
13 См., например: Аксаков К. С. Поли. собр. соч. М., 1861. Т. 2. С. 149—150
и др.
Элементы реформаторских настроений во взглядах славянофилов еще в на чале 1940-х годов выделял С. С. Дмитриев. В последнее время на них обращено внимание в трудах Е. А. Дудзинской, Н. И. Цимбаева, С. Н. Носова.
ственной жизни. М. В. Буташевич-Петрашевский пал. жертвой полицейской провокации, связанной с соперничеством между III отделением и Министерством внутренних дел. Само по себе сползание этих карательных ведомств на путь провокаций было симптомом серьезного кризиса в системе государственных учреждений. Дело петрашевцев, по которому были осуждены люди самых различных взглядов, стало и свидетельством того, что в радикальную среду проникают идеи утопического социализма, а в ряды ре* волюционно настроенных элементов вливаются люди недворяи-т ского происхождения. Распространение социалистических идей а способной к революционной борьбе среде постепенно приведет к резкому размежеванию между революционным и либеральным, лагерями в России. Пока же правительство подавляло все проявления оппозиционности; В числе обвинений в адрес петрашевцев чуть ли не самым главным было утверждение, что на «пятницах^ у Буташевича-Петрашевского читали письмо В. Г. Белинского ц Н. В. Гоголю.
Отгороженное от критики, не считавшееся с общественны»! мнением правительство Николая I постепенно утрачивало способ? ность к реальной оценке событий, что привело к серьезнейшим, ошибкам во внешней политике. Так, Россия оказалась втянутой в войну не только с Турцией, но также с Англией и Францией.
В январе 1853 г. Николай I отправил в Константинополь «чрез
вычайное посольство» во главе с А. С. Меншиковым, чтобы «на-,
вести страх» на Турцию. При этом он рассчитывал на поддержку
Австрии и Пруссии и на нейтралитет Англии. Миссия МеншиковЦ
провалилась. Англия не только не заняла нейтральную позицию,
но и убеждала турецкое правительство ни в чем не уступать Рос^
сии. Вступление русских войск в дунайские княжества лишь обо-*
стрило обстановку. Чувствуя поддержку Англии, Турция потребо-"
вала вывода русских войск и, не получив ответа, начала военные*,
действия. 20 октября (1 ноября) 1853 г. Россия официально объяД •
вила войну Турции. 18 (30) ноября 1853 г. эскадра Черноморского*!;
флота под командованием адмирала П. С. Нахимова уничтожила* ■
турецкий флот в Синопской гавани. V"
Однако далее события стали развиваться неблагоприятно доиИ России. 23 декабря 1853 г. (4 января 1854 г.) англо-французскай ? эскадра вошла в Черное море. Это создавало угрозу для свободного i плавания кораблям русского флота. Заключив между собой военно-оборонительный союз, 1 (13) марта 1854 г. Англия и Франци# <; предъявили России ультиматум. Они требовали вывести русские* Ь войска из дунайских княжеств и, не получив ответа, 15 (27) марта1 ■ объявили войну России. Затем последовала цепь военных и воен- : но-дипломатических неудач России. Неблагоприятные известия1 из Крыма стали тяжелым ударом для Николая I. Они были, пожалуй, самым убедительным свидетельством краха того направ- \ ления, которое лежало в основе политики, проводимой им на всем '. протяжении его царствования. Император не мог не сознавать это- , го и был явно угнетен известиями с театра военных действий. Это было замечено и его ближайшим окружением. 24 ноября 1854 г. фрейлина А. Ф. Тютчева в своем дневнике сделала следующую
запись: «Гатчинский дворец мрачен и безмолвен. У всех вид удрученный, еле-еле смеют друг с другом разговаривать. Вид государя пронизывает сердце. За последнее время он с каждым днем делается все более и более удручен, лицо озабочено, взгляд тусклый. Его красивая и величественная фигура сгорбилась, как бы под бременем забот, тяготеющих над ним. Это дуб, сраженный вихрем, дуб, который никогда не умел гнуться и сумеет только погибнуть среди бури».15
Угроза поражения в неблагоразумно развязанной войне привела к резкому росту недовольства в русском обществе. Возмущались даже люди, ранее поддерживавшие правительство. Историк М. П. Погодин написал и распространил «Историко-политические письма», в которых высказывал свое крайнее беспокойство в связи с положением России.16
Еще более резкие по тону нападки на правительство раздавались со стороны либеральных деятелей западнического толка. Е. М. Феоктистов, в молодости примыкавший к кружку Т. Н. Грановского, вспоминал, что в дни Крымской войны и Грановский, «и люди, составлявшие его кружок, и те, которые не принадлежали к этому кружку, были солидарны с ним по своему образу мыслей, оставались более чем равнодушны ко всяким воинственным увлечениям. Конечно, только изверг мог бы радоваться бедствиям России, но Россия была неразрывно связана с императором Николаем, а одна мысль, что Николай выйдет из борьбы победителем, приводила в трепет. Торжество его было бы торжеством системы, которая глубоко оскорбляла все лучшие чувства и помыслы образованных людей и с каждым днем становилась невыносимее. Ненависть к Николаю не имела границ».17 В январе—феврале 1855 г. Б. Н. Чичерин по совету К. Д. Кавелина написал записку «Восточный вопрос с русской точки зрения», которая сначала ходила по рукам без указания имени автора. В ней он обличал правительство по многим пунктам. Как ложное и лицемерное характеризовалось заявление о том, что Россия ведет «священную войну», направленную на защиту прав единоверцев и христианской церкви. Чичерин замечал, что если осуждать Турцию, то не за магометанство, а за то, что ее политическое устройство-ведет к угнетению народов. Далее он напоминал, что «у нас самих все общественное устройство основано на том же начале, тогда как наша же Польша страдает под бременем ненавистного ига».18 Война показала, продолжал Чичерин, неподготовленность армии, «этой любимой игрушки государя»,19 моральное истощение сил народа, пагубные
ls Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров: Воспоминания. Дневник. [М.], 1928. С. 167—168.
16 Погодин М. П. Историко-политические письма в продолжение Крымской
войны. М., 1874. С. 250.
17 Феоктистов Е. М. Воспоминания: За кулисами политики и литературы.
1848—1896. Л., 1929. С. 89.
18 Цит. по: Левин Ш. М. Очерки по истории русской общественной мысли:
Вторая половина XIX в.Л., 1974. С. 325.
Там же. С. 328.
последствия сохранения крепостного права. Война, писал Чичерин, «окончательно разорвала связь царя с народом».20
Николай I пребывал в изоляции от общества, но отдельные протесты до него доходили. Так, он прочел некоторые из писем Погодина. В сложившейся ситуации императору приходилось убеждаться в собственных просчетах, но он не хотел их признак вать. Получив 14 февраля известие о неудачной попытке овла7 деть Евпаторией, император обвинял в этом Меншикова, хотя именно сам Николай I был инициатором этой атаки. В. А. Долгоруков, сменивший в должности военного министра Чернышева, сумел еще более усилить недовольство действиями Меншикова. 15 февраля Николай I продиктовал наследнику текст письма^ адресованного Меншикову, с извещением того об отставке. Это было последнее его письмо. Утром 18 февраля Николай I умер.
Находившийся в эмиграции А. И. Герцен, воспринявший смерть Николая 1 как «великую новость» и сообщивший о ней близким «со слезами искренней радости», после этого решил начать издание «Полярной звезды». В составленной им программе Герцен писал, что со дня смерти Николая I Россия вступила в «новый отдел своего развития».21
Не только Герцен в Лондоне, но и либеральные деятели в России с облегчением приняли весть о смерти Николая I. Е. М. Фе*-октистов писал о письме, полученном в Москве от находившегося в Петербурге К. Д. Кавелина: «Это был вопль восторга, непримиримого озлобления против человека, воплощавшего собой самый грубый деспотизм. Письмо переходило из рук в руки, и в каждом из читавших его вызывало полное сочувствие».22 А. В. Никитенко < записал в своем дневнике: «Для России, очевидно, наступает но-< вая эпоха». Таково было настроение части образованного русского общества, стремившейся к реформам, для которой царствование Николая I было, говоря словами А. В. Никитенко, длинной и без» отрадной страницей в истории русского царства, которая «дописаг на до конца».23
20 Там же. С. 330.
21 Герцен А. И. Собр. соч. В 9-ти томах. М., 1956. Т. 5. С. 623, 624.
22 Феоктистов Е. М. Воспоминания. С. 89.
23 Никитенко А. В. Моя повесть о самом себе и о том, «чему свидетель в жиз
ни был»: Записки и дневник. 1804—1877. СПб., 1905. Т. 1. С. 449.