Первобытное общество на территории беларуси 4 страница
В процессе формирования народности складывались и развивались особенности духовной белорусской культуры, в частности устно-поэтическое народное творчество. В это время возник и расширился новый эпический жанр — исторические песни и сказания о наиболее близких и волнующих народ событиях. Их главной темой была борьба белорусского народа с иноземными завоевателями. Несмотря на суровые преследования и запреты церкви, которая стремилась искоренить остатки язычества, широкое распространение получила обрядовая поэзия, связанная с важнейшими вехами в жизни человека. Наряду с обрядовыми песнями в XIV — XVI вв. в Белоруссии были широко известны лирические песни на социальные и семейно-бытовые темы, пословицы, поговорки, загадки.
Постепенно развивалась и литература. Наиболее важными и оригинальными памятниками литературы того времени были летописи. Летописные произведения имели конкретную цель — прославить историческое прошлое Великого княжества Литовского и тех, кто своей военно-политической деятельностью содействовал его возвышению среди других государств того времени. Поскольку Витовт оставил яркий след в истории ВКЛ, он и стал центральной фигурой всех литовско-белорусских летописей. Ему даже посвящено панегерическое произведение «Похвала Витовту», которое в той или иной редакции входит во все известные списки летописных сводов.
Культурная жизнь белорусского народа в XIV — первой половине XVI в. не была изолирована от жизни других народов. Благодаря активным контактам со многими западноевропейскими, особенно с юго-западными славянскими странами, в Белоруссии появились произведения переводной литературы как церковного, так и светского содержания. Среди произведений византийского и славянского происхождения значительное место занимали «жития» (например, «Житие Алексея, человека божьего»,
«Повесть О Варлааме и Иосафе»), хранографы, в которых содержались рассказы из Ветхого и Нового заветов, а также из истории Рима и Византии, апокрифы «Сон богородицы», «Послание Иисуса Христа», «О двенадцати мучениях» и др. Среди западноевропейских повестей светского содержания необходимо отметить занимательную «Александрию», в которой рассказывалось о военных подвигах Александра Македонского, «Повесть о Трое», «Повесть о Бове» и др., которые воспевали героизм и воинскую доблесть.
Массу исторических сведений читатели того времени получали из хроник И.Вельского и М.Стрийковского, известных польских хронистов.
Белорусская литература XIV — первой половины XVI в. была представлена и оригинальными поэтическими произведениями.
Начало стихосложению на белорусском языке положил Ф.Скорина. Он известен не только как первопечатник, но и как основатель силабического стихосложения, автор предисловий и послесловий к издаваемым им книгам.
Крупнейшим деятелем культуры того времени был также поэт Михаил Гусовский (около 1480 — после 1533 г.), который писал на латинском языке. В детстве отец приобщил его к профессии охотника, которая воспитала в нем мужество, смелость, выносливость. Наблюдения за жизнью природы обогатили память знаниями о богатстве белорусских лесов и рек, о повадках зверей, о многих явлениях природы. На эти качества обратил внимание один из крупнейших государственных деятелей ВКЛ того времени Эразм Тэлак. С его помощью Гусовский становится советником диплом матической миссии. В 1518 г. он в составе миссии направляется в Рим, что дало возможность познакомиться с достижениями культуры Возрождения. Под влиянием впечатлений у него появилось желание написать книгу о своей Родине — «Песню о зубре». Она была написана в Риме в 1520 г. Это выдающееся произведений является своеобразным гимном белорусской земле, ее народу. В' поэме с огромнейшей поэтической силой описаны красота и богатство природы Белоруссии, занятия и обычаи населения, ратные и трудовые подвиги белорусского народа. Одной из ведущих; тем «Песни о зубре» является тема войны и мира. Автор выступает против войн, которые несут людям неисчислимые бедствия, Интенсивно в этот период развивалась и архитектура. Она сочетала в себе традиции зодчества Белоруссии XI — ХIII вв. и влияние архитектуры Западной Европы, откуда пришли готический и романский стили, ренессанс и барокко. В это время строились преимущественно оборонительные сооружения, дворцы, культовые храмы. Белоруссия была ареной частых военных действий, междуусобных войн феодалов, поэтому на ее землях были возведены десятки крепостей и замков. Города укреплялись деревянными или каменными стенами и башнями, рвами и земляными валами. Наиболее мощные крепости были возведены в Витебске, Полоцке, Могилеве и Гродно. Так, Верхний замок в Полоцке
стоял на высокой горе при впадении Полоты в Западную Двину. Внутри он был застроен общественными и культовыми сооружениями. В XIV — начале XV в. в период подготовки решающего удара по Тевтонскому ордену, деревянные оборонительные сооружения в Гродно и Новогрудке были заменены каменными. Новые каменные крепости были возведены в Крево и Лиде.
Частые набеги крымских татар, обострение отношений с Русским государством, рост антифеодальной борьбы народных масс вынуждали верховную власть и крупных феодалов возводить дворцы, замковые комплексы. Наиболее значительными из них были замки в Мире, Смолянах, Койданове. Выдающимся памятником дворцовой архитектуры XV — XVI вв. является дворцовый ансамбль в Мире. Огороженный мощными стенами с пятью башнями, сооруженными из камня и кирпича, богатый дворец и сегодня имеет внушительный вид.
Высокого художественного уровня достигли белорусские зодчие XV—XVI вв. и в культовой архитектуре. Они создали совершенно новый стиль православного храма и выработали в архитектуре Белоруссии своеобразный стиль — белорусскую готику. Наиболее яркими образцами этого стиля являются церкви оборонительного характера в Сынковичах Слонимского и Малом Можейково Щучинского районов. Они представляют собой небольшие замки.
В связи с развитием городского самоуправления в центрах белорусских городов, начиная с XV столетия, начали возводиться здания магистратов—ратуши. Планировка и архитектура их была разная, потому что строились они в разное время и под влиянием различных архитектурных стилей. Ратуша в Несвиже была возведена во второй половине XVI в., здание увенчено башней Рядом размещались торговые ряды. Комплекс здания напоминал крепостное сооружение. Иначе воспринимается ратуша в Чечерске. Ее строгие и монументальные формы доминировали над жилыми и культовыми сооружениями города.
В изобразительном искусстве в XIV — первой половине XVI в. наиболее распространенными были станковая живопись (иконы), настенные росписи (фрески), декоративная скульптура дворцов и культовых сооружений, книжная графика и народно-прикладное искусство. Развивались они в двух направлениях. Иконопись и скульптура характеризовались плоскостной трактовкой фигур и предметов, отсутствием перспективы. Наибольший интерес вызывает икона Параскевы-Пятницы (находится в экспозиции Государственного художественного музея Республики Беларусь). Отдельные ее части написаны диспропорционально: руки и рот — очень малые, глаза и нос — непомерно большие. Но было бы ошибочным эти особенности объяснять профессиональной безграмотностью автора. Это обусловлено сохранением существующих канонов иконописи. Вытекали они прежде всего из религиозных представлений о святом подвижнике, аскете, игнорирующем земную жизнь и живущем надеждой на будущую счастливую райскую жизнь в потустороннем мире.
Одновременно в написании иконы Параскевы-Пятницы наблюдаются и новые черты, которые свидетельствуют о сдвигах, происшедших в белорусской живописи. Это прежде всего, глубокое вдохновение Параскевы-Пятницы. Ее глаза, полные грусти, выражают чувство любви к людям, заботу об их судьбах. Все остальное: костюм и орнаментированный фон — выступает соподчиненно. Это свидетельствует о пробуждении интереса у художников к человеку, его духовной жизни, интереса, нашедшего позже отражение в портретной, или так называемой парсунной живописи.
В этом же направлении развивалась и монументальная живопись. В это время многие княжеские дворцы и храмы были украшены фресковыми росписями (дворцы в Гродно, Полоцке, Витебске, церкви в Малом Можейково, Сынковичах, костел в Ишкольди и др.). К сожалению, до нашего времени они не сохранились. Но отдельные фрагменты, дошедшие до нас, свидетельствуют, что художники, расписывая стены, пользовались тем же иконописным стилем.
Ко второму направлению относятся произведения светской живописи. Это,главным образом, портреты общественных деятелей, феодалов и князей. До нашего времени дошло несколько оригинальных портретов, которые дают возможность представить пути развития этого жанра белорусской живописи в XIV — первой половине XVI в. Эти портреты можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся портреты-иконы. На них обычно изображались исторические или религиозные деятели, отнесенные после их смерти православной церковью к числу святых. К таким произведениям в первую очередь следует отнести портреты-иконы Евфросиньи Полоцкой, киевского князя Владимира, Александра Невского и князей Бориса и Глеба. Они написаны с соблюдением иконописных традиций.
Ко второй группе относятся портреты-парсуны. Для портретов этой группы уже характерным является то, что художник изображал портретируемого более объемно и по возможности в реальных обстоятельствах. Особенно выразительно это проявилось в портрете Яна I Радзивилла. Автор с исключительной скрупулезностью выписал лицо и одежду портретируемого.
К третьей группе относятся портреты, близкие по своим особенностям к портретам эпохи Возрождения. К портретам этой группы в первую очередь следует отнести портрет Пракседы (Овки) Радзивилл. Его автором был придворный художник. Он скрупулезно передал фактуру материала одежды, одутловатое лицо уже немолодой женщины, ее большие глаза, смотрящие на зрителя в упор. В этом же стиле написаны портреты Николая I Радзивилла, его жены Евдокии, Николая II Радзивилла и др.
В XIV — первой половине XVI в. в Белоруссии широкое развитие получила графика. Это было связано с широким распространением переписки книг. Книги украшались миниатюрами, заставками, концовками и заглавными буквами. Тематика миниатюр была разнообразной. Здесь можно было встретить рисунки евангелистов и портреты деятелей культуры, религии, рисунки на исторические и батальные темы. В заставках, концовках и заглавных буквах рисовались фантастические животные, человекоподобные существа, стилизованные растительные побеги и т.д. Одни из них свободно размещались на плоскости, другие создавали орнаментированную композицию. Образцом такого оформления книг служит Оршанское Евангелие.
Кроме того в оформлении книг важную роль играли рисунки на исторические темы, как это имело место в Радзивилловской, или Кенигсбергской летописи.
Очень красиво оформлялись обложки книг. Они обкладывались бархатом, шелком, металлическими листами, украшенными золотым и серебряным тиснением, эмалью, чернью и драгоценными камнями. Значительный интерес в этом плане представляют оклады Лавришского Евангелия.
Важным видом изобразительного искусства в XVI в. стала гравюра. Ее возникновение было тесно связано с типографским изданием книг, которые начал Ф.Скорина в 1517 — 1525 гг. Он был основателем не только книгопечатания, но и граверного искусства в Белоруссии. Все книги, изданные Скориной, были украшены гравюрами, выполненными на высоком художественном уровне. В отличие от плоскостной трактовки фигур и предметов, характерной для иконописи, в гравюрах Скорины они подаются объемно, в перспективе. Наиболее полно эти черты выявились в гравюрах: «Переход через Иордан», «Руфь», «Плач Еремеи», «Дочь Фараона и Моисей», «Христос и Соломон» и др.
Граверное искусство Скорины было продолжено его последователями, в частности Петром Мстиславцем.
Одновременно с живописью и графикой в XIV — первой половине XVI в. в Белоруссии широкое распространение получила скульптура. Она делилась на декоративную и станковую. Скульптурные произведения украшали дворцы феодалов, церкви и костелы. Наиболее интересным видом монументально-декоративной скульптуры являются иконостасы церквей. Большинство из них имело форму многоярусных щитов, скомпанованных из пилястров, карнизов и колонн, украшенных резным деревянным орнаментом.
Распространенным видом скульптуры в это время были также резные из камня барельефные иконы. Одна из них — Жировичская икона богоматери, представляющая собой изображение богоматери на яшмовом камне. Черты лица ее округлые, контуры плавные. Здесь нет уже той строгости, которая характерна для других икон. Она интересна тем, что автор уже отошел от плоскостной трактовки фигур и перешел к их объемно-пластичной лепке.
В XIV — первой половине XVI в. высокого уровня достигли в Белоруссии также художественная керамика, ювелирное дело, ткачество и вышивка. К наиболее ранним памятникам художественной керамики относятся печные плиты, найденные во время археологических раскопок в г. Гродно. На них встречаются орнаменты самых различных форм — растительный, геометрический, с изображением животных, птиц, людей и т.д.
Развитие орнаментики было тесным образом связано с резьбой по дереву. В своей эволюции эти виды искусства постоянно взаимодействовали, питались традициями народного творчества и новейшими достижениями соседних народов.
Из памятников ювелирного искусства, сохранившихся до наших дней, необходимо отметить чашу 1580 г., которая принадлежала слуцкому князю Юрию Юрьевичу Олелько. Она представляет собой оригинальный памятник прикладного искусства, отличается композиционной уравновешенностью и декоративной сдержанностью. Чаша сделана из серебра с последующим золочением и гравировкой, украшена эмалью.
Высокого уровня в это время достигло и ткачество. Об этом свидетельствует найденный во время раскопок в Гродно шерстяной пояс, расшитый золотыми нитками. Подобные пояса были широко распространены в то время и являлись необходимой принадлежностью одежды князей и магнатов. Их шили из шелковой и бархатной материи, плели из серебряных ниток. К поясам подвешивалась калита, в которой хранились деньги, ножи и ключи. Поверхность поясов украшалась металлическими накладками и орнаментом, вышитым разноцветными нитками.
В развитии культуры XVI в. в Белоруссии большую роль сыграло книгопечатание. Его основоположником был Франциск Скорина, выходец из купеческой семьи из Полоцка. Начальное образование Скорина получил в родном городе, потом учился в Вильно и Кракове. В 1506 г. закончил Краковский университет, после путешествовал по странам Западной Европы, обогащая свои знания во многих отраслях науки. В одном из европейских университетов ему была присвоена ученая степень доктора свободных наук. В 1512 г. в Падуанском университете Ф.Скорина получил титул доктора медицинских наук. В 1517—1519 гг. в Праге, а после в начале 20-х годов в Вильно он занимался книгопечатанием. Издал «Библию», «Апостол» и «Малую подорожную книжицу», всего 42 книги, известные сегодня. Книги Скорины представляют собой шедевры книжного искусства. Они были украшены гравюрами, заставками, заглавными буквами, выполненными на высоком художественном уровне. Последний период своей жизни он провел в Праге, где по приглашению чешского короля работал врачом и придворным ботаником. Умер в 1552 г.
В указанный период продолжало развиваться и театральное искусство. Первыми профессиональными актерами были скоморохи, выступления которых послужили основой для создания репертуара белорусского кукольного театра — батлейки. Репертуар батлейки носил сначала религиозный характер, а затем дополнился интермедиями на бытовые темы. Отрицательными
персонажами интермедий были доктор-шарлатан, жадный корчмар, заносчивый шляхтич и другие лица. Сатирическим и комическим образам противопоставлялись простые люди. Особенно популярными в репертуаре батлейки были интермедии «Вольский— купец польский», «Иродиада», «Барыня и доктор», «Еврей и казак» и др.
В белорусской народной музыке лидировала лирическая песня, развивалась и церковно-певческая хоровая культура. Белорусские народные танцы были массовыми, преимущественно хороводы. В них в художественной форме воспроизводились явления природы, имитировались повадки животных и птиц, трудовые процессы.
Как видно из вышесказанного, белорусская культура в XIV — первой половине XVI в. достигла значительных успехов. Они свидетельствовали о творческих способностях белорусского народа, сумевшего создать в трудные времена богатые культурные ценности. В указанный период сложились и все основные признаки, характеризующие народность, которая формировалась на территории современной Белоруссии. Но как же и когда появилось название «Беларусь», когда закрепилось за всей этнической территорией и что оно обозначало? Ответить на эти вопросы однозначно сегодня пока невозможно, ибо у географов, этнографов и историков существуют разные точки зрения. Попробуем ознакомиться с ними.
Термин «Белая Русь» впервые встречается в летописях под 1135 г. по отношению к Владимиро-Суздальскому княжеству. Со второй половины ХII в. этим термином назывались также московские, смоленские и псковские земли. После XV в. этот термин уже не употреблялся для обозначения Московской Руси.
Наши земли впервые выступили под сегодняшним названием только в 1305 г. на страницах Ипатьевской летописи. Первоначально это название относилось только к Полоцкой земле. После оно постепенно начало распространяться на другие земли — Витебщину, Могилевщину и т.д. С первой половины XVII в. это название уже твердо закрепилось за восточной частью Белоруссии.
Западные белорусские земли до ХГХ в. Белой Русью не назывались. Существовали другие исторические названия: Литва, Черная Русь, Русь Литовская, Подляшье (Брестчина) и др. В первой половине ХIХв. название «Беларусь» в официальных источниках не употреблялось. Но оно выжило, сохранилось и с конца ХIХ в. распространилось на всю территорию современной Белоруссии, а в XX в. было конституционно закреплено в названии Республики.
Что же обозначает этноним «Белая Русь»?
Происхождение этого названия исследователи в разные времена объясняли по-разному: от красоты земли (Макарий, XVI в.), от множества снега (С.Герберштейн, XVI в.), как свободная и независимая (В.Татищев, ХVIIIв.), как независимая от монголо-татар (МЛюбавский, XIX в.), от преимущества белого цвета в одежде населения (Е.Карский, начало XX в.), от светопигментированного и светлоглазого антропологического типа жителей (М.Янчук, начало XX в.). В последнее время появились другие объяснения: название «Белая Русь» связывается с более ранним принятием христианства по сравнению с Черной Русью (Я.Юхо), с широким распространением названий со словом «белая» (П.Крапивин) и др. Но наиболее распространенной была версия, что восточные белорусские земли получили название «Белая Русь» в противоположность Черной Руси (западнобелорусским землям), которые попали в ХШ в. в зависимость от литовских феодалов. Эта версия считалась официальной и фигурировала в школьных учебниках и академических изданиях. Но сегодня такое объяснение удовлетворить нас уже не может. Да и термин «Белая Русь» возник раньше, чем «Черная Русь».
Существуют и другие версии. Наиболее вероятным, как считает А.Рогалев, является объяснение слова «белая» как «центральная» (в географическом смысле), а также «важная», «главная», «наиболее значительная» земля, центр (в политическом смысле). Но попытка Рогалева обосновать, что уже в X в. Полоцкое княжество закрепило за собой название «Белая Русь», не имеет оснований. Следующая версия (писатель К.Тарасов) утверждает, что Белой Русью называли земли, население которых было христианское, в противовес Черной Руси, где будто бы долгое время сохранялось язычество. Есть и другой вариант этой версии (журналист П.Шевцов), который противоположные названия «Белая» и «Черная» Русь объясняет разницей конфессионной принадлежности населения Белоруссии — на востоке — православные (белые — от одеяния православных священников), на западе — католики (черные — от черных сутан ксендзов). Другое объяснение происхождению названий «Белая» и «Черная» Русь дает известный белорусский этнограф М.Ф.Пилипенко. Ссылаясь на Я.Юхо, что название «Черная Русь» восточнославянское население не употребляло, а оно было дано этой территории соседями (балтами), Пилипенко утверждает, что согласно балцкой традиции они назвали западные земли Руси (где жили славяне) « Черной Русью », а восточные— «Белой Русью». У балтов черный цвет символизирует Запад, белый — Восток. Сначала, как считает Пилипенко, эти термины использовались в чисто географическом смысле. Позже, когда возникли локальные отличия в разговорном языке и традиционной культуре восточнославянского населения, названия «Черная» и «Белая» Русь, по всей вероятности, стали обозначать два ареала белорусской этнической территории и символизировать этнографические отличия между ее западной и восточной частями. Эти названия сохранялись до конца XVIII в., пока существовало Великое княжество Литовское. После его ликвидации термин «Черная Русь» постепенно перестал употребляться, а термин «Белая Русь» закрепился за всей этнической территорией, приняв в русском языке свою западноевропейскую форму — Белоруссия. В белорусском языке сохранилась прежняя, восточнославянская форма — Беларусь.
БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ В СОСТАВЕ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (1569 — 1795 гг.)
Образование Речи Посполитой. Политическое положение и социальное развитие Беларуси во второй половине XVI — первой половине ХVII в.
В середине XVI века возник конфликт между ВКЛ и Россией за право обладания прибалтийскими землями и в частности Ливонией. Россия стремилась добиться выхода к Балтийскому морю, но на этом пути стоял Ливонский орден, который в 1557 году попал под влияние Короны Польской и ВКЛ. Между ними был заключен договор о союзе, который противоречил условиям перемирия, заключенного между Ливонией и Россией в 1554 г. Это дало повод русскому царю Ивану IV начать войну с Ливонией. В 1558 году русские войска вступили в Ливонию, взяли Нарву и другие города. Ливонский орден оказался на грани краха. Магистр ордена Кетлер вынужден был ехать в Вильно, где проходил сейм ВКЛ, и просить помощи. 31 августа 1559 г. в Вильно был подписан договор о переходе ордена под протекторат ВКЛ. В ответ на это Иван IV направил свои военные силы к северо-восточным границам ВКЛ. В 1562 году русские войска уже стояли у стен Витебска, Дубровны, Орши, 1Пклова. 15 февраля 1563 года была взята самая мощная крепость в Белоруссии — Полоцк, после чего русские войска начали угрожать Вильно. Хотя в январе 1564 года около Иван-ска 10-тысячный корпус Николая Радзивилла разбил 30-тысячное московское войско, ВКЛ оказалось в сложном положении.
Сложившейся обстановкой воспользовались польские феодалы. Они решили вынудить правящие круги ВКЛ пойти на подписание новой унии, чтобы окончательно подчинить его своему влиянию. С 1564 по 1569 г. этот вопрос 4 раза обсуждался на совместных сеймах Короны Польской и ВКЛ. Чтобы ускорить события, польский король и великий князь Литовский Сигизмунд Август II в январе 1569 г. созвал в Люблине еще один совместный сейм Короны Польской и ВКЛ. Но магнаты ВКЛ не сдавались. Они покинули Люблин и уехали домой. 1 марта 1569 г. сейм прекратил работу.
Чтобы привести к послушанию нарушителей спокойствия, король издал акты 5 марта 1569 г. о присоединении к Короне Подляшья, 28 марта — Волыни, 1 июня — Подолии, 5 июня — Киевщины. Когда же несколько чиновников отказались принять присягу на верность Короне Польской, их сразу же лишили имений и должностей. В этих условиях феодалы ВКЛ вынуждены были согласиться на возобновление переговоров и подписание унии. Она была подписана в июне 1569 года в Люблине и закреплена присягой. Согласно условиям унии ВКЛ и Королевство Польское объе-
динились в одно государство — Речь Посполитую (республику), которая должна была иметь единого короля, избираемого на общем сейме. Отдельных сеймов для ВКЛ и Короны Польской король не имел права созывать. Для обоих государств предусматривалась общая внешняя политика, единая денежная система и т.д. Важным пунктом унии было то, что снимался запрет приобретать землю полякам — в ВКЛ, а жителям ВКЛ — в Польше.
Но положение ВКЛ в составе Речи Посполитой не было настолько трагичным. И после заключения унии оба государства сохранили свою территорию, административно-территориальные системы, законодательство, органы власти, вооруженные сила, государственные языки и самостоятельные названия.
Объединение ВКЛ и Королевства Польского повлияло на ход Ливонской войны. России теперь пришлось воевать с сильным государством, которое по площади и населению занимало 2-е место в Европе после России. Правда, первоначально успех сопутствовал России. Но такое положение длилось недолго. Избранный после смерти Сигизмунда Августа П королем Речи Посполитой Стефан Баторий предпринял ряд мер по активизации военных действий. Летом 1579 г. он двинул свои войска на Полоцк и Псков. Ему удалось взять Полоцк. Летом 1580 г. он осадил Псков, занял Витебск, Усвяты, Велиж, Невель, Великие Луки. В результате русские войска в Ливонии оказались в критическом положении.
После этих событий Россия вынуждена была вступить в переговоры с Речью Посполитой о прекращении войны. Но ни одна из сторон не хотела идти на уступки. Поэтому Варшавский сейм 1580 г. принял решение продолжить военные действия. Но добиться перелома в ходе военных действий не удалось, и Стефан Баторий вынужден был снова начать переговоры с Россией. В 1582 г. между Россией и Речью Посполитой был заключен Ям-Запольский договор о перемирии на 10 лет. В результате договора Россия вынуждена была отказаться от всей Ливонии, Полоцка и Велижа, а Стефан Баторий — от Великих Лук и других захваченных территорий России. Но и после перемирия обе стороны продолжали вынашивать агрессивные планы друг против друга.
Обострение польско-русских отношений наступило в начале ХУП в. Речь Посполитая в связи с гибелью царевича Дмитрия стремилась посадить на московский престол своего ставленника. Используя миф о чудесном спасении царевича, она организовала два похода на Москву (в 1604 и 1607 гг.). Но оба Лжедмитрия (I и П) были убиты и утвердиться в Москве Речи Посполитой не удалось. Неудачей закончился и поход польского короля на Москву в 1609 — 1610 гг. В 1612 г. народное ополчение во главе с Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым вынудило польские войска покинуть пределы Русского государства. Но кое-какие территориальные приобретения Речь Посполитая все же получила. По Девлингскому соглашению 1618 г. в состав ВКЛ и Речи Посполитой были возвращены Смоленск и Смоленщина, Чернигово-Северская земля, города Драгобуж, Можайск и Вязьма.
Мирно сосуществовали Москва и Речь Посполитая на протяжении 14 лет. В 1632 г. между ними вновь разгорелась борьба за Смоленск. Война длилась два года и закончилась подписанием Поляновского договора, который подтвердил границы между ними, установленные в 1618 г. Определялся 20-летний срок договора, и он в основном был выдержан.
Ведя борьбу с Россией, правящие круги Речи Посполитой стремились укрепить свое влияние в приграничных с ней районах и в первую очередь в Белоруссии. В этом их активно поддерживала католическая церковь и ее ударный отряд — орден иезуитов, получивший после Люблинской унии в восточных районах ВКЛ обширные земельные владения. Расширили свою сеть и другие монашеские католические ордена — бернардинцев, кармелитов, доминиканцев, францисканцев и др. Они должны были содействовать распространению католицизма среди местного православного населения, ликвидировать оппозиционные настроения местной православной шляхты, мещан и горожан, которые не раз демонстрировали свои симпатии к России в ходе многочисленных войн.
В насаждении католицизма в Белоруссии был заинтересован и Ватикан. Он давно вынашивал планы включения в сферу своего влияния православного населения не только Белоруссии и Украины, но и на огромных пространствах России.
Имели место и другие причины активизации деятельности католической церкви в Белоруссии в рассматриваемый период. Одной из них было возникновение и развитие реформационного движения в Литве и Белоруссии. В середине XVI в. началось стремительное распространение идей западноевропейского протестантизма, итальянского антитринитаризма, русской ереси. Религиозными новшествами особенно увлеклись магнаты (Радзивиллы, Сапеги, Валовичи, Глебовичи и др.) — противники унии с Польшей. С помощью протестантской веры они планировали сохранить обособленность ВКЛ, ослабить в нем влияние католической Польши. Шляхту и зажиточных горожан Реформация привлекала возможностью подорвать могущество церкви, которая ущемляла их права. Но широкие народные массы остались глухими к ней. Поэтому реформационное движение здесь не получило такого размаха, как в странах Европы.
Из всех реформационных течений наибольшее распространение в Великом княжестве Литовском, в том числе и в Белоруссии, получил кальвинизм. В 50-е годы XVI в. в него перешли большинство магнатов и значительная часть шляхты. В 60-е годы на территории Белоруссии уже действовали десятки реформационных общин, а при них — церкви, школы, приюты, типографии. Крупнейшими реформационными центрами в Белоруссии стали Брест, Несвиж, Витебск, Новогрудок, Клецк, Лоск, Ивье, Слуцк, Койданово и др. населенные пункты. Вокруг них группировались известные ученые, проповедники, писатели, книгоиздатели. Некоторые из них (С.Будньгй, В.Тяпинский и др.) поднялись до уровня знаменитых европейских мыслителей. Реформационное движение содействовало активизации духовной жизни общества, оказало благотворное влияние на развитие книгопечатания, развитие гуманистических и рационалистических тенденций в белорусской культуре, расширению ее международных контактов.