Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелецких подразделений и их расформирование. (Однако их отдельные части участвовали еще во взятии Нарвы в 1704 г. и Полтавской битве 1709 г.)
В 1713 г. прекратили свое существование полки московских стрельцов, городовые же патрульно-постовые части просуществовали до 1740 г.
С 1699 г. начинается формирование рекрутской системы наборав армию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадского населения были сформированы два полка.
К 1705 г. было собрано уже 27 полков, набор осуществлялся по установленным рекрутским округам.
С 1723 г. на основе переписи была введена, система подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено 53 рекрутских набора, давших 284 тысячи солдат). Закрепленный порядок позволил сформировать многочисленную, хотя и плохо обученную армию.
Управление армией осуществляли в начале XVIII в. Разрядный приказ и Приказ военных дел, созданный для руководства полками "нового строя".
Были упразднены Иноземский и Рейтарский приказы.
Обеспечением армии ведали
· Приказ генерал-комиссара,
· Приказ артиллерии (1700 г.)
· и Провианский приказ (1700 г.).
Стрельцами ведал Приказ земских дел.
После создания Сената часть военного управления переходит к нему, часть — Военной канцелярии, созданной из слившихся военных приказов.
Централизация военного управления завершилась созданием
· Военной коллегии (1719 г.)
· и Адмиралтейства (1718 г.).
В 1719 г. вводится изданный в 1716 г. "Устав воинский", регламентировавший
· состав и организацию армии,
· отношении командиров и подчиненных,
· обязанности армейских чинов.
В 1720 г. был принят Морской устав.
Управление церковью
Со смертью патриарха Адриана в 1700 г. решением Петра I было упразднено российское патриаршество.
Вместо патриарха церковную организацию возглавил “местоблюститель“.
Церковными делами ведали Духовная коллегия и Монастырский приказ— вполне бюрократические учреждения.
В 1721 г. был образован Святейший Синод, ставший высшим органом церковного управления. Синод возглавлял светский — обер-прокурор, опиравшийся на штат церковных фискалов.
Управление церковными землями стал осуществлять Монастырский приказ, вошедший в Синод в качестве составной структуры.
Монархпревратился в юридического главу церкви.
· Он решал вопросы организации церковной жизни,
· назначения иерархов.
Церковь потеряла свою роль идеологической оппозиции светским властям: любые решения монарха не подвергались обсуждению.
8. Госслужба
Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722 г.). Ее принятие свидетельствовало о целом ряде новых обстоятельств:
1) бюрократическое начало в формировании государственного аппарата несомненно победило начало аристократическое (связанное с принципом местничества).
Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими критериями для продвижения по службе.
Признаком бюрократии как системы управления являются: вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции.
Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали
· профессионализм,
· специализация,
· нормативность.
Отрицательными —
· его сложность,
· дороговизна,
· работа на себя,
· негибкость;
2) сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей, юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина и он мог передавать титул по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство.
Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический;
3) Табель о рангах уравнивала службу военную со службой гражданской:
· чины и звания присваивались в обеих сферах,
· принципы продвижения по службе были аналогичными.
Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими пятнадцатилетнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была, несомненно, обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии;
4) подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться
· в специальных школах и академиях
· в России и за рубежом.
Степень квалификаций определялась
· не только чином,
· но и образованием,
· специальной подготовкой.
Обучение дворянских недорослей осуществлялось часто в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).
Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур.