Глава 17. государственная служба как социальный институт современного российского общества
Сегодня государственная служба Российской Федерации, впрочем, как и вся ее государственность, переживает этап становления. Это становление во многом происходит стихийно, методом проб и ошибок, что с неизбежностью ведет к большим издержкам — материальным и нравственным. В то же время государственная служба — необходимый элемент современного общественного устройства, поэтому задача состоит в минимизации издержек и повышении эффективности использования имеющихся ресурсов, самый главный из которых — время. Кредит доверия, отпущенный государству населением на приведение в порядок своих дел, не бесконечен. Чем быстрее государственная система обретет устойчивость, определенность и действительно начнет работать как машина, тем раньше граждане ощутят отдачу проводимых реформ.
Вместе с тем не надо забывать, что государственные служащие сами являются достаточно многочисленной социальной группой. В совокупности работники федеральных и региональных органов власти составляют сегодня более 1 миллиона человек. Поэтому определенность их социального статуса, престижность работы в государственных органах также выступают немаловажным фактором стабильного и устойчивого развития общества.
Как и в любом другом случае, издержки этого неизбежного переходного периода можно снизить только путем смены метода проб и ошибок научным методом. Еще О.Конт в своем Законе «Трех стадий» указывал на то, что метафизический этап развития человечества полон войн, разрушений и напрасно пролитой крови, но сменяющий его позитивный этап— это господство гармонии и общественного согласия, основанного на научных принципах позитивной социальной физики. Так и у нас, чтобы ускорить процесс становления современной государственной службы и избежать лишних затрат и потерь, нужно обеспечить научное, в первую очередь социологическое, сопровождение этого про-
-----500-----
цесса. Именно социологический подход, сочетающий в себе черты комплексности, целостности, системности, позволяет ответить на вопрос о месте и роли государственной службы в современном обществе и наметить реальные пути достижения ею своего оптимального состояния. Обсуждению этих проблем и будет посвящена данная глава.
Ответ на вопрос о месте общественного явления и его роли в социальных процессах может быть дан прежде всего в рамках структурно-функционального анализа. Он позволяет адекватно оценить влияние социального феномена на общественное развитие в целом, а также обозначить его болевые точки (дисфункции). Правда, ответ о методах лечения этих дисфункций часто выходит за рамки фукционального подхода, поскольку требует ярко выраженной ценностной позиции (в конечном счете — политической), что переводит разговор в русло критической, или радикальнойдеории. Но в наши задачи и не входит обсуждение методов улучшения ситуации, поскольку это требует специальных глубоких эмпирических исследований государственной службы, которых сегодня просто пока нет. Поэтому, говоря языком консультантов по управлению, ограничимся стадией общей диагностики ситуации.
Связанность с государством переводит государственную службу в разряд почти вечных социальных феноменов, что ведет к необходимости рассматривать ее как устойчивое, повторяющееся общественное явление, удовлетворяющее безличные общественные потребности, снова и снова воспроизводящееся на каждом новом витке развития, т.е. государственная служба должна быть обществом институционализирована.
Признание государственной службы социальным институтом определяет методологию анализа. Успешная институционализация требует выполнения ряда вполне определенных условий. Невыполнение их означает неуспешность либо самой институционализации, либо функционирования в качестве социального института. Таким образом, чтобы государственная служба успешно выполняла свои цели и задачи в обществе, она должна стать развитым социальным институтом этого общества, т.е. имеющим все необходимые реквизиты деятельности.
Отсюда логика рассмотрения проблемы: понятие социального института, анализ институциональной структуры общества, общее и особенное, характеризующее госслужбу как социальный институт, анализ функционирования госслужбы в российском обществе и, наконец, позиционирование социологических исследований как способа контроля процесса формирования и развития государственной службы, как средства социоинженерной деятельности в этой сфере.
-----501-----