Глава 1. государственное управление и политика как наука
ВВЕДЕНИЕ
При той роли, которую играет государство и государственное управление в России, вызывает удивление ограниченное развитие теории государственного управления и политики в отечественной науке. До сих пор среди научных специальностей по политической науке государственная политика и управление не присутствует, ей мало уделяется внимания в научных политологических журналах; по пальцам можно пересчитать опубликованные политологические работы по данной тематике. Между тем в мировой политической науке государственное управление и политика считается одной из самостоятельных суботраслей со своей специализацией, особенностями методологии, журналами. Конечно, государственное управление и политика как научная дисциплина не ограничивается политической наукой, но везде политологическая составляющая этой дисциплины является одной из ведущих.
Данная книга пытается привлечь внимание читателя к тематике государственного управления и политики как необходимой составляющей государственного образовательного стандарта по подготовке специалистов-политологов. Книга написана коллективом авторов — преимущественно специалистами в области политологии, экономики, истории, философии. Отчасти сознательно, отчасти в силу дисциплинарных границ среди авторов отсутствуют юристы. Дело в том, что в России государственное управление было «захвачено» юридической наукой; это заметно и по массиву юридической литературы по данной проблематике, и по направленности подготовки специалистов по государственному и муниципальному управлению, и по приоритетности юридического образования для государственной службы. Какую-то коррекцию в это вносит экономическая наука и экономическое образование, но преобладающим все же является право и правовые дисциплины. Признавая значимость юридического аспекта государственного управления, авторский коллектив хотел бы подчеркнуть и значимость междисциплинарного подхода с акцентом на месте в нем политологической проблематики. То, что работа написана коллективом авторов и в ней отсутствует единый методологический подход (неоинституциональный, менеджериальный, сетевой, структурно-функциональный и др.), не делает ее простым сборником статей. Анализируя основную проблематику дисциплины государственного управления и политики, книга затрагивает и проблемы публичного, или общественного, управления, поскольку не только собственно государственные органы, но и местное самоуправление, отчасти общественные структуры, типа профессиональных, территориальных и иных сообществ, также осуществляют управление общественными делами. В этом смысле термин «публичное управление и политика» был бы здесь более уместен, но мы руководствовались названием учебной дисциплины, для преподавания и изучения которой в том числе предназначена эта книга. Следует заметить, что в России термин «public administration and policy» часто переводится как «общественное управление и политика» или «социальное управление и политика». Оба перевода, на наш взгляд, не являются удачными. «Общественное управление» имеет тот недостаток, что требует пояснения, в каком смысле следует понимать прилагательное «общественный» — в широком смысле, включающем и «государственное управление», или в узком смысле, говорящем только об общественности. Термин «социальное управление» ориентирует, скорее, на рассмотрение процессов управления в социальной сфере, тогда как публичное (государственное и общественное) управление и политика в других сферах— экономической, экологической, культурной и др. — остается не схваченным. Конечно, термин «социальный» можно использовать и в смысле «общественный», но тогда возникают свойственные этому смыслу сложности. Может быть, в дальнейшем термин «публичное управление и политика» будет принят в качестве основного, но сегодня мы вынуждены использовать понятие «государственное управление и политика».
Структура книги довольно прозрачна, и последовательность представленного материала очевидна. Первая глава работы посвящена описанию состояния государственного управления и политики как научной дисциплины. Читатель найдет здесь информацию о том, как данная отрасль знания формировалась, в чем ее особенность, каковы различия в ее развитии по странам. Вторая глава посвящена основным направлениям в развитии теории государственного управления. В книге представлены новейшие тенденции в развитии этой отрасли науки — концепция нового государственного менеджмента, синергетический подход к
-----4-----
государственному управлению, новая институциональная методология изучения сферы публичного управления, сетевая концепция государственного управления и политики. Третья глава обращает внимание читателя на взаимосвязи между теорией общественного сектора и государственным управлением. В ней анализируются основные проблемы управления общественным сектором в аспекте дилеммы рыночного и государственного регулирования. Тесно связанной с этой проблематикой является содержание главы четвертой, в которой анализируется государственный маркетинг, его виды и механизмы. Завершает эту часть книги глава пятая об эффективности государственного управления, которая составляет центр сегодняшней дискуссии об оценке действенности государства. Все проблемы, представленные в этой части книги, можно было бы объединить через базовые дихотомии «политика/управление» и «политика/рынок», которые находят выражение в противостоянии различных концепций и теоретических подходов в теории государственного управления. Вторая смысловая часть книги касается собственно направлений деятельности государства — государственной политики. Этому посвящена глава шестая. Пока теоретически государственная политика слабо изучена и представлена в литературе. Задача авторов этой главы состояла не только в том, чтобы показать каковы направления деятельности государства, но и определить наиболее общие принципы и модели соответствующих секторов государственной политики— экономической, социальной, национальной, международной. Важной составляющей науки государственного управления является тема управленческих процессов. В нашей книге читатель найдет соответствующий материал. Определенную методологическую нагрузку здесь выполняет глава седьмая о конфликтах как объекте государственного управления и политики, а также глава восьмая о макропланировании в системе государственного управления. Управленческий процесс базируется на информации. Глава девятая раскрывает информационную структуру государственного управления, роль пресс-служб в его информационно-аналитическом обеспечении, значение связей с общественностью в современном государственном управлении. Отдельная глава — десятая— дает представление о политических способах влияния на формирование государственной политики — политическом лоббизме и корпоративизме. Следующая смысловая часть книги включает в себя материал о таких уровнях публичного управления, как центральная организация государственного управления, региональное государственное управление, управление городами, местное самоуправление. Здесь пред-
-----5-----
ставлен соответствующий теоретический материал, описывается современная практика различных уровней управления в мире, а также их организация в России. Этому посвящены главы одиннадцатая — четырнадцатая. Часть книги посвящена современным административным реформам в мире и в России. Административные реформы представлены в специфическом политологическом ключе — не как организационные изменения, а в качестве особого направления политики государства. В книге анализируются современная политика административных реформ в сравнительном измерении по группам стран — англосаксонские страны, «наполеоновские страны», германские страны, Северные страны, Япония (глава пятнадцатая). Особое внимание уделено идеологии и политике административных реформ в России как в историческом аспекте, так и современным направлениям в этой сфере, а также истории административно-политических идей в России, реформированию государственной службы (главы шестнадцатая и семнадцатая). Самостоятельное значение имеет глава восемнадцатая, посвященная проблемам глобализации и государственного управления. Следует заметить, что государственное управление и политика сегодня находятся под сильным влиянием процессов глобального развития. Международный фактор является в современном мире не только внешней средой государственного управления, который следует учитывать при формировании политики и при организации государственного управления, но и часто условием их возможности.
Книга задумывалась и исполнялась как учебник. В ней намеренно выделены основные понятия и сформулированы вопросы для повторения. Следует, тем не менее, подчеркнуть, что данная книга — не учебник в традиционном смысле слова, где авторская позиция или не выражена, или скрыта за устоявшимся набором тем и категорий. Это — не адаптированный к уровню обучающегося материал, а комплексное описание состояния дел в современной теории государственного управления и политики. В этом мы следовали той традиции, которая сложилась в других странах, где учебный процесс осуществляется не столько по учебникам, сколько по индивидуальным и коллективным монографическим работам. Здесь есть, конечно, свои сложности и недостатки, но преимуществ, как представляется, больше.
Благодарим Фонд А. де Гаспери «За демократию, мир и международное сотрудничество» (Италия), оказавший финансовую помощь в издании этой книги
-----6-----
Понятие общественного блага
Со времен Аристотеля считается, что цель политики — общее благо. Последнее подразумевает справедливость, равенство, единство, согласие, доверие, понимание обществом и властью необходимости следовать наиболее значимым общественным интересам. Вся общественная деятельность предполагает в качестве общественного блага наличие основы доверия (оно само по себе является формой общественного капитала) — правовой системы, аппарата приведения в исполнение закона.
В более общем плане следует подчеркнуть определяющее для среднего и длительного периода значение сплоченности общества, его однородности. Этот фактор, который, казалось бы, невозможно выразить количественным показателем, определяют как обратный эффект неравенства. В социально однородных обществах население более образованно, лучше подготовлено в профессиональном плане, может лучше приспособиться к изменениям в мире, к требованиям прогресса и, следовательно, обеспечить наиболее эффективное развитие экономики (это, собственно, рассуждение о благотворности среднего класса), в отличие от общества, расслоенного на богатых (слишком праздных, чтобы прилагать какие-либо усилия) и бедных (влачащих слишком жалкое существование, чтобы оказаться способными к каким-либо нововведениям), в котором социально-экономическому динамизму неоткуда взяться.
Политика как общественное благо сводится к поиску компромисса между прогрессом, который понимается как экономический рост, и справедливостью, понимаемой как равенство или эквивалентность. Напряжение достигает рациональных средств обеспечения справедливости и прогресса— рынка и бюрократии. Рынок нормативно оправдан равенством возможностей и доступа, но ущемляет другие аспекты равенства, особенно равенство результатов, продуцируя неравные результаты распределения. Рациональным способом решения этой проблемы явля-
-----66-----
ется создание бюрократического аппарата в форме государства. Но бюрократия может скомпрометировать эффективность рынков и, следовательно, экономического роста, благосостояния. Таким образом, экономический рост (благосостояние) вступает в противоречие со справедливостью (равенством). Другой «простой» способ — это демократизация, тем более что возникает конфликт интересов, поскольку перераспределение (трансферт) предполагает улучшение положения одних за счет ухудшения положения других. Перераспределение рассматривается как общественное благо, а благо общества не может быть общим, если кто-либо не охватывается им, и требует обеспечения справедливости.
Таким образом, система общественных благ предполагает широкое и узкое их понимание, нормативное и позитивное, этическое и экономическое. В первом смысле— это процесс общения и благоденствия в обществе. Во втором смысле — это производство коллективных благ.
На волне технологических изменений была выдвинута концепция «общественных благ» (П. Самуэльсон и Р. Масгрэйв), согласно которой предложение целого ряда товаров, важных для общества и экономики в Мелом, должно обеспечиваться государством: сам рынок в необходимом количестве обеспечить их не способен, так как их потребляют все, независимо от того, платят они за это или нет.
С этой концепцией тесно связано понятие «внешних нерыночных 1ффектов» (экстерналии), издержек или выгод, не отраженных в рыночных ценах. Действительно, рынок будет производить товары в определенных количествах в зависимости от преобладания для них положи-«льных или отрицательных экстерналии. Экстерналии можно трансформировать из внешнего во внутренний фактор посредством создания акоиомических единиц значительного размера, чтобы большая часть Последствий экстерналии оказалась внутри данной единицы. Однако фирмы не умеют принять во внимание общественные издержки, возникающие в результате создаваемых ими экстерналии, и в итоге возможен {«оправданно большой их уровень. Полное исключение их государством понизило бы нравственное содержание деятельности и ответствен-Ушить. Поэтому государство становится институтом, который может "влиять на частный сектор, увеличивая для него стоимость производства Мян потребления товаров с отрицательными экстерналиями и уменьшая ¥Тпимость товаров с положительными эффектами.
Необходимость государственного вмешательства объясняется: I) проблемами общественных товаров («зайцы», стремящиеся исполь-fHitiiib общее правило в своих собственных интересах); 2) траясакцион-ными издержками, или затратами на стимулирование добровольной
-----67-----
трансформации экстерналий, при том, что обеспечение организационных служб само по себе является общественным товаром; 3) неэффективностью конкретных прав собственности, снижающих шансы на успех иска. Последнее обстоятельство дискуссионно, и приоритет отдается не правам, собственности, а существованию четко сформулированных норм.
Выбор государством методов регулирования экстерналий, имеющий важные последствия для распределения, зависит от экономических издержек, но кроме того, от власти групп с различными интересами, которые как-то затрагиваются такими мерами, хотя они и в разной степени доступны политическому манипулированию. Причем группа, не обладающая политической властью для устранения подобных мер, может оказаться достаточно сильной, чтобы распространить их на конкурентов (Стиглиц, 1997,173).
Экономическое понятие о благе формально (Козловски, 1999, 109). Благо определяется тем, что оно открывает альтернативные возможности использования. Если альтернативные возможности использования становятся таковыми лишь через субъекта, тогда то, что делает какую-то вещь экономическим благом, заключено в оценке субъекта, что, к слову, делает благо «фикцией» для широко мыслящих аналитиков. Для экономического мышления проблема блага на этом заканчивается. Далее вопрос сводится к координации предпочтений. Нельзя до бесконечности сравнивать, доискиваясь, что есть хорошее само по себе, наступает момент, когда пора производить, чтобы продавать.
Определение «общественное благо», исходя из того, что все в обществе общественно и «общество состоит из людей», внутренне противоречиво, поскольку механически соединяет то, что всегда лишь становится, представляет собой тенденцию. Субъективность, изолированная в пределах самой себя, попадает в тупик при определении общественного блага только из своей субъективности. В этом случае благо принимает лишь первое, явно формальное определение: поступать справедливо; добиваться собственного благосостояния и, тем самым, благосостояния других.
Любая объективность редуцируется только к игре воли. Субъект может принять одно решение, тотчас же — другое и одновременно реализовывать еще какой-либо замысел. Следовательно, существующее полностью теряет свой субстанциональный вес, даже сам субъект теряет себя в игре с собой, в которой все действительное ускользает. Возникают трудности становления индивидуальной и коллективной идентичности.
-----68-----
Выделяется два типа теорий, выходящих за рамки замкнутого в самом себе экономического понятия блага. Первый тип составляет теория высшего блага, в которой благо как таковое, являющееся благом не только для чего-то другого, понимается как высшее благо. Второй тип теории трактует благо как материальную ценность, фиксируя последние, не сводимые к другим возможностям использования виды благ и ценностей или их качества.
Возникающая проблема, решение которой обосновывает необходимость государства, моделируется с помощью так называемой дилеммы заключенных: каждый в отдельности заинтересован в том, чтобы все следовали правилам и чтобы реализовывалось общее для всей группы благо, однако при этом каждый в отдельности подвергается искушению сделать для себя лично за счет группы исключение из этих правил. Решение этой проблемы может носить организационный и этический характер. Диагноз сводится к тому, что возникла ситуация— высокие трансакционные расходы, отсутствие конкуренции потребления, невозможность исключить неплательщиков («зайцев»), — где преследование собственного интереса не ведет к эффективной координации действий, организационный выход из которой обусловлен введением либо голосования, либо центрального управления.
В конце концов понятие общественного блага софистично. Ничто не мешает представить само государство (или рынок) в качестве общественного блага. Но как выяснилось, для такого вида благ характерны перегрузки и недопроизводство. Актуализируется механизм исключения и рационирования, делающий общественное благо получастным благом, что обеспечивается полуконкурентным потреблением.
Общественные блага и рынок
Конкурентный рынок отличается эффективным распределением по f 1арето, когда большая часть изменений улучшает положение одних за счет ухудшения положения других. Вместе с тем имеются нечастые изменения, которые, улучшая положение одних, не затрагивают положения других, называемые улучшением по Парето. Когда нет дальнейших изменений, которые могли бы улучшить положение одних без одновременного ухудшения других, считается, что данное распределение ресурса эффективно по Парето, или оптимально по Парето. Максима, что любое подобное улучшение должно быть использовано, называется принципом Парето.
-----69-----
Имеется ряд логических ограничений осуществления подобного принципа. Каждое изменение в отдельности может не вести к улучшению по Парето, тогда как их совокупность может его обеспечить. Критерий эффективности по Парето индивидуалистичен и не связан непосредственно с неравенством, поэтому улучшение положения одного, не затрагивающее другого, отвечающее данному критерию, означает углубление пропасти между ними. Соответственно, когда доход богатых растет быстрее, чем доход бедных, нельзя однозначно признать, что положение каждого улучшается. Критерий эффективности по Парето индивидуалистичен и в том смысле, что каждый индивид воспринимает свое собственное благосостояние самостоятельно, на основе суверенитета потребителя, безотносительно к благосостоянию других лиц, что также не является бесспорным. Данный критерий, кроме того, не исключает противоречивых случаев патернализма как «в быту», так и в государстве. Таким образом, принцип Парето не дает какого-либо руководства по проблемам распределения доходов.
Практически же конкурентные рынки при распределении ограниченных ресурсов не приводят к реализации принципа Парето. Существует шесть причин— «недостатки рынка»,— объясняющих, почему рыночный механизм не может привести к подобному эффективному распределению: 1) несостоятельность конкуренции; 2) общественные товары; 3) внешние эффекты; 4) неполные рынки; 5) несовершенство информации; 6) безработица. Кроме того, существуют два дополнительных основания для государственной деятельности даже в условиях, когда рынок эффективен по Парето: 1) социально нежелательное распределение дохода; 2) ошибки оптимизации собственных интересов, требующие патернализма, — более сильного вмешательства, чем просто информирование, предполагающего обязывание людей использовать так называемые обязательные товары (ремни безопасности или начальное образование, прививки). В целом природа рыночной несостоятельности дискуссионна, и сам по себе факт существования спроса на государственное обеспечение не предполагает, что имеется рыночная несостоятельность.
В рассмотренном отношении возникает противоречие между эффективностью и справедливостью, для разрешения которого необходимо обращение от рыночного к государственному механизму перераспределения.
Если конкурентная экономика эффективна, то распределение дохода, возникающее в этом случае, может рассматриваться как несостоятельное, и необходима государственная деятельность по изменению
-----70-----
распределения доходов. Однако всякое распределение сопряжено с затратами, когда эффективность (общее количество благ) понижается и возникает противоречие со справедливостью: чем больше справедливость, тем ниже эффективность. Соответственно, перед политиками возникает ряд вопросов: 1) от какого количества эффективности возможно отказаться; 2) какова относительная степень уменьшения эффективности по сравнению с уменьшением неравенства, поскольку должно: или минимизировать неравенство независимо от последствий для эффективности; или минимизировать эффективность— главный показатель; или максимизировать экономический рост.
Данную аксиоматику представляется возможным свести к экономическому росту. Экономический рост, вообще говоря, может управляться механизмами рационирования или рынка, центрального управления или голосования. Требование и поощрение быстрого роста экономики имманентно современным демократиям: несмотря на риторику средством смягчения остроты потенциальных конфликтов электората по поводу того или иного распределения, а также остроты негативных последствий ошибок становится рост распределяемого общественного продукта.
Постановка экономического роста в качестве цели означает дискриминацию в отношении тех граждан государства, которые подобную цель не разделяют. Фактически, такая дискриминация имеет место во многих рыночных мероприятиях. Однако она приобретает особую острогу, когда граждане рассматриваются приверженцами образа жизни, ориентированного на рост, тогда как подобный образ не разделяется сторонниками других, альтернативных, образов жизни и потому не может навязываться.
Между тем в отдельных случаях рост в условиях демократии приобретает характер всеобщей цели, которая, казалось бы, и обеспечивает индивидуальную и коллективную идентичность. Эта всеобщая цель, как все государственные цели, должна претендовать на всеобщность. На DtiMOM деле, кто же против роста как такового?
Любой человек должен был бы благодаря этому процессу улучшить свое благосостояние. Тогда получил бы разрешение парадокс, что экономическая эффективность обязательно должна питаться социальной несправедливостью. Однако поощрение хозяйственного развития по большей части не достигает цели повышения благосостояния каждого индивида. Рыночная дискриминация происходит по массовому и маргинальному («средний класс») спросу. Вследствие экономичности крупносерийного производства и связанного с этим удешевления товаров
-----71-----
массового спроса в выигрыше оказываются не богатые потребители, а такие, чей платежеспособный спрос приходится на сферу массовых, или обычных, повседневных благ. В проигрыше же оказывается спрос на неходовые товары эстетического пользования и товары ремесленного производства.
Хотя экономический рост увеличивает количество массовых промышленных продуктов и рыночная конкуренция снижает их реальную цену, однако они не в состоянии повысить количество «позиционных благ», — благ, не подлежащих увеличению по своей сути, и снизить их реальную и относительную стоимость. Удовлетворение стремлений к позиционным, немонетарным, благам (например, социальный статус и ранг) все больше наталкивается на границы. Отдельный человек должен платить все больше за те блага, которых он собственно жаждет, по сравнению с товарами массового потребления. Люди получают не то, к чему они стремятся согласно наделенности разумом и совестью, т. е. не позиционные и разумные блага, а лишь все более банальные потребительские товары. Уровень материального благосостояния значительно возрос, феномен насыщения стал очевидным, и социальные изменения, вызываемые экономическим соревнованием, ощущаются острее. В подобном процессе снижаются материальные и социоэкономические издержки, однако повышается социокультурный компонент издержек, рост величины которых носит кумулятивный, общественно взрывной характер при повышающемся уровне развития. Разумеется, из этого следует не призыв к устранению конкуренции, а требование опекать ее и ограничивать, поскольку выявляется разнонаправленное движение компонентов издержек, которое требует регулирования.
Таким образом, эволюция взглядов на государство, обусловленная анализом соотношения рынка и общественных благ, представляет собой движение от представлений о том, что главная функция государства сводится к распределению ресурсов, к представлению о роли выравнивания и распределения доходов. Перераспределение доходов, т. е, снижение доходов богатых и повышение благосостояния бедных, рассматривается как основная задача политики. Рост государственных расходов на образование и здравоохранение также обосновывается тем, что необходимо перераспределение доходов.
Своеобразной логикой отличается кейнсианский подход, который начинает с того, что необходимо поддерживать доходы граждан, и заканчивает тем, что этого можно достичь при наличии мощного госсектора, особенно в периоды циклических колебаний.
-----72-----
Представления о миссии государства, вытекающие из различения в функции общественного благосостояния как максимизации экономического потенциала, так и обеспечении равенства, существуют постольку, поскольку в обществе наряду с представлениями об эффективности имеются определенные представления о справедливости. Анализ формальных и материальных условий справедливости показывает, что не существует общей формулы или общего критерия справедливости и наблюдается плюрализм теорий справедливости.
Необходимо учитывать реакцию частного сектора на государственные программы, которая может уничтожить ожидаемые от них результаты, Возникают и довольно отдаленные последствия государственных программ, когда их субъекты изменяют свое поведение в соответствии с новыми условиями.
В современной теории рынков подобные проблемы рассматриваются в теории трансакционных издержек. К ним относятся все издержки, связанные с обменом, поскольку обмен требует информации. Сам договор об обмене предполагает разработанную юридическую процедуру, которая обеспечивала бы соблюдение условий сделки, предотвращала бы обман и программировала бы определенные санкции за ее нарушение. Этот подход весьма специализирован. Его сторонники полагают, что человеческая природа в терминах ограниченной рациональности и оппортунизма описывается такой, как Она известна каждому (Уильямсон, 1993, 48}. Ограниченная рациональность связана с несовершенством информации. Оппортунизм в данном отношении — это то, что связано с несовершенством самого человека, нередко склонного к разного рода формам мошенничества, нечестности и т.п. В итоге, обслуживание сделок поглощает огромные ресурсы, но и позволяет повысить эффективность самого обмена.
В связи с этим определяется тенденция создания сложных институциональных структур, которые ограничивали бы участников и тем самым минимизировали бы потери от вышеперечисленных причин, либо, наоборот, причин, усиливающих те или иные стороны человеческой мотивации. В результате в современных западных рыночных обществах сложились системы договорного права, взаимных обязательств, гарантий, торговых марок, мониторинга и проведения законов в жизнь (Порт, 1993, 71). Следовательно, современный цивилизованный рынок предполагает надежно охраняемые и соблюдаемые права собственности.
Рынок как форма хозяйственного общения утверждается именно в коде становления и совершенствования институтов, а не в ходе непо-
-----73-----
средственной организации процессов. Особое значение имеет комплексность и взаимосвязанность хозяйственных институтов, их рыночная и общественная адекватность. Важно заметить, что институцио-нальность не сводится к государственности, включая, в частности, биржи, организации для защиты групповых интересов и самопомощи (союзы, палаты, ассоциации и др.) и т.д., хотя также не адекватно мнение о преимущественно спонтанном возникновении и развитии рыночных институтов, тем более что стремление снизить трансакционные издержки рыночного хозяйствования приводит, в конце концов, к деформации институционального оформления хозяйственных процессов. Вообще говоря, можно выделить еще и «нейтральные институты». Они сводят трансакции к стандартным процедурам и представляют собой результаты взаимодействия общественных монополий (профсоюзы и союзы работодателей), в которых не участвует государство и имеются элементы рыночного характера.
Проблемы государства
Правительства выполняют множество политических, социальных и илономических функций, однако особая потребность в широком участии государства в социально-экономическом процессе обычно упира-Iгея в неподготовленность государственного сектора к выполнению fcinwx задач. Вместе с тем обо всем этом профессиональные наблюдатели хорошо знают, и излишне останавливаться на констатации известных фиктов.
Следует учесть полемику вокруг неадекватности государственно-щжтристской модели как таковой. «Помимо традиционной функции ведения войны современные государства добавили к своим функциям в нюху меркантилизма, перед Французской революцией, экономическую политику. В послевоенный период государства начали ассоциироваться i культурными общностями, названными нациями, и по мере укрепле-
-----77-----
ния суверенитета, признающими законным понятие «народ как нация». Государства постепенно брали на себя все более широкие социальные обязанности в заботе о благосостоянии своих народов. В результате образовалось средоточие власти: государство получило высший приоритет не только в политике, но также и в экономической, культурной и социальной стратегии» (Taylor, 1996, 1919}. Критика государственно-центристской ориентации теории отмечает, что она: 1) абсолютизирует юридический аспект принципа суверенитета; 2) расширяет содержание суверенного статуса; 3) признает, что государство олицетворяет собой наивысшую степень гражданской идентичности и лояльности; 4) рассматривает государства как единообразную и единственную форму политической организации; 5) разделяет государственный и частный сектора в абстракции; 6) рассматривает и аналитически трактует государства антропоморфно как унифицированные субъекты (Фергюсон, 1998, 202),
Таким образом, фактом оказалось, что идеализация государства далека от реалий жизни, хотя и не всякая практика является критерием эффективности. Скептическая позиция сводится к тому, что: 1) государство не монолитно, а характеризуется множественностью центров выработки политики, каждый из которых руководствуется своими представлениями об общественных интересах; 2) государственная политика не всегда может быть последовательной в пространственном (центр-местные власти; центр-подразделения) и временном аспектах; 3) политика может определяться корыстью госчиновников и групп давления; 4) те, кто принимает решения, не всегда представляют себе, как работает экономика; 5) существуют проблемы исполнения решений; 6) принятые решения необратимы (Тащи, 1998, 57); 7) подвергается сомнению тезис господствующей теории, объясняющей возрастание, формирование и распространение официальных бюрократических организаций с помощью функциональных терминов, когда целесообразные бюрократические структуры наиболее продуктивны, а эффективность координации отношений, усложняющихся под воздействием расширения рынков и технологических изменений, определяется разделением труда и ответственности на пути бюрократической институционализации.
Все аргументы против госинтервенционизма можно свести к следующему тезису: дело не в том, что работникам и администрации не достает побудительных мотивов для производства нужных продуктов правильными способами, — даже если бы они были святыми, они не смогли бы сделать этого из-за недостатка соответствующей информации (Бриттан, 1998, 59). В целом обсуждение подобных проблем требует места, поэтому можно предложить лексикографическое решение: государство стало не столько поддерживать и дополнять рынок, сколько конкурировать с ним и подменять его.
-----78-----
Глава 8. МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ
8.1. Понятие планирования
Планирование— прежде всего мыслительный процесс. Планировать значит предполагать, рассчитывать (С. И. Ожегов). Каждый человек решает, планировать ему свои действия, свою жизнь или нет. Равно и общество вправе решать этот вопрос. Цивилизованные страны решают его в пользу планирования.
Как мыслительный процесс планирование есть свойство жизнедеятельности человека, социума. Ф. Энгельс писал; «Чем более люди отдаляются от животных, тем более их воздействие на природу принимает характер преднамеренных, планомерных действий, направленных на достижение определенных заранее известных целей». И далее: «Планирующая работу голова уже на очень ранней стадии развития общества (например, уже в простой семье) имела возможность заставить не свои, а чужие руки выполнять намеченную работу» (Маркс, Энгельс, 494, 493).
Планирование не только мыслительный, но и социальный процесс. Оно организовывается в контексте человеческих взаимодействий, связей, взаимоотношений в социополитической среде (Саати, Керне). Планирование как социальный процесс есть нечто большее, чем составление плана. В нем задействованы общественные силы, которые опираются на политический процесс: на достижение соглашений, консенсуса и на иные формы разрешения конфликта (Бенвенисте). Планирование безусловно связано с экономическими отношениями, поскольку в него включены субъекты хозяйственной и общественной жизни, различающиеся своими экономическими интересами. Таким образом, планирование— сложный социально-экономический и организационно-политический процесс. Поэтому его нельзя определить одной дефиницией, В отечественной литературе советского периода планирование рассматривалось как форма реализации планомерности, как совокупность процессов, осуществляющих организационно-экономическую функцию социа-
-----201-----
лиетического государства. Известный советский экономист И.М. Сы-роежин определял планирование как процесс принятия решений, охватывающий все общественное хозяйство. Для реализации этого процесса необходима система органов планомерного руководства хозяйством, миссия которых состоит в предоставлении плановых заданий, которые интерпретируются