Если указанный порядок сортировки не будет соблюдаться, наблюдателю следует оперативно составить жалобу и вручить ее председателю УИК.

По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана немедленно после подписания протокола об итогах: голосования выдать копию протокола наблюдателю и заверить ее. На вашем экземпляре протокола должно быть не менее трех подписей членов комиссии. Участковая комиссия отмечает факт выдачи копии протоколов в соответствующем реестре. Наблюдатель, получивший копии, расписывается в указанном реестре. После получения протокола на руки, сообщить по телефону результаты голосования в избирательный штаб КПРФ.

Работа еще не закончена...

С получением заверенных копий миссия наблюдателя не заканчивается. Необходимо дождаться сообщения из ТИК о принятии протоколов УИК либо составлении повторного протокола (протоколов). Первые экземпляры протокола УИК об итогах голосования после подписания и выдачи заверенных ко­пий незамедлительно направляются в соответствующую территориальную избирательную комиссию и возврату в УИК не подлежат. Наблюдатель ни при каких условиях не сдает в комиссию полученную ранее копию первого протокола.

Вторые экземпляры протокола предоставляются для ознакомления, а заверенные копии вывешива­ются для всеобщего сведения. Опечатанные бюллетени и иная документация, упакованная в мешки или коробки, с указанием номера избирательного участка, количества бюллетеней и открепительных удо­стоверений, список избирателей, список лиц, присутствовавших при составлении протоколов, и печать УИК передаются на хранение в вышестоящую избирательную комиссию не позднее чем через пять дней после официального опубликования общих результатов выборов.

Если УИК после подписания протокола об итогах голосования и направления его в ТИК выявила в нем неточности (описку, опечатку, ошибку в сложении данных) либо неточность выявлена вышестоящей комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, УИК обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и составлении повторного протокола.

О своем заседании УИК в обязательном порядке должна проинформировать наблюдателя.

В этом случае УИК составляет в двух экземплярах протокол об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный», и выдает его копию наблюдателю.

РАБОТА НАБЛЮДАТЕЛЯ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПЕРЕДАЧИ ИМ КОПИИ ПРОТОКОЛА В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ШТАБ КПРФ.

 
 

Документы, которые составляет наблюдатель при обнаружении нарушений избирательного законодательства или нарушении избирательных прав граждан:

АКТ — это подробное описание места, времени, обстоятельств нарушения, задействованных в нем лиц, сути нарушения, зловредных последствий, указание свидетелей и свидетельств (Приложение М 1).

ЗАЯВЛЕНИЕ - это обращение в участковую избирательную комиссию, в котором сообщается о на­рушении и выдвигается предложение или требование устранить это нарушение, либо уменьшить влияние последствий этого нарушения, либо наказать виновных, либо предпринять иные меры в пределах компетенции той инстанции, которой адресовано заявление (Приложение №2).

АКТ и ЗАЯВЛЕНИЕ подаются в комиссию вместе. Акт оформляется как приложение к заявле­нию. Если комиссия согласна с данными документами, то председатель комиссии должен подписать поданное заявление с указанием времени и даты его принятия. Если же председатель отказывается подписать заявление, то на заявлении делается надпись «Председатель комиссии подписать заявле­ние отказался», которая удостоверяется подписями свидетелей.

ЖАЛОБАсоставляется в случае, когда участковая комиссия не принимает никаких действий по пресечению и устранению указанного в заявлении и акте нарушения и не принимает (председатель не подписывает) заявление. Она подается в вышестоящую комиссию (Приложение № 3). Жалобы поданные в избирательную комиссию в день голосования, должны быть рассмотрены немедленно!

Наблюдатель должен помнить, что необходимо фиксировать актами любые нарушения законода­тельства, так как данные акты при необходимости партия сможет использовать при проведении судеб­ного разбирательства. Единственное ограничение для фиксации мелких (только мелких) нарушений - риск испортить нормальные отношения с УИК. Если комиссия лояльно относится к наблюдателю и благожелательно трактует по отношению к нему законодательство о выборах и позволяет зани­мать самые удобные места для наблюдения, предлагает выгодный график для выездов (выходов) с переносным ящиком, то мелочные придирки могут разрушить эти взаимоотношения. Но и ответное благодушие наблюдателя не должно быть чрезмерным. Вполне возможно, что благосклонность ко­миссии есть отвлекающий, усыпляющий бдительность маневр для осуществления фальсификации выборов.

Все вышеуказанные документы составляются в двух экземплярах, один из которых остается в комиссии, а второй — у лица, которое этот документ составило (наблюдатель, член комиссии с правом совещательного голоса).

Наши рекомендации