Первобытное общество на территории беларуси 4 страница

В процессе формирования народности складывались и раз­вивались особенности духовной белорусской культуры, в частно­сти устно-поэтическое народное творчество. В это время возник и расширился новый эпический жанр — исторические песни и сказания о наиболее близких и волнующих народ событиях. Их главной темой была борьба белорусского народа с иноземными завоевателями. Несмотря на суровые преследования и запреты церкви, которая стремилась искоренить остатки язычества, ши­рокое распространение получила обрядовая поэзия, связанная с важнейшими вехами в жизни человека. Наряду с обрядовыми песнями в XIV — XVI вв. в Белоруссии были широко известны лирические песни на социальные и семейно-бытовые темы, по­словицы, поговорки, загадки.

Постепенно развивалась и литература. Наиболее важными и оригинальными памятниками литературы того времени были летописи. Летописные произведения имели конкретную цель — прославить историческое прошлое Великого княжества Литовс­кого и тех, кто своей военно-политической деятельностью содей­ствовал его возвышению среди других государств того времени. Поскольку Витовт оставил яркий след в истории ВКЛ, он и стал центральной фигурой всех литовско-белорусских летописей. Ему даже посвящено панегерическое произведение «Похвала Витовту», которое в той или иной редакции входит во все известные списки летописных сводов.

Культурная жизнь белорусского народа в XIV — первой поло­вине XVI в. не была изолирована от жизни других народов. Бла­годаря активным контактам со многими западноевропейскими, особенно с юго-западными славянскими странами, в Белоруссии появились произведения переводной литературы как церковно­го, так и светского содержания. Среди произведений византийс­кого и славянского происхождения значительное место занима­ли «жития» (например, «Житие Алексея, человека божьего»,

«Повесть О Варлааме и Иосафе»), хранографы, в которых содер­жались рассказы из Ветхого и Нового заветов, а также из истории Рима и Византии, апокрифы «Сон богородицы», «Послание Иису­са Христа», «О двенадцати мучениях» и др. Среди западноевро­пейских повестей светского содержания необходимо отметить занимательную «Александрию», в которой рассказывалось о во­енных подвигах Александра Македонского, «Повесть о Трое», «Повесть о Бове» и др., которые воспевали героизм и воинскую доблесть.

Массу исторических сведений читатели того времени полу­чали из хроник И.Вельского и М.Стрийковского, известных польских хронистов.

Белорусская литература XIV — первой половины XVI в. была представлена и оригинальными поэтическими произведениями.

Начало стихосложению на белорусском языке положил Ф.Скорина. Он известен не только как первопечатник, но и как основа­тель силабического стихосложения, автор предисловий и после­словий к издаваемым им книгам.

Крупнейшим деятелем культуры того времени был также поэт Михаил Гусовский (около 1480 — после 1533 г.), который писал на латинском языке. В детстве отец приобщил его к профессии охот­ника, которая воспитала в нем мужество, смелость, выносливость. Наблюдения за жизнью природы обогатили память знаниями о богатстве белорусских лесов и рек, о повадках зверей, о многих явлениях природы. На эти качества обратил внимание один из крупнейших государственных деятелей ВКЛ того времени Эразм Тэлак. С его помощью Гусовский становится советником диплом матической миссии. В 1518 г. он в составе миссии направляется в Рим, что дало возможность познакомиться с достижениями куль­туры Возрождения. Под влиянием впечатлений у него появилось желание написать книгу о своей Родине — «Песню о зубре». Она была написана в Риме в 1520 г. Это выдающееся произведений является своеобразным гимном белорусской земле, ее народу. В' поэме с огромнейшей поэтической силой описаны красота и богатство природы Белоруссии, занятия и обычаи населения, рат­ные и трудовые подвиги белорусского народа. Одной из ведущих; тем «Песни о зубре» является тема войны и мира. Автор выступа­ет против войн, которые несут людям неисчислимые бедствия, Интенсивно в этот период развивалась и архитектура. Она сочетала в себе традиции зодчества Белоруссии XI — ХIII вв. и влияние архитектуры Западной Европы, откуда пришли готичес­кий и романский стили, ренессанс и барокко. В это время строились преимущественно оборонительные сооружения, дворцы, культовые храмы. Белоруссия была ареной частых военных действий, междуусобных войн феодалов, поэтому на ее землях были возведены десятки крепостей и замков. Города укреплялись де­ревянными или каменными стенами и башнями, рвами и земляными валами. Наиболее мощные крепости были возведены в Ви­тебске, Полоцке, Могилеве и Гродно. Так, Верхний замок в Полоцке

стоял на высокой горе при впадении Полоты в Западную Двину. Внутри он был застроен общественными и культовыми сооруже­ниями. В XIV — начале XV в. в период подготовки решающего удара по Тевтонскому ордену, деревянные оборонительные соору­жения в Гродно и Новогрудке были заменены каменными. Новые каменные крепости были возведены в Крево и Лиде.

Частые набеги крымских татар, обострение отношений с Рус­ским государством, рост антифеодальной борьбы народных масс вынуждали верховную власть и крупных феодалов возводить двор­цы, замковые комплексы. Наиболее значительными из них были замки в Мире, Смолянах, Койданове. Выдающимся памятником дворцовой архитектуры XV — XVI вв. является дворцовый ан­самбль в Мире. Огороженный мощными стенами с пятью башня­ми, сооруженными из камня и кирпича, богатый дворец и сегод­ня имеет внушительный вид.

Высокого художественного уровня достигли белорусские зод­чие XV—XVI вв. и в культовой архитектуре. Они создали совер­шенно новый стиль православного храма и выработали в архи­тектуре Белоруссии своеобразный стиль — белорусскую готику. Наиболее яркими образцами этого стиля являются церкви оборо­нительного характера в Сынковичах Слонимского и Малом Можейково Щучинского районов. Они представляют собой неболь­шие замки.

В связи с развитием городского самоуправления в центрах белорусских городов, начиная с XV столетия, начали возводиться здания магистратов—ратуши. Планировка и архитектура их была разная, потому что строились они в разное время и под влиянием различных архитектурных стилей. Ратуша в Несвиже была воз­ведена во второй половине XVI в., здание увенчено башней Ря­дом размещались торговые ряды. Комплекс здания напоминал крепостное сооружение. Иначе воспринимается ратуша в Чечерске. Ее строгие и монументальные формы доминировали над жи­лыми и культовыми сооружениями города.

В изобразительном искусстве в XIV — первой половине XVI в. наиболее распространенными были станковая живопись (иконы), настенные росписи (фрески), декоративная скульптура дворцов и культовых сооружений, книжная графика и народно-приклад­ное искусство. Развивались они в двух направлениях. Иконопись и скульптура характеризовались плоскостной трактовкой фигур и предметов, отсутствием перспективы. Наибольший интерес вы­зывает икона Параскевы-Пятницы (находится в экспозиции Госу­дарственного художественного музея Республики Беларусь). От­дельные ее части написаны диспропорционально: руки и рот — очень малые, глаза и нос — непомерно большие. Но было бы оши­бочным эти особенности объяснять профессиональной безграмот­ностью автора. Это обусловлено сохранением существующих ка­нонов иконописи. Вытекали они прежде всего из религиозных представлений о святом подвижнике, аскете, игнорирующем зем­ную жизнь и живущем надеждой на будущую счастливую райс­кую жизнь в потустороннем мире.

Одновременно в написании иконы Параскевы-Пятницы на­блюдаются и новые черты, которые свидетельствуют о сдвигах, происшедших в белорусской живописи. Это прежде всего, глубо­кое вдохновение Параскевы-Пятницы. Ее глаза, полные грусти, выражают чувство любви к людям, заботу об их судьбах. Все ос­тальное: костюм и орнаментированный фон — выступает сопод­чиненно. Это свидетельствует о пробуждении интереса у худож­ников к человеку, его духовной жизни, интереса, нашедшего позже отражение в портретной, или так называемой парсунной жи­вописи.

В этом же направлении развивалась и монументальная жи­вопись. В это время многие княжеские дворцы и храмы были ук­рашены фресковыми росписями (дворцы в Гродно, Полоцке, Ви­тебске, церкви в Малом Можейково, Сынковичах, костел в Ишкольди и др.). К сожалению, до нашего времени они не сохра­нились. Но отдельные фрагменты, дошедшие до нас, свидетель­ствуют, что художники, расписывая стены, пользовались тем же иконописным стилем.

Ко второму направлению относятся произведения светской живописи. Это,главным образом, портреты общественных деяте­лей, феодалов и князей. До нашего времени дошло несколько ори­гинальных портретов, которые дают возможность представить пути развития этого жанра белорусской живописи в XIV — пер­вой половине XVI в. Эти портреты можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся портреты-иконы. На них обыч­но изображались исторические или религиозные деятели, отне­сенные после их смерти православной церковью к числу святых. К таким произведениям в первую очередь следует отнести порт­реты-иконы Евфросиньи Полоцкой, киевского князя Владимира, Александра Невского и князей Бориса и Глеба. Они написаны с соблюдением иконописных традиций.

Ко второй группе относятся портреты-парсуны. Для портре­тов этой группы уже характерным является то, что художник изоб­ражал портретируемого более объемно и по возможности в ре­альных обстоятельствах. Особенно выразительно это проявилось в портрете Яна I Радзивилла. Автор с исключительной скрупулез­ностью выписал лицо и одежду портретируемого.

К третьей группе относятся портреты, близкие по своим осо­бенностям к портретам эпохи Возрождения. К портретам этой группы в первую очередь следует отнести портрет Пракседы (Овки) Радзивилл. Его автором был придворный художник. Он скрупулезно передал фактуру материала одежды, одутловатое лицо уже немолодой женщины, ее большие глаза, смотрящие на зрителя в упор. В этом же стиле написаны портреты Николая I Радзивилла, его жены Евдокии, Николая II Радзивилла и др.

В XIV — первой половине XVI в. в Белоруссии широкое раз­витие получила графика. Это было связано с широким распрост­ранением переписки книг. Книги украшались миниатюрами, зас­тавками, концовками и заглавными буквами. Тематика миниатюр была разнообразной. Здесь можно было встретить рисунки еван­гелистов и портреты деятелей культуры, религии, рисунки на исторические и батальные темы. В заставках, концовках и заг­лавных буквах рисовались фантастические животные, человеко­подобные существа, стилизованные растительные побеги и т.д. Одни из них свободно размещались на плоскости, другие созда­вали орнаментированную композицию. Образцом такого оформ­ления книг служит Оршанское Евангелие.

Кроме того в оформлении книг важную роль играли рисунки на исторические темы, как это имело место в Радзивилловской, или Кенигсбергской летописи.

Очень красиво оформлялись обложки книг. Они обкладыва­лись бархатом, шелком, металлическими листами, украшенными золотым и серебряным тиснением, эмалью, чернью и драгоцен­ными камнями. Значительный интерес в этом плане представля­ют оклады Лавришского Евангелия.

Важным видом изобразительного искусства в XVI в. стала гравюра. Ее возникновение было тесно связано с типографским изданием книг, которые начал Ф.Скорина в 1517 — 1525 гг. Он был основателем не только книгопечатания, но и граверного ис­кусства в Белоруссии. Все книги, изданные Скориной, были укра­шены гравюрами, выполненными на высоком художественном уровне. В отличие от плоскостной трактовки фигур и предметов, характерной для иконописи, в гравюрах Скорины они подаются объемно, в перспективе. Наиболее полно эти черты выявились в гравюрах: «Переход через Иордан», «Руфь», «Плач Еремеи», «Дочь Фараона и Моисей», «Христос и Соломон» и др.

Граверное искусство Скорины было продолжено его после­дователями, в частности Петром Мстиславцем.

Одновременно с живописью и графикой в XIV — первой по­ловине XVI в. в Белоруссии широкое распространение получила скульптура. Она делилась на декоративную и станковую. Скульп­турные произведения украшали дворцы феодалов, церкви и кос­телы. Наиболее интересным видом монументально-декоративной скульптуры являются иконостасы церквей. Большинство из них имело форму многоярусных щитов, скомпанованных из пиляст­ров, карнизов и колонн, украшенных резным деревянным орна­ментом.

Распространенным видом скульптуры в это время были так­же резные из камня барельефные иконы. Одна из них — Жировичская икона богоматери, представляющая собой изображение богоматери на яшмовом камне. Черты лица ее округлые, конту­ры плавные. Здесь нет уже той строгости, которая характерна для других икон. Она интересна тем, что автор уже отошел от плоско­стной трактовки фигур и перешел к их объемно-пластичной лепке.

В XIV — первой половине XVI в. высокого уровня достигли в Белоруссии также художественная керамика, ювелирное дело, ткачество и вышивка. К наиболее ранним памятникам художе­ственной керамики относятся печные плиты, найденные во вре­мя археологических раскопок в г. Гродно. На них встречаются орнаменты самых различных форм — растительный, геометри­ческий, с изображением животных, птиц, людей и т.д.

Развитие орнаментики было тесным образом связано с резь­бой по дереву. В своей эволюции эти виды искусства постоянно взаимодействовали, питались традициями народного творчества и новейшими достижениями соседних народов.

Из памятников ювелирного искусства, сохранившихся до на­ших дней, необходимо отметить чашу 1580 г., которая принадле­жала слуцкому князю Юрию Юрьевичу Олелько. Она представля­ет собой оригинальный памятник прикладного искусства, отличается композиционной уравновешенностью и декоративной сдержанностью. Чаша сделана из серебра с последующим золо­чением и гравировкой, украшена эмалью.

Высокого уровня в это время достигло и ткачество. Об этом свидетельствует найденный во время раскопок в Гродно шерстя­ной пояс, расшитый золотыми нитками. Подобные пояса были широко распространены в то время и являлись необходимой при­надлежностью одежды князей и магнатов. Их шили из шелковой и бархатной материи, плели из серебряных ниток. К поясам под­вешивалась калита, в которой хранились деньги, ножи и ключи. Поверхность поясов украшалась металлическими накладками и орнаментом, вышитым разноцветными нитками.

В развитии культуры XVI в. в Белоруссии большую роль сыг­рало книгопечатание. Его основоположником был Франциск Скорина, выходец из купеческой семьи из Полоцка. Начальное обра­зование Скорина получил в родном городе, потом учился в Вильно и Кракове. В 1506 г. закончил Краковский университет, после пу­тешествовал по странам Западной Европы, обогащая свои знания во многих отраслях науки. В одном из европейских универ­ситетов ему была присвоена ученая степень доктора свободных наук. В 1512 г. в Падуанском университете Ф.Скорина получил титул доктора медицинских наук. В 1517—1519 гг. в Праге, а пос­ле в начале 20-х годов в Вильно он занимался книгопечатанием. Издал «Библию», «Апостол» и «Малую подорожную книжицу», всего 42 книги, известные сегодня. Книги Скорины представляют собой шедевры книжного искусства. Они были украшены гравю­рами, заставками, заглавными буквами, выполненными на высо­ком художественном уровне. Последний период своей жизни он провел в Праге, где по приглашению чешского короля работал врачом и придворным ботаником. Умер в 1552 г.

В указанный период продолжало развиваться и театральное искусство. Первыми профессиональными актерами были скомо­рохи, выступления которых послужили основой для создания ре­пертуара белорусского кукольного театра — батлейки. Реперту­ар батлейки носил сначала религиозный характер, а затем дополнился интермедиями на бытовые темы. Отрицательными

персонажами интермедий были доктор-шарлатан, жадный корчмар, заносчивый шляхтич и другие лица. Сатирическим и коми­ческим образам противопоставлялись простые люди. Особенно популярными в репертуаре батлейки были интермедии «Вольс­кий— купец польский», «Иродиада», «Барыня и доктор», «Еврей и казак» и др.

В белорусской народной музыке лидировала лирическая пес­ня, развивалась и церковно-певческая хоровая культура. Белорус­ские народные танцы были массовыми, преимущественно хоро­воды. В них в художественной форме воспроизводились явления природы, имитировались повадки животных и птиц, трудовые процессы.

Как видно из вышесказанного, белорусская культура в XIV — первой половине XVI в. достигла значительных успехов. Они сви­детельствовали о творческих способностях белорусского народа, сумевшего создать в трудные времена богатые культурные цен­ности. В указанный период сложились и все основные признаки, характеризующие народность, которая формировалась на терри­тории современной Белоруссии. Но как же и когда появилось на­звание «Беларусь», когда закрепилось за всей этнической терри­торией и что оно обозначало? Ответить на эти вопросы однозначно сегодня пока невозможно, ибо у географов, этнографов и исто­риков существуют разные точки зрения. Попробуем ознакомить­ся с ними.

Термин «Белая Русь» впервые встречается в летописях под 1135 г. по отношению к Владимиро-Суздальскому княжеству. Со второй половины ХII в. этим термином назывались также москов­ские, смоленские и псковские земли. После XV в. этот термин уже не употреблялся для обозначения Московской Руси.

Наши земли впервые выступили под сегодняшним названи­ем только в 1305 г. на страницах Ипатьевской летописи. Первона­чально это название относилось только к Полоцкой земле. После оно постепенно начало распространяться на другие земли — Витебщину, Могилевщину и т.д. С первой половины XVII в. это на­звание уже твердо закрепилось за восточной частью Белоруссии.

Западные белорусские земли до ХГХ в. Белой Русью не назы­вались. Существовали другие исторические названия: Литва, Чер­ная Русь, Русь Литовская, Подляшье (Брестчина) и др. В первой половине ХIХв. название «Беларусь» в официальных источниках не употреблялось. Но оно выжило, сохранилось и с конца ХIХ в. распространилось на всю территорию современной Белоруссии, а в XX в. было конституционно закреплено в названии Республики.

Что же обозначает этноним «Белая Русь»?

Происхождение этого названия исследователи в разные вре­мена объясняли по-разному: от красоты земли (Макарий, XVI в.), от множества снега (С.Герберштейн, XVI в.), как свободная и не­зависимая (В.Татищев, ХVIIIв.), как независимая от монголо-татар (МЛюбавский, XIX в.), от преимущества белого цвета в одежде населения (Е.Карский, начало XX в.), от светопигментированного и светлоглазого антропологического типа жителей (М.Янчук, на­чало XX в.). В последнее время появились другие объяснения: название «Белая Русь» связывается с более ранним принятием христианства по сравнению с Черной Русью (Я.Юхо), с широким распространением названий со словом «белая» (П.Крапивин) и др. Но наиболее распространенной была версия, что восточные белорусские земли получили название «Белая Русь» в противопо­ложность Черной Руси (западнобелорусским землям), которые попали в ХШ в. в зависимость от литовских феодалов. Эта версия считалась официальной и фигурировала в школьных учебниках и академических изданиях. Но сегодня такое объяснение удов­летворить нас уже не может. Да и термин «Белая Русь» возник раньше, чем «Черная Русь».

Существуют и другие версии. Наиболее вероятным, как счи­тает А.Рогалев, является объяснение слова «белая» как «централь­ная» (в географическом смысле), а также «важная», «главная», «наиболее значительная» земля, центр (в политическом смысле). Но попытка Рогалева обосновать, что уже в X в. Полоцкое княже­ство закрепило за собой название «Белая Русь», не имеет основа­ний. Следующая версия (писатель К.Тарасов) утверждает, что Бе­лой Русью называли земли, население которых было христианское, в противовес Черной Руси, где будто бы долгое время сохраня­лось язычество. Есть и другой вариант этой версии (журналист П.Шевцов), который противоположные названия «Белая» и «Чер­ная» Русь объясняет разницей конфессионной принадлежности населения Белоруссии — на востоке — православные (белые — от одеяния православных священников), на западе — католики (черные — от черных сутан ксендзов). Другое объяснение проис­хождению названий «Белая» и «Черная» Русь дает известный бе­лорусский этнограф М.Ф.Пилипенко. Ссылаясь на Я.Юхо, что название «Черная Русь» восточнославянское население не упот­ребляло, а оно было дано этой территории соседями (балтами), Пилипенко утверждает, что согласно балцкой традиции они на­звали западные земли Руси (где жили славяне) « Черной Русью », а восточные— «Белой Русью». У балтов черный цвет символизиру­ет Запад, белый — Восток. Сначала, как считает Пилипенко, эти термины использовались в чисто географическом смысле. Поз­же, когда возникли локальные отличия в разговорном языке и традиционной культуре восточнославянского населения, назва­ния «Черная» и «Белая» Русь, по всей вероятности, стали обозна­чать два ареала белорусской этнической территории и символи­зировать этнографические отличия между ее западной и восточной частями. Эти названия сохранялись до конца XVIII в., пока существовало Великое княжество Литовское. После его лик­видации термин «Черная Русь» постепенно перестал употреблять­ся, а термин «Белая Русь» закрепился за всей этнической терри­торией, приняв в русском языке свою западноевропейскую форму — Белоруссия. В белорусском языке сохранилась прежняя, восточнославянская форма — Беларусь.

БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ В СОСТАВЕ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (1569 — 1795 гг.)

Образование Речи Посполитой. Политическое положение и социальное развитие Беларуси во второй половине XVI — первой половине ХVII в.

В середине XVI века возник конфликт между ВКЛ и Рос­сией за право обладания прибалтийскими землями и в частности Ливонией. Россия стремилась добиться выхода к Балтийскому морю, но на этом пути стоял Ливонский орден, который в 1557 году попал под влияние Короны Польской и ВКЛ. Между ними был заключен договор о союзе, который противоречил условиям перемирия, заключенного между Ливонией и Россией в 1554 г. Это дало повод русскому царю Ивану IV начать войну с Ливонией. В 1558 году русские войска вступили в Ливонию, взяли Нарву и другие города. Ливонский орден оказался на грани краха. Магистр ордена Кетлер вынужден был ехать в Вильно, где проходил сейм ВКЛ, и просить помощи. 31 августа 1559 г. в Вильно был подпи­сан договор о переходе ордена под протекторат ВКЛ. В ответ на это Иван IV направил свои военные силы к северо-восточным грани­цам ВКЛ. В 1562 году русские войска уже стояли у стен Витебска, Дубровны, Орши, 1Пклова. 15 февраля 1563 года была взята самая мощная крепость в Белоруссии — Полоцк, после чего русские вой­ска начали угрожать Вильно. Хотя в январе 1564 года около Иван-ска 10-тысячный корпус Николая Радзивилла разбил 30-тысячное московское войско, ВКЛ оказалось в сложном положении.

Сложившейся обстановкой воспользовались польские феода­лы. Они решили вынудить правящие круги ВКЛ пойти на подпи­сание новой унии, чтобы окончательно подчинить его своему вли­янию. С 1564 по 1569 г. этот вопрос 4 раза обсуждался на совместных сеймах Короны Польской и ВКЛ. Чтобы ускорить со­бытия, польский король и великий князь Литовский Сигизмунд Август II в январе 1569 г. созвал в Люблине еще один совместный сейм Короны Польской и ВКЛ. Но магнаты ВКЛ не сдавались. Они покинули Люблин и уехали домой. 1 марта 1569 г. сейм прекра­тил работу.

Чтобы привести к послушанию нарушителей спокойствия, король издал акты 5 марта 1569 г. о присоединении к Короне Подляшья, 28 марта — Волыни, 1 июня — Подолии, 5 июня — Киевщины. Когда же несколько чиновников отказались принять при­сягу на верность Короне Польской, их сразу же лишили имений и должностей. В этих условиях феодалы ВКЛ вынуждены были со­гласиться на возобновление переговоров и подписание унии. Она была подписана в июне 1569 года в Люблине и закреплена прися­гой. Согласно условиям унии ВКЛ и Королевство Польское объе-

динились в одно государство — Речь Посполитую (республику), которая должна была иметь единого короля, избираемого на об­щем сейме. Отдельных сеймов для ВКЛ и Короны Польской ко­роль не имел права созывать. Для обоих государств предусматри­валась общая внешняя политика, единая денежная система и т.д. Важным пунктом унии было то, что снимался запрет приобре­тать землю полякам — в ВКЛ, а жителям ВКЛ — в Польше.

Но положение ВКЛ в составе Речи Посполитой не было на­столько трагичным. И после заключения унии оба государства сохранили свою территорию, административно-территориальные системы, законодательство, органы власти, вооруженные сила, государственные языки и самостоятельные названия.

Объединение ВКЛ и Королевства Польского повлияло на ход Ливонской войны. России теперь пришлось воевать с сильным государством, которое по площади и населению занимало 2-е ме­сто в Европе после России. Правда, первоначально успех сопут­ствовал России. Но такое положение длилось недолго. Избранный после смерти Сигизмунда Августа П королем Речи Посполитой Стефан Баторий предпринял ряд мер по активизации военных действий. Летом 1579 г. он двинул свои войска на Полоцк и Псков. Ему удалось взять Полоцк. Летом 1580 г. он осадил Псков, занял Витебск, Усвяты, Велиж, Невель, Великие Луки. В результате рус­ские войска в Ливонии оказались в критическом положении.

После этих событий Россия вынуждена была вступить в пе­реговоры с Речью Посполитой о прекращении войны. Но ни одна из сторон не хотела идти на уступки. Поэтому Варшавский сейм 1580 г. принял решение продолжить военные действия. Но добить­ся перелома в ходе военных действий не удалось, и Стефан Бато­рий вынужден был снова начать переговоры с Россией. В 1582 г. между Россией и Речью Посполитой был заключен Ям-Запольский договор о перемирии на 10 лет. В результате договора Россия вынуждена была отказаться от всей Ливонии, Полоцка и Велижа, а Стефан Баторий — от Великих Лук и других захваченных тер­риторий России. Но и после перемирия обе стороны продолжали вынашивать агрессивные планы друг против друга.

Обострение польско-русских отношений наступило в начале ХУП в. Речь Посполитая в связи с гибелью царевича Дмитрия стре­милась посадить на московский престол своего ставленника. Ис­пользуя миф о чудесном спасении царевича, она организовала два похода на Москву (в 1604 и 1607 гг.). Но оба Лжедмитрия (I и П) были убиты и утвердиться в Москве Речи Посполитой не уда­лось. Неудачей закончился и поход польского короля на Москву в 1609 — 1610 гг. В 1612 г. народное ополчение во главе с Дмитри­ем Пожарским и Кузьмой Мининым вынудило польские войска покинуть пределы Русского государства. Но кое-какие террито­риальные приобретения Речь Посполитая все же получила. По Девлингскому соглашению 1618 г. в состав ВКЛ и Речи Посполитой были возвращены Смоленск и Смоленщина, Чернигово-Северская земля, города Драгобуж, Можайск и Вязьма.

Мирно сосуществовали Москва и Речь Посполитая на протя­жении 14 лет. В 1632 г. между ними вновь разгорелась борьба за Смоленск. Война длилась два года и закончилась подписанием Поляновского договора, который подтвердил границы между ними, установленные в 1618 г. Определялся 20-летний срок дого­вора, и он в основном был выдержан.

Ведя борьбу с Россией, правящие круги Речи Посполитой стре­мились укрепить свое влияние в приграничных с ней районах и в первую очередь в Белоруссии. В этом их активно поддерживала католическая церковь и ее ударный отряд — орден иезуитов, по­лучивший после Люблинской унии в восточных районах ВКЛ об­ширные земельные владения. Расширили свою сеть и другие мо­нашеские католические ордена — бернардинцев, кармелитов, доминиканцев, францисканцев и др. Они должны были содейство­вать распространению католицизма среди местного православ­ного населения, ликвидировать оппозиционные настроения мес­тной православной шляхты, мещан и горожан, которые не раз демонстрировали свои симпатии к России в ходе многочислен­ных войн.

В насаждении католицизма в Белоруссии был заинтересован и Ватикан. Он давно вынашивал планы включения в сферу свое­го влияния православного населения не только Белоруссии и Ук­раины, но и на огромных пространствах России.

Имели место и другие причины активизации деятельности католической церкви в Белоруссии в рассматриваемый период. Одной из них было возникновение и развитие реформационного движения в Литве и Белоруссии. В середине XVI в. началось стре­мительное распространение идей западноевропейского протес­тантизма, итальянского антитринитаризма, русской ереси. Рели­гиозными новшествами особенно увлеклись магнаты (Радзивиллы, Сапеги, Валовичи, Глебовичи и др.) — противники унии с Польшей. С помощью протестантской веры они планировали сохранить обо­собленность ВКЛ, ослабить в нем влияние католической Польши. Шляхту и зажиточных горожан Реформация привлекала возмож­ностью подорвать могущество церкви, которая ущемляла их пра­ва. Но широкие народные массы остались глухими к ней. Поэто­му реформационное движение здесь не получило такого размаха, как в странах Европы.

Из всех реформационных течений наибольшее распростра­нение в Великом княжестве Литовском, в том числе и в Белорус­сии, получил кальвинизм. В 50-е годы XVI в. в него перешли боль­шинство магнатов и значительная часть шляхты. В 60-е годы на территории Белоруссии уже действовали десятки реформационных общин, а при них — церкви, школы, приюты, типографии. Крупнейшими реформационными центрами в Белоруссии стали Брест, Несвиж, Витебск, Новогрудок, Клецк, Лоск, Ивье, Слуцк, Койданово и др. населенные пункты. Вокруг них группировались известные ученые, проповедники, писатели, книгоиздатели. Не­которые из них (С.Будньгй, В.Тяпинский и др.) поднялись до уров­ня знаменитых европейских мыслителей. Реформационное дви­жение содействовало активизации духовной жизни общества, оказало благотворное влияние на развитие книгопечатания, раз­витие гуманистических и рационалистических тенденций в бело­русской культуре, расширению ее международных контактов.

Наши рекомендации