Глава 4. конституционное право российской федерации

4.1. Конституция Российской Федерации – базовый закон государства

Конституция (от лат. constitutio – устанавливаю, учреждаю) – Основной закон государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы конституционного строя, организацию государственной власти. Первые конституционные акты в современном значении были приняты в конце XVIII в. (США, Франция, Польша). Обычно Конституция – явление демо­кратического порядка, она принимается народом (или при его участии) и ограничивает институты власти.

Ее сущность большинство авторов определяют как баланс основных со­циальных интересов, представленных в обществе. Близко к этому понима­ние сущности Конституции как проявление социального плюрализма, по­литического компромисса.

Конституция – это система правовых норм, имеющих высшую юриди­ческую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обще­ством, с одной стороны, и государством – с другой, а также основы органи­зации самого государства. Законы и правовые акты, принимаемые в России, не долж­ны противоречить Конституции Российской Федерации.

Первый в советской и российской истории конституционный референ­дум состоялся 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 54,8% избирателей, проголосовавших «за» – 58,4%. Результаты означали, что Конституция РФ принята, 25 декабря 1993 г. она была официально опубликована и начала действовать.

В действующих конституционных нормах отражены некоторые исхо­дные начала концепции естественного права (ст. 2, ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 21, ст. 35 и др.), признаны и гарантированы права и свободы человека и гражданина в соответствии с международно-правовыми стандартами, закреплены прин­ципы и идеалы демократического федеративного правового и социального государства.

Структура Конституции Российской Федерации - краткая преамбула, два раздела, первый раздел охватывает 9 глав и объединяет 137 статей, раз­дел второй содержит заключительные и переходные положения.

Конституция РФ характеризуется содержательной ши­ротой установленных в них норм, которыми охватывают­ся политические, экономические, социальные, духовные отношения.

Верховенство Конституции означает, что она является актом наивысшей юридической силы, ее нормы являются основополагающим источником не только конституцион­ного права, но и других отраслей права — гражданского, административного и др.; текущие законы и другие нор­мативные акты должны приниматься только указанными в Конституции государственными органами и соответство­вать Конституции; государственные органы, органы мест­ного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию.

Верховенство Конституции в правовой системе России обеспечивается специальным механизмом ее реализации и охраны. Вопросами обеспечения конституционности зако­нов и других нормативно-правовых актов, толкования конституционных положений занимается Конституцион­ный Суд РФ.

Теория Конституции прибегает к такому методу ее изу­чения, как классификация, который позволяет охаракте­ризовать данный нормативно-правовой акт в различных ракурсах. Так, по происхождению различают конститу­ции октроированные (дарованные) и установленные волей народа. Действующая российская Конституция принята в порядке всенародного голосования. Следовательно, уста­новленные в ней нормы выступают как форма воплоще­ния государственной воли народа; в ней в юридической форме устанавливаются цели, которые перед собой ставит общество, и принципы его организации и жизнедеятель­ности. По единству документа различают кодифицирован­ные и некодифицированные (например, в Великобритании) Конституции. Российская Конституция является кодифи­цированной, поскольку представляет собой единый акт.

Принято классифицировать Конституции по порядку внесения в нее изменений и поправок. С этих позиций различают гибкие (не предусматривающие особого поряд­ка изменения) и жесткие (предусматривающие строгий порядок своего изменения). Конституция РФ 1993 года характеризуется как жесткая, поскольку ее глава 9 по­священа конституционным поправкам и пересмотру Кон­ституции. Так, положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положений названных глав бу­дет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Сове­та Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом со­зывается Конституционное Собрание.

Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона и вступают в силу после их одоб­рения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов РФ (ст. 136).

Наши рекомендации