Изменение характера верховной власти при Петре I. Новая идеология монархии
Эпоха Петра Великого, изменив исторические судьбы России, принесла качественно новое понимание власти государя и системы государственного управления в целом. Сама фигура Петра I вызывает весьма противоречивые оценки: от провозглашения его как величайшего преобразователя России, открывшего новые исторические перспективы, до восприятия его как деятеля, свернувшего Россию с ее органического исторического пути, лишившего ее национального своеобразия и исконно русских основ.
В допетровской Руси основу идеологии власти составляли византийские воззрения. Церковь была посредницей между Богом и властью. На различных этапах истории Московского царства взаимоотношения между властью и церковью строились, несмотря на все сложности, на идее богоустановленности власти государя. Живые традиции значительной, а порой решающей роли боярства влияли на характер власти государя. В этом плане Петром I был сделан решительный поворот к новым идеям в русле тогдашних государственно-правовых западноевропейских традиций и понятий естественного права:
1. Законодательно новый принцип абсолютной власти монархабыл закреплен в «Артикуле воинском с кратким толкованием» (1716, марта, 30). Петр I лично принимал самое непосредственное участие в его составлении и придавал ему значение общегосударственного закона, распространявшегося и на гражданскую сферу. Определение существа верховной власти было взято целиком из шведского права, составленного шведским Ригсдагом в 1693 г.: «Его Величество есть самовластный Монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский Государь, по своей воли и благонамерению управлять».
Несколько позднее в Духовном Регламенте (1721 г.) подчеркивалось: «Монархов власть есть самодержавная, которой повиноваться сам Бог за совесть повелевает». Петровское понимание исходило из рационалистического ее основания. Основной идеолог петровского правления Феофан Прокопович в трактате «Правда Воли Монаршей», излагая по поручению Петра теоретические основы монархии, утверждал, что российские подданные должны были вначале заключить договор между собой, а затем народ «волей своей отрекся и отдал ее монарху». Другими словами, обосновывается идея о договоре как источнике абсолютизма, который, утвердившись в лице государя, может законом повелеть своему народу не только все, что относится к его пользе, но и все то, что считает нужным монарх. Особо следует подчеркнуть, что такое толкование русской монархической власти вошло в полное собрание законов Российской империи.
2. Абсолютизм Петра I трактовался как владычество разума, олицетворенного монархом, являвшимся, по собственному выражению Петра I, «первым слугой» на службе государства и его верховным полновластным неограниченным распорядителем.
Государство – Бог – это своеобразная «религия» Петра I. Отсюда его раздражение от старомосковских традиций и обычаев, косности и отсталости, которые препятствуют в достижении этих целей. Стремление к полному демонстративному разрыву с прежними представлениями о власти своеобразно реализуется в преобразованиях культуры и быта, вмешательстве во все стороны жизни общества и частной жизни.
3. Для петровской концепции власти основополагающее значение имела идея регулярного государства.
Регламентация всех сторон государственной жизни, устройства и функций государственных учреждений, полномочий и обязанностей, всеобщего и всепроникающего контроля составляли существо новой государственности, по мысли Петра I. Можно говорить о недостижимости подобного идеала государства, но для Петра это были определяющие принципы.
Задачи всеобщей регламентации охватывали все сферы государственного управления и воплощались в бесчисленных указах монарха.
4. Принципиально новым для русской идеологии власти стал взгляд Петра I на церковь как на подчиненную государству силу, в чем видится прямое влияние протестантизма с его принципом «чья земля, того и вера». Эти идеи были воплощены в принципе «Духовного Регламента»: монарх есть «крайний судья» бывшего церковного управления.
Основные черты преобразований управления в эпоху Петра I связаны с качественным усилением верховной власти и установлением абсолютизма, что привело к рождению империи. Титанические усилия Петра I, начиная с жесточайшей казни стрельцов (царь лично рубил головы), увенчались принятием титула Императора и Отца Отечества.
Произошедший разрыв со старыми правовыми традициями самодержавия сказался на изменении порядка престолонаследия. В силу политических мотивов законный престолонаследник (царевич Алексей) был лишен права наследования.
В 1722 г. издается “Указ о наследии престола“, утвердивший право монарха по собственной воле назначать наследника престола.
Произошел разрыв с принципом божественной благодати, нисходящей на монарха, ее сменила воля императора.
Т.о. Монарх являлся источником всей исполнительной власти и главой всех государственных учреждений.
· Присутствие монарха в определенном месте прекращало действие всей администрации и власть автоматически переходила к монарху.
· Все учреждения империи должны исполнять указы и постановления монарха, публичные государственные дела получали приоритет перед делами частными.
· Монарх утверждал все основные должности,
· осуществлял производство в чины (в соответствии с Табелью о рангах),
· стоял во главе орденской и наградной системы империи.
· Монарх являлся верховным судьей и источником всей судебной власти.
· Он мог решать любые дела, независимо от решения любых судебных органов.
· Его решения отменяли любые другие.
· Монарху принадлежало право помилования и право утверждения смертных приговоров (дела, проходившие по Преображенскому приказу и Тайной канцелярии).
· Монарх мог решать дела, не урегулированные законодательством и судебной практикой — достаточно было его воли.
· Царь был верховным главнокомандующим армии, ведал формированием полков, назначением офицеров, устанавливал порядок и план боевых действий.
Монархпревратился в юридического главу церкви.
· Он решал вопросы организации церковной жизни,
· назначения иерархов.
Церковь потеряла свою роль идеологической оппозиции светским властям: любые решения монарха не подвергались обсуждению.
Высшие органы управления
Решение громадных исторических задач выведения России в новое состояние, преодоления ее вековой отсталости в сравнении с хорошо знакомыми Петру I западноевропейскими странами неизбежно требовали качественно новых государственных учреждений.
Усиление власти Петра выразилось в создании Кабинета с личной канцелярией (1704—1727 гг.). Кабинет был военно-походной канцелярией, через него Петр I поддерживал связь с Сенатом, Синодом, коллегиями и губернаторами, вел переписку по горным, мануфактурным делам, с заграницей. Сюда же поступали челобитные, жалобы, доносы.
Кабинета Петра I, впервые упомянутого в октябре 1704 г. (упразднен в мае 1727 г.). Это была личная канцелярия царя, где сосредоточивались громадная переписка, челобитные, доносы, документы самого различного характера. В Кабинете велся «Юриал» – журнал, куда заносились ежедневные записи о местонахождении, времяпрепровождении и деятельности царя. Во главе стоял кабинет-секретарьА.В. Макаров (с 1722 г. – тайный кабинет-секретарь), в его подчинении находилось несколько подьячих,с введением коллегий именовавшихся канцеляристами.
Боярская дума
Численность Боярской думы постоянно возрастала и ее внутренняя структура начала дифференцироваться: уже в конце XVII в. из состава Думы официально выделилась "Ближняя дума" — прототип кабинета министров.
В 1681 г. выделяется еще одна структура — Расправная палата, просуществовавшая до 1694 г.
Боярская дума превращалась из политического совета в судебно-управленческий орган.
В 1701 г. функции Боярской думы переходят к Ближней канцелярии, координирующей работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединялись в Совет, получивший название Конзилии министров (8—14 человек).
Сенат
В 1711 г.прекратились дальнейшие трансформации Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества, исчезает окончательно.
Его заменяет на вершине властной пирамиды новый бюрократический орган – Правительсвующий Сенат (1711 г.).
Принципы его формирования (выслуга, назначение) и деятельности (специализация, следование инструкциям и регламентам) существенно отличались от принципов (традиция, спонтанность) Боярской думы.
Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военном походе.
По Указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательстве, временно замещать царя.
Статус нового органа не был детализирован, это произошло несколько позже посредством двух дополнительно принятых указов, из которых стало ясно, что Сенат становится постоянно действующим органом.
К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. О законодательных полномочиях Сената ничего не говорилось.
Организационная структура Сената включала
· присутствие, где выносились решения,
· и канцелярию во главе с обер-секретарем, которая осуществляла делопроизводство.
Решения принимались
· коллегиально
· и только единогласно.
В 1712 г. при Сенате была восстановлена Расправная палата, рассматривавшая дела местных судов и администрации в качестве апелляционной инстанции.
В 1718 г. в состав Сената, кроме назначенных царем членов вошли все президенты вновь созданных учреждений-коллегий.
В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами императора.
Во-первых был изменен состав Сената: в него могли входить высшие сановники (по Табели о рангах — действительные тайные и тайные советники), не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий не входили в его состав и Сенат превращался в надведомственный контрольный орган.
Для контроля за деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреждена должность генерал- ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь Сената.
Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры при коллегиях.
Кроме того, при Сенате образовывались должности
· рекетмейстера (принятие жалоб и апелляций)
· и герольдмейстера (учет служащих дворяне).
Указом "О должности Сената" этот орган получает право издавать собственные указы. Устанавливался регламент его работы: обсуждение и принятие решений, регистрация и протоколирование.
Круг вопросов, которые рассматривал Сенат, был достаточно широким:
· анализ материалов, представляемых государю,
· важнейшие дела, поступавшие с мест (о войне, бунтах, эпидемиях),
· вопросы назначения и выборов высших государственных чинов.
Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял контроль за его деятельностью.
Генерал-прокурориобер-прокурор могли быть назначены и отстранены только монархом.
Во главе Сената он поставил генерал-прокурора П.И. Ягужинского, наделив его очень широкими полномочиями.
· Так, в отсутствие царя он должен был быть “царевым оком”.
· Генерал-прокурор осуществлял надзор за работой Сената,
· председательствовал на его заседаниях
· и даже имел право законодательной инициативы.
· Ему подчинялись генерал-фискал и канцелярия Сената.
Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом (коллегиями и канцеляриями).