Глава 18. глобализация, международные организации и государственное управление
Почему государства все чаще используют международные организации (МО) в качестве важнейшего инструмента сотрудничества? Какую специфическую роль играют международные организации в мировой политике? Какие дополнительные возможности они предоставляют суверенным государствам на международной арене? Могут ли они устанавливать правила (нормы), обязательные для других субъектов международных отношений? Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо, во-первых, определить природу той среды, в которой функционируют международные организации, а во-вторых, выявить важнейшие функциональные характеристики международных организаций, которые при определенных обстоятельствах заставляют государства предпочесть возможности МО другим формам институализации международных отношений.
Одной из наиболее важных черт мировой политики после окончания холодной войны является набирающий силу процесс глобализации — интеграция рынков, капиталов, технологий. Соглашаясь с наличием самого феномена глобализации, представители разных школ международных отношений по-разному оценивают ее значение для внутренней и внешней политики отдельных государств. Сторонники свободного рынка видят в глобализации нечто новое и прогрессивное, определяют ее как своего рода новый мировой порядок, обладающий определенными атрибутами и характеристиками. По образному выражению автора статей по международным проблемам The New York Times Т. Фридмана, «мы ушли от системы, построенной вокруг разделяющих нас стен, и создали систему, развивающуюся наподобие глобальных сетей» (Dueling Globalization. 1999, 111). Разделяющие мир барьеры, одним из символов которого была Берлинская стена, ушли в прошлое. Интеграция стала определяющим качеством современных международных отношений. Именно она является источником новых угроз и одновре-
-----531-----
менно возможностей для человечества. Развитие интеграционных процессов определяется новыми технологиями: компьтеризацией, использованием оптико-волоконных технологий в коммуникации, спутниковой связью, глобальной сетью Интернета и т.д. Глобализация является носителем американской доминирующей культуры. С культурной точки зрения современная глобализация есть не что иное, как американизация (ibid., 112), т.е. процесс, подобный в свое время романизации Западной Европы и Средиземноморья, исламизации Средней Азии, Ближнего Востока, Северной Африки и Испании арабами, а также русификации Восточной и Центральной Европы и части Евразии Советским Союзом. Однако, по мнению тех, кто видит в глобализации суть происходящих в современном мире изменений, ее отличием является то, что она охватывает все регионы. Главным «оружием» глобализации является скорость— скорость совершения торговых сделок, путешествий, связи, инноваций. Ее главным законом является закон Мора, согласно которому мощность микропроцессоров удваивается каждые 18 месяцев, основным документом — «контракт», а главной опасностью — возможность незаметного радикального изменения в связи с действием экономических и технологических перемен, которые окажут существенное воздействие на человека, его работу, непосредственное окружение или рабочее место.
На смену концепциям ключевых фигур экономической науки капитализма — К. Маркса и Дж. Кейнса, по мнению сторонников свободного рынка, пришли идеи идеологов глобальной экономической системы — Дж. Шумпетера и А.Гроува. Профессор Гарвардского университета Шумпетер, являвшийся в прошлом министром финансов Австрии, в своей работе «Капитализм, социализм и демократия» (1942) доказывал, что сущностью капитализма является процесс «креативного разрушения», т.е. постоянной замены старых и менее эффективных товаров или услуг новыми более эффективными. Гроув воплотил идеи Шумпетера в работающую модель предпринимательства в Силиконовой долине, продемонстрировав, с какой скоростью происходят инновации, изменяющие целые сектора экономики. Наконец, глобализации присуща своя структура власти, которая намного сложнее той, которая существовала в период холодной войны. В ее основе лежат три баланса, которые взаимодействуют между собой. Первый — традиционный баланс между суверенными государствами. Второй— баланс между государствами и глобальными рынками. Эти глобальные рынки формируются миллионами инвесторов, направляющими свои капиталы мышкой компьютеров.
-----532-----
Они концентрируются в главных финансовых центрах мира — Франкфурте, Лондоне, Нью-Йорке и Гонконге. США могут разрушить экономику Югославии, сбрасывая на нее бомбы, а эти центры могут разрушить экономику той или иной страны, обвалив их ценные бумаги (Индонезия). Третий баланс— самый новый из всех существующих, а именно: баланс между отдельными лицами и государством. Глобализация, уничтожив многие барьеры и превратив мир в совокупность разнообразных сетей, дает больше прямой власти отдельным лицам, нежели когда-либо в истории. Таким образом, в настоящее время имеются не только сверхдержава (США), не только глобальные финансовые рынки, но и по-новому оснащенные граждане, способные действовать непосредственно на мировой арене (например, лауреат Нобелевской премии мира за 1997 г. Дж. Уильяме, сумевшая мобилизовать общественное мнение с целью запрещения противопехотных мин). Бывший министр финансов США Р. Рубин отметил, что «глобализация не выбор, а реальность... Единственный способ удовлетворять потребности народа возможен через включение в глобальный рынок акций и ценных бумаг, через поиск мультинациональных компаний, готовых инвестировать в вашу экономику, и через продажу на мировом рынке того, что вы производите у себя дома. И главная правда относительно глобализации состоит в том, что никто ни за что не отвечает» (цит. по: Kenneth. 1999, 694).
Противники такой оценки глобализации упрекают Т. Фридмана за чрезмерное упрощение глобализации и указывают на недопустимость сравнения холодной войны и глобализации как систем международных отношений (Рамон). В рамках процесса углубления взаимозависимости происходит не только углубление интеграции, но и нарастание оппозиции (национальной, религиозной) глобальной унификации. Дезинтегра-ционные процессы также имеют место и приводят к открытию старых ран. Споры о территории, стремление национальных групп сформировать свои собственные государства, этнические чистки — все это также результат глобализации. Кроме того, глобализация привела к еще большему социальному расслоению, росту безработицы, деиндустриализа-ции, сворачиванию социальных программ в странах третьего мира и тех государствах, где осуществляются попытки строительства рыночной экономики, и т.п. Растут бедность, неграмотность, заболеваемость. По мнению Рамона, глобализация не имеет ничего общего с прогрессом. Ее единственным мотивом является получение быстрой прибыли. Адвокаты глобализации не способны думать о перспективе, о будущем, учитывать вопросы гуманитарного и экологического развития, преодоления
-----533-----
неравенства. В этом мире, живущем по законам рынка, выживает только сильнейший. Жизнь превращается в постоянную борьбу за существование, верх берет экономический и социальный дарвинизм. Люди делятся на тех, кто способен интегрироваться в новые рыночные условия, и тех, кто этого сделать не может. Опасность идеологии глобализма— и в том, что она стремится убедить всех в истинности только ультралиберального пути в экономике, а следовательно, и в политике. Подобно большевикам, продолжает Рамон, которые настаивали на необходимости передачи всей власти советам, Фридман требует «передачи всей власти рынку». Таким образом, идея глобализации превращается в новую догму (Dueling Globalization, 1999, 121).
Реалисты также критикуют идеологов глобализации, но делают это с других позиций. К. Уолтц, в частности, отмечает, что многие государства и регионы по-прежнему не затронуты процессами глобализации (большая часть Африки и Латинской Америки, Россия, весь Ближний Восток, за исключением Израиля, значительная часть Азии и даже юг Италии), что глобализация характерна только для одной сферы — финансовой. Взаимозависимость государств становится большей, но с точки зрения торговли и движения капитала, исчисляемых в процентах от ВНП, она вышла всего лишь на уровень 1910 г. Что же касается таких факторов, как движение рабочей силы и военная взаимозависимость государств, то нынешний уровень взаимозависимости государств ниже того, что был в 1910г. (Kenneth, 1999, 694-695). И тем не менее следует признать, что существует ряд новых вызовов, которые несомненно связаны с процессом глобализации, требующих внимания со стороны как отдельных государств, так и международных организаций. Последнее ~ особенно актуально, если иметь в виду болезненность воздействия глобализации на развивающиеся страны и государства с переходной экономикой. Обычно выделяют экономические, финансовые и социально-политические проблемы, а также негативные тенденции в развитии глобальной экологии.
Однако, отметив основные тенденции, связанные с глобализацией, выделим также те, что сохранились и оказывают существенное влияние на деятельность как национальных правительств, так и международных организаций. Во-первых, это сохранение низкого в среднем жизненного уровня в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой. Во-вторых, в большинстве случаев слабость государственного управления, его неэффективность. Чиновники недостаточно квалифицированы и не имеют материальных стимулов для профессионального
-----534-----
роста; средств для социального сектора и программ развития не хватает; налоговая система неэффективна; многие страны страдают от большого долгового бремени.
В связи с названными проблемами, у международных организаций, занятых программами финансового регулирования и развития, имеется достаточно широкое поле деятельности. Тем не менее важно отметить, что, несмотря на наличие новых вызовов, связанных с изменениями последнего десятилетия, еще с середины 1960-х годов стали создаваться международные институты, призванные сбалансировать отношения групп с разным уровнем экономического развития. Стремление к созданию нового экономического порядка в предшествующий период очень важно учитывать, рассматривая новые (или хорошо забытые старые) проблемы международного развития.
В целом для оценки международных организаций важно учитывать следующие обстоятельства.
- 1. Государства создают международные организации и пытаются их использовать в тех случаях, когда вложения в них оказываются меньше, нежели совокупность выгод, особенно в тех случаях, когда их невозможно в принципе достигнуть на уровне традиционного двустороннего сотрудничества. В узком смысле государства сознательно используют международные организации с целью сокращения трансакционных издержек, а в широком смысле — чтобы иметь возможность получать и распространять информацию, идеи, нормы, ожидания; осуществлять или поощрять какой-либо специфический вид деятельности; делать леги-тимными или, напротив, делегитимизировать, определенные идеи или поведение; и, наконец, увеличивать собственные возможности (Kenneth; Abbott, Duncan Snidal, 1998, 5, 8).
- 2. Поскольку международные организации создаются для поддержания международной стабильности, они также не в состоянии быстро адаптироваться к изменяющемуся балансу сил (ibid., 11)
- 3. Классификация международных организаций показывает, что они варьируются в зависимости от того, какие задачи они перед собой ставят и пытаются решить, а также членства в них. Нередко функции одних международных организаций перекрещиваются с функциями других, подчас порождая конфликт. Количество международных организаций так велико, что оценку их деятельности, вероятно, можно вынести, оценивая наиболее крупные и значимые из них.
- 4. Функциональная значимость международных организаций может быть выведена из задач, которые они перед собой ставят, а также из их конкретной деятельности и отношения к этим организациям входящих в них членов.
- 5. Оценка роли той или иной международной организации зависит от общего подхода к природе международной системы.
-----535-----
Считается, что существующая система международных отношений не имеет какого-либо верховного органа и в этом смысле анархична. Если ее рассматривать в качестве результата силового противостояния государств, то следует признать, что любая международная организация обладает весьма ограниченными возможностями в ослаблении нежелательных последствий отношений, возникающих между суверенными государствами. Если существующую систему международных отношений оценивать с классовых позиций, тогда функцию международных организаций следует искать в воле господствующего класса того государства (или группы государств), который играет в ней главенствующую роль. Если же согласиться с тем, что международная система развивается аналогично тому, как эволюционизируют политические системы суверенных государств, тогда нынешние международные организации можно рассматривать в качестве потенциальных инструментов создания мирового правительства.
Еще раз подчеркнем, что международные отношения создаются, поддерживаются и развиваются в конкретной системе. Международные организации, правительственные и неправительственные, в количественном и качественном отношении постоянно растут, охватив к концу XX в. практически все государства. Какие же функции они выполняют? Обычно выделяют следующие три основные функции:
- • международные организации как инструменты внешней политики отдельных государств;
- • международные организации как арена (форум) для дискуссий, сотрудничества, выражения несогласия членов организации;
- • международные организации как активные независимые субъекты международных отношений.