Перспективы институционального совершенствования
Политическая демократия. Вместе с тем имеется огромное множество ситуаций, в которых необходимо или, по крайней мере, желательно заменить рынок общественным процессом принятия решений (Эрроу, 1993, 55). Саморегулирующийся рынок, вовлекающий в рыночный обмен такие элементы производства, как труд, земля и деньги, грозит обществу разрушительными последствиями, отмечал К.Поланьи. Труд, земля и деньги не просто элементы производства, — «это не что иное, как сами человеческие существа ("фиктивные товары"), из которых состоит любое общество, и естественное окружение, в котором оно существует». Рыночное использование этих факторов грозит уничтожением и разрушением самих культурных и природных основ общества. «Ни одно общество, даже в течение самых коротких отрезков времени, не сможет выдержать последствия функционирования такой системы чисто фиктивных ценностей без соответствующей защиты своей человеческой и природной сущности и системы организации своего бизнеса от разрушительной силы этих сатанинских жерновов». Благодаря демократическим и представительным институтам ограничивается деятельность рынка «применительно к труду, земле и деньгам... Общество Само защитило себя от тех опасностей, которые присущи саморегулирующейся рыночной системе, в этом состояла основная отличительная черта исторического развития» (Поланьи, 1993, 13),
Параллельно рынку необходимо развитие демократической и представительной системы в политике. Недостатки государства порождают допрос о его совершенствовании. При этом общей основой улучшения является демократизация.
Однако здесь возникает дискурс о голосовании. Он относится к представительным органам. Исполнительные органы рассматриваются в духе бюрократии, хотя и они используют процедуры голосования. Политический механизм принадлежит к средствам распределения ресурсов. Голосование — естественный способ выбора предпочтений определенного уровня общественных благ. При рассмотрении многих проблем общественного выбора возникают примеры, несовместимые с единственным максимумом, и равновесия при голосовании простым большинством может не быть. Причем равновесие при голосовании простым большинством будет отсутствовать при большинстве вопросов, касающихся распределения (Стиглщ, 1997,157).
-----79-----
В связи с этим возникает проблема определения правила принятия социальных решений, которые помогли бы избежать лукавой ситуации. Причем политический механизм не должен быть диктаторским. Формально' конечный результат не должен зависеть от не относящихся прямо к вопросу альтернатив. Исследования в этой области привели к теореме невозможности Эрроу, согласно которой не существует правила, которое удовлетворяло бы всем необходимым характеристикам, и невозможно найти альтернативный недиктаторский политический механизм, который разрешает проблему голосования большинством. Из данной теоремы следует, что нельзя персонифицировать государство, ожидая, что оно действует совершенно аналогично рациональному индивиду, приписывая ему тем самым больше мудрости, чем кому бы то ни было. Таким образом, при голосовании имеет место парадокс № 1, «парадокс голосования», или парадокс циклического голосования, когда решение принимается меньшинством. Этот парадокс возникает не всегда, есть основания полагать, что пока предпочтения избирателей не станут слишком различными (оставаясь в пределах «золотого сечения»), процедура голосования состоятельна.
Парадокс Эрроу составляет предмет, известный в теории как общественный выбор, смысл которого яснее раскрывается названием «экономика политики», основанной на принципе, что равновесие, предпочтение и выбор составляют универсализм экономики, хотя этого вряд ли достаточно для объяснения экономической жизни». Общественный выбор рассматривает влияние политических процессов на размещение и перераспределение ресурсов с целью определения возможности баланса разных интересов, а также неполноты реализации целей, поставленных государственными программами, обусловленной особенностями выявления и согласования предпочтений с помощью политических механизмов, к которым относится демократия и голосование. Интерес к изучению этого вопроса возник как реакция на утопическое представление, что правительство стоит выше низменного своекорыстия рынка и подчиняется более высоким мотивам и целям, в противоположность которому общественный выбор рассматривает политиков как людей, действующих на своем собственном рынке, стремящихся получить скорее голоса, чем деньги, на рынке, где есть свои особые типы неудач (Брит-тан, 1998, 51).
Одной из существеннейших проблем, связанных с общественными благами, является выявление предпочтений. Приобретая частные това-
-----80-----
ры, люди обнаруживают свои предпочтения по отношению к различным частным благам. Для общественных благ не существует подобного механизма. Наиболее очевидные политические механизмы связывают отношение индивидов к общественным благам с тем, что они должны платить. Полагается, что мало кто из избирателей чувствует столь значительную заинтересованность в определенном решении какого-либо вопроса о предстоящих выборах, чтобы тратить время, деньги или их сочетание за определенную информацию и определять круг насущных проблем, по которым требуется решение. Предлагаются альтернативные механизмы, которые стимулируют людей к проявлению истинных предпочтений (Стиглиц, 1997, 167), но у них есть серьезные недостатки. Так, известно, что избиратели имеют только ограниченную информацию, на основе которой могут оценивать компетенцию своих представителей, которые, кроме того, ограждаются риторикой об их сменяемости голосованием.
Парадокс голосования № 2 — почему люди голосуют, когда имеется неизмеримо малый шанс, что их действия повлияют на результаты (Бриттан, 1998, 55)? Объяснение весьма тавтологично при логически спорном обосновании, проистекающем из смешения двух противоположностей— контрарной и контрадикторной: дескать, они голосуют потому, что получают удовлетворение от участия в политическом процессе, обусловленное воспитанием добродетельности, выходящей за границы представления, что один для другого является только средством. Кроме того, люди могут голосовать и потому, что стремятся закрыть некоторые лазейки в системе государственной деятельности, даже если их персональные обязательства при этом увеличиваются.
Более детализированный анализ подводит к выводу, что, во-первых, недостаток плюрализма (например, двухпартийность) приводит избирателей к центризму и отсутствию выбора, что снижает их политическую и экономическую мотивацию (Стиглиц, 1997, 161). Однако здесь имеются ограничения: а) при голосовании простым большинством равновесие может не существовать, так как индивидуальные предпочтения не имеют одного максимума, медианный избиратель четко не определен (в одних вопросах люди являются либералами, в других вопросах — консерваторами); б) центростремительность .предпочтений не дает подобным избирателям стимулов быть политически активными, поскольку политический процесс и так отразит их предпочтения, но тогда возрастает заинтересованность тех, чья позиция дальше от центра и ближе к противоположным полюсам политического спектра. Во-вторых, низкая рациональность избирателей, которая недифференциро-
-----81-----
вана от бессознательного, проистекает из того, что в рамках экономики, продвигающейся «малыми приращениями», люди действуют, как правило, автоматически, исходя из опыта, накопленного ими, а также другими хозяйственными субъектами, так что их поведение основано на привычных способах реакции на стимулы.
Теория общественного выбора выделяет кроме голосования и такие каналы, как лоббизм и поиск ренты. Соперничество между различными группами, плюралистичность влечет бездействующее правительство в тупик, что как раз и повышает роль государства в свете соединения нео-веберианских (неоинституциональных) позиций с концепцией рационального выбора («кроуникапитализм»).
Как же совместить специальные интересы с равноправием? Возникает ряд общественных благ— общественный интерес, эффективное управление государственным сектором, выборы из тех, кто компетентен, или тех, кто стоит на точке зрения, близкой к вашей собственной... Таким образом, создание групп по интересам — это институциональный ответ на «проблему зайцев» (Стиглщ, 1997, 162).
Альтернативная точка зрения предполагает, что многие политики не преследуют своих эгоистических интересов, проявляют альтруизм и милосердие. Почему бы и нет! Вместе с тем следует сделать некоторые уточнения. Во-первых, очевидная непредсказуемость действий политических лидеров позволяет иногда признать в качестве лучшего способа служения общественным интересам следование личным интересам. Во-вторых, существует проблема выбора, обусловленная ограниченностью информации о мнимых и действительных качествах лидера. В-третьих, даже если лидер не действует в своих собственных интересах, то он подчиняется интересам окружения, специализации и позиционирования, причем, как правило, не осознавая подобного характера своих действий. Таким образом, остается до конца не ясным, как интерпретировать «действия ради общего блага», тем более когда нет единства в понимании общественных интересов и есть условия для проявления теоремы о невозможности Эрроу, т.е. не существует простого способа (на основе простого большинства) сознательного согласования различных предпочтений. Ясно только то, что функционеры подсознательно способствовали проведению политики, которая, по общему признанию, не соответствовала их декларированным намерениям и отличалась нарушением общепринятых стандартов справедливости и даже неэффективностью. Это, впрочем, обосновывается законом непредвиденных последствий, согласно которому политические действия обладают свойством иметь
-----82-----
ненамеренные эффекты в дополнение к тем, которые были целью этих действий (Долан, Линдсей, 1992, 100).
Тогда возникает вопрос — почему же не принимаются альтернативные решения, оптимальные по Парето? Во-первых, поскольку общественный интерес является общественным благом, то, как это ни похоже на софизм, должно существовать недопредложение этого, как и любого другого, частным образом обеспечиваемого общественного блага: по оценке Бьюкенена, спрос на бесплатные услуги в области здравоохранения, как и в области образования, всегда будет превышать предложение. Во-вторых, многие из распределительных эффектов, предпринимаемых в интересах групп со специальными интересами, далеко не очевидны, причем это так и задумывается (Стиглщ, 1997,165).
Теория общественного выбора дает основания для вывода, что представительная демократия не имеет механизмов, обеспечивающих разрешение противоречия между эффективностью и справедливостью в случае государственной деятельности. Вывод, который следует из критики представительной демократии и голосования, сводится к тому, что государственный интервенционизм должен быть ограничен, государство должно стать минимальным. Собственной функцией государства является ограничение деятельности, порождающей внешние эффекты, и правительство, согласно ей, должно быть учреждением, ослабляющим внешние эффекты. Делом государства является нести, определять и распределять ответственность за побочные последствия индивидуальных действий. Между тем законодатели могут расписать, кому — продавцу или покупателю — следует уплачивать налог, но справедливое распределение налогового бремени зависит, скорее, от соотношения спроса и предложения (Мэнкъю, 1999, 148). Но не означает ли это, что вообще следует устранить государство, если уж выясняется, что его дальнейшая демократизация бесперспективна в смысле повышения эффективности? Для ответа на этот вопрос следует рассмотреть рыночную демократию.
Рыночная демократия. Рыночно-демократический общественный 11 рой основан на представлении, что демократия и рынок делают выбор н пользу мнения большинства или в пользу массового спроса, эффективно действующего на рынке. И демократия, и рынок склонны к опасному пренебрежению соображениями относительно побочных воздействий на неспособные на конфликт меньшинства или группы, обладающие низкой покупательной способностью на рынке (прямые воздействия договора на третьих лиц).
Вследствие экономичности крупносерийного производства и свя-liii того с этим удешевления товаров массового спроса (несмотря на
-----83-----
период постфордизма) в центре оказывается платежеспособный спрос массовых, или обычных повседневных, благ. Такое же предпочтение «середняка» и массового спроса имеет место в режимах демократии массовых и народных партий. Тип массовой партии благоприятствует среднему избирателю с усредненным политическим профилем. Следствие этого -•- гомогенизация и объективация избирателей и потребителей в части их образа жизни, политических и мировоззренческих установок. Нестандартным же предпочтениям, склонностям и убеждениям в реальных дискурсах приходится нелегко, поскольку они противостоят тенденции к усреднению.
В сфере экономической и политической конкуренции ослабляется властеразделительная функция различения рынка и демократии. В результате возникает доминирование принципа гедонизма, удовольствия, необходимости нравиться, порождающая напряжения: 1) между культурой производства и культурой потребления; 2) при обосновании мета-принципов дискурса; 3) при обосновании становления индивидуальной и коллективной идентичности в индивидуалистических обществах (Коз-ловст, 1997, 797).
Общественная система принятия решений должна обеспечивать двоякий результат: 1) выработку надлежащих решений (интериоризация всех релевантных аспектов и последствий и способность выносить обязательные решения в соответствующее время); 2) возможно широкий учет интересов и предпочтений всех заинтересованных лиц, отсутствие дискриминации, или максимально возможную способность к обучению, измеряемую по восприимчивости к возможным последствиям принятых решений, а также самое широкое включение заинтересованных лиц при приемлемых издержках принятия решений. Возникает опасность того, что 1) суммирование индивидуальных решений упраздняет ответственное взвешивание возможных выгод и потерь, так как отдельное лицо не может ни получить выгоды, ни разделить убытки или свалить их на других лиц. Принятие решения избирателем есть производство определенного общественного блага. Однако частное извлечение пользы из него для отдельного избирателя неопределенно, поэтому его стимулы для принятия правильного решения весьма невысоки, тем более что не известно, будет оно поддержано или провалено большинством голосов других избирателей; 2) индивид в процессе голосования вовсе не обязан выказывать свои предпочтения — их можно скрыть, завуалировать, выбирать на основе определенной стратегии, не неся при этом никаких потерь; 3) вероятно, что индивид не будет утруждать себя поисками надлежащей информации ради «правильности» политического решения.
-----84-----
Поэтому теория исходит из того, что экономически рационально мыслящий индивид совсем не идет на выборы, поскольку издержки, связанные с нахождением решения, являются большими, чем возможное влияние на результаты выбора.
Рынок и голосование одинаково отличаются узким временным горизонтом, характеризуясь заинтересованностью в краткосрочной рентабельности. Будущие блага и интересы будущих поколений при этом страдают: вопрос о соотношении потребления и инвестиций большинство решает не в пользу последних, а отсюда вытекает тенденция демократических режимов к завышенному потреблению и к относительно малым инвестициям (Бъюкенен, 1998, 37).
Рынок имеет преимущества перед голосованием— возможность маневрировать наличными средствами, восприятие интенсивности предпочтений, систему пропорционального представительства по интенсивности предпочтений, которая выражается в платежеспособном спросе. Напротив, голосование при равном избирательном праве не дифференцирует по интенсивности предпочтений и поэтому является дискриминирующим в отношении тех, кто по каким-то актуальным вопросам хочет выразить свою особую заинтересованность.
Таким образом, рынки суть процессы голосования для принятия решений на неконституционном уровне, когда определены рамочные правовые условия и нет слишком большого экономического неравенства. Когда это конституционное условие и внеэкономические предпосылки рынка выполнены, тогда в отношении способности обработки информациии, интериоризации аспектов решений и включения заинтересованных лиц рынок превосходит голосование (Козловски, 1997,179). Перспективы альтернатив. Рынок и государство, таким образом, являются несовершенными институтами. Поэтому в рыночном обществе осуществляется двойной контроль: правовой (государство) и экономический (рынок), что, кстати, питает настроения сэкономить, упразднив одну из двух статей трансакционных издержек. Вместе с тем поиски лучшего механизма выявления предпочтений не прекращаются... На самом деле, простое суммирование индивидуальных предпочтений и г (ростов сложение отдельных воль в единое политическое или социально-экономическое решение не обеспечивают разумную всеобщность (Козловски, 1997, 205). Поэтому рассматриваются варианты приближения к всеобщему, что, однако, не означает, что следует отказываться от объединения индивидуальных предпочтений посредством рынка или голосования. В тех случаях, когда всеобщее не возникает из дискурса решений, который лишь суммирует фактические индивидуальные пред-
-----85-----
почтения и при котором имеются побочные эффекты индивидуальных действий, не поддающиеся предвидению или же явно оставляемые без внимания на индивидуальном уровне, политическое руководство и парламент как полномочные органы общества должны предвосхитить всеобщий интерес, консенсус.
Ошибки рынка и голосования делают нужным политическое руководство, означая, что политика есть нечто большее, чем власть и государство, сводимые к конфликту интересов. Приближение ко всеобщей воле как предвосхищение в дискурсах более высокого порядка происходит благодаря политикам. Этот предвосхищаемый консенсус должен мыслиться как результат идеального дискурса и быть чем-то большим, чем суммирование наличных индивидуальных предпочтений, которые возникают в ситуации неопределенности в отношении будущего совокупного спроса на рынке и в отношении результата решения большинства при голосовании. Тогда интенция на субстанциональное начало общественного единства и переход между многими индивидами должна присутствовать в фактических дискурсах как воля к всеобщему благу или добру, что доказывает необходимо моральный характер политической власти и политического представительства, поскольку моральное состоит в предвосхищении всеобщего в отдельных поступках. Поэтому демократический дискурс нежизнеспособен без метадискурса этики и самоограничения (Козловски, 1997,193).
Обсуждаемое предвосхищение консенсуса имеет институциональный аспект. Во-первых, поскольку власть присутствует и в дискурсивных процедурах принятия решений, то в них имеются как шансы удачной нацеленности на всеобщее, так и опасность упущения всеобщего блага. Следовательно, власть должна быть ограничена, насколько возможно, как с помощью дискурсивных систем принятия решений, так и в них самих. Во-вторых, субстанционализация подобного дискурса основывается на представлении, что суть демократии (не монархии!) — не выборы, а метод управления путем совместного размышления и дебатов— «совещательная демократия», в которой совещание и общее благо противоположны власти и конфликту.
Однако распространены пессимистические настроения относительно перспективности альтернатив сегодняшним политическим механизмам. Эти альтернативы требуют, например, переписать американскую конституцию, которая ориентирована в основном на предотвращение авторитаризма, а не на консультации, сотрудничество, консенсус; на процесс, а не на результат, который мог бы обеспечить единство интересов общественного и частного секторов (Грейсон, О'Делл, 1991, 98).
-----86-----
Кроме того, практика показывает, что обсуждение некоторых вопросов редко находится в центре политических дискуссий, хотя можно привести и важные исключения из этого правила (Стиглщ, 1997, 20). Напротив, «классическим примером остаются бурные дебаты во всех слоях общества... а затем общественные силы уходят со сцены и остаются лишь особые интересы, просеивающие общественную программу сквозь сито собственной выгоды, пока цель программы не извратится полностью» (Цолан, Линдсей, 1992, 368).
Наконец, инструментом ограничения власти является конкуренция, обусловленная основными антропологическими константами рода homo: 1) если человек есть общественное существо, то групповой эгоизм представляется не грехом, а правом (в случае, когда речь идет о выживании группы — высшей моралью); 2) если жизнь протекает в мире ограниченных ресурсов, то в кооперации осуществляется поиск собственных преимуществ; за абсолютно редкие ресурсы обоснованно ведется борьба. "