ТЕМА: ЯПОНИЯ и КИТАЙ в XIX – XX вв.
Цель:Изучить развитие Японии и Китая в XIX – XX вв.
Форма занятия:лекция
Время проведения:1 час 20 минут
Место проведения:Учебная аудитория
ВОПРОСЫ:
Япония в XIX в.
Китай в XIX – начале XX вв.
ЛИТЕРАТУРА:
Абдурахманова И.В. История зарубежных стран. – М., 2005
Батыра К.И. Всеобщая история государства и права. – М., 2009
Крашенинников Н.А. История зарубежных стран. Ростов - на Дону, 2009
Кудинов О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2006
Орлова Н.Е. История государства и права зарубежных стран. – М., 2009
Желудков А.В. История государства и права зарубежных стран. – М., 2007
Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2008
Черниловский З.М. Хрестоматия по истории зарубежных стран. – М. 2009
Якушев А.В. История государства и права зарубежных стран. - Спб. 2008
Борисюк В. И. Политические институты США. - М., 2008
Ивонин Ю. Е. Становление европейской системы государств. - Минск, 2009
История Европы с древнейших времен до наших дней. Т. 1- 4. - М., 2004
Колобова К. М. Возникновение и Афинского государства. -СПб., 2009
Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе. - СПб., 2000
Прокопьев В. П. История германской государстсвенности. – М., 2004
Ратиани Г. М. Франция: судьба двух республик. - М., 2000.
Розин В.М. Генезис права. - М., 2000.
Разумович Н. П. Политическая и правовая культура: Древняя Греция. 2009
Савельев В. А. Капитолий США: Прошлое и настоящее. - М., 2008
Семиряга М. И. Тюремная империя нацизма и ее крах. - М., 2001
Сироткин В. Г. История Франции: Пятая республика. - М., 2009
Хачатурян Н. А. Сословная монархия во Франции XII – XV вв. -М., 2008
Шишова И. А. Раннее законодательство в античной Греции. - СПб, 2001
Филиппов С. В. Судебная система США. - М., 2000
Чиркин В. Е. Государственная власть в развивающихся странах. - М., 2000
Эйдус Х.М. История Японии с древнейших времен до наших дней. - М., 2005
Вопрос 1. Япония в XIX в.
1. До середины XIX в. Япония представляла собой централизованное феодально-абсолютистское государство.
Главой государства считался император, но его власть имела лишь номинальное значение. Настоящим военно-феодальным правителем еще с XII в. был сёгун (полководец) - высшее должностное лицо, являвшееся главнокомандующим и начальником всего аппарата государственного управления, сосредоточившее в своих руках исполнительно-распорядительную и законодательную власть, а также фискальные функции. Должность сегуна была наследственной и традиционно замещалась представителями крупнейших феодальных домов.
Опору сёгуната составило сословие бусы - воины-феодалы. Высшим его слоем были личные вассалы сегуна, низшим -мелкое военное дворянство, самураи.
Еще в средние века правительством была установлена система четырех сословий со строгой сословной регламентацией:
ü самураи;
ü крестьяне;
ü ремесленники;
ü торговцы.
Феодальная организация землевладения в целом характеризовалась наличием большого количества мелких крестьянских хозяйств, находившихся в собственности крупных феодалов, которые с помощью вассалов управляли своими владениями. Крестьяне отдавали князьям в виде поборов и повинностей более половины урожая. В стране непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания.
Постепенно в деревне складывалась прослойка "новых помещиков", которая формировалась из среды купцов, ростовщиков, деревенской верхушки, частично из самураев.
Возникли мануфактуры - хлопчатобумажные, шелкоткацкие. Капиталистическая мануфактура появилась в конце XVIII - в первой половине XIX вв., однако ее развитие тормозили феодальная регламентация, большие налоги, узость внутреннего рынка.
Под давлением США и европейских государств японское правительство было вынуждено отказаться от политики самоизоляции. В 1853 г. под угрозой применения силы Япония заключила торговый договор с США на их условиях. Вскоре аналогичные договоры были подписаны с европейскими державами. Появилась угроза превращения страны в полуколонию.
Все это обострило внутренний кризис и привело к слиянию антифеодальной борьбы и национально-освободительного движения. Против существующего порядка выступили основные социальные слои японского общества: крестьянство, рабочие, ремесленники, торгово-промышленная буржуазия, самураи, некоторые князья. Были сформулированы задачи движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы.
2. В октябре 1867 г. в Японии началась так называемая революция Мэйдзи исин (обновление Мэйдзи, просвещенного правления).
Так как промышленная буржуазия еще только зарождалась и не сложилась в самостоятельную политическую силу, то во главе движения оказались низшее самурайство, которое подвергалось сильному буржуазному влиянию, умеренно радикальные круги дворянства, связанные с императорским двором. Борьба за свержение сёгуната велась под лозунгом восстановления власти императора. Был объявлен сбор военных сил, поддерживающих императора
От имени императора в январе 1868 г. руководители движения объявили о свержении правительства сегуна и образовании нового правительства во главе с императором. Сёгун двинул против них верные ему войска, но они потерпели поражение. В мае 1868 г. сёгун капитулировал. Власть перешла в руки князей и самураев - сторонников императора. Было официально объявлено о восстановлении императорской власти.
В результате этой революции была ликвидирована феодальная система и образовалось централизованное буржуазно-помещичье государство. Раздробленность и недостаточная организованность крестьянского движения, относительная слабость буржуазии обусловили незавершенный характер этой революции. Тем не менее страна вступила на путь буржуазного развития, о чем свидетельствовали начавшиеся экономические и политические реформы.
3. В сфере экономических отношений были проведены следующие реформы:
ü распущены цеховые монополии - упразднены цеха и гильдии, а также связанная с ними регламентация ремесла и торговли;
ü провозглашены буржуазные свободы: свобода купли-продажи земли, выбора профессии и места жительства и др.;
ü введено формальное равенство всех сословий перед законом;
ü установлено право частной собственности на землю (все владельцы земли становились ее собственниками);
ü введен единый поземельный налог, заменивший многочисленные феодальные подати.
Закрылись все внутренние таможни. Вводились единые для всей страны единицы измерения.
В 1872 г был принят закон о всеобщем начальном образовании.
В политической сфере:
ü неравноправные международные договоры были аннулированы;
ü армия реорганизовалась по германскому образцу, а флот - по английскому, была введена всеобщая воинская повинность; самураи сохранили привилегированное право на занятие офицерских должностей.
В сфере государственного управления:
ü ликвидированы княжества и вместо них созданы префектуры;
ü вместо прежних четырех учреждены три сословия, в состав которых вошли бывшие князья и придворная аристократия; дворянство; сословие простого народа, к которому относилась и торгово-промышленная буржуазия.
Были учреждены министерства по отдельным отраслям управления, а в качестве высшего органа исполнительно-распорядительной власти создан кабинет министров при императоре. При этом назначения на должности проводились по конкурсной системе. Вместо старых границ феодальных княжеств было установлено административно-территориальное деление по губерниям.
4. В 1889 г. была опубликована конституция, составленная по прусскому образцу и юридически закрепившая союз между монархией, высшей бюрократией, помещиками и крупной буржуазией.
Император как глава государства наделялся исключительно широкими правами - объявлять войну и мир; заключать международные договоры; вводить осадное положение, сосредоточивая в своих руках чрезвычайные правомочия; в качестве верховного главнокомандующего устанавливать структуру и численный состав вооруженных сил, включая оклады личного состава; в сфере государственного гражданского управления определять структуру министерств, назначать, увольнять, определять оклады всех должностных лиц.
Император назначал главу исполнительной власти - министра-президента, а по его представлению - остальных министров.
Законодательную власть император осуществлял совместно с парламентом. Император созывал и закрывал парламент, отсрочивал парламентские заседания, распускал нижнюю палату - палату депутатов. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без его утверждения и подписи.
Парламент состоял из двух палат:
ü палаты пэров, в которую входили члены императорской фамилии, титулованная знать, а также лица, назначенные императором;
ü палаты депутатов, которую составляли лица, победившие на выборах.
Обе палаты и правительство наделялись правом законодательной инициативы. Законопроекты обсуждались палатами раздельно и утверждались абсолютным большинством.
Отдельная глава конституции была посвящена правам и обязанностям подданных. Объявлялись неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собрания и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям, тайна переписки и т. д.
Избирательным правом наделялись только мужчины, достигшие 25 лет.
Вопрос 2. Китай в XIX - начале XX вв.
1. В 1644 г. в Китае пришла к власти маньчжурская династия Цин.
При Цинской династии, опиравшейся на крупных маньчжурских и китайских феодалов, была создана деспотическая монархия с сильной армией и хорошо налаженным разветвленным бюрократическим государственным аппаратом.
Китайский император сосредоточил в своих руках верховную законодательную, судебную и административную власть, а также обладал исключительным правом принесения жертв и молений "Верховному Небу". Он был неограниченным монархом, замещавшим трон наследственно и по принципу первородства, но мог перед кончиной избрать своим преемником любого из своих сыновей, а если таковых не было, то любого из принцев императорской крови.
Высшими государственными органами империи Цинов являлись Императорский секретариат и Военный совет.
Высшая исполнительная власть осуществлялась, как и ранее через шесть ведомств (приказов): чинов, налогов (финансовое),
церемонии (обрядов), военное, уголовных наказаний, общественных работ.
Управление на местах в Китае времен Цинской династии характеризовалось наличием сильной власти. Территория страны делилась на провинции, а последние, в свою очередь, подразделялись на области, округа и уезды. Каждую провинцию возглавляли два губернатора, военный и гражданский, подчинявшиеся наместнику. Областями, округами и уездами управляли начальники при помощи чиновников и старост.
Судебная власть на всех уровнях была соединена с административной.
2. Цинская династия проводила политику изоляции страны от внешнего мира, но с конца XVIII в. капиталистические государства Европы усилили давление на Китай, стремясь "открыть" его любой ценой. Великобритания в первую очередь предприняла попытки получить новые рынки сбыта и источники сырья.
С 1839 г. англичане развернули против Китая военные действия, которые положили начало "опиумным войнам" (эти войны длились с 1840 по 1842 гг.). Государственный бюрократический аппарат Цинской империи был сильно ослаблен вследствие коррупции и взяточничества; армия, оснащенная устаревшим оружием и имевшая плохую подготовку и выучку, не была в состоянии эффективно оборонять разросшуюся вследствие завоевательных войн империю, не могла противостоять первоклассно вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии.
В августе 1842 г. в Нанкине Китаем был подписан неравноправный договор с Англией, а в 1844 г. аналогичные договоры с Китаем были заключены США и Францией. По этим договорам цинское правительство обязалось открыть для английской торговли пять портов, уплатить огромную контрибуцию, установить льготные таможенные тарифы, а также предоставить иностранцам рад привилегий:
ü право экстерриториальности;
ü право на концессии;
ü принцип наибольшего благоприятствования.
Поражение Китая ознаменовало начало его превращения в полуколониальную страну. Иностранные товары подрывали ремесленное производство, увеличивалось налоговое бремя, вводились всевозможные произвольные поборы.
Одним из следствий "опиумной войны" стало Тайпинское восстание, которое в 1850 г. подняла религиозная секта тайпинов (легальная христианская организация). В ходе восстания была создана дисциплинированная повстанческая армия и провозглашено создание «Небесного государства великого благоденствия». После ряда крупных военных успехов тайпины в марте 1853 г. захватили Нанкин, который переименовали в Небесную столицу.
В Нанкине руководители восстания опубликовали "Земельную систему Небесной династии", представлявшую собой программный документ преобразования китайского общества и государства. Он был основан на идеях "крестьянского коммунизма", на началах уравнительности всех членов общества и предусматривал распределение земли на уравнительных началах, освобождение крестьян от арендной платы помещикам, предоставление равноправия женщинам, государственное содержание нетрудоспособных, меры борьбы с коррупцией и др. Земля и основные средства производства были национализированы, иметь крупные денежные суммы или иную крупную собственность было запрещено.
На практике социально-экономическая политика тайпинов свелась к уменьшению арендной платы за землю с крестьян и переложению значительной части налогового бремени на помещиков и богачей.
Еще в 1856 г. среди руководящей верхушки тайпинов началась распря, а в 1857 г. часть повстанцев ушла в юго-западные провинции. Затем (с 1862 г.) в гражданской войне приняли активное участие англо-французские интервенты на стороне цинского правительства, ив июле 1864 г. столица тайпинов Нанкин была взята цинскими войсками. С захватом столицы и гибелью главных руководителей перестало существовать и тайпинское государство.
3. Тайпинское восстание и "опиумные войны" потрясли Цинский Китай и подтолкнули правящие круги к признанию необходимости реформ.
В структуре государственных органов были произведены некоторые преобразования: учреждена Главная канцелярия по иностранным делам; отменена система двух губернаторов в провинциях (военного и гражданского), и местная власть сосредоточилась в руках наместников; в провинциях закрепились комитеты по восстановлению порядка.
В 1860-х - начале 1880-х гг. император проводил политику "самоусиления», основное назначение которой сводилось к укреплению существовавшего режима. Сторонники этой политики выступали за более тесное сотрудничество с иностранными державами, заимствование иностранного опыта в модернизации вооруженных сил, создание своей военной промышленности, что привело к широкому проникновению в Китай иностранных держав. Используя права и привилегии, иностранцы стали пытаться усилить свое политическое влияние. В результате в 60-е -90-е гг. XIX в. по стране прокатилась волна антииностранных выступлений, переходивших в антиправительственные.
В это же время стали создаваться первые китайские капиталистические предприятия. Вначале это были казенные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, которые строились провинциальными властями за государственный счет и с насильственным привлечением средств местных торговцев и помещиков, а затем стало развиваться и частное предпринимательство. Ведущей силой формирующейся национальной буржуазии стали крупные чиновники и помещики. Капиталистический уклад в Китае пробивал себе дорогу в исключительно трудных условиях господства феодальных отношений в сельском хозяйстве, произвола и ограничений со стороны властей, конкуренции иностранного капитала.
Поражение Китая в войне с Японией (1895 г.) и действия западных стран активизировали деятельность патриотических сил. Буржуазно-помещичья партия реформ, руководимая Кан Ювзем и представлявшая интересы национальной буржуазии, выступила за модернизацию страны, за проведение реформ с помощью императорской власти. В июне 1898 г. она добилась того, что император Гуансюй (Цзай Тянь) издал указ "Об установлении основной линии государственной политики", а затем привлек группу молодых реформаторов - учеников и единомышленников Кан Ювэя для разработки серии радикальных указов, посвященных вопросам экономики, просвещения, деятельности государственного аппарата. Этот период 1898 г. вошел в историю Китая под названием "Сто дней реформ".
Реформы объективно были направлены на создание условий для капиталистического развития Китая, однако издавались в большой спешке, саботировались придворными кругами и бюрократическим аппаратом и по существу остались на бумаге. В сентябре того же года вдовствующая императрица Цыси произвела дворцовый переворот. Император Гуансюй был арестован, его указы отменены, а руководители реформаторов казнены без суда и следствия. Реакционная политика Цинской династии вызывала возмущение китайского народа. В 1905 - 1908 гг. по стране прокатилась волна народных восстаний. В 1910 г. численность крестьянских восстаний превысила их количество в предшествующие годы. В октябре 1911 г. восстание войск в городе Учан завершилось победой. Началась Синъхайская революция, приведшая к свержению монархии и провозглашению Китайской республики. В феврале 1912 г. династия Цин отреклась от престола, а затем Нанкинское собрание делегатов избрало временным президентом Китайской республики Юань Шикая, который в августе 1913 г. установил в стране свою военную диктатуру.
ЛЕКЦИЯ 18