Государство — поставщик общественных благ
Государство производит товары самостоятельно и влияет на принятие производственных решений частными фирмами через налоги, налоговые льготы, субсидии и другие формы регулирования. Имеются объективные причины такой деятельности, обусловленные недостатками в процессе принятия решений фирмами. Возникает ряд вопросов: как государство выбирает форму вмешательства в производство общественных благ? должно оно национализировать какую-то отрасль или регулировать ее? должно государство поощрять адекватное поведение через субсидии или наказывать штрафами?
Государство берет на себя ответственность за обеспечение такой важной категорией товаров, как общественные товары и общественно произведенный частный товар. Но тот факт, что государство платит за товар, совсем не означает, что оно производит этот товар — оно может покупать товар или услугу у частных фирм. Какие факторы влияют на принятие такого решения?
Последнее десятилетие свидетельствует о значительной тенденции к снижению роли государства в производстве во всем мире. Отчасти это объясняется все более распространенным осознанием того, что государство не является эффективным производителем (Стиглиц, 1997, 173). Между тем систематических исследований по относительной производительности государственного и частного секторов мало, и оценивать их следует с некоторой осторожностью. На самом деле между ними су-
-----74-----
ществует немало как общего (по крайней мере, между большими корпорациями и государственными предприятиями), так и различного. Различия лежат в сфере организационной (банкротство, конкуренция) и личной (ограничения системы заработной платы, пребывание в должности) мотивации (Стиглиц, 1997, 193).
Хотя существуют лишь разрозненные данные относительно того, что государственная бюрократия менее эффективна, чем частные фирмы, вера в то, что так и есть на самом деле, широко распространена. Частные страховые фирмы обеспечивают полицейскую защиту многих крупных жилищных проектов, американские города разрывают контракты со своими полицейскими управлениями, пожарной охраной, муниципальными и коммунальными органами, многие общины заключили контракты об управлении их тюрьмами частными фирмами. Так, технический прогресс последних лет делает возможной конкуренцию даже в традиционных отраслях «естественной монополии» и снижает объективную потребность в государственном вмешательстве. В некоторых из них в составе всего комплекса можно вычленить часть, действительно составляющую естественную монополию. Например, в энергетике — отделить распределительные сети от выработки и сбыта электричества. Точные границы рыночного сектора являются предметом современной полемики. Ведутся яростные споры и на тему, должны ли входить в рыночный сектор, например, здравоохранение, образование, страхование и пособия.
Представлена параллельная линия рассуждений о государстве, которая включает в себя веер вариантов участия бизнеса, его социальной ответственности. Но не дело корпораций — брать на себя псевдоправительственную роль (Бриттан, 1998, 68). Движению корпоративной ответственности не хватает легитимности рыночного и политического процесса. Социально ответственный бизнес не может нести груз государственной политики, поскольку даже само государство не может действовать ответственно и независимо.
Формально определены три функции государства по отношению к бизнесу: 1) друг, партнер и заказчик; 2) «сторожевой пес» и «регулировщик»; 3) сборщик налогов (Речмен и др., 1995, 351). Государственное регулирование осуществляется в тех областях, где может произойти ограничение конкуренции или нанесение вреда обществу. Соответст-ненно, компании объединяют свои усилия, создавая лобби— группировки, которые ищут подходы к политическим деятелям, пытаясь по-нлиять на законодательство.
-----75-----
Для ответа на вопрос о справедливом распределении дохода и дилемме «справедливость— эффективность» предлагается концепция «государства благосостояния», представляющего собой посредническую арбитражную модель государства, включающую в себя регуляцию различных интересов с целью обеспечения общественного равновесия той или иной степени участия (равноудаленности) по отношению к ним. Принимается, что нормативная роль государства— общественный договор— имеет в своей основе политический процесс, в котором нет иных целей (или потребностей) кроме целей индивидуальных граждан, или избирателей. В идеале предполагаемая и фактическая роли государства должны совпадать: когда государство будет делать то, что от него в таком- случае ожидают, общественное благосостояние отдельных граждан, или избирателей, максимизируется. Однако заметим, что общественный интерес тем самым оказывается лишь суммой интересов.
В политической и правовой мысли, как известно, долгое время государство рассматривалось как политическое средство секуляризации и суверенитета, что определяло автономию политики и экономики, государства и гражданского общества. Затем государство, понимаемое как территория свободы и автономия, превратилось в государство, основанное на нужде, по ,словам Гегеля, государство, основанное на рассудке, стоящее лицом к лицу с нуждой. Практикой стала для США Великая депрессия, показавшая, что государство должно отвечать за благополучие граждан, ибо депрессия — это угроза для всех, и вместо индивидуализма необходима коллективная защита. В Европе выделяется 1891 г,, когда протестантская церковь и, в особенности, католическая в энциклике папы Льва XIII «Rerum novarum» — «О новых вещах» — призвали государственную власть к справедливости по отношению к рабочим. Сфера компетенции правительства расширилась во многих странах, оно распространяло свое влияние на индивидов, начиная с их рождения и заканчивая смертью (по вопросам обложения налогом на наследство). Вообще говоря, в результате определились две модели взаимодействия государства и рынка в условиях рыночной экономики — трансатлантическая и рейнская.
-----76-----
Для периода расцвета госвмешательства в экономику характерен ряд политических идей относительно роли правительства, предполагающих, что:
- 1) деятельность государства нацелена лишь на общественное благо, и своекорыстное поведение чиновников является отклонением;
- 2) государство является целостным организмом, в котором все решения принимаются на основе рациональности и прозрачности;
- 3) экономические решения поддаются пересмотру и не имеют инерции;
- 4) инструменты экономической политики находятся под полным контролем государственного руководства, которое может полагаться на честную и эффективную работу аппарата.
В развивающихся странах на экономической роли государства ска-илось колониальное прошлое, когда национализация промышленности была вызвана тем, что на момент получения независимости многие крупные предприятия принадлежали иностранцам.
Важную роль могут играть такие факторы, как:
- 1) менталитет населения (он определяется традицией или религией);
- 2) уровень экономического развития страны (в зависимости от степени развития рыночных отношений и частного сектора он определяет потребность в большем или меньшем государственном вмешательстве);
- 3) степень открытости экономики (парадокс состоит в том, что более открытая экономика нуждается в большем госсекторе, поскольку по определению она более нестабильна);
- 4) уровень технологического развития (он определяет Наличие или отсутствие естественных монополий, а также необходимость в регулировании некоторых новых видов деятельности — финан-вовых рынков, транспорта, связи);
- 5) качество аппарата госуправления (оно определяет пределы эффективного вмешательства правительств в экономику);
- 6) появление новых рынков, нуждающихся в госрегулиро-|1нии;
- 7) возможность мобилизации масштабных ресурсов;
- 8) преодоление «рациональности незнания», когда издержки по приобретению индивидами информации превышают потенциальную пользу от нее (Танци, 1998, 58).
Проблемы государства
Правительства выполняют множество политических, социальных и илономических функций, однако особая потребность в широком участии государства в социально-экономическом процессе обычно упира-Iгея в неподготовленность государственного сектора к выполнению fcinwx задач. Вместе с тем обо всем этом профессиональные наблюдатели хорошо знают, и излишне останавливаться на констатации известных фиктов.
Следует учесть полемику вокруг неадекватности государственно-щжтристской модели как таковой. «Помимо традиционной функции ведения войны современные государства добавили к своим функциям в нюху меркантилизма, перед Французской революцией, экономическую политику. В послевоенный период государства начали ассоциироваться i культурными общностями, названными нациями, и по мере укрепле-
-----77-----
ния суверенитета, признающими законным понятие «народ как нация». Государства постепенно брали на себя все более широкие социальные обязанности в заботе о благосостоянии своих народов. В результате образовалось средоточие власти: государство получило высший приоритет не только в политике, но также и в экономической, культурной и социальной стратегии» (Taylor, 1996, 1919}. Критика государственно-центристской ориентации теории отмечает, что она: 1) абсолютизирует юридический аспект принципа суверенитета; 2) расширяет содержание суверенного статуса; 3) признает, что государство олицетворяет собой наивысшую степень гражданской идентичности и лояльности; 4) рассматривает государства как единообразную и единственную форму политической организации; 5) разделяет государственный и частный сектора в абстракции; 6) рассматривает и аналитически трактует государства антропоморфно как унифицированные субъекты (Фергюсон, 1998, 202),
Таким образом, фактом оказалось, что идеализация государства далека от реалий жизни, хотя и не всякая практика является критерием эффективности. Скептическая позиция сводится к тому, что: 1) государство не монолитно, а характеризуется множественностью центров выработки политики, каждый из которых руководствуется своими представлениями об общественных интересах; 2) государственная политика не всегда может быть последовательной в пространственном (центр-местные власти; центр-подразделения) и временном аспектах; 3) политика может определяться корыстью госчиновников и групп давления; 4) те, кто принимает решения, не всегда представляют себе, как работает экономика; 5) существуют проблемы исполнения решений; 6) принятые решения необратимы (Тащи, 1998, 57); 7) подвергается сомнению тезис господствующей теории, объясняющей возрастание, формирование и распространение официальных бюрократических организаций с помощью функциональных терминов, когда целесообразные бюрократические структуры наиболее продуктивны, а эффективность координации отношений, усложняющихся под воздействием расширения рынков и технологических изменений, определяется разделением труда и ответственности на пути бюрократической институционализации.
Все аргументы против госинтервенционизма можно свести к следующему тезису: дело не в том, что работникам и администрации не достает побудительных мотивов для производства нужных продуктов правильными способами, — даже если бы они были святыми, они не смогли бы сделать этого из-за недостатка соответствующей информации (Бриттан, 1998, 59). В целом обсуждение подобных проблем требует места, поэтому можно предложить лексикографическое решение: государство стало не столько поддерживать и дополнять рынок, сколько конкурировать с ним и подменять его.
-----78-----