Вопрос 1. Четвертая республика во Франции

1. Падение Третьей республики стало результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г.

После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управ­лялась немецкими оккупационными органами. В южной, не оккупированной, зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна, получившего название "правительства Виши".

Конституция 1875 г. формально не была отменена, однако фактически республика перестала существовать. Рядом декре­тов Петэн отменил должность президента республики и возло­жил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой государственной власти.

Осенью 1942 г. немцы ввели свои войска и в южную зону Франции, тем самым фактически ликвидировав остатки госу­дарственности.

2. С первых дней оккупации страны французские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. В противовес правительству Петэна в Лондоне в 1940 г. был образован правительственный комитет "Свободная Франция", имевший целью объединить французские силы для борьбы за освобождение Франции.

Летом 1943 г. был создан единый Французский комитет нацио­нального освобождения, позже реорганизованный во Временное правительство Франции во главе с генералом де Голлем. В это же время была сформирована Консультативная ассамблея, со­стоявшая из представителей всех политических партий и групп, борющихся или выступающих за освобождение Франции.

Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Фран­ции, и в результате их действий, соединенных с общенацио­нальным движением Сопротивления, к концу 1944 г. Франция была в основном освобождена.

Важнейшим вопросом внутриполитической жизни страны по­сле ее освобождения являлось будущее государственного строя, проблема новой конституции.

Получив на выборах в Учредительное собрание в октябре 1945 г. наибольшее количество депутатских мандатов, коммунисты, социалисты и католическая партия МРП образовали новое, трехпартийное Временное правительство и добились выработки проекта конституции на основе своей программы. Однако на референдуме он был отклонен.

Второй проект был разработан в 1946 г. новым составом-Учредительного собрания. После утверждения на референдуме этот проект конституции стал Основным законом Франции.

3. В преамбуле новой Конституции 1946 г. торжественно под­тверждались права и свободы человека и гражданина, данные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались:

ü равные права всех граждан вне зависимости от пола;

ü право политического убежища для лиц, борющихся за свободу;

ü обязанность работать и право на получение должности вне за­висимости от происхождения, взглядов, вероисповедания;

ü право на организацию профсоюзов и проведение стачек; право на заключение коллективных договоров;

ü социальная помощь детям, матерям, инвалидам;

ü обязательство республики не вести завоевательных войн.

Конституция предусматривала учреждение парламентской рес­публики.

Парламент должен был состоять из двух палат:

ü Национального собрания, которое избиралось на пять лет на основе всеобщего и прямого избирательного права. Только Националь­ное собрание имело право принятия законов. Законодательной инициативой наделялись члены парламента и председатель Со­вета министров;

ü Совета республики, который избирался коммунами и департа­ментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. Совет республики получил право рассматривать законо­проекты, принятые Национальным собранием. Свое заключе­ние по законопроектам Совет республики должен был представ­лять в двухмесячный срок. Если заключение не соответствует тексту законопроекта, принятого Национальным собранием, последнее рассматривает проект или предложение закона во втором чтении и выносит окончательное решение.

Высшим представителем государственной власти Конституция объявила президента республики. Он избирался парламентом сроком на 7 лет и мог быть переизбран еще на один срок.

Однако должность президента в условиях Четвертой республики (1946-1958) была во многом номинальной.

Органом, возглавляющим непосредственное государственное уп­равление страной, являлся Совет министров во главе с председа­телем. Кандидат на пост председателя представлял на рассмот­рение Национального собрания программу будущего кабинета.

Если он получал вотум доверия при открытом голосовании аб­солютным большинством голосов, то декретом президента проводилось назначение его и министров.

Председатель Совета министров обеспечивал исполнение зако­нов, непосредственно руководил всем государственным аппаратом, осуществлял общее руководство вооруженными силами.

Четвертая республика "не прижилась" во Франции. Данная по­литическая система привела к хронической нестабильности, без­властию, постоянным правительственным кризисам. В 1958 г. в Алжире начался вооруженный мятеж против правительства, в ходе которого во Франции едва не была установлена военная диктатура. В последний момент парламент Франции наделил фак­тически диктаторскими полномочиями героя войны генерала Ш. де Голля, который подавил мятеж и построил во Франции новую политическую систему.

Вопрос 2. Пятая республика во Франции (с 1958 г.)

1. Конституция была одобрена общенациональным референдумом в 1958 г. Установленный этой Конституцией строй именуется Пятой республикой.

Новая Конституция устанавливала в стране сильную прези­дентскую власть и расширила права исполнительной власти в ущерб законодательной.

2. Глава государства - президент, избирается на 5 лет (в 1958-2002 гг. он избирался на 7 лет) прямым всенародным голосованием и обладает широкими полномочиями. В исполнительной сфере он:

ü назначает и смещает премьер-министра и членов правительства;

ü председательствует на заседаниях правительства, в Совете, и Ко­митете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры;

ü имеет полномочия главы вооруженных сил, право назначения на высшие гражданские и военные должности.

В законодательной сфере он имеет право:

ü подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей;

ü оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет;

ü передавать законопроекты на референдум, минуя парламент;

ü обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению;

ü принимать ордонансы, имеющие силу закона.

Ему отводится роль "высшего арбитра", призванного обеспечи­вать нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства. Президент не несет по­литической ответственности ни перед каким органом и никем не контролируется.

Президент получил также право роспуска нижней палаты пар­ламента.

Он представляет Францию в международных отношениях, на­деляется значительными прерогативами в области внешней по­литики.

Особое значение имеет право президента объявлять чрезвы­чайное положение.

3. Исполнительная власть наряду с президентом принадлежит правительству - Совету министров, в состав которого входят государственные министры, министры и государственные секретари.

Премьер-министр считается согласно Конституции вторым ли­цом в государстве. Он руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов, может по поручению пре­зидента и с определенной повесткой дня председательствовать вместо президента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом.

4. Высший орган законодательной власти Франции - парламент,
состоящий из двух палат: Национального собрания и Сената.
Депутаты Национального собрания избираются прямым голо-
сованием граждан, а Сенат - косвенным голосованием.

Парламент собирается на две очередные сессии в году, общая продолжительность которых не может превышать 170 дней. Чрезвычайные (внеочередные) сессии созываются президентом по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Предусматривается парламентская неприкосновенность депутатов.

Законодательная компетенция парламента ограничивается во­просами, указанными в конституции; из его введения исклю­чены многие сферы государственного управления, которые регламентируются актами правительства.

5. Органом конституционного надзора является Конституционный совет. Он решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также со­ответствия Конституции нормативных актов, принятых парла­ментом. Совет состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Они назнача­ются поровну председателями палат и президентом, причем председатель Конституционного совета назначается президен­том и его голос является решающим в случае, если голоса раз­делились поровну. В состав Совета пожизненно входят бывшие президенты страны.

6. В департаментах центральная власть представлена префектом, назначаемым президентом. Префект руководит всеми служба­ми центральных ведомств в департаменте, а также полицией, осуществляет административный контроль над муниципальными службами и т. д.

Имеется также орган самоуправления - генеральный совет, из­бираемый населением.

В коммунах избирается муниципальный совет, из состава кото­рого избирается мэр.

7. Судебная система включает суды низшей инстанции и суды
второй (большой) инстанции. Имеются также исправительные
суды, апелляционные суды и суды ассизов.

Высшая судебная инстанция - Кассационный суд. Существуют также специальные суды: суд государственной безопасности, торговые суды, трудовые суды (так называемые "советы сведу­щих людей"), суды по делам несовершеннолетних.

ЛЕКЦИЯ 20

Наши рекомендации