Государственная служба как социальный институт: методология исследования
Социальные институты выступают одним из элементов социальной структуры общества наряду с социальными группами, общностями, организациями. Это наиболее формализованный и организованный вид социальных групп, имеющий принципиально безличный характер. В силу этого количество социальных институтов значительно меньше и их видовое разнообразие тоже меньше. Несмотря на устойчивость, социальные институты имеют историю, т.е. проходят определенные этапы в своей эволюции: возникают, развиваются, функционируют и гибнут. В отличие, скажем, от циклов существования социальной организации у социальных институтов эти этапы могут занимать десятилетия и столетия. Известно, что в истории были общества, у которых не было семьи, государства и частной собственности, но пока нет никаких признаков, что подобные общества могут появиться в будущем (социалистические эксперименты успехом пока не увенчались).
Возникает вопрос: все ли социальные взаимодействия подвергаются институционализации? Ответ на него связан с рассмотрением того, какие именно взаимодействия окажутся значимыми с точки зрения общества, а значит, будут нуждаться в его контроле посредством норм и образцов поведения, заложенных в культуре и обеспеченных средствами реализации в виде материальных средств и ресурсов. Значимы будут те из них, которые влияют на интеграцию и сохранение общества как целого.
С этой точки зрения можно выделить главные социальные институты, реализующие функциональные императивы выживания социальной системы, — институты семьи и образования, экономические институты, политические и государственно-правовые, институт культуры. Главные социальные институты дополняются системой производных, или вторичных, институтов. Более того, один социальный институт может реализовывать комплекс функций (социальных потребностей), например институт семьи, а на одну и ту же потребность может работать множество социальных институтов, например социализация или безопасность членов общества
-----502-----
Специалисты отмечают, для того чтобы структурный элемент общества превратился в социальный институт, необходимо иметь в наличии следующие предпосылки:
- • возникновение и распространение некоей потребности, которая будет осознана многими членами общества как общесоциальная;
- • наличие операциональных средств удовлетворения этой потребности, т.е. сложившаяся система необходимых для общества функций, действий, операций, частных целей, реализующих новую потребность;
- • наделение этого института необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно стабильно пополнять;
- • формирование особой культурной среды, субкультуры (особая система знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих к этому институту).
В каждом социальном институте есть своя система ценностной и нормативной регуляции, которая определяет, для чего он существует, что там достойно и недостойно, как действовать в этой конкретной системе отношений (Волков, Мостовая, 1998, 186).
Очень важно, чтобы вновь появляющийся социальный институт не вступал в противоречие с уже существующими институтами. И это ставит интересный вопрос о соотношении в обществе официальных (признанных) и неофициальных (нелегальных) социальных институтов, о функциях явных и латентных в деятельности самого института. И то, и другое — отражение степени стабильности общества, так как чем нестабильнее общество, тем более амбивалентными (неопределенными) становятся функции социальных институтов, тем чаще эти функции меняются, тем выше доля среди них латентных. Явные функции — те, следствия которых заявлены, декларированы, официально признаны. Латентные функции — те, следствия которых не осознаны, не заявлены, не ожидаемы. Они скрыты даже от самих субъектов деятельности. Известная фраза В.С.Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда» прекрасно иллюстрирует эту ситуацию неожиданности.
Впрочем, в отечественной социологии понятие латентности углубляется, может быть, в силу иррациональности самой нашей действительности. Ю.Г. Волков и И.В. Мостовая утверждают, что «латентные функции социальных институтов — это те, которые осуществляются на самом деле. Обычно между формальной (т.е. явной) и реальной (т.е. латентной) деятельностью институтов существует лаг (расхождение). Если он глубокий, то говорят о потенциальной нестабильности общества» (там же, 188-189). Более того, возникает двойной социальный стандарт отношений, поведения, оценки, способов разрешения противоречий, что создает условия для широкой вариативности поведения и конфликта «долженствовании» — законодательных и жизненных.
-----503-----
Неудовлетворенные социальные потребности, вызванные дисфункцией социального института, могут вызвать к жизни стихийное появление неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию, но за счет нарушения существующих норм и правил. Появляются теневые (подпольные) социальные институты — непринятые обществом, официально игнорируемые, не наделяемые специальными ресурсами, но формирующие свою субкультуру, выполняющие определенные функции и стандартные операции и находящие пути материального обеспечения своей деятельности.
Считается, что несмотря на то, что потребность, реализуемая нелегальными институтами, может носить массовый характер, она по разным причинам (в основном по причине культурной легитимации) не может быть признана как общественно значимая (там же, 187). Впрочем, в моменты кризиса «скрыто живущие» отношения признаются обществом и становятся легальными и легитимными. Самый лучший пример — легализация института частного предпринимательства в России. Правда, есть отношения, которые не могут быть легитимированы ни при каких условиях (например, организованная преступность). Их признание привело бы к автоматическому упразднению существующей системы государственно-правовых институтов.
В общем виде появление социального института можно обрисовать следующей схемой:
Общество => Потребности (цели) общества => Общественные (безличные) функции => Социальные институты (группа лиц + набор социальных ролей + средства деятельности + регулятивная система социального контроля и интеграции).
Успешность функционирования социального института зависит от соблюдения следующих условий (Щепаньский, 1969, 98-99):
• четкое определение цели и круга вопросов, объема функций (если функция института определена нечетко, он не может без конфликтов включаться в глобальную систему институтов данного общества и наталкивается на различные противодействия);
• рациональное разделение труда внутри социального института и его рациональная организация;
• высокая степень деперсонализации* действий и объективации функций;
Принцип деперсонализации состоит в том, что обеспечение всех функций института не зависит главным образом и исключительно от особенностей личности тех, кто должен выполнять существенные задачи, обеспечиваемые данным институтом. Оно не
-----504-----
• признание и престиж в глазах всей группы или преобладающей ее части;
• бесконфликтность включения в глобальную систему институтов.
В литературе предлагается следующая типология социальных институтов по функциям, необходимым для поддержания целостности общества (Смелзер, 1994, 91):
- • потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт),
- • потребность в производстве товаров и услуг,
- • потребность в распределении благ (и привилегий),
- • потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия,
- • потребность в поддержании системы неравенства (размещении социальных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев),
- • потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).
Интересующий нас социальный институт государственной службы может реализовывать практически все из указанных потребностей общества, и это отражается в его определении как «вида социальной практики, нацеленного в конечном итоге на признание, соблюдение и защиту законных прав и свобод граждан, на создание благоприятных условий для их безопасности и достойной жизни» (Настольная книга, 1999, 53).
Задача состоит в том, чтобы проанализировать эмпирическую реализацию этой функции, оценить, насколько полно удовлетворяются на практике те потребности, ради которых создавалась государственная служба. Для этого требуется ответить на следующие вопросы:
- • какие цели поставлены перед государственной службой обществом и государством?
- • какие социальные роли, функции предусмотрены для реализации этих целей?
- • какими средствами, в первую очередь организационными и духовно-идеологическими, снабдило ее для этого общество, каков авторитет госслужбы в обществе и оценка ее деятельности населением?
зависит от их склонностей, предпочтений и иных субъективных моментов, а связано с четким определением социальных ролей и эффективной работой механизма их исполнения (Осипов и др., 240
-----505-----
- • каков набор норм и санкций, имеющихся в ее распоряжении для регуляции взаимодействия и обеспечения желательного поведения?
- • каков характер ее взаимодействия с другими социальными институтами и степень ее дисфункциональное™?
- • каков баланс ее функций, явных и латентных, способствует ли она своей деятельностью интеграции общества и его прогрессу или, наоборот, тормозит развитие?
При рассмотрении двух последних вопросов должен особенно тщательно учитываться конкретный исторический контекст определенной страны.
Сначала необходимо провести грань между государством и государственной службой, точнее — определить их взаиморасположение в социальном пространстве.
Предметная сфера государственной службы— сфера отношений государства как социально-правового института и общества. Данные отношения осуществляются как профессиональная деятельность и функционируют в правовом отношении в рамках полномочий того или иного государственного органа. Конкретное содержание этой деятельности определяется содержанием полномочий, представляющих собой органический сплав прав и обязанностей, управления и обслуживания (Марченков, 1998, 13).
Суть государственной службы — исполнение полномочий государственных органов, выполнение политических решений и оперативное управление подведомственной территорией. Нельзя сказать, что государство и государственная служба — это одно и то же. Скорее, они пересекаются через государственную должность и социальный статус государственного служащего. Не все должности, имеющиеся в государственных органах, входят в систему государственной службы (речь идет о выборных должностях), в то же время не все, что работает на реализацию функций госслужбы, является целиком государственным. Имеются в виду прежде всего органы местного самоуправления, которые выведены за рамки государственной службы, но в то же время реализуют ее функции на своей территории в рамках своих полномочий. Этот вопрос требует специального рассмотрения, например в плоскости «государственные служащие — муниципальные служащие», что выходит за рамки обсуждаемой темы. Схематично ситуацию можно представить в виде рисунка.
-----506-----
ГОСУДАРСТВО ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Соотношение государства и государственной службу
В любом случае можно говорить о том, что государство само формирует свою государственную службу, выступая в роли нанимателя работников. Отсюда ее особенности— осуществление государственных функций и финансирование за счет бюджета. Важно отметить, что не все, кто работает по найму у государства, являются государственными служащими, а только те, кто связан с обеспечением исполнения полномочий государственных органов. При этом в Реестр государственных должностей государственной службы входят только должности категории «Б», учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А» (выборные или политические), и категории «В», обеспечивающие выполнение полномочий самих государственных органов.
Несомненно, существует и обратное влияние— государственной службы на политику, принятие политических, законодательных и судебных решений. Но в разные исторические моменты это влияние бывает разным.
Таким образом, анализ государственной службы необходимо вести через анализ государства, которому она служит, и анализ гражданского общества, в котором она функционирует. Эволюция государства влечет изменение характера функционирования государственной службы, причем как в принципах набора, так и в принципах должностного продвижения. Госслужба авторитарного государства будет существенно отличаться от госслужбы демократического государства, хотя ее бюрократическая сущность, разумеется, сохранится.
Цели государства только в теории могут полностью совпадать с целями гражданского общества. И именно в характере функционирования государственной службы можно особенно рельефно проследить это расхождение, потому что государственный служащий одновременно является членом двух социальных общностей — государства и гражданского общества, а государственная служба — мост от одного к другому.
Анализируя роль государства в обществе, Т.Парсонс пишет: «В современных обществах государство имеет тенденцию сосредоточиваться на двух основных функциональных комплексах:
-----507-----
- • первый охватывает ответственность за поддержание целостности социетального сообщества перед лицом глобальных угроз (функция принуждения и законодательная деятельность);
- • второй комплекс включает в себя все виды исполнительской деятельности государства, которая связана с коллективными действиями в любых ситуациях, указывающих на необходимость каких-то мер в «общественных» интересах» (Пирсоне, 1998, 30).
При этом одной из главных действующих структур правительства является административная организация (включая силовые структуры), через которую проводятся в жизнь политические решения. Отличительной чертой этой организации является бюрократизация, которая проявляется как институционалтация ролей в виде должностей с хорошо очерченными должностными функциями, полномочиями и «властью», отделенных от сфер частной жизни должностного лица. Должности дифференцируются по двум основаниям — по функциям, выполняемым для организации (горизонтальное разделение труда), и по месту в иерархии, или «вертикали», подчинения.
Развитие бюрократической организации обоснованно требует, чтобы каждой профессиональной роли соответствовал определенный вид должности, когда должностное лицо «назначается» посредством заключения некоего «договора о найме». Эти должности в аппарате обычно называются карьерными.
Разделение должностей на политические (выборные) и карьерные (назначаемые) получает дальнейшее развитие в современных обществах и в целом коррелируется с двумя типами коллективности: ассоциативным (гражданское общество) или бюрократическим (государство, государственный аппарат).
Через избирательное право члены сообщества являются высшим источником официальной власти в рамках, заданных конституцией, и конечным получателем (индивидуально, в группах или как сообщество в целом) благ, проистекающих из вклада государства в функционирование сообщества.
Выборная должность представляет собой сердцевину лидерской функции на уровне крупных обществ. Мобилизация поддержки как для избрания, так и для принятия решений осуществляется через политические партии, играющие роль посредника между государственным руководством и многочисленными группами интересов в электорате.
Служба на выборных должностях обычно не является постоянной работой и редко приближается к роли, свойственной должностям в системе занятости (т.е. назначаемым). Для тех, кто посвятил себя политической карьере, важно наличие обеспеченного тыла в виде назначаемой должности или в частном секторе, что гарантирует работу и достаток.-
-----508-----
В целом демократиям насущно необходим какой-то функциональный эквивалент аристократии для создания своему руководящему слою надежной базы (Ларсонс, 137).
В то же время «бюрократическая организация характеризуется преобладанием назначаемых должностей, акцентом на эффективность в достижении коллективных целей, употреблением власти для координации осуществления принятых наверху планов и строгой иерархической структурой» (там же, 138).
О бюрократии написано очень много, но нас интересует ее влияние именно в функциональном плане. Р.Мертон, который в качестве эмпирической иллюстрации своей парадигмы выбрал как раз анализ политических механизмов, пишет, что возникновение политической машины— это одновременно и целенаправленный и нецеленаправленный процесс, благодаря которому машина удовлетворяет наиболее важные потребности населения и который сигнализирует лидерам, или «боссам», этой машины об эффективности всех их усилий, направленных на удовлетворение потребностей населения. В конце концов в таком спиралевидном процессе первоначальные потребности населения могут потерять свое значение причин, так как в обратных причинных процессах потребности устойчивой политической машины вызывают такие действия, которые оказывают совершенно незначительное (или, возможно, дисфункциональное) влияние на те самые потребности, которые первоначально послужили причиной возникновения этой машины (цит. по: Тернер, 1985, 115).
В результате происходит всем известная бюрократизация, когда изначальные цели забыты и вся мощь машины направлена только на поддержание собственной устойчивости. И это еще один пример альтернативности функций. Деятельность функциональна по отношению к самому субъекту этой деятельности, но дисфункциональна в рамках более широкого социального целого. Впрочем, и по отношению к чиновнику политическая машина может оказаться дисфункциональной.
Мертон утверждает, что хотя бюрократическая организация сама по себе целерациональна, она требует формирования у индивида определенных личностных черт или, по меньшей мере, беспрекословного следования структурным требованиям. Императивность этих требований приводит к подчинению регулятивам без осознания целей, ради которых
-----509-----
эти регулятивы установлены. И хотя они могут способствовать эффективному функционированию организации, они также могут негативно влиять на это функционирование, порождая сверхконформизм, приводящий к конфликтам между бюрократом и клиентом, ради интересов которого он действует ( цит. по: Громов и др., 1997, 380). Это то, что в отечественной литературе называется формированием «психологии винтиков».
Другими словами, бюрократия, порождая бюрократизм, становится дисфункциональна и для общества, и для собственных членов. Но она сохраняется и будет сохраняться в обозримом будущем по той простой причине, что баланс ее функций в целом положителен, она достигает поставленных целей, хотя и не без издержек. Более того, в ряде случаев она выигрывает конкуренцию с другими социальными институтами по реализации общественных потребностей. Хороший пример — реформа государственного управления, предпринятая в Великобритании М.Тэтчер в целях экономии бюджетных средств. Попытка оставить в ряде регионов только частные школы, дающие более качественное образование, и ликвидировать государственные, привела к тому, что некоторые дети вообще лишились возможности получать образование.
Таким образом, речь идет о компенсации неизбежных явлений бюрократизации, в том числе и через изменение степени участия чиновников в разработке политической стратегии в принятии управленческих решений.
Соотношение выборных и карьерных должностей и типов поведения в рамках каждой из них — вопрос, который обсуждается практически на всем протяжении существования административно-государственного управления как науки. Считается, что задача государственной администрации — оперативное и компетентное проведение в жизнь решений любой группы политических лидеров-избранников нации. И в случае, если вышестоящее учреждение настаивает на приказе (кажущемуся чиновнику ошибочным), дело чести чиновника выполнить приказ под ответственность приказывающего, выполнить добросовестно и точно так, будто этот приказ отвечает его собственным убеждениям (Вебер, 1990, 666). Поэтому в узком смысле государственное администрирование— это профессиональная деятельность государственных чиновников, все виды деятельности, направленные на осуществление решений правительства.
-----510-----
Соотношение политического и профессионального не остается неизменным, и это находит свое отражение в теории. И.А Василенко пишет; «До середины 70-х годов основной упор в административно-государственном управлении делался на деловые качества профессиональных государственных служащих, их политическую нейтральность и гарантированный срок пребывания в должности. Теперь важное значение придается активной политической роли государственных служащих. Бюрократия приобрела законодательные функции, поскольку является решающей силой при выдвижении законодательных предложений, играет роль судебной власти, особенно в сфере регулирования. Поэтому сегодняшняя бюрократия далека от «идеальной модели» Вебера, она стала властной политической силой. Но все-таки государственная административная деятельность — это средство достижения цели, а не сама цель. Ее характер определяется системой, но в то же время ожидается, что она может систему изменить» (Василенко, 1994,104),
Об этих же тенденциях рассуждает Парсонс, ставя вопрос о соотношении профессионализма и бюрократии. Основная его мысль связана с тем, что профессиональная компетентность обычно не организуется по принципу «линейного подчинения» или даже по рационально-легальной схеме, она имеет ассоциативный характер. Поэтому существенно важно обеспечить сотрудничество специалистов, не прибегая к простому применению власти (на языке теории управления это называется переходом от линейных к матричным структурам организации).
«Коллегиальная модель», меняющая бюрократию в направлении ассоциативного устройства, состоит в том, что роли членов в ней являются одновременно ролями работников, участие является «штатной» работой. Но коллегиальные обязанности не могут быть приписываемыми как в бюрократических организациях. Не являются они и периферийными, выполняемыми от случая к случаю, как это бывает в более широком круге добровольных ассоциаций.
Современное государство не является преимущественно бюрократическим не только потому, что оно «демократизировалось» благодаря выборности должностей и ответственности перед общественностью, но и потому что его внутренняя структура стала в значительной степени коллегиальной, особенно его «исполнительной ветви» (Парсонс, 1998, 140-141).
Таким образом, основные тенденции, характеризующие эволюцию государства и реализующей его решения государственной .службы, связаны с дебюрократизацией, переходом от иерархичных структур управления к матричным, с усилением роли карьерных чиновников в принятии управленческих решений.
-----511-----
И то, и другое свидетельствует о коренной трансформации не только государства, но и общества, в котором оно реализует свою основную функцию — организации и мобилизации ресурсов для достижения коллективных целей, руководства основными сферами общественной жизни в интересах социетального сообщества.
Эта основная функция может быть развернута в комплекс частных функций, характеризующих следующие основные направления деятельности «государственного администрирования»:
- • исполнение решений (законов и политики исполнительной власти),
- • обслуживание населения (контроль качества продуктов, лекарств и т.п.),
- • регулирование (поддержание благосостояния населения, например, через центры занятости или контроль выпуска акций),
- • лицензирование,
- • сбор информации (например, по нарушениям закона, соблюдению гражданских прав),
- • коммунальное хозяйство,
- • экспертиза (например, при административной интерпретации законов),
- • дискреционная деятельность (принятие подзаконных актов в рамках установленных полномочий для реализации законов) (Василенко, 1994, 102).
Трансформация общества связана с нарастанием в нем элементов самоуправления и самоорганизации, формированием развитого гражданского общества, в котором получают дальнейшее развитие добровольные ассоциации граждан, берущие на себя функции оперативного управления и регулирования.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Целевая функция института государственной службы — обеспечение исполнения полномочий государственных органов, реализация политических решений. Это порождает ее специфические черты, отличающие ее от других видов организационно-управленческой деятельности: сервисность, иерархичность, безличность, стабильность, профессиональная компетентность и государственный уровень ответственности. В то же время государственная служба выступает связующим звеном между обществом и государством. Она презентирует государство в глазах населения и сама меняется под влиянием изменений в обществе.
-----512-----
Социальные роли государственной службы — это институционали-зированная система государственных должностей, различающихся по предметам ведения, по характеру выполняемых функций и по уровню в иерархии управления. Социальную роль в государственной службе человек получает через процедуру найма, которая означает признание его профессиональных качеств. В идеале все эти роли должны быть карьерными.
Средства деятельности в государственной службе — бюджет органа власти, его полномочия (система прав и обязанностей), информационные ресурсы, авторитет в глазах населения.
Регулятивная система государственной службы — нормативно-правовая система, этика государственной службы, система административных (формальных и неформальных) механизмов взаимодействия с населением и целевыми группами.
Дисфункционалъностъ государственной службы проявляется через развитие в ней элементов бюрократизации, что ведет к расхождению (иногда противоречию) интересов всего сообщества и интересов данного социального института, к превалированию групповых целей над общими, к превращению деятельности из содержательной в ритуальную.
Основные направления преодоления тенденций к бюрократизации:
- • переход от линейных структур организации деятельности к матричным;
- • усиление роли карьерных чиновников в принятии политических решений, что позволяет достичь двух целей: легитимировать уже сложившуюся практику; создать индивидуальную мотивацию на реализацию решений, сделать более осмысленным сам процесс реализации;
- • более широкое взаимодействие института государственной службы с институтом муниципальной службы и через это более широкое вовлечение населения в деятельность органов государственного управления; развитие самоуправления и повышение контроля граждан за деятельностью властных структур.
Характер функционирования государственной службы и возможности ее совершенствования должны оцениваться адекватно национальным целям, с учетом исторического прошлого, культурных особенностей и различных факторов окружения.
Происходящие в нашей стране реформы обычно описываются в терминах модернизации, т.е. перехода к развитому (современному) состоянию общества. Это означает невозможность полного и некритического переноса тенденций и особенностей развития социального инсти-
-----513-----
тута государственной службы в западных странах на нашу действительность. Поэтому, опираясь на рассмотренные выше теоретико-методологические предпосылки и используя отечественный нормативный, научный и конкретно-социологический материал, проанализируем функционирование государственной службы как социального института в России.