Глава 10. лоббизм и государственное управление
Истоки и генезис лоббизма
Трансформация российского общества привела к ряду новых явлений в общественно-политической жизни страны, одно из которых — лоббизм. Впрочем, многие исследователи считают, что лоббизм существовал еще в Советском Союзе. Основанием для подобных заключений явился революционный труд Г. Скиллинга и Ф. Гриффитса «Группы интересов в советской политике», в котором авторы доказывают существование групп интересов и практики лоббирования в советском обществе (Gordon and Griffiths, 1971). Поэтому сегодня точнее будет говорить уже о видоизменении и активизации российского лоббизма по сравнению с лоббизмом советского периода.
До сих пор слово лоббизм ассоциируется в массовом сознании с негативными проявлениями политики. Даже среди специалистов, занимающихся проблемами лоббизма, отношение к нему неоднозначное. Причины негативного восприятия скрываются в неоднозначной природе лоббизма как политического явления и в особенностях российского лоббизма. Теоретическое осмысление темы лоббирования затруднено по причине слабой разработанности категориального аппарата.
В Советском Союзе по официальной идеологии возможность подобного явления исключалась, так как прокламировалось единство интересов и утверждалось, что прямая демократия советского типа эффективно выражает интересы всего народа. Поэтому существование дополнительных механизмов представительства интересов, как и их исследование было невозможно. В результате, до сих пор среди политологов отсутствует единое понимание термина «лоббизм», что препятствует системному анализу проблемы на основе общей исходной базы.
Отчасти расхождение в трактовках лоббизма объясняется тем, что научный процесс не стоит на месте и часто происходит изменение содержания научных категорий, а иногда и отмирание термина, замена его более подходящим. Категория «лоббизм» претерпела эволюционные
-----246-----
изменения и в итоге оказалась скорее публицистическим понятием, чем научным. Эволюция термина происходила как в зарубежной, так и в отечественной политологии, но в совершенно различных направлениях. Пик популярности термина «лобби» в англоязычной литературе приходится на 50-60-е годы XX в. Однако он имел уже несколько иное значение, чем столетие назад, когда лоббизм впервые приобрел политическое звучание и обозначал покупку голосов за деньги в коридорах конгресса. В середине XX в. лоббизм в понимании западных ученых охватывал намного большее пространство, чем только давление на парламент. Под лоббизмом часто понимался весь процесс взаимодействия государства и гражданского общества. Одно из наиболее удачных определений в те годы сумел дать английский политолог С. Файнер, который обозначил лоббизм как «любую деятельность организаций, влияющую на органы государственной власти в целях содействия собственным интересам, причем эти организации, в противоположность партиям, не готовы сами принять непосредственную власть в стране» (Finer, 1958, 12).
Можно спорить о точности данного определения, так как, действительно, навряд ли лоббизмом является «любая» деятельность. Как в таком случае относиться к деятельности, не направленной на получение политического эффекта, но тем не менее вызывающей его? Например, мы не рассматриваем манипуляцию на финансовой бирже как лоббист-скую деятельность, хотя она может существенно повлиять на политическую ситуацию. Однако в целом подход Файнера задал верное направление в понимании лоббизма.
В этом русле складывались и более поздние определения, с тем лишь уточнением, что организации, влияющие на органы власти, также получили свое обозначение. Согласно немецкому словарю «Дуден» они называются лобби (lobby— англ.}, а соответственно процесс влияния был назван лоббизмом (lobbying — англ). Последующее распространение в западной политической науке теорий плюрализма, а затем и неокорпоративизма исключило неоправданно частое использование термина «лоббизм» политологами. К сегодняшнему дню лоббизм уже не так часто выступает в зарубежной политологии как специальная тема исследования, а является частью более широкого научного интереса, посвященного группам интересов и проблемам представительства интересов.
Российская политология первоначально восприняла лоббизм преимущественно как идеологическое понятие, когда он характеризовался как система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих прямое давление (вплоть до подкупа)
-----247-----
на законодателей и государственных чиновников в интересах этих компаний. И лишь в начале 90-х годов, когда это явление начало активно проявляться в РФ и данной теме стало уделяться достойное внимание, появились первые, более точные, определения лоббизма.
Хотя в законопроекте «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах власти» лоббизмом считается «деятельность юридических и физических лиц в отношении федеральных органов государственной власти с целью оказания влияния на выполнение последними своих полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации», все же политологи предпочитают использовать более широкий подход. Большое значение для них имеет не только факт деятельности, отраженный в этом скорее юридическом, чем политологическом определении, но и ее специфика, взаимосвязь с политическими институтами. Различные авторы так характеризуют лоббизм:
- • это специфическая система функционального представительства групповых интересов в органах государственной власти, дополняющая и в разнообразных направлениях перекрывающая систему географического представительства интересов, осуществляемого депутатами парламента (Зяблюк, 1994, 11);
- • это процесс приведения формальной власти в соответствие с властью фактической (Лепехин, 1995, 2);
- • это система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов (Доклад Экспертного института Российского Союза промышленников и предпринимателей и Фонда развития парламентаризма в России, 1995, 6).
Мы все же считаем, что исследовать лоббизм необходимо во взаимосвязи с существующими системами представительства интересов: партийно-парламентской (электоральной) и функциональной.
Что включает в себя понятие «политическое представительство»? Понятие «представлять» в самом общем смысле означает выражать и отстаивать интересы определенного лица или группы. Это возможно при делегировании полномочий, которое, по мнению юристов, предполагает связь между доверителем и представителем, зависимость представителя от своего доверителя и осуществление контроля за исполнением полномочий. Но в политике так происходит не всегда.
Известный французский социолог Пьер Бурдье обращает внимание на интересный феномен: при политическом представительстве получа-
-----248-----
ется, что доверенное лицо обретает власть над передавшим ему полномочия, и полномочия гораздо большие, чем те, которые имеет и может делегировать рядовой избиратель своему представителю — парламентарию, депутату, президенту и т.д. Кроме того, представитель независим от своего доверителя, который предоставляет ему свободу действий в плане принятия политических решений, так как не может заранее знать, какие решения ему придется принимать и какие вопросы решать. Когда акт делегирования осуществляется одним лицом в пользу другого, то все очевидно. Но когда одно лицо получает полномочия от множества лиц, оно оказывается, как отмечает Пьер Бурдье, «облеченным полномочиями, трансцендентными по отношению к каждому из своих доверителей» (Бурдье, 1993, 233).
Группы в обществе не могут существовать иначе, как делегируя свои полномочия какому-либо одному лицу, способному действовать как политическое лицо, как представитель группы. Индивиды могут конституироваться в группу, т. е. в силу, способную заявить о себе, высказаться и быть услышанными, только отказавшись от своих прав в пользу того или иного представителя. Представитель группы, получая возможность действовать от ее имени, становится как бы воплощением этой группы, олицетворяя ее собой (Бурдье, 1993, 233-242).
В демократических государствах сосуществуют два основных типа представительства интересов в политике: 1) система электорального представительства, когда каждый гражданин представляет свои интересы в индивидуальном порядке через участие в выборах и 2) система функционального представительства, не опосредованного выборами, когда частные интересы агрегируются в групповые и используют прямые связи с органами власти. Принципиальное отличие системы функционального представительства от системы электорального заключается также в опоре на различные типы интересов. В ходе выборов политические партии и кандидаты в депутаты апеллируют к общим интересам населения, пытаясь заручиться поддержкой как можно большего количества избирателей, поэтому партийно-парламентское (электоральное) представительство призвано отражать общественные, национальные интересы, интересы социальных групп, в то время как система функционального представительства ориентируется на представительство прежде всего корпоративных, партикулярных интересов. Сходство этих систем представительства интересов в том, что они выполняют в целом единую функцию, и, если не учитывать разницу представляемых ими интересов, их можно считать частями одного целого (широко понимаемого представительства интересов).
-----249-----
Однако электоральное представительство осуществляется только через официальные институционализированные каналы (парламент), а функциональное представительство - это сочетание институционализи-рованных форм, таких как трехсторонние комиссии, консультативные органы, и неинституционализированных, осуществляемых вне официальных структур, в том числе лоббизм.
Лоббизм является одним из институтов политического представительства интересов. В то же время методы лоббизма используются не только в системе представительства функциональных интересов, но и во многих других сферах политико-общественной жизни. Существует еще ряд особенностей, которые не позволяют говорить о лоббизме и системе функционального представительства как тождественных понятиях.
- 1. Лоббизм — это улица с односторонним движением, где отсутствуют взаимные обязательства участников; система функционального представительства предполагает в определенных случаях ответственность сторон за свои действия.
- 2. Лоббизм использует преимущественно неформальные связи. Забастовки, митинги, акции протеста, хотя и не являются формализованным воздействием, отнести к лоббизму можно только в том случае, если они направлены на удовлетворение узкокорпоративного интереса. Подобные действия, проводимые в РФ в последнее время особенно активно, имеют своей целью отстоять права, которые уже закреплены за участниками этих акций (в том числе конституционные: право на заработную плату, право на труд и т. п.). Как отстаивание в суде не может считаться лоббизмом, так же и современные акции протеста в России нужно рассматривать как способ отстаивания своих прав, а не лоббистские действия.
- 3. К лоббированию прибегают государственные органы, структуры, обладающие официальными (административными) каналами воздействия. В этом случае лоббистские отношения возникают только между государственными акторами. Система функционального представительства предполагает, что взаимодействие осуществляется между государством, с одной стороны, и институтами гражданского общества— с другой.
- 4. Лоббируются не только корпоративные интересы, но территориальные и общенациональные, в то время как система функционального представительства — это прежде всего функциональные интересы. Как уже отмечалось, система функционального представительства помимо лоббизма включает в себя также формализованные каналы представительства интересов (например, трехсторонние комиссии, социальноэкономические советы). Последние не могут считаться частью лоббист-ской деятельности, так как подобная форма согласования интересов приобрела официальный статус, через нее носители интересов получили непосредственный доступ к процессу принятия решений. Это противоречит природе лоббизма, который, как правило, представляет интересы, лишенные возможности участвовать непосредственно в процессе принятия решений.
-----250-----
Таким образом, лоббизм — это система неформализованного представительства интересов в политических решениях. Подобное субстанционально-функциональное понимание позволяет концентрироваться не только на процессе воздействия, его формах и методах, но и на элементах системы, ее функциях, субъектно-объектных отношениях. В технологически узком понимании лоббизм трактуется обычно как воздействие групп и представляющих их организаций на органы государственной власти с целью принятия или отклонения решений, затрагивающих интересы этих групп.