Принципы и модели взаимоотношений между местным самоуправлением и демократическим государством
Автономия местного самоуправления. Органы местного самоуправления имеют принципиально иную природу и значение, чем институты государственной власти, и более тяготеют к гражданскому обществу. Они не являются субъектами государственной власти, а входят в группу субъектов общественной власти. Власть трех ветвей государства распространяется на гражданское общество лишь постольку, поскольку происходит установление и защита правовых норм, обеспечивающих функционирование этого общества. Местом же реализации решений органов местного самоуправления, наоборот, выступает преимущественно гражданское общество. Вместе с тем, очевидно, что оба вида власти имеют много общего. Местная власть, как и центральная, носит публичный характер, выполняет общие цели (управление делами государства и общества), близка к государственным институтам в методах реализации социальных задач. Самоуправленческие и государст-веннические начала совмещаются в едином институционально-нормативном комплексе публичной власти и соучаствуют (при явном доминировании государства) в реализации публично-властных полномочий. Симбиоз этих двух начал порождает ряд промежуточных и смешанных форм и отражается на вертикальном распределении объема суверенитета государства. Он ведет к тому, что основные публично-властные прерогативы государства— законотворчество, исполнительно-распорядительная деятельность, фискальные и правоохранительные функции и др. — неравномерно концентрируются на различных уровнях управления.
В этих условиях проблема взаимоотношений с органами государственной власти, прежде всего центральными и (там, где они существуют) региональными, является ключевой для определения той роли, которую играет местное самоуправление в политической системе общества, в системе разделения властей. В связи с этим, как правило, и возникает вопрос об автономии местного самоуправления.
В принципе автономия местного самоуправления всегда относительна, поскольку для нее характерно наличие двух типов ограничений: во-первых, экономические и социальные ограничения, во-вторых, ограничения верхних уровней управления.
-----343-----
Экономические и социальные ограничения мотивируются следующими причинами:
- • условия функционирования местной экономики лимитируют налоговую базу, дающую возможность повышения местных доходов;
- • доминирующие в местном сообществе интересы могут оказывать давление на процесс принятия политических решений (здесь в первую очередь необходимо отметить интересы бизнеса и соответствующих элит);
- • возможные варианты политических решений, принимаемых органами местного самоуправления, могут ограничиваться местной политической культурой, определяющей, что подобает делать и что не подобает делать местным властям;
- • сама структура местного самоуправления, его излишняя фрагментарность могут ограничивать возможности принятия эффективных решений.
- Ограничения верхних уровней управления, накладываемые на местную автономию, оказываются решающими для политической системы, присущей той или иной стране. Основными моментами этих ограничений являются:
- • формы и методы контроля за деятельностью органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти;
- • сфера компетенции, основные функции органов местного самоуправления, а также формы и методы их реализации.
Основные модели взаимоотношений между центром и местным самоуправлением. Давая общую оценку отношениям между органами государственной власти и местным самоуправлением, можно говорить о существовании трех основных моделей этих взаимоотношений.
Модель относительной автономии. Эта модель предоставляет независимость органам местного самоуправления, не отрицая в то же время реальности существования общенационального государства. Акцент делается на предоставление свободы действия местным властям в четко определенных рамках прав и обязанностей. Поэтому отношения между центром и местным самоуправлением в значительной степени определяются законодательством. Контроль носит ограниченный характер. Местные власти получают большую часть своих доходов через прямое налогообложение. В рамках этой модели органы местного самоуправления могут проводить политику, аналогичную или отличающуюся от политики центрального правительства.
Модель агентств. В рамках этой модели органы местного самоуправления рассматриваются главным образом в качестве своего рода агентств, проводящих политику центра. Это обеспечивается детальной
-----344-----
спецификацией в законодательстве, развитием соответствующей системы правил и регулирования, а также организацией контроля. В этом случае нет необходимости или оснований для введения существенного местного налогообложения. Основу доходов местных властей составляют субсидии центра и другие неместные источники финансирования.
Модель взаимодействий. В этой модели трудно определить сферы действия центральных и местных органов власти, поскольку они включены в сложную систему взаимоотношений, в которой акцент делается на взаимное влияние. Политические процессы в центре и на местах тесно взаимосвязаны (как, например, во Франции через систему совмещения мандатов), когда проблемы часто решаются в процессе взаимных дискуссий. Чиновники всех уровней вовлечены в процесс совместного обсуждения проектов и планов. В этой модели трудно провести однозначное разграничение ответственности между центром и местным самоуправлением, так как акцент делается в основном на совместную деятельность. Финансовая база органов местного самоуправления включает в себя как местные налоги, так и субсидии центра. При этом налоги могут быть разделены между центром и местными властями, а уровень субсидий защищен.
Ситуация во взаимоотношениях органов местного самоуправления с органами государственной власти ни одной из стран не может быть полностью описана в рамках одной модели. Можно говорить лишь о доминирующих тенденциях. И тогда, скажем, для Скандинавии и Германии ближе будет модель относительной автономии, для Великобритании — модель агентств, а для Франции — модель взаимодействия. В то же время необходимо учитывать и ряд других моментов в отношениях между центром и органами местного самоуправления. Например, осуществляется контроль и представительство органов местного самоуправления на уровне центрального правительства одним министерством или несколькими.
Кроме того, вряд ли возможно однозначно ответить, в какой стране местные власти имеют наибольшую свободу действий в предоставлении услуг, поскольку это во многом зависит от того, о какой конкретной сфере деятельности идет речь. Так, во Франции органы местного самоуправления обладают значительной свободой действий в сфере культуры, тратя на это большую и всевозрастающую часть местных расходов. При этом ограничения и регулирование здесь не очень значительны, чего никак не скажешь об образовании и социальной помощи — сферах, которые в скандинавских странах традиционно отданы на откуп органам местного самоуправления.
-----345-----
В целом, рассматривая эволюцию отношений между органами государственной власти и местным самоуправлением, необходимо отметить, что по мере того, как органы местного самоуправления стали все больше выступать в роли важного партнера государства в предоставлении гражданам широкого спектра услуг, в первую очередь социальных, обострялась практически общая для всех центральных правительств проблема дефицита контроля.
С целью сокращения до минимума этого «дефицита» центральные правительства ряда государств (в частности— западноевропейских) пошли на существенные изменения отношений между различными уровнями управления. Основными стратегиями были следующие.
- 1. Структурная реорганизация, включающая в себя укрупнение административно-территориальных единиц местного уровня. Одним из главных критериев структурного укрупнения стал критерий создания более прочных в финансовом отношении местных единиц, лучше вооруженных для решения проблемы сокращения ресурсов. Другой целью было сведение к минимуму функциональной неадекватности и неэффективности. Используемый обычно аргумент— укрупнение позволит добиться экономии, брать на работу более квалифицированных специалистов и в дальнейшем использовать более прогрессивный административный менеджмент.
- 2. Модернизация внутренних структур и процедур принятия решений местными властями. Поставленная задача — улучшение предоставления услуг органами местного самоуправления посредством более адекватной внутренней координации и более рационального распределения ресурсов. Как и структурное укрупнение стратегия модернизации не только определялась необходимостью справиться с проблемой дефицита контроля, но и отражала более общего характера озабоченность повышением эффективности деятельности на местах на фоне увеличения доли органов местного самоуправления в государственных расходах и растущего влияния достаточно сильно политизированных местных элит.
- 3. Сокращение роста расходов местного самоуправления. Особенно заметной эта стратегия стала в конце 80-х годов — в период, когда государственные доходы не могли расти необходимым образом из-за экономического кризиса. Такая политика сокращений принимает различные формы, включая в себя попытки поощрять снижение местными властями потерь, использовать управленческие технологии рынка и развивать политику поощрения самостоятельности и даже полной приватизации.
-----346-----
В целом может создаться впечатление, что идет процесс расширения сферы влияния государства путем превращения органов местного самоуправления в своих агентов. Однако правильнее было бы говорить не о растущей подчиненности местных властей центру, а о возрастающем партнерстве различных уровней общественного управления. Эти отношения партнерства являются прежде всего отражением все более очевидной недостаточности руководства, управления и контроля со стороны центра. Политики на всех уровнях управления все в большей степени начинают осознавать, что традиционные методы решения социальных проблем общества в регулятивной и стандартизированной манере, полагающейся на жесткие рамки планирования, приказов и ограничений, все в меньшей мере срабатывают на практике.
Меняются законы политической игры. В нее вовлекаются все новые действующие лица, представляющие интересы специфических групп, соответственно меняются и формы политического сочленения. Идет адаптация процесса практической реализации государственной политики к этому, его более быстрое адекватное реагирование на широкий спектр действующих по горизонтали и вертикали политиков и стоящих за ними групп интересов. Соответственно количественная политика все в большей степени дополняется политикой качественной: мотивация, коммуникация, принятие решений и диалог становятся ключевыми в современных дискуссиях, все более явным становится стремление к достижению консенсуса. Именно в этом контексте и происходят существенные изменения между центральными, региональными и местными органами власти. Отношения субординации, подчинения, иерархического распределения функций становятся все более проблематичными. Новые требования к коммуникации и сотрудничеству изменили привычные пути определения политики в отношении различных уровней управления.
Несмотря на ограниченный масштаб действий, органы местного самоуправления имеют достаточно прочное положение как агент осуществления координации, интеграции и даже инновации и играют все более важную роль в определении общенациональной политики и решения общенациональных проблем. Реализация определяемой государством политики, которая, на первый взгляд, приговаривает местное самоуправление к выполнению поставленных сверху задач, в действительности несет в себе значительный потенциал инициатив. Связано это прежде всего с тем, что органы местного самоуправления должны адаптировать предоставляемые ими услуги таким образом, чтобы они соот-
-----347-----
ветствовали весьма сложному комплексу местных условий, а это требует значительной свободы действий.
Местное самоуправление берет на себя также определенные координирующие функции, так как обладает преимуществом прямого доступа к житрлям-потребителям его услуг и, таким образом, помогает преодолеть административную инерцию и усилить потребительскую направленность общественного сектора. Происходит также существенное изменение политической роли местного самоуправления, выступающего в роли интегратора различных политических ценностей и общественных отношений. Органы местного самоуправления все чаще выступают и в роли политического инноватора, особенно в городах, являющихся центрами политического, административного, экономического и культурного развития. Особенно отчетливо это проявляется в сфере экономического развития.