Институциализация конфликта в государственном управлении
Под сутью конфликта как результата негативного взаимодействия подразумевается противоборство больших групп людей с целью достижения статуса, при котором возможно устойчивое удовлетворение достигнутых данной группой потребностей. Форму политического конфликта такой конфликт получает в результате того, что негативное взаимодействие данных групп людей определяется политическими нормами удовлетворения своих потребностей. Государство является основным субъектом управления подобными нормами. При этом предметом политического конфликта в конечном счете является статус или политико-правовое положение индивида или группы индивидов, которым они обладают до и после конфликта. Надо заметить, что политико-правовое положение — это политикой утверждаемая и правом закрепляемая зависимость индивида от условий его жизни. Причем политическое положение — это реальная, или действительная, сторона жизни индивида, правовое положение — это формальная, или возможная, сторона его жизни. Поэтому представление о том, что любой конфликт в сфере государственного управления начинается и заканчивается в юридической форме (Конфликты, /ЗР^не в полной мере отражает проблему государственного управления конфликтами, т.е. сводит ее к проблеме управления юридическими конфликтами. Так, институт президента может быть подвергнут изменению только под воздействием изменения конституционных норм, тогда как на президента как лицо, изменяющее воздействие, оказывается только политически (либо посредством выборов, либо посредством революций).
Норма может измениться в результате негативного взаимодействия групп индивидов. Основанием взаимодействия по поводу нормы выступает несоответствующий потребностям индивида статус. Несоответствие нормы потребностям индивида вытекает из ограниченности находящихся в руках государства ресурсов и невозможности государства полностью ими распоряжаться, а также из субъективных свойств индивидов. Государство в подобном взаимодействии стремится занять, с одной стороны, роль источника статусного деления общества, а с другой стороны, роль «третейского судьи», определяющего права каждого из участников борьбы на занятие данного статуса. В первом случае государство направляет негативное взаимодействие в существующие институциональные нормы, во втором случае—действует внеинституцио-
-----188-----
нально, осуществляя роль третьей стороны. Можно сказать что государственное управление конфликтом осуществляется пассивно и активно.
Пассивная роль государства в управлении конфликтом сводится к определению структуры статусов и социальных положений через кон-ституирование основополагающих принципов господствующих отношений. Государство в своем основном законе в принудительном порядке определяет главное отношение — отношение к собственности. Отношением к собственности государство определяет, а тем самым закрепляет всеобщий принцип, господствующий на всей подвластной ему территории. Так, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (Конституция, 6). Подобная декларация утверждает такой политический порядок, при котором статус индивида не может выходить за пределы существующих форм собственности. Данное ограничение определяется государством как такое благо, которое является обязательным и неотъемлемым правом каждого индивида быть владельцем чего-либо как непосредственно (частная собственность), так и опосредованно (государственная и иные коллективные формы собственности). Определяя всех граждан формально владельцами, государство опирается на естественную способность человека потреблять через присвоение предмет потребности. Состояние же, при котором присвоение ограничено по причине самого человека или общества, определяется государством как состояние ограниченного владения. Ограниченность владения есть результат присваивающей способности индивида, за которую государство несет ответственность только тогда, когда ограничения есть результат природы или социального риска. Государство, опосредуя потребление определением статуса индивида, в то же время не берет на себя всю полноту ответственности за состояние потребления индивидов. Этим актом государство практически освобождает себя от ответственности за фактическое потребление граждан, делая их всех формально равными (юридически равными) по отношению к собственности и не равными фактически или политически. Из сказанного вытекает то, что государство защищает абстрактное право граждан быть владельцами чего-либо, а значит, защищает фактическое богатство принадлежащее каждому отдельно взятому индивиду, фактическое неравенство. При этом государству безразлично, кто владеет богатством, важно лишь различие в богатстве, статусная дифференциация. Но государство не создает социальную дифференциацию, оно ее юридически закрепляет и политически утверждает своим воздействием на те формы зависимости ин-
-----189-----
дивида от условий жизни, которые экономически необходимы. Тем самым общество структурируется по различным политико-правовым состояниям, т. е. фактически расслаивается, дифференцируется. Расслоение выступает объективным основанием для политических конфликтов, которые провоцируются самим государством.
Активная роль государства заключается в его стремлении определить правомочия участников борьбы за изменение своих статусных позиций и легитимировать правовые формы конфликтов. Для достижения иного статусного состояния индивид или группа индивидов в современных обществах непосредственно не соотносятся с индивидами иных статусных состояний. Этот факт обусловлен как риз тем, что государство определяет политико-юридически статусные состояния общества. Поэтому индивиды, находящиеся в ущемленном статусном состоянии, предъявляют претензии не к другим индивидам, а к основному источнику статусного расслоения в обществе — государству. Обращение индивидов с ущемленным статусным состоянием к государству с целью изменить его политику по отношению к себе всегда приобретает различные формы. Какие политические формы конфликта получат реализацию, зависит как от степени нужды, так и от степени силы этих индивидов. Государство при этом определяет комплекс правил, принуждающих действовать противную сторону, и использует «легитимное физическое насилие» (Вебер, 645\ для того чтобы участники конфликта следовали утвержденным правилам. Борьба вокруг государства, выходящая за пределы легитимных норм, определяется как незаконная, посягающая на основные устои государства, т. е. антигосударственная. Меры, применяемые государством в данном случае, могут быть настолько жестокими, насколько отклонение противоборствующей стороны от политических норм является существенным.
Институциализация конфликта— это утверждение способности разрешать конфликт той структурой институтов государственной власти, которая представлена в текущий момент. Поэтому деятельность государства по выработке различных норм, носит для него определяющий характер. Государственное управление посредством норм как выражения в идеальной форме значимых, значимых в первую очередь для государства, отношений является определяющим управлением.
В широком смысле под нормой понимают границу физической или духовной способности индивида или группы индивидов свободно без особых усилий присваивать что-либо. Свойства индивида могут быть изменены либо под воздействием (объединением) равных ему индиви-
-----190-----
дов, либо под воздействием технических устройств, делающих его способность во сто крат большей. При этом норма, граница способностей присвоения, также изменяет свое значение. Изменяя свое значение норма делает индивида в состоянии вступать в те отношения, в которые он прежде не в состоянии был вступить, или не вступать в те отношения, в которых индивид до определенного времени находился. Если природная норма объективно представлена в качестве сдержек, то духовная норма дается индивиду посредством воспитания и образования. Норма духовного характера — это идеальный барьер, табу, неписаный или писаный свод параметров отношения, категорический практический императив бытия индивида, это общезначимое ограничение. Ненормативность уничтожает всякое отношение, живое делает неживым, нравственное — безнравственным. При ненормативных отношениях индивид стремится добавить те свойства и качества к самому себе, которые при нормативных отношениях ему не потребны. Излишние, нетождественные индивиду свойства и качества видоизменяют норму, делают ее труднодоступной для участников отношений. Неслучайно многие покидают эту область отношений.
Норма есть субъективная основа управления конфликтом в обществе. Идеальный жизненный конструкт индивида может совпадать либо не совпадать с нормой. Противоречия, возникающие между нормой, господствующей в обществе, и представлениями индивидов о значимом, обусловливают конфликт, который разрешается посредством государственного управления. Государственное управление при этом понимается как такое воздействие на сознание индивида или индивидов со стороны государства, при котором политически значимая норма становится действующим фрагментом индивидуальной жизни. Норма как бы вплетается в живую ткань жизни индивидов, предопределяя параметры позитивных форм их взаимодействия. В силу того, что значимое в норме (политическое символическое) и значимое для индивида (индивидуальное символическое) не всегда совпадают, смыслом материальной силы государственного управления является поддержание политической значимости той или иной нормы.
-----191-----
Нормы различаются по способу, степени избирательности, применяемости и гибкости воздействия на индивидов и их взаимодействие. По степени избирательности нормы условно подразделяются на следующие типы или виды воздействия:
- • универсального воздействия (или абстрактные нормы; они направлены на всех безотносительно к природным и социальным особенностям),
- • группового воздействия (направлены на определенную группу объектов или взаимодействий, на договорные отношения между индивидами, на налоговые отчисления от прибыли и дохода),
- • индивидуализированного воздействия (направлены как на физические, так и на юридические лица) (Вилкас, Маймшас, 88).
Важно, что нормы как предписания носят здесь «адресный» характер и направлены конкретному Иванову, конкретному объединению людей, возникающему либо в соответствии с устойчивой потребностью, либо нет. Государственное управление имеет дело как раз в основном с универсальными нормами, но не отказывает себе в применении норм группового и индивидуализированного воздействия. Нормы универсального характера создают субъективную основу, базовые принципы, по которым достигается согласие в обществе. Групповые и индивидуализированные нормы воздействия применяются государством тогда, когда конфликты локализуются по сферам деятельности, по группе интересов, по инакомыслию. С точки зрения применимости различаются нормы многократного действия и нормы разового действия. По гибкости выделяются следующие нормы: императивные (к ним относятся безусловные требования, повеления, предписывающие вполне определенные действия) и диспозитивные (т. е. допускающие выбор), определяющие рамки дискреционного, т.е. свободно выбираемого, поведения. Императивные нормы работают по принципу «разрешено только то, что прямо предписано», диспозитивные нормы работают по принципу «разрешено все, что прямо не запрещено». Императивные нормы задают те или иные линии поведения, запрещая все остальные, диспозитивные предусматривают свободный выбор из определенного множества допустимых линий поведения. Вполне очевидна их непосредственная связь соответственно с программами жесткого регулирования, обеспечивающими прежде всего стабильность объекта, и программами адаптации объекта к изменяющимся условиям. Способ воздействия определяет четыре типа контуров управления: контур правового регулирования; контур административно-организационного регулирования; контур морально-воспитательного воздействия; контур экономического воздействия (там же, 89). Государство использует практически все контуры управления. Однако наиболее значимыми для него являются контур правового регулирования и контур административно-организационного
-----192-----
регулирования. Нормы административного права относятся к правовому регулированию, а в административно-организационный контур включены основанные на них акты органов административного управления, хозяйственных организаций и т.п. Они обязательны к исполнению для подчиненных лиц, учреждений, организаций, но не носят характера правовых предписаний. К контурам морально-воспитательного воздействия иногда относят нормы традиций и обычаев. Однако принято различать традиционные и рациональные программы поведения, и здесь речь идет о рациональных программах поведения. «Экономический» контур характеризуется способом, а не сферой действия, ибо экономические процессы регулируются и другими механизмами. Которому из этих контуров управления государством уделяется большее внимание в тот или иной момент, зависит от того, в какой сфере жизнедеятельности и с какой силой проявляется конфликт.
Политически значимая норма практически не отличаются от норм, принятых в управлении вообще. Особенностями политических норм является то, что они выступают такой всеобщей субъективной основой управления, которая поддерживается особой материальной силой, делающей способы управленческого воздействия абсолютными и обязательными для всех граждан или подданных. Универсализм политической нормы носит конституированный характер и выступает в качестве официальной государственной идеологии, Основного закона — Конституции и правовых законов, регулирующих обязательным для всех образом складывающиеся отношения. Поэтому порой под политическими нормами понимают политические принципы, утверждающиеся всей силой других политических норм.
Норма как изобретение человечества имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства нормы состоит в том, что определяя пределы присваивающей способности для всех индивидов одинаково, она является эталоном поведения, идеальным эквивалентом деятельности. Недостатки нормы состоят в том, что, будучи абстрактной по своей природе, она неоднозначно определяет границу присваивающей способности индивида и может быть избирательна. Избирательность нормы тем выше, чем абстрактнее норма. Это обстоятельство позволяет чиновникам конкретизировать отношение нормы к индивиду, превращать ее в разменную монету, или в товар. Конфликт между гражданами и государственными служащими — один из видов конфликта в системе государственного управления, который как раз и возникает на противоречии между абстрактными общезначимыми нормами и потребностями граждан.
-----193-----
Подобное противоречие порождает такие формы конфликтных отношений, при которых появляется основа добровольного или принудительного подкупа, выраженного во взятничестве и коррупции. Однако как бы там ни было, норма подвижна и всякий раз отражает примерный уровень развития присваивающей способности индивидов в данном обществе. Можно сказать, что верхний и нижний предел ограничивающей способности нормы обусловлен как измененными свойствами и качествами вступающих в отношения индивидов, так и результатом этих отношений, обществом или государством.
Норма определяет отношения, а тем самым свойства и качества участников этих отношений, задает парадигмы взаимодействия (или негативного, или позитивного) индивидов и их объединений. В силу чего норма сама выступает объектом взаимодействий индивидов, а не только результатом таковых. Отношения по поводу равной всем нормы есть свидетельство отношений фактически неравных индивидов. Но так как • отношения неравных индивидов не полагают тождественную легитимацию нормы участниками отношений, то взаимодействие с ней может носить негативный для данной нормы характер. Негативное взаимодействие по поводу самой порождаемой государством нормы есть юридический конфликт, разрешение или управление которого связано с изменением закона или системы законов. Принимаемая же норма со стороны всех участников взаимодействий, в конечном счете, воспроизводит эту норму в неизменном состоянии. Норма при этом является формой прямого управленческого воздействия государства на индивида, на его свойства и качества. Индивид в данном случае, по образному выражению Н. Макиавелли, растворяется в государстве, превращая свой индивидуальный потенциал в часть силы, объединенной государством в рамках своего управления. Непринимаемая участниками отношений норма либо претерпевает изменения, либо заменяется на такую, которая является результатом столкновений различных по силе участников данных отношений. Для того чтобы сохранить в неизменном виде норму, необходимо такое государственное управление, которое в состоянии удержать эту норму в неизменном качестве.
Государство, по утверждению Л. Мизеса, — самый полезный инструмент для поддержания счастья и благополучия людей. Но государство не может быть конечной целью. Оно не Вседержитель, а только исполнение и принуждение, полицейская сила. Государство не только есть результат всеобщего конфликта между индивидами, занимающими различные статусные состояния, но оно само также выступает источником
-----194-----
конфликта, стремясь посредством всеобщего права сохранить социально статусную дифференциацию современного общества. Поэтому всякий конфликт всегда спровоцирован по недоразумению или злому умыслу самим государством и его представителями в лице либо исполнительной, либо законодательной власти.
Государство представляет собой принуждающую форму организации, которая должна быть принята всеми слоями общества, для того чтобы сохранить и гарантировать жизненно важные отношения в нем. К. Маркс говорит, что «на деле государство есть не что иное, как форма организации, которую неизбежно должны принять буржуа, чтобы — как вовне, так и внутри страны— взаимно гарантировать свою собственность и свои интересы» (Маркс, Энгельс, 73). Принимается или не принимается принуждающая форма организации, принимается под воздействием силы или добровольно — в этом проявляется субъективная основа существования государства. Для государства сознание его граждан выступает объектом воздействия и управления. Государство — это такая идеологическая форма организации бытия индивидов, которая представлена не столько материальными вещественными факторами, сколько духовными. Государство прежде всего организует людей идеологически, вычленением основополагающих принципов и норм, регулирующих отношения между людьми. Как часть политической сферы общества, оно, по утверждению Д. Белла, «определяется своим собственным, особенным принципом, выступающим как нормативный фактор, регламентирующий его развитие» (Иноземцев, XIX-XX). Регламентирующая способность государства носит всеобщий, т.е. усредненный, характер, не учитывающий особенностей индивидов, их статусных состояний. В данном случае учитывается степень распространения и глубина внедрения регламентирующих принципов. Государство стремится добиться всякий раз согласия по своим базовым принципам. Касается это экономики или политики — не важно, важно лишь, чтобы при всем этом имело место признание таких регламентирующих норм и принципов, которые образуют основу существующих отношений. Так, принцип конкуренции как один из базовых принципов современного государства признается либо полностью, либо частично, но не может быть исключен как норма из отношений между индивидами. Исключение данной или иной нормы, утвержденной государством, всегда связано с внеинстуциональными формами государственного управления конфликтами.
-----195-----