ТЕМА: ЯПОНИЯ и КИТАЙ в XIX – XX вв.

Цель:Изучить развитие Японии и Китая в XIX – XX вв.

Форма занятия:лекция

Время проведения:1 час 20 минут

Место проведения:Учебная аудитория

ВОПРОСЫ:

Япония в XIX в.

Китай в XIX – начале XX вв.

ЛИТЕРАТУРА:

Абдурахманова И.В. История зарубежных стран. – М., 2005

Батыра К.И. Всеобщая история государства и права. – М., 2009

Крашенинников Н.А. История зарубежных стран. Ростов - на Дону, 2009

Кудинов О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2006

Орлова Н.Е. История государства и права зарубежных стран. – М., 2009

Желудков А.В. История государства и права зарубежных стран. – М., 2007

Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2008

Черниловский З.М. Хрестоматия по истории зарубежных стран. – М. 2009

Якушев А.В. История государства и права зарубежных стран. - Спб. 2008

Борисюк В. И. Политические институты США. - М., 2008

Ивонин Ю. Е. Становление европейской системы государств. - Минск, 2009

История Европы с древнейших времен до наших дней. Т. 1- 4. - М., 2004

Колобова К. М. Возникновение и Афинского государства. -СПб., 2009

Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе. - СПб., 2000

Прокопьев В. П. История германской государстсвенности. – М., 2004

Ратиани Г. М. Франция: судьба двух республик. - М., 2000.

Розин В.М. Генезис права. - М., 2000.

Разумович Н. П. Политическая и правовая культура: Древняя Греция. 2009

Савельев В. А. Капитолий США: Прошлое и настоящее. - М., 2008

Семиряга М. И. Тюремная империя нацизма и ее крах. - М., 2001

Сироткин В. Г. История Франции: Пятая республика. - М., 2009

Хачатурян Н. А. Сословная монархия во Франции XII – XV вв. -М., 2008

Шишова И. А. Раннее законодательство в античной Греции. - СПб, 2001

Филиппов С. В. Судебная система США. - М., 2000

Чиркин В. Е. Государственная власть в развивающихся странах. - М., 2000

Эйдус Х.М. История Японии с древнейших времен до наших дней. - М., 2005

Вопрос 1. Япония в XIX в.

1. До середины XIX в. Япония представляла собой централизован­ное феодально-абсолютистское государство.

Главой государства считался император, но его власть имела лишь номинальное значение. Настоящим военно-феодальным правителем еще с XII в. был сёгун (полководец) - высшее должностное лицо, являвшееся главнокомандующим и началь­ником всего аппарата государственного управления, сосредо­точившее в своих руках исполнительно-распорядительную и законодательную власть, а также фискальные функции. Долж­ность сегуна была наследственной и традиционно замещалась представителями крупнейших феодальных домов.

Опору сёгуната составило сословие бусы - воины-феодалы. Высшим его слоем были личные вассалы сегуна, низшим -мелкое военное дворянство, самураи.

Еще в средние века правительством была установлена система четырех сословий со строгой сословной регламентацией:

ü самураи;

ü крестьяне;

ü ремесленники;

ü торговцы.

Феодальная организация землевладения в целом характеризовалась наличием большого количества мелких крестьянских хозяйств, находившихся в собственности крупных феодалов, которые с помощью вассалов управляли своими владениями. Крестьяне отдавали князьям в виде поборов и повинностей более поло­вины урожая. В стране непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания.

Постепенно в деревне складывалась прослойка "новых поме­щиков", которая формировалась из среды купцов, ростовщи­ков, деревенской верхушки, частично из самураев.

Возникли мануфактуры - хлопчатобумажные, шелкоткацкие. Капиталистическая мануфактура появилась в конце XVIII - в первой половине XIX вв., однако ее развитие тормозили фео­дальная регламентация, большие налоги, узость внутреннего рынка.

Под давлением США и европейских государств японское пра­вительство было вынуждено отказаться от политики самоизо­ляции. В 1853 г. под угрозой применения силы Япония заключила торговый договор с США на их условиях. Вскоре аналогичные договоры были подписаны с европейскими державами. Появи­лась угроза превращения страны в полуколонию.

Все это обострило внутренний кризис и привело к слиянию антифеодальной борьбы и национально-освободительного движения. Против существующего порядка выступили основные социальные слои японского общества: крестьянство, рабочие, ремесленники, торгово-промышленная буржуазия, самураи, не­которые князья. Были сформулированы задачи движения: сверг­нуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы.

2. В октябре 1867 г. в Японии началась так называемая революция Мэйдзи исин (обновление Мэйдзи, просвещенного правления).

Так как промышленная буржуазия еще только зарождалась и не сложилась в самостоятельную политическую силу, то во главе движения оказались низшее самурайство, которое под­вергалось сильному буржуазному влиянию, умеренно радикаль­ные круги дворянства, связанные с императорским двором. Борьба за свержение сёгуната велась под лозунгом восстанов­ления власти императора. Был объявлен сбор военных сил, поддерживающих императора

От имени императора в январе 1868 г. руководители движения объявили о свержении правительства сегуна и образовании но­вого правительства во главе с императором. Сёгун двинул про­тив них верные ему войска, но они потерпели поражение. В мае 1868 г. сёгун капитулировал. Власть перешла в руки князей и самураев - сторонников императора. Было официально объ­явлено о восстановлении императорской власти.

В результате этой революции была ликвидирована феодальная система и образовалось централизованное буржуазно-помещичье государство. Раздробленность и недостаточная организован­ность крестьянского движения, относительная слабость буржуа­зии обусловили незавершенный характер этой революции. Тем не менее страна вступила на путь буржуазного развития, о чем свидетельствовали начавшиеся экономические и политические реформы.

3. В сфере экономических отношений были проведены следующие реформы:

ü распущены цеховые монополии - упразднены цеха и гильдии, а также связанная с ними регламентация ремесла и торговли;

ü провозглашены буржуазные свободы: свобода купли-продажи земли, выбора профессии и места жительства и др.;

ü введено формальное равенство всех сословий перед законом;

ü установлено право частной собственности на землю (все вла­дельцы земли становились ее собственниками);

ü введен единый поземельный налог, заменивший многочислен­ные феодальные подати.

Закрылись все внутренние таможни. Вводились единые для всей страны единицы измерения.

В 1872 г был принят закон о всеобщем начальном образовании.

В политической сфере:

ü неравноправные международные договоры были аннулированы;

ü армия реорганизовалась по германскому образцу, а флот - по английскому, была введена всеобщая воинская повинность; са­мураи сохранили привилегированное право на занятие офицер­ских должностей.

В сфере государственного управления:

ü ликвидированы княжества и вместо них созданы префектуры;

ü вместо прежних четырех учреждены три сословия, в состав ко­торых вошли бывшие князья и придворная аристократия; дво­рянство; сословие простого народа, к которому относилась и торгово-промышленная буржуазия.

Были учреждены министерства по отдельным отраслям управ­ления, а в качестве высшего органа исполнительно-распоряди­тельной власти создан кабинет министров при императоре. При этом назначения на должности проводились по конкурс­ной системе. Вместо старых границ феодальных княжеств было установлено административно-территориальное деление по гу­берниям.

4. В 1889 г. была опубликована конституция, составленная по прусскому образцу и юридически закрепившая союз между мо­нархией, высшей бюрократией, помещиками и крупной бур­жуазией.

Император как глава государства наделялся исключительно ши­рокими правами - объявлять войну и мир; заключать междуна­родные договоры; вводить осадное положение, сосредоточивая в своих руках чрезвычайные правомочия; в качестве верховного главнокомандующего устанавливать структуру и численный со­став вооруженных сил, включая оклады личного состава; в сфе­ре государственного гражданского управления определять струк­туру министерств, назначать, увольнять, определять оклады всех должностных лиц.

Император назначал главу исполнительной власти - министра-президента, а по его представлению - остальных министров.

Законодательную власть император осуществлял совместно с парламентом. Император созывал и закрывал парламент, от­срочивал парламентские заседания, распускал нижнюю палату - палату депутатов. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без его утвер­ждения и подписи.

Парламент состоял из двух палат:

ü палаты пэров, в которую входили члены императорской фами­лии, титулованная знать, а также лица, назначенные императором;

ü палаты депутатов, которую составляли лица, победившие на выборах.

Обе палаты и правительство наделялись правом законодатель­ной инициативы. Законопроекты обсуждались палатами раз­дельно и утверждались абсолютным большинством.

Отдельная глава конституции была посвящена правам и обязан­ностям подданных. Объявлялись неприкосновенность собствен­ности, свобода слова, печати, собрания и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям, тайна переписки и т. д.

Избирательным правом наделялись только мужчины, достигшие 25 лет.

Вопрос 2. Китай в XIX - начале XX вв.

1. В 1644 г. в Китае пришла к власти маньчжурская династия Цин.

При Цинской династии, опиравшейся на крупных маньчжур­ских и китайских феодалов, была создана деспотическая монар­хия с сильной армией и хорошо налаженным разветвленным бюрократическим государственным аппаратом.

Китайский император сосредоточил в своих руках верховную законодательную, судебную и административную власть, а также обладал исключительным правом принесения жертв и молений "Верховному Небу". Он был неограниченным монархом, за­мещавшим трон наследственно и по принципу первородства, но мог перед кончиной избрать своим преемником любого из своих сыновей, а если таковых не было, то любого из принцев императорской крови.

Высшими государственными органами империи Цинов являлись Императорский секретариат и Военный совет.

Высшая исполнительная власть осуществлялась, как и ранее через шесть ведомств (приказов): чинов, налогов (финансовое),
церемонии (обрядов), военное, уголовных наказаний, общественных работ.

Управление на местах в Китае времен Цинской династии ха­рактеризовалось наличием сильной власти. Территория страны делилась на провинции, а последние, в свою очередь, подраз­делялись на области, округа и уезды. Каждую провинцию воз­главляли два губернатора, военный и гражданский, подчиняв­шиеся наместнику. Областями, округами и уездами управляли начальники при помощи чиновников и старост.

Судебная власть на всех уровнях была соединена с админи­стративной.

2. Цинская династия проводила политику изоляции страны от внешнего мира, но с конца XVIII в. капиталистические государ­ства Европы усилили давление на Китай, стремясь "открыть" его любой ценой. Великобритания в первую очередь предприняла попытки получить новые рынки сбыта и источники сырья.

С 1839 г. англичане развернули против Китая военные дейст­вия, которые положили начало "опиумным войнам" (эти войны длились с 1840 по 1842 гг.). Государственный бюрократический аппарат Цинской империи был сильно ослаблен вследствие коррупции и взяточничества; армия, оснащенная устаревшим оружием и имевшая плохую подготовку и выучку, не была в состоянии эффективно оборонять разросшуюся вследствие за­воевательных войн империю, не могла противостоять перво­классно вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии.

В августе 1842 г. в Нанкине Китаем был подписан неравно­правный договор с Англией, а в 1844 г. аналогичные договоры с Китаем были заключены США и Францией. По этим договорам цинское правительство обязалось открыть для английской тор­говли пять портов, уплатить огромную контрибуцию, устано­вить льготные таможенные тарифы, а также предоставить ино­странцам рад привилегий:

ü право экстерриториальности;

ü право на концессии;

ü принцип наибольшего благоприятствования.

Поражение Китая ознаменовало начало его превращения в по­луколониальную страну. Иностранные товары подрывали ре­месленное производство, увеличивалось налоговое бремя, вво­дились всевозможные произвольные поборы.

Одним из следствий "опиумной войны" стало Тайпинское вос­стание, которое в 1850 г. подняла религиозная секта тайпинов (легальная христианская организация). В ходе восстания была создана дисциплинированная повстанческая армия и провозглашено создание «Небесного государства великого благоденствия». После ряда крупных военных успехов тайпины в марте 1853 г. захватили Нанкин, который переименовали в Небесную столицу.

В Нанкине руководители восстания опубликовали "Земельную систему Небесной династии", представлявшую собой программ­ный документ преобразования китайского общества и государ­ства. Он был основан на идеях "крестьянского коммунизма", на началах уравнительности всех членов общества и преду­сматривал распределение земли на уравнительных началах, ос­вобождение крестьян от арендной платы помещикам, предос­тавление равноправия женщинам, государственное содержание нетрудоспособных, меры борьбы с коррупцией и др. Земля и основные средства производства были национализированы, иметь крупные денежные суммы или иную крупную собствен­ность было запрещено.

На практике социально-экономическая политика тайпинов свелась к уменьшению арендной платы за землю с крестьян и переложению значительной части налогового бремени на по­мещиков и богачей.

Еще в 1856 г. среди руководящей верхушки тайпинов началась распря, а в 1857 г. часть повстанцев ушла в юго-западные про­винции. Затем (с 1862 г.) в гражданской войне приняли активное участие англо-французские интервенты на стороне цинского правительства, ив июле 1864 г. столица тайпинов Нанкин бы­ла взята цинскими войсками. С захватом столицы и гибелью главных руководителей перестало существовать и тайпинское государство.

3. Тайпинское восстание и "опиумные войны" потрясли Цинский Китай и подтолкнули правящие круги к признанию необходи­мости реформ.

В структуре государственных органов были произведены неко­торые преобразования: учреждена Главная канцелярия по иностранным делам; отменена система двух губернаторов в провинциях (военного и гражданского), и местная власть сосредоточилась в руках на­местников; в провинциях закрепились комитеты по восстановлению порядка.

В 1860-х - начале 1880-х гг. император проводил политику "са­моусиления», основное назначение которой сводилось к укреп­лению существовавшего режима. Сторонники этой политики выступали за более тесное сотрудничество с иностранными державами, заимствование иностранного опыта в модернизации вооруженных сил, создание своей военной промышленности, что привело к широкому проникновению в Китай иностран­ных держав. Используя права и привилегии, иностранцы стали пытаться усилить свое политическое влияние. В результате в 60-е -90-е гг. XIX в. по стране прокатилась волна антииностранных выступлений, переходивших в антиправительственные.

В это же время стали создаваться первые китайские капиталис­тические предприятия. Вначале это были казенные или ка­зенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, которые строи­лись провинциальными властями за государственный счет и с насильственным привлечением средств местных торговцев и помещиков, а затем стало развиваться и частное предпринима­тельство. Ведущей силой формирующейся национальной бур­жуазии стали крупные чиновники и помещики. Капиталисти­ческий уклад в Китае пробивал себе дорогу в исключительно трудных условиях господства феодальных отношений в сель­ском хозяйстве, произвола и ограничений со стороны властей, конкуренции иностранного капитала.

Поражение Китая в войне с Японией (1895 г.) и действия за­падных стран активизировали деятельность патриотических сил. Буржуазно-помещичья партия реформ, руководимая Кан Ювзем и представлявшая интересы национальной буржуазии, выступила за модернизацию страны, за проведение реформ с помощью императорской власти. В июне 1898 г. она добилась того, что император Гуансюй (Цзай Тянь) издал указ "Об уста­новлении основной линии государственной политики", а затем привлек группу молодых реформаторов - учеников и едино­мышленников Кан Ювэя для разработки серии радикальных указов, посвященных вопросам экономики, просвещения, дея­тельности государственного аппарата. Этот период 1898 г. во­шел в историю Китая под названием "Сто дней реформ".

Реформы объективно были направлены на создание условий для капиталистического развития Китая, однако издавались в большой спешке, саботировались придворными кругами и бю­рократическим аппаратом и по существу остались на бумаге. В сентябре того же года вдовствующая императрица Цыси произвела дворцовый переворот. Император Гуансюй был арестован, его указы отменены, а руководители реформа­торов казнены без суда и следствия. Реакционная политика Цинской династии вызывала возмуще­ние китайского народа. В 1905 - 1908 гг. по стране прокатилась волна народных восстаний. В 1910 г. численность крестьян­ских восстаний превысила их количество в предшествующие годы. В октябре 1911 г. восстание войск в городе Учан завер­шилось победой. Началась Синъхайская революция, приведшая к свержению монархии и провозглашению Китайской республики. В феврале 1912 г. династия Цин отреклась от престола, а затем Нанкинское собрание делегатов избрало временным президентом Китайской республики Юань Шикая, который в августе 1913 г. установил в стране свою военную диктатуру.

ЛЕКЦИЯ 18

Наши рекомендации