Герои советского союза, принимавшие участие в боях с немецко-фашистскими войсками на различных этапах боевых действий 17-й воздушной армии в годы великой отечественной войны 13 страница
Югославских летчиков распределили по авиационным полкам. Закипела напряженная учебно-летная подготовка. Летчики-инструкторы выполняли в день по десять и более вылетов. В инструкторскую работу включились все командиры полков, командиры эскадрилий и звеньев. Особенно много потрудились Герои Советского Союза А. А. Добкевич, И. А. Домбровский, Н. С. Захаров, Б. А. Пестрев, А. В. Раков, Е. А. Фомин и многие другие.
В конце ноября в группе проходили подготовку 176 югославских летчиков, из них 80 штурмовиков и 96 истребителей. 400 человек овладели техническими специальностями, 2100 стали специалистами аэродромного обслуживания. Всего же авиагруппа генерала А. Н. Витрука подготовила для ВВС Югославии около 300 летчиков и более 3400 авиатехников{88}. Это позволило в начале 1945 г. сформировать 1-ю истребительную и 1-ю штурмовую авиационные дивизии НОАЮ.
На «Яковлевых» и «ильюшиных» вылетели первые югославские летчики. Боевое содружество воинов двух армий закреплялось в небе. С нашими командирами полков [181] летали будущие командиры частей югославских ВВС Липовщак, Попович, Билевич и другие. Командование авиагруппы передавало югославским товарищам опыт по планированию и организации управления боевыми действиями истребителей.
Правительство, Министерство народной обороны Югославии высоко оценили боевую работу 17-й воздушной армии в боях за освобождение страны и помощь в формировании ВВС НОАЮ. Вот одно из писем, поступившее 15 мая 1945 г. командующему воздушной армией:
«Авиагруппа Героя Советского Союза гвардии генерал-майора авиации А. Н. Витрука (в составе 10-й гвардейской штурмовой авиационной Воронежско-Киевской Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова дивизии, 236-й истребительной авиационной Львовской Краснознаменной дивизии с 4 октября 1944 года по 15 мая 1945 года выполняла боевые задачи совместно с югославскими армиями и обучала нашу молодую авиацию.
Части авиагруппы своей героической боевой работой воодушевляли наши наземные части на подвиги, что ежедневно отмечали командующие наземными армиями, давая высокую оценку боевой работе летчиков на поле боя.
Одновременно с ведением интенсивной боевой работы авиационная группа подготовила три истребительных и три штурмовых полка для югославских ВВС.
Неустанным трудом всего личного состава группы в обучении и передаче опыта героической авиации Красной Армии положена крепкая основа для дальнейшего развития авиации югославской армии.
Особое признание и благодарность заслуживает руководство авиационной группы со своим командиром генералом Витруком, который вложил большой труд, умение и опыт в дело создания ВВС Югославии.
Наш народ сохранит вечную память о воздушных героях, которые отдали свою жизнь в борьбе за свободу и независимость нашей страны»{89}.
Югославское правительство высоко оценило заслуги советских воинов в освобождении Югославии. Многие солдаты, сержанты, офицеры, генералы были награждены югославскими орденами и медалями. [182] Командующему воздушной армией генерал-полковнику авиации В. А. Судец
и генерал-майору авиаций А. Н. Витруку Президиум Народного собрания Югославии присвоил звание Народного Героя Югославии. Это явилось выражением признательности воинам Советской Армии, в том числе и авиаторам, за разгром фашизма и освобождение страны от гитлеровских оккупантов.
«Фундамент дружбы и братства советского и югославского народов, — отмечал в своей речи Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев на митинге рабочих в Земуне во время визита в Югославию в сентябре 1971 года, — скреплен кровью, пролитой в борьбе против общего врага. Этот фундамент незыблем... Мы отвечаем за то, чтобы воздвигаемое на этом фундаменте здание советско-югославского сотрудничества было светлым и прочным, чтобы в нем царила обстановка искренности и взаимного доверия»{90}.
Завершение Белградской операции и последующее наступление югославской армии с целью окончательного освобождения страны создали благоприятные условия для ведения боевых действий советских войск на будапештском и венском стратегических направлениях.
Глава пятая.
В боях за Венгрию
Завершив изгнание врага почти со всей территории Балканского полуострова, войска 3-то Украинского фронта подошли к границе Венгрии. Немецко-фашистское командование понимало, что потеря Венгрии откроет советским войскам путь в Австрию и Южную Германию. Кроме того, буржуазная Венгрия играла важную роль в германской военной промышленности. В стране размещалось свыше двадцати самолетостроительных, моторостроительных, оружейных и других заводов. Нефтяной район Надьканижа был для Германии крупным источником горючего. Сырьевые и продовольственные ресурсы Венгрии также были поставлены на службу фашистской Германии.
Гитлеровское командование сосредоточило в Венгрии крупные силы, часть которых была переброшена из Западной Европы.
Венгерское правительство не желало противодействовать фашистам в проведении мероприятий по концентрации крупных танковых сил в Венгрии. Оно смертельно боялось прихода Советской Армии. В такой обстановке на венгерской земле в 1944 — 1945 гг. разыгралось грандиозное сражение, в котором с обеих сторон участвовало до 600 — 700 тысяч солдат и офицеров, тысячи танков и самолетов. Будапештская [184] операция, блестяще проведенная командованием 2-го и 3-го Украинских фронтов, привела к окружению и разгрому 188-тысячной группировки немецко-фашистских войск. В оборонительных боях у озера Балатон была наголову разбита фашистская группа армий «Юг». В ходе Венской наступательной операции 4 апреля 1945 г. было завершено полное освобождение Венгрии.
В боях за освобождение Венгрии 17-я воздушная армия оказала большую поддержку наземным войскам. Господство в воздухе безраздельно оставалось за советской авиацией, которая использовалась на основных направлениях, где противник пытался прорваться к Будапешту.
Накануне операции были составлены подробные планы взаимодействия, определявшие конкретные задачи 17-й воздушной армии по этапам операции, районы и время действий, боевое напряжение, средства и способы управления авиацией на поле боя, сигналы обозначения своих войск. В наземные армии и подвижные соединения были высланы оперативные группы с радиосредствами. Располагаясь непосредственно на наблюдательных и командных пунктах командиров наземных соединений и поддерживая с ними непрерывную и тесную связь, авиационные оперативные группы являлись основными звеньями организации взаимодействия. Постоянная связь, и личный контакт авиационных командиров с общевойсковыми обеспечивали быстрый вызов, нацеливание и перенацеливание авиации и позволяли достигнуть наиболее полного тактического взаимодействия с наземными войсками. Одной из трудностей, возникшей в этот период, была большая разбросанность авиационных частей — от юга Болгарии и до подступов к Будапешту. Но несмотря на это, управление боевыми действиями воздушной армии и поддержка ею сухопутных войск осуществлялись бесперебойно, чему в большой степени способствовала хорошо организованная радиосвязь. Немалая заслуга в этом принадлежала начальнику связи воздушной армии генерал-майору Д. А. Морозову.
В период подготовки к операции воздушной разведкой были сфотографированы передовые и тыловые рубежи обороны противника, установлено расположение группировки его войск, районы базирования и количество самолетов, интенсивность работы транспорта. Штаб воздушной [185] армии отработал планы взаимодействий и перебазирования частей на западный берег Дуная, определил задачи для всех соединений и частей.
3-й Украинский фронт получил задачу захватить плацдармы на правом берегу Дуная, а после подхода главных сил — включиться в общее наступление на территории Венгрии. Умело используя накопленный богатый опыт по преодолению водных преград, советские войска 7 — 9 ноября форсировали Дунай и захватили два плацдарма на западном берегу в районе Ватина и Апатина. Враг то и дело переходил в контратаки, пытаясь сбросить советские войска в Дунай и восстановить положение. Бойцы и командиры, уже не первый год воевавшие на фронте, говорили, что, пожалуй, нигде гитлеровцы не оказывали такого ожесточенного сопротивления и не предпринимали таких яростных контратак, как в ту зиму в Венгрии.
17-я воздушная армия должна была надежно прикрыть с воздуха плацдармы и переправы и обеспечить сосредоточение войск фронта для развертывания дальнейших боевых действий по освобождению Венгрии.
Летчикам пришлось действовать в очень сложных условиях. Занятый советскими войсками аэродром Сомбор оказался сильно поврежденным. При отступлении гитлеровцы подорвали в нескольких местах бетонную полосу, а проливные дожди сделали летное поле непригодным для использования. Тыловые части сразу же приступили к ремонту аэродрома.
Обстановка требовала срочной переброски к Дунаю истребительных частей. На большой задернованный луг был посажен 31-й истребительный авиационный полк, который сразу вступил в боевые действия. Появление в небе над Дунаем советских истребителей оказало решающее влияние на удержание и успешное расширение плацдармов на правом берегу реки. Сотни боевых вылетов севершили летчики полка с этого «аэродрома». Однако затянувшиеся проливные дожди вскоре затопили луг и сделали невозможным взлет и посадку самолетов.
Командование приняло решение перебросить полк на уже отремонтированный аэродром Сомбор по шоссейной дороге. В труднейших условиях осенней распутицы личный состав и боевая техника полка за ночь были перебазированы без каких-либо потерь. Полк приступил к выполнению [186] боевых задач с нового аэродрома уже утром следующего дня.
По шоссе на аэродром Чанад был перебазирован 164-й истребительный авиационный полк. Самоотверженно трудился личный состав инженерно-авиационной службы и тыла. Все самолеты на новом аэродроме были быстро собраны, и полк приступил к выполнению боевых задач.
Вскоре в район Сомбор — Петровград перебазировались основные силы воздушной армии: 10-й штурмовой авиационный корпус, 189-я штурмовая, 194-я истребительная, 288-я истребительная, 244-я бомбардировочная и 262-я ночная бомбардировочная авиационные дивизии и другие соединения и части. Штаб армии располагался временно вместе со штабом фронта в городе Вршаце. Однако оперативная группа вместе с командующим армией находилась непосредственно в районе базирования основных сил армии. Несмотря на большую разбросанность частей, управление боевыми действиями осуществлялось бесперебойно. Радиосвязь обеспечивал 26-й отдельный полк связи.
20 ноября 1944 г. после мощной артиллерийской и авиационной подготовки советские войска перешли в наступление и уже 22 ноября расширили плацдармы, соединив их в один, и углубились в оборону противника на 8 — 10км.
Ожесточенные бои за расширение плацдарма продолжались. Командующий 57-й армией генерал-полковник М. Н. Шарохин предпринял несколько попыток выбить вражеские войска с занимаемых ими господствующих высот. Но противник, используя артиллерию и закопанные в землю танки, оказывал упорное сопротивление. Захваченные пленные показывали, что части, занимавшие оборону вокруг плацдарма, укомплектованы эсэсовцами. Стоявшим во втором эшелоне подразделениям СС был дан приказ открывать без предупреждения огонь по солдатам и офицерам при малейшей попытке отойти с занимаемых рубежей.
Наиболее упорное сопротивление в районе Ватина противник оказал в боях за высоту 205,0. Группа самолетов в составе восьми Ил-2 под командованием Героя Советского Союза капитана Н. Н. Дьяконова, выполняя задачу по уничтожению артиллерии противника в этом районе, произвела десять заходов на цель. Вражеские батареи прекратили огонь. Этим воспользовались пехотинцы. [187] Они штурмом овладели высотой, которая являлась важнейшим опорным пунктом обороны гитлеровцев на данном участке. Наземное командование объявило экипажам группы Дьяконова благодарность.
Не менее успешно над полем боя действовали и бомбардировщики. Две девятки самолетов, которые вели в бой капитаны Козлов и Егоркин, бомбардировали сильно укрепленные оборонительные позиции противника на высотах перед батинским плацдармом. В результате удара было уничтожено несколько артиллерийских батарей. Авиационные части воздушной армии 20 ноября произвели 748 боевых вылетов, в том числе 168 ночью. Концентрированными ударами всех видов авиации не только по высоте 205,0, но и по населенным пунктам Тополи, Подоле, Змаевац и Суза значительная часть огневых средств противника была подавлена и уничтожена. Используя это, наземные войска вклинились в оборону врага.
22 ноября группа в составе десяти самолетов Ла-5 под командованием Героя Советского Союза П. Г. Якубовского прикрывала свои войска в районе Ватина и Апатина. В 14.00 в районе прикрытия появилось четыре ФВ-490. Одновременно с другого направления к цели подошло 15 Ю-87 под прикрытием 10 Ме-109. Капитан П. Г. Якубовский по радио приказал паре младшего лейтенанта А. В. Артемова связать боем «фоккеры», четверке лейтенанта М. Т. Савченко — атаковать «мессершмитты», а сам со своей четверкой атаковал группу «юнкерсов». В первой же атаке ведомый Артемова лейтенант Митрофанов сбил один ФВ-190, после чего остальные три ушли на запад, не приняв боя. Используя свое преимущество в высоте, Артемов атаковал группу Ме-109 и сбил один вражеский истребитель. Четверка Савченко, видя, что Артемов вступил в бой с истребителями, сверху атаковала группу «юнкерсов». В ходе боя М. Савченко и В. Панютин сбили по одному Ю-87. Бомбардировщики противника, беспорядочно сбросив бомбы, ушли на свою территорию. Преследуя их, младший лейтенант А. Яковлев сбил еще один бомбардировщик. Группа капитана П. Г. Якубовского блестяще выполнила задачу.
Гитлеровское командование стремилось во что бы то ни стало остановить советские войска, переправившиеся через Дунай, разгромить их и сбросить в реку. С этой целью противник с каждым днем наращивал удары авиации [188] по нашему переднему краю, по наступающим подвижным соединениям. В небе не прекращался гул авиационных моторов. Фашистские самолеты большими группами шли к линии фронта. Перед истребительной авиацией воздушной армии стояла задача не допустить воздействия гитлеровских штурмовиков по наземным войскам. Краснозвездные истребители уходили в осеннее небо, чтобы вступить в смертельную схватку с врагом. Все чаще и чаще вспыхивали жаркие воздушные бои. Горящими факелами падали на землю сбитые фашистские стервятники.
Вместе с боевыми друзьями в венгерском небе сражался коммунист Н. М. Скоморохов. Здесь с новой силой проявились боевые качества воздушного бойца. За годы Великой Отечественной войны Н. М. Скоморохов совершил 605 боевых вылетов. В 143 воздушных боях он лично уничтожил 46 вражеских самолетов и 8 — в группе. Самолеты, на которых он летал, не получили ни единой пробоины от оружия самолетов противника. В этом большая заслуга тех, с кем он летал в бой крылом к крылу: В. Калашонка, Б. Горькова, И. Филиппова, В. Овчинникова, А. Мартынова, В. Шевырина, В. Кирилюка, Б. Кислякова, А, Володина, А. Султан-Галиева и многих других. В трудные моменты они, не щадя себя, не раз прикрывали своего командира.
В ходе развернувшегося стремительного наступления 57-й и 4-й гвардейской армий авиации приходилось перебазироваться на новые аэродромы. Едва были освобождены город Печ и населенные пункты Батасек, Мохач и другие, как тыл воздушной армии тотчас же приступил к оборудованию аэродрома в указанных районах.
2 декабря был освобожден важный узел железных дорог в Юго-Западной Венгрии — Капошвар, а уже 10 декабря войска фронта вышли к оборонительному рубежу — «линия Маргарита», прикрывавшему с юго-запада подступы к венгерской столице, и создали все условия для окружения Будапешта с запада. На этой линии противник оказал ожесточенное сопротивление. Советские войска, перейдя к обороне, начали перегруппировку и подготовку к наступлению в северном направлении с целью окружения будапештской группировки противника.
Ответственные большие задачи на этот период ставились и перед связистами 17-й воздушной армии. Для [189] управления авиацией личному составу 26-го отдельного Кишиневского полка связи пришлось развернуть восемь узлов. Средства связи растянулись более чем на 700 км. Ощущалась нехватка людей и техники. Но, несмотря на большую разбросанность авиационных частей, управление боевыми действиями осуществлялось бесперебойно.
Мужественно выполнял свои задачи в боевых порядках 18-го танкового корпуса экипаж радиостанции коммуниста С. Д. Гундорина. Когда противник, пытаясь осуществить свой авантюристический план, бросил крупные силы на спасение будапештской группировки, экипаж рации в течение двух суток находился в боевых порядках моторизованной пехоты. Радисты вместе с танкистами и пехотинцами пробились к Дунафельдвару. Свою задачу они выполнили отлично: обслужили 83 группы самолетов истребительной авиации, 31 группу штурмовиков, передали 38 ценных радиоданных. Мастерски работали в эти напряженные дни старший радист коммунист Н. И. Рыкалов и комсомолец П. И. Кононов.
19 января, когда гитлеровцы приблизились к дислокации полка связи, поступил приказ оставить село Цеце и переправиться на левый берег Дуная в Сабадсаллаш. Быстро и организованно личный состав вышел из-под удара. На транспортных самолетах и попутных машинах личный состав и средства связи были переброшены в новый пункт базирования. В этой критической обстановке большую выдержку, решительность и находчивость проявили начальник штаба полка майор Б. И. Иванов, коммунисты А. Р. Куликов, Н. А. Дыдин, А. И. Алексеев.
Для поддержания связи на прежнем узле осталась небольшая группа, в том числе радистки Н. Прозорова и Е. Андреева. Из окон они видели фашистских солдат, видели, как рушились здания. Отделения связистов, вооружившись винтовками, ручными гранатами, заняли круговую оборону, а девушки обеспечивали в это время переговоры генерала Н. М. Корсакова.
Со специальным заданием в Цеце был оставлен экипаж рации, в который входили сержант Чумак, шофер Дехтярев и радистка Кочкина. Связисты более двух суток работали без смены, но задание выполнили.
В районе юго-восточнее Будапешта одна из радиостанций была обстреляна и получила серьезные повреждения [190] ходовой части и системы охлаждения мотора. Устранить неисправность не удалось: противник вел ураганный огонь. И все же водитель рядовой Д. С. Пивоваров нашел выход. Он взял ведро с водой и в пути доливал воду в кипящий радиатор. Рация своевременно вышла из зоны артиллерийского обстрела. Связист был удостоен медали «За отвагу».
Благодарные отзывы шли от командира истребительной авиационной дивизии Б. А. Смирнова о работе приданной радиолокационной станции «Редут-107». Ее экипаж, возглавляемый младшим лейтенантом В. П. Потаниным, только за месяц засек 171 групповую цель противника, передал 452 донесения, 419 сигналов оповещения по радио.
Примеров самоотверженной работы воинов-связистов не счесть.
За героические дела по обеспечению связью боевых действий Указом Президиума Верховного Совета СССР 5 апреля 1945 г. полк был награжден орденом Красной Звезды. Эту награду Родины к Знамени части прикрепил заместитель командующего 17-й воздушной армией генерал-лейтенант авиации А. Е. Златоцветов.
В ходе Будапештской операции, как и в предыдущих боях, исключительно большую роль играло медицинское обеспечение личного состава воздушной армии. Люди благородной профессии — медицинские работники внесли важный вклад в победу над врагом.
Командование, политотдел и штаб воздушной армии уделяли большое внимание совершенствованию организации медицинского обеспечения, наиболее эффективным методам лечебно-профилактической работы. Непосредственно этими вопросами занимались начальник медицинской службы воздушной армии полковник медицинской службы М. Жук, офицеры М. Гореник, А. Лысаков, С. Смаков, А. Бродский, медицинские работники авиационных корпусов, дивизий, полков и районов аэродромного базирования подполковники медицинской службы М. Царьков, М. Кульминский, А. Криготанович, начальник армейского госпиталя майор медицинской службы кандидат медицинских наук И. Гончар, начальники отделений госпиталя хирург В. Атрощенко, терапевт Г. Фролов, невропатолог А. Лапин, эпидемиолог Н. Ры-бальченко и другие. [191]
В сложной боевой обстановке военные медики обеспечивали перемещение и своевременное развертывание медицинских пунктов, оперативно эвакуировали в тыл раненых летчиков, которые после выздоровления снова возвращались в свои части.
Так, во время боев за Будапешт 13 летчиков 295-й истребительной авиационной дивизии были ранены. Благодаря своевременной и квалифицированной медицинской помощи летчики Д. Кравцов, В. Калашонок, Б. Кисляков и другие были возвращены в строй и успешно продолжали выполнять боевые задания командования.
В трудных условиях, зачастую рискуя жизнью, санитары, санитарные инструкторы, фельдшеры и врачи батальонов оказывали раненым медицинскую помощь на аэродромах и во время перебазирования. Медики-женщины (а их было более половины медперсонала) в одном строю с воинами армии ковали победу над врагом.
Ветераны всегда будут помнить младшего лейтенанта медицинской службы Серафиму Жукову. Под непрекращающимся огнем противника она делала перевязки, накладывала жгуты и шины, эвакуировала раненых. Самоотверженно выполняли свой долг медицинские сестры Вера Горелина, Клавдия Жук, Вера Фридрих и многие другие. За ратный труд 311 медицинских работников 17-й воздушной армии были удостоены правительственных наград.
Высокую отвагу и мужество проявили в воздушных боях летчики-истребители, прикрывавшие группы бомбардировщиков и штурмовиков. Особенно отличились в декабрьских боях летчики 164-го истребительного авиационного полка старшие лейтенанты В. М. Шевырин, И. Д. Новиков, майор А. К. Зайцев и другие, сбившие по нескольку вражеских самолетов.
Однажды над целью был подбит наш бомбардировщик. Он отстал от общего строя. Старший лейтенант А. С. Mapтынов стал прикрывать его. Внезапно в небе появились четыре ФВ-190. Один из них отделился от группы и начал заходить в хвост бомбардировщику. Но его атаку упредил Мартынов. С переворота он нанес меткий удар по «фокке-вульфу». У фашистского самолета отвалилась плоскость, и он камнем полетел на землю. Вступив в бой с тремя оставшимися истребителями, Мартынов сбил еще [192] одного. Бомбардировщик благополучие долетел до своего аэродрома и произвел посадку.
11 декабря три истребителя, возглавляемые майором А. К. Зайцевым, сопровождали восемь Ил-2. В районе Секешфехервара на высоте 400 — 600 м лейтенант А. Н. Валеев заметил несколько ФВ-190. Они разбились на две группы. Одна пошла в атаку на Ил-2, а другая — в набор высоты. Зайцев передал командиру группы штурмовиков капитану Лапницкому: «Стать в правый круг!»
Выбрав момент, Зайцев атаковал сверху «фокке-вульф», который взорвался в воздухе. Самолеты противника вышли из атаки и покинули поле боя. Боевую задачу штурмовики выполнили полностью и без потерь возвратились на свой аэродром.
В те дни успешно сражались с врагом летчики В. С. Ефремов, Н. В. Мозгов, Н. Д. Гончаренко, П. М. Тайков и другие.
За мужество и героизм, проявленные, личным составом при форсировании Дуная, 707-му штурмовому авиационному полку было присвоено наименование Дунайского. Орденом Богдана Хмельницкого была награждена 244-я бомбардировочная авиационная дивизия, а орденом Кутузова III степени — 659-й и 672-й авиационные полки.
Штаб воздушной армии готовил соединения и части к новому наступлению. Разрабатывались планы взаимодействия с наземными войсками, определялись конкретные задачи для дивизий и полков по периодам операции. Особенно тщательно отрабатывались вопросы управления авиацией на поле боя. Был составлен также план перебазирования частей армии с учетом предполагаемых темпов продвижения советских войск. Словом, все было, учтено и тщательно взвешено, предусмотрены различные варианты ведения боевых действий в условиях самой сложной обстановки, которая могла возникнуть в ходе операции.
Политорганы, партийные и комсомольские организации проводили большую работу по претворению в жизнь требований Постановления Государственного Комитета Обороны СССР от 27 октября 1944 г. и приказа Верховного Главнокомандующего № 220 от 7 ноября 1944 г. Командование и политотдел воздушной армии довели содержание этих документов до командиров и начальников [193] политорганов соединений, дали ряд указаний и практических рекомендаций по их выполнению. Вопросы, связанные с обеспечением примерности коммунистов и комсомольцев в ходе подготовки и самой операции, были обсуждены на собраниях партийного актива, в партийных и комсомольских организациях.
Политическая работа среди воинов проводилась под лозунгом «Выведем последнего сателлита Германии — Венгрию из войны против СССР и повернем ее против Германии». Политотдел армии подготовил на венгерском и русском языках воззвание советского командования к венгерскому населению. Армейская газета, партийные активисты, агитаторы разъясняли авиаторам историю венгерского революционного движения, рассказывали о борьбе коммунистической партии и патриотических сил Венгрии против фашизма.
Несмотря на ожесточенное сопротивление врага, наступление войск фронта, начатое 20 декабря, развивалось успешно. Боевые действия наземных войск были обеспечены мощной поддержкой с воздуха. В эти дни бомбардировщики, штурмовики, истребители 17-й воздушной армии наносили мощные удары по врагу, уничтожая его живую силу и технику, а также выдвигаемые к линии фронта резервы.
Вечером 21 декабря пара Як-9 288-й истребительной авиационной дивизии во главе с ведущим капитаном М. С. Дворниковым в сложных метеоусловиях сопровождала группу штурмовиков в район северо-западнее Се-кешфехервара. При подходе к цели штурмовики были атакованы шестью Ме-109. Капитан М. С. Дворников и его ведомый старший лейтенант В. А. Меренков лобовой атакой отсекли истребители противника от штурмовиков. Старший лейтенант В. А. Меренков завязал с «мессершмиттами» бой и три из них сбил. Через некоторое время над целью советские летчики встретили еще одну группу фашистских самолетов. Вступив с ними в бой, М. С. Дворников сбил один «хеншель» и три «мессершмитта». Так за один вылет пара советских истребителей уничтожила семь фашистских самолетов.
22 декабря при нанесении бомбоштурмового удара по аэродрому противника заместитель командира авиаэскадрильи 306-й Нижне-Днепровской Краснознаменной штурмовой авиационной дивизии Герой Советского Союза [194] А. И. Грошев уничтожил один ФВ-190 и один Ю-52. При отходе от цели его самолет был подбит. Но летчик и на горящей машине продолжал вести бой. Увидев, что самолет майора А. И. Чухарева пытается атаковать фашистский истребитель, Грошев пришел на выручку командиру эскадрильи. На плохо управляемом, теряющем высоту самолете Грошев сумел обстрелять колонну автомашин противника, а затем произвел посадку на болото. Передовые части наземных войск спасли отважного летчика.
23 и 24 декабря противник предпринял отчаянные попытки остановить продвижение советских войск. На помощь наступающим войскам пришли летчики. Большие группы Ил-2 наносили удары по контратакующим танкам, пехоте и резервам противника.
23 декабря в сложных метеорологических условиях было произведено 749 боевых вылетов, из них 100 ночью. В воздушных боях было сбито девять, а на аэродромах уничтожено шесть самолетов противника.
24 декабря 17-я воздушная армия выполнила 953 боевых вылета, из них 136 ночью. В 23 воздушных боях было сбито 20 вражеских самолетов. В результате бомбо-штурмовых ударов было уничтожено 24 танка, до 250 автомашин, 150 повозок, 30 вагонов, подавлен огонь 18 батарей зенитной и полевой артиллерии, рассеяны и частично уничтожены сотни солдат и офицеров противника{91}.
На следующий день, несмотря на неблагоприятные метеоусловия, наша авиация, действуя с малых высот и с бреющего полета, наносила последовательные удары по танкам, артиллерии и транспортным средствам противника на прифронтовых дорогах и на поле боя, содействуя успешному наступлению наземных войск.
Гитлеровское командование, стремясь любой ценой ликвидировать прорыв, предпринимало яростные попытки отбросить советские войска назад, вводя в бой большое количество танков, самоходных орудий, бронетранспортеров и другой техники. В отражении этих контратак важную роль сыграли штурмовики, которые нанесли ряд мощных ударов по танкам врага. Когда наступала ночь, «ильюшиных» сменяли неутомимые фронтовые труженики — ночные бомбардировщики По-2. [195]
Натиск советских войск был настолько стремителен, что гитлеровцы не успели эвакуировать из Секешфехервара и прилегающих к нему районов не только склады военного имущества, но и боевую технику. Секешфехервар был взят 23 декабря, а город Бичке — 24 декабря.
Вслед за наступавшими наземными войсками перебазировались и авиационные части. Бойцы и офицеры тыла армии проявили при этом немало инициативы и находчивости. Передовые технические команды продвигались вслед за танковыми и механизированными соединениями, «осваивая» поспешно оставленные отступающими гитлеровцами аэродромы. Некоторые из этих аэродромов приходилось занимать с боем. Так, 23 декабря в промежутке между воздушными боями командир 659-го истребительного полка подполковник В. М. Смешков посадил первую группу самолетов на аэродром в Секешфехерваре еще в то время, когда рядом, в 2 — 3 км, наши стрелковые части вели бой с противником. Аэродром Бергерд был занят группой 897-го истребительного авиационного полка, возглавляемой майором А. М. Марковым, под артиллерийским обстрелом врага. Пока основная часть самолетов совершала посадку, эскадрилья капитана А. И. Колдунова и группа летчиков из 611-го истребительного авиационного полка под командованием подполковника Н. Ф. Исаенко вели над аэродромом бой с вражескими истребителями. По существу 288-я истребительная авиационная дивизия осуществляла перебазирование под своим собственным прикрытием.