Порядок выполнения экономического раздела выпускной квалификационной работы.
Управление научно-техническим прогрессом, уточнение его направлений, выбор наилучших вариантов, определение масштабов производства, внедрение новой техники, внедрение организационных и управленческих решений должно осуществляться на основе оценки экономической эффективности. Определение экономической эффективности или технико-экономического анализа полученных выводов и результатов – одно из основных требований, предъявляемых к ВКР. Это объясняется тем, что в общем случае возможные способы достижения поставленной цели обладают разной эффективностью, поэтому их необходимо сравнивать между собой и выбирать наилучший, т.е. такой вариант (альтернативный вариант решения) действий, который имеет наибольшую эффективность. Именно в этом и заключается основная задача исследования вопросов эффективности.
Порядок выполнения экономического раздела ВКР заключается в следующем:
1. Студент должен уяснить, что именно подлежит экономическому обоснованию, какие организационные или управленческие решения, практические рекомендации или теоретические выводы будут подвергаться экономическому анализу.
2. Согласно существующим методикам, различают расчеты предварительной эффективности и ожидаемой экономической эффективности. Расчет предварительной экономической эффективности осуществляется на стадии планирования темы ВКР, ознакомления с основными задачами работы и предвидения (если это возможно), что именно будет являться результатом выполнения работы. В этом случае расчет экономической эффективности осуществляется на основе всей той информации, которой студент располагает на данном этапе выполняемой работы, т.е. на основе ряда приблизительных исходных данных. Такой расчет служит показателем того нужно или не нужно рассматривать тот или вопрос (вариант). Если предварительный расчет показывает о явном отрицательном результате, то от такого варианта необходимо отказаться и приступить к поиску другого альтернативного варианта.
3.Расчет ожидаемой экономической эффективности осуществляется на стадии завершения ВКР и отличается от расчета предварительной эффективности более точными данными. Такой расчет оформляется отдельным разделом в пояснительной записке ВКР и представляется на кафедру управления и экономики ГПС для согласования с преподавателями экономистами.
4. При качественном выполнении экономического раздела преподаватель кафедры управления и экономики ГПС ставит подпись на титульном листе ВКР как консультант. Такой порядок является обязательным.
При определенных затруднениях студент может проконсультироваться у экономистов кафедры управления и экономики ГПС. Это можно делать как до преддипломной практики, так и после. В период преддипломной практики и последующего исследования темы собирается и уточняется необходимая информация для экономического анализа. При сборе информации особое внимание необходимо обратить на то, что бы стоимостные показатели по рассматриваемым альтернативным вариантам были в ценах одного и того же периода времени. Например, в ценах на второй квартал 2015 года.
Более подробно вопрос оценки экономической эффективности рассмотрен в учебном пособии: Присяжнюк Н.Л., Александров Г.В., Кузьмичев И.И. и др. Экономика пожарной безопасности: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.Л. Присяжнюка. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. – 248 с.
Мероприятия по внедрению проекта.В данном разделе расчетно-
пояснительной записки должен быть предложен состав мероприятий
по социально-психологическому, профессиональному и ресурсному обеспечению внедрения проекта, контролю над ходом внедрения, стимулированию всех участвующих в нем работников. Состав мероприятий может быть представлен в форме плана с указанием сроков их проведения, ответственных должностных лиц.
При написании основной части дипломного исследования необходимо учитывать следующее:
1. Изложение материала должно бытьпоследовательным и логичным. Общая логика написания параграфа сводится к стандартной логической схеме «Тезис — Доказательство — Вывод» (количество таких цепочек в параграфе может быть любым). Все разделы диплома должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа - от вопроса к вопросу.
Для связи глав и параграфов между собой возможно использовать прием заключительного перехода, который состоит в кратком подведении итогов того, что излагалось в данном разделе и аннотации следующей части работы: Таким образом, / Итак, в данном параграфе / в данной главе мы рассмотрели / мы пришли к выводу, что............................................
В следующем параграфе / В следующей главе / В следующей части работы / Далее мы рассмотрим /проанализируем /считаем необходимым представить.
2. Использование цитат в тексте необходимо того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Отталкиваясь от содержания цитат, необходимо создать систему убедительных доказательств, важных для объективной характеристики изучаемого вопроса. Цитаты также могут использоваться и для подтверждения отдельных положений работы.
Число используемых цитат должно быть оптимальным, то есть определяться потребностями разработки темы. Цитатами не следует злоупотреблять, их обилие может восприниматься как выражение слабости собственной позиции автора. Оптимальный объем цитаты - одно-два, максимум три предложения. Если цитируемый текст имеет больший объем, его следует заменять аналитическим пересказом (непрямое цитирование).
Во всех случаях употребления цитат или пересказа мысли автора необходимо делать точную ссылку на источник с указанием страницы.
3. Авторский текст (собственные мысли) должен быть передан внаучном стиле.Научный стиль предполагает изложение информации отпервого лица множественного числа («мы» вместо «я»). Его стоит обозначить хорошо известными маркерами: «По нашему мнению», «Снашей точки зрения», «Исходя из этогомы можем заключить, что...» и т.п. илибезличными предложениями: «необходимо подчеркнуть, что...», «важно обратить внимание на тот факт, что», «следует отметить» и т.д.
4. Отдельные положения дипломной работы должны быть иллюстрированы цифровыми данными из справочников, монографий и других литературных источников, при необходимости оформленными в справочные или аналитические таблицы, диаграммы, графики.При составлении аналитических таблиц, диаграмм, графиков используемые исходные данные выносятся в Приложение, а в тексте приводятся результаты расчетов отдельных показателей (если аналитическая таблица по размеру превышает одну страницу, ее целиком следует перенести в Приложение). В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны. Все материалы, не являющиеся необходимыми для решения поставленной в работе задачи, также выносятся в Приложение.
5. При изложении материала особое внимание стоит обратить на взаимосвязь параграфов и глав. Все структурные элементы работы должны логически следовать друг за другом. В конце каждой главы необходимо дать короткое обобщение ее содержания и полученные результаты (выводы), подтверждающие решение каждой из задач, поставленных во введении дипломного проекта. Не допускается полное совпадение названий параграфов с главами дипломной работы, а также дублирование названия дипломного проекта в главах.
Заключение является завершающей частью всего дипломного проекта и представляет основные выводы по разделам работы.
Заключение целесообразно представить в виде ограниченного количества основных положений и выводов, состоящих из отдельных пунктов. В нем в сжатой форме резюмируются итоги выполненного исследования в виде обобщения наиболее существенных положений. Выводы должны отражать содержание дипломного проекта, быть краткими, ясно и четко сформулированными. Они должны показать способы достижения цели и методы решения поставленных в дипломном проекте задач, а также конкретные проектные предложения и рекомендации по их реализации.
Пункты выводов должны быть подкреплены цифрами из экономических расчетов дипломного проекта. В данной части целесообразно отметить научное и практическое значение полученных результатов, степень их внедрения и экономическую эффективность. Объем заключения может составлять около 5-7 страиц машинописного текста.
Практическая часть должна лежать в основе всего дипломного проекта. Анализ деятельности конкретных органов власти, организаций или учреждений должен служить основой для выводов и рекомендаций автора. Качественный уровень проведенного анализа предопределяет прикладную значимость данного проекта, что весьма важно для оценки профессиональных навыков будущего специалиста.
Примерный макет содержания основной части дипломного проекта выглядит следующим образом:
Глава 1. Теоретические основы состояния проблемы (теоретическая часть).
1.1 Развернутая постановка проблемы с учетом ее исходного состояния.
1.2 Точки зрения специалистов в области государственного и муниципального управления: ученых и практиков: анализ предшествующих работ.
Глава 2. Подробная аналитическая характеристика проблемы (аналитическая часть).
2.1 Расчленение проблемы на составляющие ее подпроблемы.
2.2. Характеристика основных факторов, влияющих на развитие проблемы.
2.3 Анализ результатов практического исследования.
Глава 3. Предлагаемые способы решения проблемы (проектная часть).
3.1 Вероятные тенденции развития проблемы.
3.2 Пути решения проблемы: перспектива, которую открывают науке и практике итоги дипломного исследования.
3.3. Экономическое обоснование предложенных мероприятий.
В заключенииработы излагаются краткие выводы по всей работе, характеризуется степень раскрытия темы, определяется, достигнуты ли цель и задачи работы. Заключение ВКР должно быть объемом 4-6 страниц. Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора ясно мыслить и кратко излагать материал. В этой части работы содержится так называемое «выводное знание», которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку комиссии при защите ВКР. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце разделов (глав), а должно содержать главные итоговые результаты всей работы.
Библиографический список.После заключения приводится перечень использованной литературы.
Работа с литературой является неотъемлемой составной частью как научных исследований, так и практических разработок. Литературные источники располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов. По каждому литературному источнику указываются: его автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место издания и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указываются наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указываются автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
Подбирая литературу (монографии, брошюры, журнальные статьи и т. д.), необходимо учитывать время ее издания. В первую очередь следует использовать литературу последних лет.
В тексте дипломного проекта обязательны ссылки на указанные в перечне источники.
Приложения.Здесь приводятся расчетные материалы
(при значительном объеме вычислительных работ по проекту); формы документов, отражающих анализ производства и управления; рабочая проектная документация (положения, должностные инструкции, штатные расписания, формы документов и т. д.), а также другие материалы, использование которых в тексте расчетно-пояснительной записки перегружает ее и нарушает логическую стройность изложения.
В процессе написания работы важно установить творческий контакт с научным руководителем. Неясные вопросы, направления решения отдельных проблем, общая концепция работы должны обсуждаться с научным руководителем в начале исследования и в оперативном порядке.
Откорректировав текст с учетом высказанных руководителем замечаний, целесообразно еще раз прочитать работу, устранить возникшие в результате внесения исправлений неточности, проверить грамматику и сброшюровать материал. Проверив наличие подписи, даты завершения работы, следует представить работу на кафедру и приступать к разработке тезисов доклада для защиты.