Связи с общественностью в государственном управлении
Связи с общественностью — новый сектор информационно-аналитической деятельности в управленческом процессе. Это сравнительно новое направление в области информационных и общественных коммуникаций. Оно возникло на стыке многих видов научной, производственной, культурной и общественной деятельности— журналистики, политологии, психологии, рекламы, информатики, конфликтологии и теории управления.-
-----241-----
Из информационных технологий это направление заимствует такие приемы, как организация экспертной и аналитической работы, проведение выставок и презентаций, прогнозирование, организация информа-ционно-имиджевых кампаний, аналитическое обеспечение избирательных кампаний. Все методы и приемы работы по связям с общественностью в государственном управлении выкристаллизовались в последние годы в государствах с развитой демократией и высоким уровнем жизни. Пришло понимание и в России того, что общество надо активно «уговаривать» и осторожно провоцировать к определенным поступкам цивилизованным, доброжелательным способом, избегая грубых форм психологического давления и манипулирования массовым сознанием.
Население страны— самый важный источник и потребитель управленческой информации. Управленческие связи с населением реализуются через информационные каналы прямой и обратной связи. Основными инструментами создания обратной связи являются демократические выборы, доступ общественности к объективной информации посредством СМИ, учет общественного мнения и активное вовлечение «лидеров мнений» в процесс принятия решений.
Общественное мнение раскрывается через содержание интересов классов, партий, государств. В нем находит выражение степень общности и осознанности политических интересов. Общественное мнение в политике — это не только суждение о чем-либо, но и конкретный социальный механизм связи суждений людей с их политическими действиями. Границы общественного мнения определяют политические стереотипы и сложившиеся суждения о политической реальности. Общественное мнение— своеобразный барометр между властью и гражданским обществом. Оно обусловлено включением общественности в механизм власти в процессе подготовки, принятия и реализации решений. Публичный характер общественного мнения связан с функционированием различных каналов коммуникации — политической рекламы, пропаганды, средств массовой информации, информационных сетей и систем.
Как известно, в массовом сознании присутствует три вида представлений о власти: мифологическое, религиозно-идеалистическое и научно-реалистическое. Власть как политическое управление определяется как руководство совместной деятельностью, волевое социальное отношение и организованная сила, обеспечивающая единство действий и устойчивый порядок в общественных отношениях.
-----242-----
Связи с общественностью в государственном управлении можно рассматривать в данном контексте как процесс формирования благоприятного общественного мнения относительно политического руководства. Именно в связях с общественностью реализуется положительное воснрълтие управленческих решений и обеспечивается успех в достижении поставленных целей. Таким образом в процессе формирования общественных связей важно понимать значение категорий «общественность», «общественное мнение» и «каналы информации».
Категория «общественность» рассматривается в отечественной литературе в американской и западноевропейской научной традиции (работы Г.Г. Почепцова, И.П. Яковлева, Л.Э. Варустина).
Прежде всего под общественностью понимаются (целевые) аудитории, которые выступают основными частями большой (общей) публики. В «Американской энциклопедии» термин «связи с общественностью» (public relations) определяется как «деятельность, обусловленная сложившимися связями в индустрии, корпорациях, союзах, партиях и других организациях и направленная на целевую аудиторию (публику)». Во французском словаре мы находим характеристику общественности в трех аспекта: как совокупность потребителей, как клиентелу масс ме-диа — слушателей, зрителей, читателей, и как большую публику.
Далее подчеркивается необходимость выделения внешней и внутренней общественности. Под внутренней общественностью понимается персонал организации. Под внешней — те группы населения, с которыми организация вынуждена взаимодействовать (С.Блэк, И.П.Яковлев).
Есть попытки определить общественность путем дифференциации «большой публики» на различные группы населения с точки зрения включенности их в процесс коммуникации. Так, Джеймс Груниг делит общественность на непублику, латентную, сознающую и активную публику. Непублика практически не включена в ситуацию или событие. Латентная публика не понимает своей связи с другими людьми и структурами в конкретной ситуации. Сознающая публика понимает свою зависимость от других организаций. Активная публика самостоятельно включается в коммуникативные и организационные структуры и стремится к изменению ситуации (Г.Г. Почепцов).
Такой подход к общественности особенно важен в период избирательных кампаний, когда наряду с поиском и применением различных технологий происходит исследование электорального поведения избирателей как специфической общественности. При этом используются географический, демографический, ценностный подходы, социологические опросы и метод политологического анализа (В.Я.Матвиенко,
-----243-----
Т.Э.Гринберг, С.А.Белановский). Особое внимание при анализе электоральной общественности уделяется манипулированию, имиджирова-нию, искусству создания событий и ассоциативных рядов восприятия информации. Таким образом, текущий обзор имеющейся литературы показывает, что все исследования «общественности» ориентированы на то, чтобы выявить существенные черты, особенности, специфику публики, аудитории, целевой группы для наиболее эффективного воздействия на нее со стороны власти, бизнеса, организации или конкретного лица.
Следует заметить, что в русской культурной традиции понятие «общественность» несет специфическую смысловую нагрузку, связанную с понятием «духовность», «социальная ответственность». Например, В. Даль связывал «общественность» с глаголом «общать», т.е. соединять, смешивать, сочетать вместе, согласовывать, делиться сообща, давать долю, проявлять участие. Он рассматривал общественность в связи с категорией «гражданское общество» и выделял в нем прежде всего дворянскую, купеческую общности, крестьянский мир — собрание тех, кому на миру, на сходе дано право голоса. Эти разновидности российской общественности были призваны решать все дела в обществе на принципах согласия и осознания общественных интересов относительно различных проблем социальной жизни (Даль, 634).
В русской социально-политической мысли «общественность» рассматривалась в трех смыслах. Во-первых, как потребность жить в обществе и выполнять в нем общественный и гражданский долг, во-вторых, как связь любого дела с его нравственным содержанием, жизненно важным смыслом, идеалами общественного бытия, в-третьих, как наиболее передовая часть общества, выражающая самые острые, самые насущные его проблемы.
Опыт России последних лет показал, что важно учитывать «общественность» в ее интерпретации в русле западноевропейской и русской национальной традиций. В процессе взаимодействия власти и общественности необходимо использовать средства массовой информации, которые определяют уровень сознания и населения всей страны, подвигают его на конкретные действия, добиваются согласия на те или иные программы правительства. Поддерживают определенные стандарты политического поведения, обеспечивают движение от события к информации и далее к символу. Поле деятельности политической общественности находится в области управления общественным мнением. Возможность гласного, публичного высказывания людей в СМИ и влияния на политическую элиту составляет суть той общественности, которая выступает в качестве лидеров мнений.
-----244-----
ЛИТЕРАТУРА
- Афанасьев ВТ. Социальная информация. М, 1994.
- Грабельников А.А. О российской государственной идеологии и информационной политике — Вестник Московского университета. Сер. 10. «Журналистика». 1998. № 6.
- Даль В. Толковый словарь русского живого языка. 1989. Т. 2.
- Закупенъ Т.В. Основные направления и перспективы развития информационно-справочного обеспечения межрегиональных управленческих структур // НТИ. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. 1998. № 4.
- Клепацкий Л, Информационный вызов безопасности на рубеже XXI в. // Международная жизнь. 1999. №2.
- Лаптенок А. Искусство информации. Выборы: работа с общественностью. Общественное мнение и власть: механизмы взаимодействия. Киев, 1999.
- Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. Киев, 1999.
- Петров В.П. Объект управления — население. М., 1995.
- Райков А.Н. К основам устойчивости и целенаправленности функционирования систем поддержки решений // Научно-техническая информация. Сер. I. Организация и методика информационной работы. М., 1998. № 7.
- Тихомиров Ю А. Курс административного права и процесса. М., 1998. Гл. Ш. Информационные обеспечения государственного управления.
- Терещенко С.С. Научно-информационная деятельность и проблемы связей с общественностью // Научно-техническая информация. Сер. I. Организация и методика информационной работы. 1998. № 10.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
- Информационные технологии, информация, информационная структура, информационно-аналитическая служба, пресс-служба, информационные поток, банки информации, информационная безопасность, связи с общественностью.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- 1. Каковы место и роль информации в управленческом процессе?
- 2. Дайте определение социальной и информационной технологий.
- 3. Назовите основные сущностные характеристики информационных технологий, используемых в управленческом процессе.
- 4. Раскройте содержание информационной структуры России.
- 5. Раскройте содержание понятия «связи с общественностью» и его роль в государственном управлении.
-----245-----